Специальные жидкости для автомобилей – Глава 5 Специальные жидкости

Содержание

Специальные жидкости — это… Что такое Специальные жидкости?

Специальные жидкости, используются в технике в качестве рабочего тела (например в гидроприводах, гидросистемах тормозов, амортизаторах), а также как охлаждающие, разделительные или противообледенительные агенты и т. д.

Наиболее распространены гидравлические жидкости (>50% всех специальных жидкостей), используемые при температурах от −60 гр. С до 200 гр. С и давлении до 50 МПа.

Различают 3 группы этих жидкостей: маловязкие (3,5-5 мм^2/с при 50 гр. С) — для малоинерционных приводов, средневязкие (8-14 мм^2/с) — для гидроприводов общего назначения, высоковязкие (20-90 мм^2/с) — главным образом для приводов дорожно-строительных и индустриальных механизмов, а также для судовых винтов регулируемого шага.

Гидравлические жидкости готовят на основе высокоочищенных нефтяных масел, полиорганосилоксанов, фтор- и хлорфторуглеродов, эфиров ортофосфорной кислоты, полиалкиленгликолей.

Тормозные жидкости для автомобилей должны иметь вязкость не менее 1,5 мм^2/с при 100 гр. С и не более 1800 мм^2/с при −40 гр. С. Состоят они в основном из гликолей и других эфиров.

Амортизаторные жидкости, используемые для гашения колебаний автомобилей, тракторов, летательных аппаратов (при посадке) и т. п. готовят на основе нефтяных масел с вязкостью 10-15 мм^2/с при 50 гр. С. Разновидность амортизационных жидкостей — противооткатные, применяемые в артиллерии.

Разделительные жидкости, используемые для заполнения манометров, расходомеров и других датчиков с целью предотвращения их контакта с агрессивными средами (серная кислота, азотная кислота, пероксид водорода и др.) готовят на основе фтор- и хлорфторуглеродов, полиорганосилоксанов; вязкость 7-27 мм^2/с при 50 гр. С.

Охлаждающие жидкости (антифризы, применяемые для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания, радиоэлектронных системах и т. д., готовят смешением воды с гликолями, реже — на основе кремний-органических соединений.

Антиобледенительные жидкости получают обычно смешением этилового спирта с водой.


Во все специальные жидкости вводят, как правило, антикоррозионные присадки, в гидравлические, тормозные и амортизаторные, кроме того — вязкостные, противоизносные и антиокислительные, а в охлаждающие — антипенные присадки.

См. также

Смазочно-охлаждающие жидкости

Ссылки

Химический Энциклопедический Словарь. Гл. ред. И.Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1983 — 792 с.

dic.academic.ru

Лекция № 13 Специальные технические жидкости

54

План лекции

1. Основные виды охлаждающих жидкостей.

2. Эксплуатационные требования к качеству охлаждающих жидкостей.

3. Вода как охлаждающая жидкость.

4. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости.

5. Ассортимент низкозамерзающих охлаждающих жидкостей.

6. Тормозные жидкости.

7. Ассортимент и потребительские свойства.

8. Прочие технические жидкости.

  1. Основные виды охлаждающих жидкостей

Технические жидкости применяются для различных целей: ох­лаждения двигателей, торможения и амортизации автомобилей, при­ведения в действие механизмов, силовых агрегатов и т.п.

Требования к качеству жидкостей настолько жестки, многооб­разны и специфичны, что для приготовления их используют много­численные химические соединения: гликоли, углеводороды, спирты, глицерин, эфиры и др.

В зависимости от назначения и свойств жидкости под­разделяются на: охлаждающие, для тормозных и гидравлических систем автомобилей, амортизационные и пусковые.

Назначение охлаждающих жидкостей — воспринимать и отводить тепловой поток от тех зон и деталей двигателя, перегрев которых вызывает нарушение нормальной работы или разрушение. Основной тепловой поток образуется теплотой, которая, согласно второму закону термодинамики, не может быть преобразована в механическую работу. Это та самая теплота, которая должна быть передана холодному источнику. Количество ее зависит от разности температур горячего и холодного источника при заданной массе и теплоемкости рабочего тела. Если бы удалось осуществить адиабатный (без обмена тепла) рабочий цикл, то такой двигатель мог бы работать без системы охлаждения: количество теплоты, которое должно быть отдано холодному источнику, удалялось бы из двигателя с отработавшими газами.

В настоящее время делаются попытки создать такой двигатель, рабочий цикл которого максимально приблизился бы к адиабатическому циклу.

К сожалению, в реальном двигателе часть теплоты, которая должна была бы при адиабатическом цикле превратиться в полезную работу, в процессе расширения рабочего тела отводится через стенки цилиндров, днища поршней, когда газ полностью не расширился, определенная часть теплоты отработавших газов уходит в систему охлаждения после их выхода из цилиндра. Отвод теплоты происходит через стенки выпускных каналов, находящихся в головке цилиндра и тоже омываемых охлаждающей жидкостью.

Наиболее точно определить количество теплоты, отводимое системой охлаждения, можно только экспериментальным путем, при оценке теплового баланса двигателя. Структура теплового баланса современных двигателей внутреннего сгорания показывает, что

система охлаждения должна воспринять и рассеять в пространстве примерно 1/3 тепловой энергии сгоревшего топлива. Это очень большой поток теплоты, соизмеримый с потоком, уносимым отработавшими газами, и с теплотой, превращенной в полезную работу. Распределение теплоты в двигателе зависит как от его типа (бензиновый или дизель), так и от режима работы. В табл. 1 приведен типичный тепловой баланс при работе на номинальном режиме.

Таблица 1

Моторные масла и топливо тоже можно отнести к категории охлаждающих жидкостей, поскольку кроме прямых своих функций они способствуют охлаждению узлов и механизмов двигателя, а в ряде случаев их используют только для охлаждения поршней и других деталей.

Топливо. Являясь источником тепловой энергии в процессе сгорания, топливо до сгорания, благодаря теплоемкости и скрытой теплоте испарения в определенных условиях, может играть существенную роль в понижении тепловой напряженности двигателя. Эта особенность жидких топлив была замечена еще на самых ранних этапах развития двигателестроения и в ряде случаев широко использовалась для охлаждения теплонапряженных деталей и двигателя в целом. Особенно широко этой способностью топлив пользовались для понижения теплового режима высокофорсированных двигателей спортивных автомобилей и мотоциклов.

В автомобильных двигателях с системой непосредственного впрыскивания топлива в цилиндры факел топлива форсункой направляют всегда в сторону головки выпускного клапана. Этим обеспечивается быстрое и полное испарение топлива и одновременно охлаждение клапана.

В карбюраторных двигателях малой и средней степени форсирования (18—40 кВт/л) охлаждающую способность топлива обычно не используют; наоборот, для интенсивного и полного его испарения впускной трубопровод имеет систему подогрева (жидкостную или газовую), которая компенсирует понижение температуры во впускной трубе двигателя подводом теплоты.

В высокофорсированных двигателях (со степенью форсирования более 45—50 кВт/л) скрытую теплоту испарения топлива часто использовали для снижения их тепловой напряженности.

Особенно эффективно действуют как охлаждающие жидкости такие топлива, как этиловый (С2Н5ОН) и метиловый (СН3ОН) спирты, обладающие высокой скрытой теплотой парообразования. Это свойство спиртов широко используют для снижения тепловой напряженности спортивных, автомобильных и мотоциклетных двигателей.

Снижение температуры повышает не только надежность работы двигателей, но и мощность их, так как благодаря понижению температуры горючей смеси увеличивается ее плотность на 20-25 %.

Для топлив, используемых как охлаждающие жидкости, важны такие физические свойства, как теплота испарения, теплопроводность и теплоемкость (табл. 2).

Таблица 2

Масло. Моторное масло в двигателе можно использовать как смазывающий и охлаждающий материал. Причем маслом охлаждают наиболее теплонапряженные детали двигателя и, в первую очередь, поршни, система масляного охлаждения которых может быть выполнена различно.

Наиболее простой способ — подача масла под давлением на внутреннюю поверхность днища поршня. Этот способ особенно удобен для двигателей средних размеров с диаметром цилиндров 100-150 мм, так как здесь не требуется специальной усложненной конструкции поршней. Форсунки, подающие масло, могут быть установлены неподвижно на картере двигателя или на верхней головке шатуна.

Второй способ масляного охлаждения поршня называют «взбалтыванием». Для этого в верхней внутренней полости поршня выполнена специальная чашеобразная полость, в которую через форсунку, установленную в верхней головке шатуна, подается масло. Благодаря силам инерции это масло взбалтывается и интенсивно омывает верхнюю внутреннюю поверхность поршня, охлаждая ее.

Наиболее сложны и самые эффективные — циркуляционные и смешанные системы, их применяют обычно в тепловозных и судовых двигателях большой мощности с диаметром цилиндров более 200-250 мм.

В табл. 3 приведены данные, показывающие снижение температуры поршня в двух наиболее характерных точках: в середине днища со стороны камеры сгорания и в канавке верхнего поршневого кольца.

Таблица 3

Для предварительных расчетов систем масляного охлаждения, кроме вязкости масел, которая оказывает решающее влияние на гидродинамические течения, необходимо знать их теплоемкость и теплопроводность. Теплоемкость масла примерно в 2 раза меньше теплоемкости воды и зависит от его плотности и температуры. Зависимость теплоемкости от температуры следует учитывать обязательно, так как в режиме охлаждающей жидкости масло может нагреваться до высоких температур (100-150 °С).

Вода. Вода замерзает при 0 °С и при этом примерно на 10% увеличивается в объеме. Образующийся лед давит на стенки системы охлаждения, что может привести к разрушению двигателя и радиатора. Поэтому при эксплуатации двигателей в холодное время года во время стоянок периодически приходится прогревать двигатель, а при длительных остановках — сливать воду из системы охлаждения. Вода при нормальном давлении кипит при 100 °С. Небольшая разница между температурой кипения воды и оптимальной температурой в системе охлаждения (80-85 °С) также создает ряд дополнительных трудностей при эксплуатации двигателей, так как наблюдаются большие потери воды при ее испарении. Это особенно сильно сказывается при перегрузках двигателя и его работе в высокогорных районах, где из-за снижения барометрического давления вода кипит при более низких температурах.

Наличие в воде растворенных газов и некоторых солей вызывает коррозийное разрушение металлов и сплавов. Высокой коррозийной активностью обладают кислород, углекислый газ и сероводород, поэтому пользоваться водой из источников нельзя. Основное наиболее неприятное свойство воды — возможность образования накипи и шламов в системе охлаждения. Накипь уменьшает сечение каналов, имеет в 10-15 раз меньшую теплопроводность, чем металл, что ухудшает отвод тепла. Чем плотнее и тверже слой накипи, чем больше ее высота, тем сильнее нарушается тепловой режим двигателя и больше расходуется топлива и смазочных материалов.

Умягчение воды. Известны различные методы умягчения воды, их выбирают в зависимости от свойства природной воды и тех требований, которые предъявляются к ее качеству. Наиболее простой способ умягчения воды — ее предварительное кипячение, при этом основная масса солей карбонатной жесткости разлагается и выпадает в осадок. Прокипяченную воду нужно профильтровать через плотную ткань для удаления выпавших осадков и фильтрованной водой заполнить систему охлаждения двигателя.

Имеются многочисленные химические способы умягчения воды. К жесткой воде добавляют (предварительно рассчитанное) количество химических реагентов. Все соли как карбонатной, так и некарбонатной жесткости переводят в осадок, который удаляют отстаиванием или фильтрацией. Известно много реагентов, с помощью которых соли жесткости переводятся в осадки: умягчение с помощью растворов соды (Na2C03) низвести [Са(ОН)2], широко применяется тринатрийфосфат (безводный) (Na3P04), его добавляют в количестве 55 мг на каждый мг-экв/л жесткости. Используют гексаметофосфат [(NaP03)6] и другие реагенты.

Наиболее распространены сравнительно новые методы ионного обмена, например катионитовый метод.

Катионитами называются вещества, которые могут обменивать свои катионы на катионы солей жесткости. Известны Na-катионирование и Н-катионирование, в первом случае катионы жесткости Са и Mg обмениваются на катионы Na, а во втором — на катионы водорода. При этих способах умягчения накипь не образуется, но в первом случае повышается щелочность воды, так как в умягченной воде накапливается много легкорастворимых солей натрия, а во втором — кислотность из-за накопления водородных катионов.

Для умягчения применяют активные смолы и полимеры, характеризующиеся сильной адсорбционной способностью по отношению к катионам (пластмассы на основе формальдегида и фенола) или к анионам (пластмассы на основе формальдегида и мочевины). При обработке жесткой воды такими ионитами легко получить дистиллированную воду, из морской воды — питьевую, можно опреснить и очистить сильно засоленные воды.

Методы подготовки воды (химические, ионный обмен), применяемые на тепловых станциях, требуют специального оборудования, высокой квалификации обслуживающего персонала, химических реагентов, что затрудняет их внедрение в условиях сельского хозяйства. Имеющиеся более простые методы — умягчение воды настоем сена, золы, зеленой травы и др. — несовершенны, поэтому в практике эксплуатации машинно-тракторного парка широкого распространения не имеют, несмотря на очевидную необходимость умягчения воды.

Для условий автотранспортных предприятий может быть перспективным метод магнитной обработки воды, сущность которого сводится к пропуску воды через силовые линии магнита или электромагнита. При этом соли жесткости, образующие накипь, выделяются в виде твердой фазы — шлама, который легко удалить фильтрацией воды.

Несмотря на простоту метода и широкое его применение, существуют противоречивые мнения о его эффективности, так как при умягчении одних вод результаты хорошие, а других нет. По-видимому, это объясняется тем, что до сих пор нет достаточно убедительных теоретических представлений о механизме действия магнитного поля на умягчаемую воду. Нашими и зарубежными учеными разработан ряд гипотез, большинство из которых утверждает, что магнитное поле действует на ионы солей, растворенных в воде, происходит их поляризация, способствующая образованию центров кристаллизации.

Магнитная обработка эффективна, если вода нестабильна, т. е. пересыщена по карбонату кальция.

Если нет возможности использовать в системе охлаждения мягкую воду, то можно непосредственно в двигатель вводить присадки, предотвращающие образование накипи. В этом случае широко используется хромпик (К2Сг207). При жесткости воды 8-9 мг-экв/л его добавляют до 10 г на 1 л воды. Эффективны фосфаты натрия (NaP03)6 и Na3P04. Эти вещества переводят накипеобразующие соли Са и Mg в рыхлые осадки, циркулирующие вместе с водой и легко удаляемые при промывке системы охлаждения. Кроме того, некоторые присадки на поверхности деталей образуют оксидные пленки, предохраняющие металл от коррозии.

Следует помнить, что в системе охлаждения одну и ту же воду без присадок нужно использовать возможно более длительное время и реже ее сливать. После промывки системы охлаждения в нее нужно опять заливать ту же воду (слитую), так как накипь, образовавшаяся при первом использовании воды, в дальнейшем уже увеличиваться не будет (если не добавлять жесткую воду).

Таблица 4

studfile.net

Какие технические жидкости есть в современном автомобиле?

Жидкости для авто Конструкция современного автомобиля во многом напоминает организм человека, ведь так же, как и у людей, у него есть своеобразное сердце, мозг (ЭБУ), ноги и даже кровь, представленная в виде всевозможных технических жидкостей.

Моторное масло

Все детали и механизмы поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания постоянно взаимодействуют друг с другом, из-за чего образуется трение. Поэтому, чтобы избежать поломок трущихся элементов, необходимо использовать специальную смазочную жидкость, которой и является моторное масло. Все выпускаемые сегодня масла для автомобилей состоят из базы (обычно дистиллятные масла и остаточные компоненты с различной вязкостью), а также дополнительных присадок, улучшающих их свойства. Большую часть всесезонных моторных масел получают посредством сгущения основы с помощью макрополимерных присадок.

Моторное масло

Разные моторные масла могут иметь различный показатель вязкости. Так, выделяют жидкости с низкотемпературной вязкостью (0W, 5W, 10W, 15W, 20W) и высокотемпературной вязкостью. Если в первом случае все достаточно понятно, например, 0W означает, что масло предназначено для использования при температуре -35 °C, а 5W – при -30°C, то значение высокотемпературной вязкости не получится так просто расшифровать, так как оно выступает общим показателем, отображающим минимальную и максимальную вязкость масла при температурах от 100°C до 150°C. Чем большее число указано, тем высшей будет вязкость состава при высоких температурах.

Есть и еще один критерий классификации описанных смазочных жидкостей. Он основывается на особенностях химического состава масла и способе получения его базы (основы). Именно эти факторы позволили объединить все моторные масла в три группы: синтетические, полусинтетические и минеральные (или нефтяные). Нужно отметить, что основа таких смазок обычно имеет светлый цвет, а синтетические жидкости (до добавления присадок) практически полностью прозрачны.

Как только в жидкость попадают активные вещества, растворяемые в масле, оттенок становится светло-желтым или даже медовым. Использование темно-коричневых или черных присадок также сказывается на цвете готового продукта. Более того, некоторые производители при изготовлении масла добавляют красящие вещества, из-за чего оно приобретает красноватый, зеленоватый или голубоватый оттенок. После использования красителей базовый продукт уже никогда не станет светлее, но слишком темный цвет масла – это хороший показатель его старения.

Моторное масло При замене отработанной смазочной жидкости следует избегать ее попадания в глаза или слишком длительного пребывания на коже. Конечно, от того, что масло попало на руки, с вами ничего страшного не случится, но нередко постоянный контакт с моторной смазкой вызывает удаление естественного жирового покрытия кожи, что способствует ее пересыханию, появлению раздражения и дерматита.

Более того, все используемые моторные масла содержат в себе потенциально опасные составляющие, способные привести к раку кожи. Чтобы избежать столь нежелательных последствий, всегда тщательно мойте руки с мылом и наносите крем. Нельзя использовать в очистительных целях другие автомобильные жидкости, такие как бензин, керосин или дизельное топливо, также не следует применять растворитель.

Интересно знать! Первое моторное масло «появилось на свет» с помощью доктора Джона Эллиса в 1873 году. Именно он, изучая свойства сырой нефти в 1866 году, обнаружил ее высокие смазочные возможности, после чего залил состав в заклинивший большой V-образный паровой двигатель.

Масло КПП

Масло КПП Жидкости, использующиеся для смазки трущихся поверхностей КПП, раздаточных коробок или главных передач ведущих мостов, принято называть трансмиссионными маслами. Основой для создания смазки обычно служат экстракты, полученные в результате селективной очистки остаточных нефтяных масел, к которым добавляют дистиллятные масла и специальные присадки (содержат хлор, фосфор, серу и дисульфид молибдена). Пока не появились автомобили с высоконагруженными трансмиссиями, также применялся нигрол.

Вязкость трансмиссионных масел соответствует значению 6-20 мм²/с при 100 °С, а для открытых зубчатых передач применяются особо вязкие остаточные масла и присадки со значением 50—500 мм²/с при 100 °С.

Как и моторные масла, трансмиссионные жидкости имеют свои стандарты качества по SAE и классы вязкости по API. Также они подразделяются на «синтетику», «полусинтетику» и «минералку». Наиболее распространенными индексами вязкости масла для КПП являются значения 9, 12, 18 и 24 сСт, а индекс вязкости W напрямую связан с индексом качества по SAE, например, 9 сСт соответствует 75W, 12 сСт – 80W, 18 сСт – 90W, а 24 сСт – 110W.

Чем меньшая цифра указана перед индексом W, тем ниже будет температура, которую способна выдерживать смазка до своего загустения на холоде. Самым известным маслом для механической КПП является 75W-90, считающееся универсальным составом, подходящим для большинства транспортных средств.

Масло КПП Для коробок-автомат производители выпускают специальные масла (ATF), и к ним уже выдвигаются особые требования по вязкости и пенообразованию. Чтобы такие жидкости случайно не перепутали с составами для механических КПП, в них добавляют красители ярких цветов (чаще всего красного).

Надо сказать, что трансмиссионная жидкость – это не очень токсичный состав, поэтому при работе с ней достаточно предпринять стандартные меры предосторожности: надеть очки, перчатки и постараться избежать контакта масла с открытыми участками тела. Если же все меры предосторожности не принесли желаемого результата, тогда просто промойте кожу или глаза большим количеством чистой воды. При попадании смазки внутрь организма лучше сразу обратиться к врачу.

Жидкость для ГУР

Владельцам автомобилей с системой ГУР наверняка знаком еще один вид смазочных жидкостей, которые предназначаются для смазки элементов гидроусилителя руля. Многие автовладельцы различают такие масла только по цвету, хотя реальные отличия кроятся намного глубже – в составе жидкостей, типе базы, вязкости и присадках. То есть по своим характеристикам масла одного цвета могут быть совершенно разными, что исключает возможность их смешивания.

Жидкость для ГУР Выделяют три основных цвета жидкостей для гидроусилителя руля: зеленый (минеральные и синтетические масла не смешивают), желтый (обычно используются в автомобилях марки «Mercedes») и красный (нельзя смешивать минеральные и синтетические масла). Красные смазочные жидкости относят к семейству Dexron-ов, и все они относятся к классу смазочных жидкостей для автоматических коробок передач (в некоторых случаях еще и для ГУР).

Если вам дорога система гидроусилителя руля вашей машины, тогда вы должны знать о некоторых правилах использования смазочных жидкостей. Во-первых, нельзя смешивать зеленые масла с какими-либо другими, а во-вторых, нельзя смешивать синтетические и минеральные жидкости. При этом желтые и красные минеральные масла могут сочетаться друг с другом.

При работе с маслом для гидроусилителя руля стоит придерживаться стандартных мер предосторожности (лучше работать в перчатках и избегать длительного контакта с кожей), а в случае попадания жидкости на тело сразу же промыть этот участок большим количеством воды.

Интересный факт! Первой отечественной машиной, на которой установили гидроусилитель руля, стал карьерный самосвал МАЗ-525, а вот среди легковых автомобилей первенство в этой области досталось транспортному средству высшего класса ЗИЛ-111 в 1958 году.

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость Без специальной жидкости не может обойтись и тормозная система автомобиля, а учитывая важность исправного функционирования этого узла, выбранный состав должен обладать просто превосходными качествами. Все тормозные жидкости разделяют на группы в зависимости от температуры кипения и вязкости согласно нормам DOT. Также различают температуру кипения «сухого» (не содержит воды) и «влажного» (содержится 3,5% воды) вещества.

Вязкость определяется исходя из двух температурных значений: +100°C и –40°C, соответствующих федеральному стандарту по безопасности транспортных средств Америки (FMVSS № 116). Похожие требования можно найти и в других международных и национальных стандартах, например, ISO 4925, SAE J 1703 и т.д.

Представители различных классов тормозных жидкостей в основном применяются на следующих автомобилях:

DOT 3 используется в относительно тихоходных транспортных средствах, оснащенных барабанными или дисковыми передними тормозами.

DOT 4 применяется на выпускаемых сегодня быстроходных автомобилях, в основном имеющих дисковые тормоза.

DOT 5.1 предназначены для дорожных спортивных транспортных средств, где на тормоза оказываются более высокие тепловые нагрузки. Также надо отметить, что DOT 5 практически не используется на обычных транспортных средствах.

DOT 5.1 Еще не так давно на автомобилях отечественного производства использовалась жидкость БСК. В состав этой тормозной жидкости входили бутиловый спирт, касторовое масло и органический краситель, помогающий получить оранжево-красный цвет жидкости. В наше время существуют разные составы с разными оттенками, но чаще всего встречается продукт янтарно-желтого цвета, характерного для смазок типа DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Гидравлическое минеральное масло (не DOT) имеет зеленый цвет, а DOT 5 – розовый.

Какой бы состав вы ни использовали, не стоит забывать, что хранить тормозную жидкость нужно только в закрытой емкости и как можно дальше от открытого огня (также нельзя курить возле канистры). Более того, все тормозные жидкости очень ядовиты, и при попадании в организм могут привести к смерти. Поэтому необходимо стараться избегать прямого контакта с тормозной жидкостью, а при воздействии на глаза или желудок, их следует промыть большим количеством воды и обратиться к врачу.

А знаете ли вы? В советское время тормозную жидкость часто заливали в передние фары, причем в особом почете была жидкость красного цвета. Водители считали, что такой состав сможет предотвратить коррозию, тем самым увеличив срок службы отражателя фары.

Жидкость для омывателя стекла

Жидкость для омывателя стекла Использование специальной жидкости для очистки лобового стекла автомобиля – это наиболее действенный способ устранения загрязнений с этой поверхности. Все такие составы делятся на летние (имеют обычную температуру замерзания) и зимнее (с пониженной температурой замерзания). «Зимний» очиститель чаще всего представлен в виде жидкости синего цвета, в то время как летний имеет достаточно большую цветовую палитру: нередко встречаются составы желтого, розового и зеленого цвета.

Основой любых таких жидкостей являются различные спирты: метиловый (ядовитый даже в виде паров), этиловый (не ядовитый), изопропиловый (не очень ядовитый, но обладает резким запахом). Более того, во многие составы добавляют этиленгликоль, который способен понизить температуру замерзания и препятствует кристаллизации жидкости. Однако, вместе с тем, он является одним из сильнейших ядов синтетического происхождения, а значит, при заливке состава в бачок лучше избегать контакта с ним.

Интересно знать! В России в средине 90-х годов ХХ века вместо «стекломоя» водители нередко использовали обычную дешевую водку, которая замерзала при температуре воздуха в -20°С. Содержание этилового спирта в ней составляло 40% объема жидкости, то есть примерно 35% общего веса.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающая жидкость (антифриз) имеет куда более низкую температуру замерзания, нежели вода, что позволяет избежать ее объемного расширения при превышении границ нормальных рабочих температур. Но даже этот факт не сможет полностью уберечь вас от проблем, так как при замерзании данный состав становится «кашей», мешающей нормальному функционированию силового агрегата.

В состав охлаждающей жидкости входит вода, гликоль и целый ряд специальных присадок, защищающих систему охлаждения мотора от коррозийного влияния, а само вещество от термохимического разрушения. Сегодня в основном используют охлаждающие составы на основе этиленгликоля. Пропилен-гликолевые виды не столь токсичны, но из-за дорогого производства и меньшей температуры кипения они пока не пользуются большой популярностью. Смешивать эти два вида составов категорически запрещается.

Все охлаждающие жидкости на основе гликоля очень токсичны и при приеме внутрь вызывают слабость, рвоту и потерю координации, а из-за их сладкого вкуса есть серьезный риск отравления детей и домашних животных. Поэтому хранить жидкость следует в недоступном для них месте.

Цвет антифриза сам по себе не играет существенной роли (может быть синего, зеленого, красного или даже фиолетового оттенка), а подкрашивают его лишь для удобства контроля уровня состава в расширительном бачке. Если принимать во внимание принятые во всем мире маркировки, то цвет охлаждающей жидкости должен соответствовать ее составу, но на практике недобросовестные производители часто не придерживаются этого правила и окрашивают дешевую жидкость в цвет более дорогой.

Мочевинная жидкость AdBlue

AdBlue Не секрет, что в состав мочевины входит аммиак, легко вступающий в реакцию с окислами азота, которые присутствуют в автомобильном катализаторе. В результате такого взаимодействия из выхлопной трубы выделяются абсолютно безопасные для атмосферы азот и водяной пар. AdBlue® – это торговая марка, зарегистрированная Ассоциацией автомобильной промышленности Германии (VDA), а ее продукция (жидкость AdBlue синего цвета) являет собой раствор чистой мочевины (32,5%), соединенной с деминерализованной водой (67,5%).

Состав применяют как добавочную рабочую жидкость для дизельных моторов, которые функционируют на основе технологии селективной каталитической нейтрализации SCR. Под этим понятием принято понимать дозированный впрыск AdBlue в поток отработанных газов в присутствии катализатора. Проще говоря, использование жидкости AdBlue позволяет дизельным силовым установкам соответствовать требованиям экологических стандартов Евро 4, — 5 и -6.

AdBlue Не стоит путать данную жидкость с обычной мочевиной, так как технологии приготовления этих продуктов сильно разнятся, а любая самодеятельность неизбежно приведет к дорогостоящему ремонту. Также следует помнить, что при попадании на кожу мочевинная жидкость вызывает сильное раздражение, а действие пролитого на электрические разъемы состава AdBlue ни в какое сравнение не идет с воздействием обычной воды. Такая агрессивность заставляет производителей автомобилей изготавливать детали SCR и выхлопной системы из стойких к коррозии материалов, что существенно повышает их стоимость.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today

Специальные жидкости для автомобилей


Специальные жидкости для автомобилей

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы) в районах с низкими температурами воздуха используют как всесезонные жидкости. Известны следующие типы антифризов: смесь воды с одно- и двухатомными спиртами, смесь воды с глицерином.

Концентрат «40к» предназначен для систем охлаждения с цинковым или хромовым покрытием. Перед использованием требуется разбавление последнего дистиллированной водой. При использовании этиленгликолевых антифризов этиленгликоль окисляется. Продукты окисления этиленгликоля обладают еще большей коррозионностью, чем чистый этиленгликоль. Поэтому в состав жидкостей вводят антикоррозионные присадки — гидрофосфат натрия, декстрин, а в концентрат «40к» дополнительно вводят молибдат натрия. Декстрина вводят в количестве 1-1,5 г/л антифриза. Он защищает, от коррозии алюминий, медь, свинцовооловяный припой.

Тосол А — концентрированный представляет собой чистый этиленгликоль с комплексом присадок. В автомобилях семейства ВАЗ и КамАЗ воду и обычные антифризы использовать нельзя. «Тосолы» пригодны для любых марок автомобилей, использующих антифризы. Срок эксплуатации антифризов в системе охлаждения автомобилей составляет не менее двух лет — для грузовых автомобилей и не менее трех лет — для легковых автомобилей. Замена антифриза необходима при помутнении антифриза при эксплуатации. Водные растворы спиртов всесезонно использовать нельзя, они пригодны только в зимний период времени.
В районах с высокой температурой воздуха возможно использование чистого этиленгликоля и деароматизированного керосина. Необходимо помнить, что теплоемкость этих продуктов приблизительно в два раза меньше по сравнению с теплоемкостью воды.

Тормозные жидкости. Производятся на гликолевой, нефтяной и касторовой основах. В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости для автомобилей на гликолевой и касторовой о

autochrome.ru

меняем масла и технические жидкости

«Человек на 70% состоит из жидкости», — говорят врачи. А что насчёт автомобиля? Мы редко задумываемся, как много технических жидкостей циркулирует в машине. С приходом зимы все они норовят если не замёрзнуть, то как минимум загустеть, серьёзно повлияв на работу узлов автомобиля. Посмотрим какие жидкости нужно сменить или проверить перед холодами.

Какие жидкости сменить в машине к зиме

Моторное масло

Холодный пуск — самый тяжёлое испытание для двигателя, серьёзно сокращающее его ресурс. Насколько — зависит от качества и характеристик моторного масла.

Раньше смена моторного масла считалась сезонной: на лето в двигатель заливали масло погуще, для лучшей защиты от износа и меньшего угара; на зиму — пожиже, чтобы облегчить холодный запуск. Современные масла стали более универсальными и всепогодными, но в инструкциях к автомобилям ещё встречаются температурные градации масел — таблицы вязкостей, рекомендуемых для разных климатических зон.

Если ваш двигатель допускает использование масел разной вязкости, а летние и зимние температуры в регионе значительно отличаются, то подбор вязкости под времена года вполне обоснован. Например, в двигатель, летом работающий на масле 5W-40 или 10W-40, зимой нередко льют более текучие масла 5W-30 или 0W-40. Но такая смена вязкости должна быть одобрена производителем автомобиля, чтобы не навредить мотору.

В любом случае, какое бы масло вы не выбрали, желательно сменить его до наступления холодов, чтобы встречать морозы со свежим маслом, хорошо защищающим мотор от износа.

Подробнее: Скользкая тема. Как выбрать моторное масло

Какие жидкости сменить в машине к зиме

Трансмиссионное масло

В обычной легковой машине есть как минимум один ведущий редуктор, требующий замены трансмиссионного масла. В полноприводном автомобиле таких узлов может быть целых четыре: два ведущих моста (редуктора), раздаточная коробка и механическая КПП. Про экзотические внедорожные варианты с колёсной формулой 6×6 и коробкой отбора мощности даже не будем говорить — для них трансмиссионное масло закупается сразу бочками.

Трансмиссионные масла считаются всесезонными, но с оговорками. Например, масла вязкостью 80W и 85W на морозе густеют, словно мёд, серьёзно затрудняя движение. Динамика автомобиля резко ухудшается, а бортовой компьютер начинает показывать невероятные цифры расхода топлива (густеющая «трансмиссионка» — одна из основных причин повышенного зимнего расхода). Более текучие масла 75W лучше подходят для низких температур, но летом их допустимо использовать не во всех редукторах — внимательно сверяйтесь с инструкцией автомобиля. Для круглогодичного использования лучше выбирать синтетическое трансмиссионное масло с широким температурным диапазоном.

Какие жидкости сменить в машине к зиме

Рабочая жидкость АКПП

Автоматические коробки переключения передач — классические «автоматы» и бесступенчатые вариаторы — хоть и относятся к трансмиссии, работают не на трансмиссионном масле, а на специальной жидкости ATF (Automatic Transmission Fluid). Которую тоже периодически нужно менять.

Рабочие жидкости старых АКПП — декстроны на минеральной основе — теряли текучесть при температуре ниже -30 °C. Синтетические жидкости ATF, рекомендуемые для современных коробок, таких проблем не испытывают, нормально циркулируя в АКПП даже при -45 °C. Поэтому никакой температурной градации для них не предусмотрено, они абсолютно всесезонны.

Но зимой трансмиссия испытывает повышенные нагрузки, особенно при начале движения, когда АКПП ещё не прогрелась. И здесь на первый план выходит состояние рабочей жидкости: старая ATF, содержащая продукты износа, не обеспечит должной защиты коробке. Поэтому лучше заменить рабочую жидкость АКПП до начала холодов.

Масла для классических АКПП

Масла для вариаторов

Охлаждающая жидкость

Антифриз, хоть и является незамерзающим в дословном переводе — одна из тех жидкостей автомобиля, что реально может замёрзнуть зимой. Если летом в радиатор обильно подливали дистиллированную воду, восполняя потери антифриза, то его концентрация падает до минимальной. И в сильный мороз есть шанс обнаружить в радиаторе желеобразную массу вместо охлаждающей жидкости, что не сулит ничего хорошего мотору.

Плотность антифриза нужно заранее, до наступления холодов, проверить в автосервисе с помощью ареометра. И увеличить его концентрацию в радиаторе при необходимости. Но лучше всего включить замену антифриза в плановую подготовку к зиме. В любом случае, менять охлаждающую жидкость рекомендуется каждые 2 года, поскольку выработка присадок делает антифриз коррозионно-активным, что угрожает металлическим деталям двигателя.

К слову, состояние антифриза и системы охлаждения в целом напрямую влияет на работу отопителя, что весьма актуально зимой.

Подробнее: Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Какие жидкости сменить в машине к зиме

Тормозная жидкость

Самое неприятное свойство тормозной жидкости — её гигроскопичность, то есть склонность впитывать воду. Всего за два года эксплуатации она разбавляется водой из атмосферы на 3–4%, что грозит не только локальным кипением и «ватной» педалью тормоза, но и типично зимними проблемами. Впитанная влага на морозе кристаллизуется и оседает на деталях тормозной системы — манжетах и поршнях суппортов, тормозных цилиндрах и магистралях. Это снижает эффективность и предсказуемость торможения, что вдвойне опасно на скользкой дороге.

Количество влаги в тормозной жидкости можно замерить специальными анализаторами, которые есть в автосервисах. Но лучший способ следить за состоянием тормозной жидкости — просто менять её в положенный срок каждые 2 года.

Кстати, если ваш автомобиль оснащён механической КПП, не забудьте сменить тормозную жидкость и в гидроприводе сцепления — у него есть отдельный резервуар.

Подробнее: Какую тормозную жидкость заливать в автомобиль

Жидкость гидроусилителя руля

Современные автомобили всё чаще оснащают электрическим усилителем руля, в котором нет никакой рабочей жидкости. Но если в вашей машине классический гидравлический усилитель — обязательно загляните в бачок его насоса перед зимой. Старая жидкость ГУР или её низкий уровень — типичные причины воя и плохой работы гидроусилителя руля на морозе.

При доливке жидкости в бачок ГУР часто возникает проблема — мало кто знает, что в него было залито раньше. Одни насосы рассчитаны на использование «автоматной» жидкости ATF, другие — специальной жидкости для ГУР; третьи — на любую из них, но не допуская смешивания. Самый надёжный вариант — заменить жидкость гидроусилителя полностью, чтобы не рисковать дорогим узлом.

Какие жидкости сменить в машине к зиме

Топливо

Бензин всесезонен, поскольку замерзает лишь при -72°C. А вот летнее дизельное топливо пасует уже при безобидных -10 °C, превращаясь в парафин. Полностью израсходовать летнее топливо и перейти на зимнюю солярку до наступления холодов — важная миссия владельцев всех дизельных машин. Если же летнее топливо осталось в баке, а вам нужно оставить машину на холоде, залейте присадку-антигель для дизеля, которая понизит его температуру застывания.

Также перед зимой рекомендуется заменить топливный фильтр: скопившаяся в нём за лето вода с приходом холодов превратится в лёд и может легко обездвижить машину на морозе.

Жидкость омывателя стёкол

«Незамерзайка» — главная зимняя боль российских автомобилистов. Она всегда невовремя заканчивается, плохо пахнет, а в особо холодные ночи ещё и замерзает, не оправдывая своё название. Всё это — последствия запрета в России более эффективных стеклоомывателей на основе метанола, которые успешно применяются в других северных странах. Но в отечественных реалиях есть риск их использования населением не по прямому назначению, с предсказуемым летальным исходом. Поэтому метиловый спирт в качестве основы для стеклоомывателей запретили вовсе, от греха подальше.

Этиловый спирт (этанол) производители «незамерзайки» также не используют из-за высоких алкогольных акцизов, под которые он подпадает. Остаётся изопропил — плохо подходящий для зимней мойки стёкол спирт, который замерзает на морозе заметно раньше других, да ещё и дурно пахнет. Но альтернативы у производителей просто нет, как и у автомобилистов.

Какие жидкости сменить в машине к зиме

Чтобы улучшить свойства изопропила (повысить текучесть и убрать неприятный запах), производители используют различные добавки. Они формируют конечную цену: хорошая зимняя жидкость для омывателя стоит дорого. Чем и пользуются предприимчивые продавцы вдоль дорог, предлагая сомнительную «незамерзайку» дешевле. В лучшем случае их «коктейль» просто разбавлен в 2–3 раза, а в худшем — содержит дешёвые растворители, опасные и для здоровья, и для пластиковых деталей машины. От такой экономии лучше держаться подальше.

Электролит в аккумуляторе

Большинство современных аккумуляторов необслуживаемые, но посмотреть уровень электролита можно и в них — через полупрозрачный пластик корпуса. Если жидкости внутри недостаточно хотя бы в одной из шести банок (внутренних секций АКБ) — увы, это повод для замены батареи. С приходом морозов такой аккумулятор наверняка подведёт.

В обслуживаемый аккумулятор, где все шесть банок снабжены крышками, воду можно долить. Обратите внимание — именно дистиллированную воду, а не готовый электролит! А затем обязательно зарядить АКБ стационарным зарядным устройством — в процессе зарядки вода станет электролитом электрохимическим путём.

Особые жидкости для особых машин

В некоторых автомобилях есть особые технические жидкости, требующие внимания. Пусть не сезонного и даже не всегда периодического, но об их существовании стоит знать.

Например, в машинах с механическим нагнетателем — суперчарджером — используется особое масло для этого узла, которое непросто найти в продаже. Иногда его заменяют близким по характеристикам трансмиссионным маслом класса GL-4.

В гибридных машинах есть дополнительная система охлаждения: антифриз циркулирует в гибридном контуре, охлаждая батарею, электромотор и инвертор. И меняется он отдельно от охлаждающей жидкости бензинового двигателя — не забывайте об этом.

Встречаются и совсем диковинные жидкости. Например, в машинах с гидравлической регулировкой подвески (системы AHC, KDSS и другие) используется специальная жидкость для активной подвески. Жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля, но в случае замены каких-либо элементов и разгерметизации системы её необходимо заменить.

Если вода — это жизнь для людей, то масла и технические жидкости — долгая жизнь машины. Следите за ними, чтобы автомобиль не жаловался на «засуху» в своих агрегатах. Особенно перед наступлением холодов.

hyperauto.ru

Специальные жидкости Автомобильные спец жидкости применяются для

Специальные жидкости Специальные жидкости

Автомобильные спец. жидкости применяются для: • Обеспечения торможения ТС • Охлаждения деталей • Амортизации Автомобильные спец. жидкости применяются для: • Обеспечения торможения ТС • Охлаждения деталей • Амортизации автомобиля • Для пуска ТС и тд

Автомобильные спец. жидкости В зависимости от назначения спец. жидкости подразделяются: 1. Тормозные 2. Охлаждающие Автомобильные спец. жидкости В зависимости от назначения спец. жидкости подразделяются: 1. Тормозные 2. Охлаждающие 3. Гидравлические 4. Амортизаторные 5. Пусковые 6. Промывочные 7. Очистительные

Жидкости для системы охлаждения Применяются для поддержания оптимальной t в системе охлаждения двигателя При Жидкости для системы охлаждения Применяются для поддержания оптимальной t в системе охлаждения двигателя При ↑t до критической : • Перегрев двигателя • Детонация • Увеличение расхода топлива • Снижение мощности двигателя и т. д.

Требования к охлажд. жидкостям • • • ↑t кипения ↓t замерзания ↑ теплопроводность ↑ Требования к охлажд. жидкостям • • • ↑t кипения ↓t замерзания ↑ теплопроводность ↑ хим. стойкость ↑физ. и хим. Стабильность Коррозионная пасивность Не вступать в реакцию с рез. деталями Отсутствие образования накипи Низкая стоимость и недефицитность Нетоксичность и пожаробезопасность

Жидкости для системы охлаждения При t>0 всем требованиям отвечает ВОДА Основные свойства: • Безвредность Жидкости для системы охлаждения При t>0 всем требованиям отвечает ВОДА Основные свойства: • Безвредность • Доступность • ↓стоимость • Высокая теплопроводность

Низкозамерзающие жидкости Антифризы Низкозамерзающие охлаждающие жидкости Наибольшее распространение получили этиленгликолиевые антифризы На основе спирта: Низкозамерзающие жидкости Антифризы Низкозамерзающие охлаждающие жидкости Наибольшее распространение получили этиленгликолиевые антифризы На основе спирта: без цвета и запаха, застывает при t-12˚С Водные растворы застывают при белее низких t Р-р=67% спирта+33%воды застывает при t-75 ˚С

Низкозамерзающие жидкости Антифризы При нагревании этиленгликоли и его водные растворы расширяются, поэтому в систему Низкозамерзающие жидкости Антифризы При нагревании этиленгликоли и его водные растворы расширяются, поэтому в систему охлаждения заливают, 95% от общего объема «-» Имеют повышенную коррозионную активность (добавляют присадки), разрушают пластмассы Тосолы Отличаются от антифризов наличием антифрикционных и противопенных присадок

Особенности антифризов • Этиленгликоль- сильный яд • При эксплуатации испаряется в первую очередь вода Особенности антифризов • Этиленгликоль- сильный яд • При эксплуатации испаряется в первую очередь вода это изменяет t замерзания • Не допустимо попадания нефтепродуктов – присадки выпадают в осадок

Жидкости для гидравлических систем Тормозные жидкости Служат в качестве рабочего элемента для передачи усилия Жидкости для гидравлических систем Тормозные жидкости Служат в качестве рабочего элемента для передачи усилия от педали тормозного механизма до колодок

Требования к тормозным жидкостям • • • Мин. коррозионное воздействие на Ме детали Не Требования к тормозным жидкостям • • • Мин. коррозионное воздействие на Ме детали Не вызывать разрушение резиновых деталей Высокую t кипения Высокую физ. и хим. Стабильность Высокими смазывающими свойствами

Тормозные жидкости Производят на: • Касторовой основе • Гликолевой основе Тормозные жидкости Производят на: • Касторовой основе • Гликолевой основе

Тормозные жидкости На Касторовой основе Представляют собой р-ры спиртов и касторового масла • Обладают Тормозные жидкости На Касторовой основе Представляют собой р-ры спиртов и касторового масла • Обладают хорошими смазывающими свойствами • не вызывают разрушение резиновых деталей

Тормозные жидкости На Гликолевой основе • Ядовиты • Обладают хорошими низкотемпературными свойствами • Легко Тормозные жидкости На Гликолевой основе • Ядовиты • Обладают хорошими низкотемпературными свойствами • Легко смешиваются с водой, но не теряют работоспособности

Амортизаторные жидкости Маловязкие масла, которыми заполняют гидравлические амортизаторы Должны обладать след. свойствами: • Хор. Амортизаторные жидкости Маловязкие масла, которыми заполняют гидравлические амортизаторы Должны обладать след. свойствами: • Хор. смазывающими • Выс. антикоррозионными • ↓t застывания • ↑стабильностью • Достаточной вязкостью

Амортизаторные жидкости Основным показателем качества- ВЯЗКОСТЬ При t -20˚C В ≥ 800 мм²/с При Амортизаторные жидкости Основным показателем качества- ВЯЗКОСТЬ При t -20˚C В ≥ 800 мм²/с При t 100˚C В = 35 -6, 0 мм²/с В состав амортизаторных жидкостей входят присадки: • Противоокислительные • Противопенные • ↑ t застывания • ↑ смазывающие свойства

Пусковые жидкости Обеспечивают быстрый пуск двигателя в холодное время года Впрыскиваются во впускной трубопровод Пусковые жидкости Обеспечивают быстрый пуск двигателя в холодное время года Впрыскиваются во впускной трубопровод автомобиля или камеру сгорания

Стеклоомывающие жидкости • Вода при t выше 0 • Спец. Жидкость спирт 10 -30% Стеклоомывающие жидкости • Вода при t выше 0 • Спец. Жидкость спирт 10 -30% +вода

Моющие средства Применяют для удаления различных технических загрязнений в системах, узлах и механизмах Двигатель- Моющие средства Применяют для удаления различных технических загрязнений в системах, узлах и механизмах Двигатель- промывочное масло

present5.com

Специальные жидкости |

При эксплуатации военной автомобильной технике применяются жидкости для охлаждения двигателей, заполнения амортизаторов, гидравлических приводов тормозов и других систем, облегчения запуска двигателя в сложных условиях и другие, объединенные общим названием  специальные жидкости.

Содержание статьи:

Охлаждающие жидкости

Эксплуатационные требования к охлаждающим жидкостям:

—         должны обладать высокой теплоёмкостью и теплопроводностью;

—         иметь малый коэффициент объёмного расширения и не вспениваться;

—         иметь высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания;

—         быть термически стабильными, инертными к металлическим и неметаллическим материалам;

—         не образовывать отложений в системе охлаждения;

—         быть не пожароопасными.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды находящиеся в ней соли приводят к образовании накипи. В зависимости от содержания растворённых солей вода может быть мягкой (содержание солей до 3 мг-экв в 1л), средней жёсткости (от 3 до 6) и жёсткой (более 6 мг-экв в 1л). Для использования пригодна только мягкая вода и вода средней жёсткости. Для предотвращения образования накипи воду в системе охлаждения меняют как можно реже, используют добавление ингибиторов коррозии, смягчают воду кипячением и перегонкой, а также используют дождевую и талую воду. Для удаления накипи используют хромпик, ингибированную соляную кислоту, каустическую соду (для двигателей с чугунной головкой блока) и другие растворы.

В соответствии с приказом МО РФ 1992 года №65 для применения в системах охлаждения двигателей автомобилей, гусеничных машин и тракторов в качестве основной марки определена охлаждающая жидкость марки 40 (65), а в качестве дублирующих марок – жидкость охлаждающая Тосол А-40 (А-65), Лена-40 (65).

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости по своим свойствам относятся к группе ядовитых технических жидкостей и при обращении с ними необходимо соблюдать меры предосторожности.

У этиленгликолевых жидкостей большой коэффициент объёмного расширения, поэтому при заправке системы охлаждения следует заполнять её на 5  процентов меньше при использовании антифриза марки 40, и  до 8 процентов при использовании антифриза марки 65.

Этиленгликоль практически не испаряется, поэтому в процессе эксплуатации при понижении уровня жидкости в систему охлаждения доливается чистая мягкая вода при прогретом двигателе.

Стандартные жидкости марки 40 содержат 53% этиленгликоля и 47% воды, а марки 65 – соответственно 66  и  34 процентов.

По окончании зимнего периода эксплуатации низкозамерзающие охлаждающие жидкости сливают из системы охлаждения двигателя, за исключением автомобилей КамАЗ, собирают по маркам в тару и сдают на склад горючего воинской части. Хранить антифриз в оцинкованной таре запрещается, так как этиленгликоль взаимодействует с цинком, образуя белый осадок. Качество его при этом снижается.

Тормозные жидкости

Эксплуатационные требования к тормозным жидкостям:

—        должны иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;

—        совместимость с резиновыми уплотнительными манжетами;

—        иметь высокую температуру кипения при поглощении влаги;

—        не образовывать твёрдых веществ и сгустков при эксплуатации и хранении;

—        иметь хорошие смазывающие свойства;

—        высокая стабильность при хранении.


Для тормозных систем автомобилей выпускаются жидкости БСК, ГТЖ-22М, «НЕВА», «ТОМЬ», « РОСА». По своим свойствам относятся к группе ядовитых технических жидкостей.

 

При применении недопустимо смешение тормозной жидкости БСК с гликолевыми жидкостями ГТЖ-22М, «РОСА», «НЕВА», «ТОМЬ». За исключением жидкости БСК перечисленные тормозные жидкости обеспечивают надёжную работу в интервале температур от минус50 до плюс 500С во всех климатических зонах всесезонно, за исключением районов Крайнего Севера.

Приказом МО РФ 1992 года №65 для гидравлических приводов тормозов и выключения сцепления автомобилей и гусеничных транспортёров-тягачей всесезонно определена в качестве основной марки жидкость тормозная ГТЖ-22М, а в качестве резервных марок – жидкости тормозные Нева и Томь.

Амортизаторные жидкости

Эксплуатационные требования к амортизационным жидкостям:

—         обладать хорошими смазывающими и антикоррозионными свойствами;

—         подвижность во всём интервале рабочих температур;

—         иметь высокую термоокислительную  стабильность;

—         достаточная вязкость при температурах до 1000 С.

В качестве основной марки для амортизаторов автомобилей и гусеничных машин приказом МО РФ 1992 года №65 определена жидкость амортизаторная АЖ-12Т,устойчиво работающая при температурах до минус 500 С. Дублирующей маркой определено масло веретённое АУ.

Пусковые жидкости

Эксплуатационные свойства пусковых жидкостей:

—        должны иметь хорошую испаряемость при низких температурах;

—        быстрая воспламеняемость от искры или самовоспламеняемость от сжатия;

—        высокие антикоррозионные и противоизносные свойства;

—        низкая температура застывания;

—        стабильность при длительном хранении.

Для карбюраторных двигателей применяется пусковая жидкость «Арктика», а для дизельных двигателей – диэтиловый эфир, жидкость НАМИ и «Холод Д-40».

Жидкости «Арктика» и НАМИ впрыскиваются во впускной трубопровод с помощью приспособления 5ПП-40 или ДПП-40, Диэтиловый эфир подаётся в виде 5-8 капель в воздушную трубу при снятом воздухоочистителе в момент проворачивания вала двигателя, «Холод Д-40» впрыскивается в камеру сгорания с помощью специального приспособления.

Применять пусковую жидкость марки «Холод Д-40» в карбюраторных двигателях не допускается, так как это приводит к замасливанию свечей зажигания и перебоям в зажигании.


Использование жидкости «Арктика» в дизельных двигателях влечёт за собой повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы дизеля.


Непременным условием применения пусковых жидкостей при низких температурах является применение одновременно зимних марок горючего, загущенных масел и антифризов. В противном случае применение пусковых жидкостей является малоэффективным и может привести к повышенным износам и даже  выходу из строя двигателя.


myauto-life.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о