Где производят масло кастрол: НАШЕ НАСЛЕДИЕ | О НАС – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Castrol: масло из пробирки — журнал За рулем

Сто с лишним лет назад рекламой Castrol служил стойкий запах касторки от самодвижущегося экипажа. Они по-прежнему в поиске и вместе со всем автопромом снова делают большой шаг в будущее. Чтобы это засвидетельствовать, нас пригласили в центр исследований Castrol в английском Пенборне.

19

«А вы знали, что сила давления кулачка распредвала на рычаг толкателя клапана равняется весу семи хэтчбеков Volkswagen Golf? И это происходит 50 раз в секунду!» — с ходу рубит фактом Пол Бисли, руководитель подразделения региональных технологий «Castrol Европа и Африка».

Untitled 2 copy

Дальше больше: на очередном слайде нам показывают фото раскаленной турбины и пламенные патрубки выхлопного коллектора. «Если бы вы могли посмотреть внутрь капота в момент, когда долго двигаетесь в горку или что-то буксируете, то вы бы увидели, что он выглядит именно так. А ведь внутри турбины есть подшипник, и для нормальной работы он должен быть смазан». Этими примерами Бисли обозначает степень ответственности вверенного ему продукта.

BP Technology Centre, Pangbourne.

Технологические центры у Castrol существуют в Японии, Китае, Индии, США, Германии, Италии, ЮАР. Такое количество подразделений вполне оправдано спектром использования ГСМ. В автомобиле смазка помимо мотора обслуживает кондиционер, рулевой механизм, тормозную систему, амортизаторы, трансмиссию, ШРУСы и многое другое. И дифференциация клиентского портфеля велика — от океанского лайнера до газонокосилки. Пенборн — это главный генератор идей. Здесь трудится 450 человек, большинство химики и инженеры с мудреными формулировками должностей на бэйджах.

13

Вообще, команда работников мультикультурная: в центре есть афробританцы и много бородатых индийцев-сикхов в черных тюрбанах. Одни спецы занимаются рутинной работой по снятию показаний с приборов и фиксированию этой информации, другие — анализируют эти данные и делают на их основе выводы. До того, как масло зальют в испытательные моторы, подвешенные на цепях, пройдет целая серия стендовых испытаний. Масло проверят на предмет трения двух соприкасающихся поверхностей. Это намного дешевле полноценных тестов в двигателе, и, как в любой лаборатории, эти опыты повторяются неоднократно, за счет чего достигается максимальная точность данных.

BP Technology Centre, Pangbourne.

Уникальные технологии здесь повсюду. Видимо, поэтому нам запретили фотографировать внутри техзоны. Нас подводят к большому белому баку, оборудованному манипулятором и мини-конвейером с образцами масла. По словам Дэвида Тейлора, отвечающего за работу с заказчиками, этот прибор позволяет производить экспресс-тесты в разных температурных режимах. Цена прибора — около 250 млн долларов, и таких приборов не больше семи в мире.

BP Technology Centre, Pangbourne.

Еще одна редкость, но уже одушевленного свойства, — это специалист, отвечающий за наружный осмотр мотора после испытаний. Оказывается, для того, чтобы определять визуальные нюансы износа в этой наукоемкой области, нужно иметь опыт не менее 10–15 лет. Всего насчитывается 70 таких «гипертехнарей», опять же в мире. Соответственно, и зарплата у них не меньше, чем у топ-менеджера компании. «И мы очень счастливы, что заполучили такого сотрудника», — шутит Тейлор.

BP Technology Centre, Pangbourne.

На одном из постов стоит спортбайк, верхом — робот без головы, опутанный электронной мишурой проводов. Этот уникум вызывает улыбку. Колеса мотоцикла стоят на «барабанах», внутри задается различная температура. Оператор меняет масло каждую неделю, мотор байка уже на излете жизни, но он свою задачу выполнил и окупил затраты стократ…

BP Technology Centre, Pangbourne.

Пол Бисли возвращает нас к теории масляного бизнеса. Готовое масло, которое продается в красиво упакованной бутылочке, на 80% состоит из базового масла, на 10% — из присадки, и еще на 10% — из модификатора вязкости.

Как получается базовая основа? Сырая нефть поступает на нефтеперегонный завод. Из одного барреля сырья только 1% в итоге пойдет на масляную основу. Заводское грязное минеральное масло — продукт первой очистки. Это масло низкого качества и в зависимости от степени чистоты оно делится на две подгруппы. На ступеньку выше стоит «минералка», очищенная в процессе гидрокрекинга. Химическая формула полученного масла отличается от сырьевого субстрата, но все равно это не «синтетика».

BP Technology Centre, Pangbourne.

Синтетическая основа получается в процессе полимеризации газа этилена. У синтетического масла намного лучше показатели вязкости и стабильности при температурных изменениях. Компания Castrol предпочитает работать именно с такой «базой». Со слов Бисли, это позволяет идти на шаг впереди в отношении усложняющихся экологических требований и технических задач партнеров и, что не менее важно, — опережать конкурентов.

BP Technology Centre, Pangbourne.

Конек Castrol в том, что они тесно сотрудничают с партнерами. В их числе

Castrol и DSG — Авторевю

Головной завод фирмы Castrol по производству смазок, затерянный в глубине лабиринтов порта Гамбурга, по площади не больше пары футбольных полей. А ведь здесь уместился еще и научный центр по разработке трансмиссионных масел.

Тысячи километров труб, сотни хранилищ, уходящие под облака башни ректификационных колонн, свой порт и внутренний автотранспорт… Ничего из этого здесь нет — в отличие от, например, гигантского завода Mobil во французском Нотр-Дам-де-Граваншоне (АР №6, 2010). Даже вместо полноценного склада готовой продукции в Гамбурге — лишь небольшой буферный перевалочный пункт. Но будучи в 200 раз меньше по площади, чем французский Mobil, масла немецкий Castrol производит только в два раза меньше — более 200 млн лит­ров в год.

В чем фокус? Во-первых, в том, что Castrol на головном заводе не занимается переработкой нефти — здесь только смешивают масла. А во-вторых, помогает соседство с гамбургским портом — обходясь без «стратегических» запасов, завод постоянно пополняет небольшие, на один-два дня работы, объемы ингредиентов и оперативно отгружает готовую продукцию.

Автоматизация — полная: несколько операторов кликают компьютерными мышками и рулят смешением масел. И ни на одной из девяти линий розлива, в отличие, скажем, от корейского завода Zik в Ульсане (АР №17, 2010), людей не видно.

Четверть всего производимого масла — трансмиссионное, причем синтетику для трансмиссий Castrol делает только здесь. И разрабатывают эти масла тут же, в трехэтажной пристройке, где работают 60 специалистов. Сотни склянок, вискозиметры для измерения вязкости, инфракрасные спектрометры и газовые хроматографы для анализа состава… Масла проверяют на пенообразование, умение защищать от коррозии и собственную агрессивность к металлам и резиновым уплотнениям.

А вместо двигателей и автомобилей на беговых барабанах — сплошь специальные стенды. На одних сутками напролет, имитируя пробеги в 150-250 тысяч километров, с разными скоростями и нагрузками гоняют подшипники, на других — шестерни со всевозможными видами зубьев. Есть трибологические четырехшариковые машины для определения нагрузки сваривания, отдельные установки, где синхронизаторы неделю безостановочно включаются и выключаются по 100 тысяч раз, стенды для многодисковых сцеплений, работа масла в которых проверяется при температурах до -40°С, и рентгеновская установка для выявления в масле продуктов износа.

Компоненты будущих масел подвозят беспрерывно. Сначала из цистерны берется проба содержимого, и грузовики ждут разгрузки иногда до трех-четырех часов — пока идет входная проверка в заводской лаборатории

Трансмиссионное масло, как и моторное, состоит из базы (для которой используются те же гидрокрекинговые или синтетические масла) и пакета присадок от известных поставщиков — Infineum, Oronite или Lubrizol. Но, в отличие от моторных масел, трансмиссионка трудится в куда­ более тепличных условиях: контакта с ­топливом и продуктами горения нет, рабочие температуры значительно ниже, циркуляция отличная.

Проще всего работается маслам для механических коробок передач. Им достаточно защищать шестерни и подшипники от износа, задиров и питтинга (локального выкрашивания), не мешать работе синхронизаторов, не портиться от попадания воды и вследствие редкой периодичности замены как можно дольше не окисляться. Помните историю с коробками передач первых вазовских переднеприводников, в которые поначалу заливалось и вполне успешно работало обычное моторное масло?

«Автоматические» масла сделать чуть сложнее: там трансмиссионная жидкость по совместительству является и передатчиком энергии в гидротрансформаторе, а потому должна иметь подходящие «сцепные» свойства. У масел для вариаторов — свои нюансы: это те же «автоматические» жидкости, но с более хитрыми модификаторами трения в пакете присадок. Ведь вариаторным маслам приходится решать две фактически взаимоисключающие задачи: не допускать проскальзывания ремня или цепи и при этом умудряться смазывать и защищать поверхности шкивов от износа.

Но труднее всего инженерам «готовить» масло для роботизированных коробок передач с мокрыми сцеплениями: оно должно сочетать в себе свойства трансмиссионок и для механической коробки, и для «автомата», причем многократно усиленные. Для наглядности представьте, что нужно провести пальцем со скоростью 100 км/ч и нажимом в 30 кг по подошве раскаленного до 300°С утюга — примерно в таких условиях работает пакет сцеплений при смыкании.

То ли дело — «роботы» с сухими сцеп­лениями. Фрикционов нет, редукторная часть почти как у обычной «механики»… А потому и масло можно использовать похожее. На этом и погорел Volkswagen со своей преселективной семиступенчатой коробкой передач DSG DQ200.

Новое масло для появившейся в начале 2008 года коробки DQ200 разрабатывать не стали — Volkswagen использовал обычную трансмиссионную синтетику на основе полиальфаолефинов из имею­щегося арсенала продуктов Castrol. А через несколько лет эксплуатации автомобилей с DSG вдруг выяснилось, что в странах с жарким и влажным климатом масло может просочиться сквозь уплотнения внутрь блока мехатроники, где применяется совсем другая рабочая жидкость (примерно как в «автоматах») — и отложения сульфида меди из-за реакции агрессивных серосодержащих присадок с токопроводящими дорожками вызовут короткое замыкание! При этом коробка переходит в аварийный режим, «распуская» хватку обоих сцеплений, — и лишает ведущие колеса связи с двигателем.

Небольшие партии моторных и трансмиссионных масел смешивают в одиннадцати блендерах, а побольше — in-line, прямо в трубах

Volkswagen вынужден был организовать едва ли не самую масштабную в своей истории сервисную кампанию для 1 млн 600 тысяч уже проданных по всему миру автомобилей Volkswagen, Audi, Skoda и Seat с коробкой DQ200 (в России акция началась в марте 2014 года). Им, как и всем автомобилям, сходящим с начала этого года с конвейера, в DSG взамен синтетики заливают гидрокрекинговую минералку Castrol. Но тоже не специальную, а из имеющегося ассортимента! Это пожарная, вынужденная мера. В гамбургской лаборатории лишь успели убедиться, что пакет присадок минерального масла VW G 052 512 менее агрессивен, — и срочно принялись за разработку новой специальной DSG-синтетики. Пикантность ситуации в том, что на разработку нового масла трансмиссионщикам может потребоваться до пяти лет!

А пока владельцам машин с DSG DQ200 придется запастись терпением и… Не верить заводским инструкциям, согласно которым масло в механической части DSG считается «вечным», не требующим замены в течение всего срока службы коробки передач. Ведь минеральное масло гораздо хуже сопротивляется окислению и его придется время от времени обновлять. Как часто? Специалисты лаборатории фирмы Castrol говорят, что срок службы их минералки ограничен пробегом 80-90 тысяч километров.

Диселенид

Юрий ВЕТРОВ

Я гоняю свой родстер Mazda МХ-5 на трек-дни и поэтому решил заливать в двигатель синтетику Castrol Edge FST. Масло не «спонсорское» — я купил канистру в обычном супермаркете. За три гонки чемпионата MaxPowerCars оно потемнело, но идеальная чистота под клапанной крышкой и капельная проба на салфетке говорят, что оно еще поработает.

А сейчас Castrol выпустил новый продукт — Edge Titanium FST.

— Автопроизводители требуют от нас снижать внутреннее трение в двигателе, — пояснил мне руководитель европейского подразделения фирмы Castrol Пол Бисли. — В новый пакет присадок мы включили соединения титана, и это позволило уменьшить потери на трение на 15%.

Противозадирные и противоизносные присадки на основе диселенида­ (TiSe2) и других соединений титана производители масел используют давно. Почему в Кастроле решили ими воспользоваться только сейчас? Дескать потому, что другие возможности по снижению трения за счет масла если не исчерпаны, то близки к этому.

Побочные эффекты? Бисли утверждает, что их нет: благодаря соединениям титана вероятность разрушения масляной пленки снижается на 45%. Осталось проверить Titanium на практике: обязательно залью в мотор. ­Если, конечно, найду в продаже.

История Castrol

ПОРТРЕТ СЭРА ЧАРЛЬЗА ВЕЙКФИЛДА
МОТОРНОЕ МАСЛО ВЕЙКФИЛДА «CASTROL BRAND» ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В 1909 ГОДУ
СПУСК НА ВОДУ РОСКОШНОГО ЛАЙНЕРА «КОРОЛЕВА ЕЛИЗАВЕТА II»

Компания Castrol была основана Чарльзом «Чирс» Вейкфилдом под названием «CC Wakefield & Company». В 1899 году, в возрасте 39 лет, Чарльз бросил работу в компании Vacuum Oil, чтобы основать на улице Чипсайд в Лондоне собственный бизнес по продаже смазочных материалов для поездов и тяжелых машин. Он был настойчивым человеком, которому удалось четко сформулировать свою цель, благодаря чему восемь бывших коллег перешли в его новую компанию. В начале нового столетия Вейкфилд проявлял личный интерес к двум совершенно новым на то время моторизованным устройствам: автомобилю и самолету. Компания начала разрабатывать смазочные материалы специально для этих новых двигателей, нуждавшихся в масле, которое было бы достаточно жидким, чтобы работать с момента холодного пуска, и в то же время достаточно плотным, чтобы продолжать работать при очень высоких температурах. Исследователи Вейкфилда обнаружили, что с этим заданием можно успешно справиться, добавив определенное количество касторового масла (растительного масла, получаемого из касторовых бобов). Они назвали этот новый продукт «Castrol».

Разработав новый вид моторного масла, компания CC Wakefield разработала также новый способ, как заставить клиентов обратить на него внимание: спонсорство. Название Castrol появлялось на плакатах и флагах во время проведения авиационных соревнований, автомобильных гонок, а также при попытках смелых гонщиков побить рекорд скорости передвижения по земле. Вейкфилд расширил становившийся все более популярным ассортимент продукции компании, включив в него масла, разработанные специально для отдельных двигателей автопроизводителей.

До 1960 года название компании-производителя моторного масла очевидно затмило имя ее выдающегося владельца, и поэтому компания CC Wakefield & Company стала называться просто Castrol Ltd. Тем временем исследователи компании все больше познавали сложный мир смазки двигателя, и в городе Бракнелл (Англия) был открыт современный исследовательский центр. Затем, в 1966 году, компанию Castrol приобрела компания The Burmah Oil Company.

Однако разработчики Castrol уделяли свое внимание не только автомобилям и самолетам. Об этом свидетельствует тот факт, что на «Королеве Елизавете II», крупнейшем океанском пассажирском лайнере, спущенном на воду в 1967 году, использовались смазочные материалы производства Castrol. В 1980-е и 1990-е годы компания продолжала представлять новые инновационные продукты. Компанию Burmah-Castrol в 2000 году приобрел концерн BP, и бренд Castrol стал частью группы компаний BP.

В 2012 году, когда марсоход НАСА Curiosity начинал свою увлекательную миссию на Марсе, промышленная консистентная смазка производства Castrol сыграла ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы всех компонентов Curiosity, от колес до фотокамер. Формула этой смазки была специально разработана для данной космической программы и рассчитана на работу при температурах от минус 80 до 204 градусов по Цельсию. Успех компании во многом связан с оригинальной философией, которой придерживался Чарльз Вейкфилд. При разработке новых масел Castrol он всегда полагался на помощь и поддержку со стороны своих клиентов, так как, по его мнению (опередившему свое время), работа в сотрудничестве с клиентом — это лучший способ достичь успеха для обеих сторон. Такая практика не утратила актуальность для компании Castrol и сегодня.

Castrol — это больше, чем просто масло, это инженерия смазочных материалов.

На заводе Castrol

Как известно, в истории необычайно велика роль случайных открытий. Взять хотя бы пенициллин. Многие из таких спонтанных открытий заняли прочное место в автомобилях – это и безопасное стекло, и застежки-“липучки”, и вулканизированная резина. Список можно продолжать, но без одного – случайного или не очень – открытия развитие двигателей внутреннего сгорания точно шло бы не столь успешно. Речь идет о Чарльзе Уэйкфилде, на заре автомобильной эпохи добавившем в моторное масло… касторовое, в результате чего был открыт способ повышения вязкости минеральных моторных масел, и в 1909 г. появились первые масла Castrol.

В то время как у многих касторка ассоциируется лишь с некогда популярным и немного курьезным средством медицинского назначения, она по-прежнему востребована в технике – например, используется при изготовлении смазки для колесных пар железнодорожных вагонов.

Удачный старт вывел Castrol в мировые лидеры, которые обеспечивают смазками технику, работающую на суше, воде и в воздухе. Не обошлись без смазок Castrol даже американские марсоходы и космические шаттлы. Еще одной яркой победой технологий компании стал мировой рекорд скорости, установленный при ее поддержке в 1997 г., когда при движении по земле впервые была превышена скорость звука и достигнут максимум в 1229,78 км/ч. Ну а для обычных автомобилей Castrol уже более 40 лет выпускает высококачественные всесезонные масла, заметно уменьшающие стоимость эксплуатации.

В ногу с трендами

Успех любой компании определяется тем, насколько быстро она подстраивается к постоянно меняющимся условиям. Представители Castrol рассказали нам, что в среднем формула масла живет всего два года, а разработка новой стоит от 3 до 6 млн долларов.

Требования к маслам меняются очень динамично, и главным образом из-за активно внедряемого даунсайзинга – уменьшения габаритов двигателей для легковых автомобилей при повышении их мощности. Исследования показывают, что за последние десятилетия 2-литровые двигатели BMW стали мощнее более чем на треть, а 1,8-литровые моторы для VW Passat – почти на 40%. А ведь более компактный двигатель имеет меньшую емкость поддона картера, поэтому если раньше в двигатели заливали 5–6 л масла, то теперь – всего 3–4 л при всех сохранившихся и добавившихся функциях. Количество масла – один из критических параметров, определяющих срок его замены. В двигателях магистральных тягачей, где объем масла доходит до десятков литров, оно “выхаживает” до 150 тыс. км!

Функций у моторного масла не один десяток, но первой и основной остается снижение потерь на трение. Тончайшая масляная пленка должна выдерживать удельное давление до 10 тыс. кг на 1 кв. см, возникающее, например, между кулачками распределительного вала и рычагами клапанного механизма. Чтобы осознать масштаб этого явления, представьте себе, с какой силой давит шпилька женской туфли на поверхность, если на туфлю действует вес двух слонов!

В современных форсированных моторах все важнее становится задача эффективного охлаждения поршней моторным маслом, поэтому в некоторых новых двигателях используются масляные форсунки с электроприводом, позволяющие оптимизировать подачу масла. Форсировка моторов достигается главным образом за счет использования турбонагнетателей, для которых смазка и охлаждение столь же важны.

Одним из факторов, вынуждающих химиков искать новые формулы масла, – ужесточение требований к вредным выбросам. Для использования в моторах с сажевыми фильтрами, например, нужны особые масла, но единственным способом уменьшить выброс парникового газа остается снижение расхода топлива.

А еще хотелось бы, чтобы масло приходилось менять реже, хотя бы как в Европе – через 30 тыс. км или два года эксплуатации. Впрочем, жителям мегаполисов с таким климатом и трафиком, как в Москве, рассчитывать на это пока не приходится. Даже с учетом того, что масла Castrol Edge не менее чем на треть превосходят конкурентов по прочности масляной пленки и устойчивости к предельным нагрузкам, а также того, что “интеллектуальные” молекулы масла Castrol Magnatec уже почти 20 лет успешно защищают двигатели от износа в первые минуты после холодного пуска.

Тонкости технологий

Об этих и других успехах компании нам рассказывали, проводя по многочисленным лабораториям технологического центра Castrol, расположенного в уютном местечке Пэнгборн. Здесь ежегодно проводится более 60 тыс. испытаний “горючки” и смазок.

В составе любого моторного масла примерно 80% – это основа, к которой добавляется по 10% присадок и загустителя. Загустители – синтетические гели – производятся многими компаниями, поэтому при составлении масел используются уникальные модификаторы вязкости собственного производства, а также покупные.

Новые формулы масла прежде всего тестируются на стендах, где имитируется трение, возникающее между фрагментами поршневого кольца и цилиндра. А когда из нескольких формул-кандидатов отбираются две-три самые удачные, наступает время стендовых испытаний двигателей и комплектных автомобилей или мотоциклов. Эти стенды загружены постоянно и останавливаются лишь на несколько часов для обслуживания и установки новых испытательных образцов. Автомобилями и мотоциклами на стенде с беговыми барабанами управляют уникальные роботы, каждый из которых стоит несколько сотен тысяч долларов.

Научные исследования – поле для создания уникальных объектов и материалов, но для их проведения не обойтись и без уникальных людей. В одной из лабораторий, где разбирают двигатели, прошедшие ресурсные испытания, нам рассказали о совершенно удивительных экспертах, которых в мире насчитывается всего около 70. И двое из них работают в Пэнгборне. Эти моторные “сомелье” по едва уловимым переходам цветов трущихся поверхностей деталей, снятых с двигателя, способны составить целостную картину износа двигателя и оценить эффективность работы масла.

Но разработать премиальное масло – это еще не все. Не менее важно, чтобы обычные пользователи получали масла (и другие эксплуатационные материалы, которые производит Castrol) нужного типа, качества, количества и в нужное время. Для этого существует отлаженная система для работы с дистрибьюторами, а кроме того, Castrol предлагает специальные программы по бизнес-консультированию и обучению персонала сервисных центров и независимых СТО. 

Автор
Василий Аверкиев, автор журнала «Автопанорама»
Издание
Автопанорама №9 2013
Фото
фото фирмы-производителя

Вопросы официальному представителю Castrol (с. 47)

Уважаемые друзья, в этой теме вы можете задать любые вопросы о продукции Castrol.

Я как технический эксперт компании открыт к конструктивному диалогу и с радостью дам вам подробную информацию по интересующим вас вопросам.

Обращаю ваше внимание, что много полезного содержится на нашем официальном сайте: http://www.castrol.com/ru, в частности вы можете самостоятельно подобрать масло для вашего авто в разделе «Подбор масла», а также выбрать ближайший магазин/сервис, нажав на кнопку «Где купить» или «Где заменить».

Также напоминаю, что у нас заработал официальный интернет-магазин: http://shop.castrol-original.ru/ .

С нетерпением жду ваших вопросов! 🙂

Масла Castrol для Ford

Моторные масла:
Meets Ford WSS-M2C913-D — Ford-Castrol Magnatec Professional A5 5W-30 / Castrol Magnatec 5W-30 A5
Meets Ford WSS-M2C948-B — Ford-Castrol Magnatec Professional E 5W-20 / Castrol Magnatec Stop-Start 5W-20 E
Meets Ford WSS-M2C917-A — Castrol Magnatec Professional OE 5W-20 / Castrol Magnatec Diesel 5W-40 DPF
Meets Ford WSS-M2C937-A — Castrol EDGE Professional A3 0W-40 / Castrol EDGE 0W-40 A3/B4

Масла для МКПП:
Meets Ford WSD-M2C200-C — Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90
Meets Ford WSS-M2C200-D2 — Castrol Syntrans FE 75W

Масла для АКПП:
Ford Mercon — Сastrol Transmax Dex III Multivehicle
Ford Mercon V — Castrol Transmax Mercon V*
Ford Mercon LV — Castrol Transmax Dexron VI Mercon LV

Масло для РКПП:

Meets Ford WSS-M2C936-A — Сastrol Transmax Dual

Антифриз:
Meets Ford WSS-M97B44-D Castrol Radicool SF

* — курсивом выделены масла, которые в настоящий момент не поставляются нами в РФ.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о