Грузовик тайфун – Тайфун-У против Сougar — сравнение характеристик — журнал За рулем

Содержание

Грузовой броневик «Тайфун» от Камского автозавода

В первых числах мая в Астане прошла выставка военно-технических средств KADEX-2012. Среди прочих новинок особое внимание общественности привлекла продукция завода КАМАЗ. По сложившейся традиции, Камский автозавод представил технику как гражданского, так и военного назначения. Причем наибольшее внимание публики привлек автомобиль, представляющий именно вторую категорию. Дело в том, что на салоне KADEX-2012 широкая общественность впервые смогла увидеть воочию новую разработку КАМАЗа, о которой было столько разговоров – КАМАЗ-63968 «Тайфун».

История этого проекта уходит корнями в 2009 год. Тогда Военно-научный комитет Генштаба ВС России выпустил документ с названием «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Согласно этой концепции, дальнейшее развитие автомобилей для армии должно было идти по модульной схеме. Подразумевалось, что в самое ближайшее время будут созданы несколько перспективных колесных платформ, на которых можно будет монтировать любое целевое оборудование. В самом начале следующего 2010 года министр обороны А. Сердюков утвердил «Концепцию» и вскоре была начата программа «Тайфун». В ходе программы требовалось создать новое поколение грузовых автомобилей для вооруженных сил, имеющих противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. В качестве участников программы были выбраны автозаводы «Урал» и КАМАЗ.

Фактически программа «Тайфун» является дальнейшим развитием программы «Гараж», которая, по некоторым сведениям, была начата чуть ли не в конце восьмидесятых. Целью «Гаража» было создание унифицированной грузовой колесной платформы, которую можно было бы запустить в производство на «Урале» и на КАМАЗе одновременно. Очевидно, что девяностые годы прошлого века были далеко не самым лучшим временем для создания таких проектов, поэтому «Гараж» канул в Лету, не оставив о себе почти никакой открытой информации. Тем не менее, армия требовала грузовик и тут полезными оказались «побочные продукты» темы «Гараж» – семейства «Мустанг» и «Мотовоз» КАМАЗа и «Урала» соответственно. Заказ машин этих семейств помог на время закрыть вопрос перспективного армейского грузовика. Но лишь на время, ведь основная задача программы «Гараж» – унификация автомобилей производства двух заводов – так и не была достигнута.

Согласно первоначальному техническому заданию по программе «Тайфун», проекты автозаводов-участников должны были иметь в своей основе один и тот же двигатель (ЯМЗ-536), одинаковую трансмиссию, единую бортовую информационно-управляющую систему (БИУС), противопульную и противоминную защиту не ниже третьего класса по стандарту STANAG 4569. Но главное требование касалось возможности создания на базе единого шасси целого семейства техники различного назначения. В первую очередь на базе бронированного «Тайфуна» требовалось создать два варианта грузовиков: с бронекабиной для перевозки личного состава и с открытой платформой для грузов. Также необходимо было предусмотреть возможность сборки и эксплуатации «Тайфунов» без бронированных деталей. В таком случае они могли стать основой для тех видов техники, которые во время своей работы почти не рискуют быть взорванными или обстрелянными – РЛС, носители беспилотных летательных аппаратов и т.д.

При выработке требований к защите новых машин российские военные приняли во внимание зарубежный опыт эксплуатации автотехники в военных конфликтах последнего времени. Так, особенности ведения войн в Югославии, Афганистане и Ираке наглядно показали необходимость усиления защиты транспортных средств войск. Причем нужно не только усиливать бронирование бортов машин, но и защищать их днище во избежание серьезных последствий подрыва самодельных взрывных устройств, которые имеют широкое распространение в конфликтах с участием нерегулярных вооруженных формирований. Именно для этих целей броневики начали оснащать днищем V-образной формы: наклонные бронеплиты перенаправляют значительную часть энергии взрыва и осколков в стороны, что ощутимо уменьшает воздействие мины на внутренние агрегаты автомобиля и экипаж. Со временем машины с таким днищем даже выделили в отдельный класс под названием MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – Защищенные от мин и засад). Отечественный опыт конфликтов на Северном Кавказе только подтвердил целесообразность зарубежных предложений. Поэтому тему «Тайфун» можно считать полноправным ответом зарубежным MRAP.

Грузовой броневик «Тайфун» от Камского автозавода

В 2010 году началась активная фаза работ по программе «Тайфун» В качестве головных разработчиков конкурсных машин, как уже говорилось, были привлечены заводы «Урал» и КАМАЗ, а в качестве «дополнительной силы» в программу были приглашены несколько предприятий и научных учреждений. В частности, МГТУ им. Баумана занимался разработкой гидропневматической подвески, а Саровскому ядерному центру поручили расчет защищенности бронекорпуса. Об этих моментах конструкции стоит рассказать подробнее. Гидропневматическая система независимой подвески позволяет буквально на ходу изменять ее параметры. Для этого у водителя имеется специальный пульт, с которого можно, например, изменять клиренс в пределах 400 мм. Кроме того, пневматическая система обеспечивает автоматическую подкачку шин в зависимости от выбранного водителем давления от одной до 4,5 атмосфер. Бронирование «Тайфунов» делалось в НИИ Стали и имеет в своей основе специальную керамику. По утверждениям представителей института, керамическая броня при равных характеристиках весит ощутимо меньше стальной. Работы по обеспечению защиты автомобиля от мин проводятся в нашей стране впервые, да и соответствующего стандарта, классифицирующего подрывы под днищем, у нас пока нет. Поэтому НИИ Стали и заводы-участники программы были вынуждены воспользоваться натовской классификацией, предусмотренной стандартом STANAG 4569. В итоге такого «заимствования» опытные образцы бронирования для перспективных машин отвечают уровню защиты 3b – 8 килограмм тротила под любой частью днища. Естественно, грузовик в таком случае получит очень и очень серьезные повреждения, но экипаж останется жив. Что касается требований к защите от пуль, то кабина и бронированный модуль для перевозки личного состава на 16 человек со всех ракурсов выдерживают попадание 14,5-мм бронебойной пули пулемета КПВ с расстояния не менее 200 метров, что соответствует 4 уровню STANAG 4569.

Будучи «собранными» руками инженеров и рабочих КАМАЗа, все эти новшества и элементы выглядят следующим образом. «Тайфун» с индексом КАМАЗ-63968, представленный на KADEX-2012 представляет собой классический для Камского автозавода бескапотный грузовик с колесной формулой 6х6. Шестицилиндровый дизель ЯМЗ-5367 мощностью 450 лошадиных сил передает усилие на шестиступенчатую коробку передач и двухступенчатую «раздатку», которые, в свою очередь, обеспечивают работу планетарных редукторов на всех осях. На всех дифференциалах имеется автоматическая блокировка, а торможение осуществляется при помощи дисковых тормозов, взаимодействующих с противобуксовочной и антиблокировочной системами. Все колеса КАМАЗ-63968 имеют специальные шины с противовзрывными вставками.

Грузовой броневик «Тайфун» от Камского автозавода

Большое количество параметров, которые необходимо постоянно регулировать, потребовало введения в состав оборудования «Тайфуна» специализированной бортовой информационно-управляющей системы. В ее обязанности входят слежение за состоянием систем и наличием неполадок, вычисление необходимого клиренса, режима работы подвески и т.д. Для этого БИУС принимает параметры с множества датчиков и, учитывая скорость движения, крен, наклон дороги и т.п., выдает соответствующие команды системам грузовика. Кроме того, на КАМАЗ-63968 в будущем могут устанавливаться приборы систем спутниковой навигации и связи любого доступного типа.

Макет модульного автомобиля «Тайфун» разработки завода КАМАЗ был представлен руководству страны еще в конце октября 2010 года. Примерно в это же время начались активные работы по «приспособлению» имеющегося проекта к другим требованиям программы, а именно созданию колесных платформ с формулами 4х4 и 8х8 грузоподъемностью 2 и 8 тонн соответственно. Что касается шасси 6х6, то оно должно иметь грузоподъемность около четырех тонн. В итоге до окончания работ по программе «Тайфун» КАМАЗ должен создать целое семейство грузовиков. Интересно, что по причине требований к унификации, высокой нагрузки на переднюю ось и особенностей многоосных конструкций все варианты «Тайфунов» от КАМАЗа имеют две поворотные оси. В то же время, в прошлом году появилась информация о возможном отказе от разработки двухосного варианта грузовика. В качестве причин назывались все те же факты, что послужили основанием для оснащения «Тайфунов» двумя управляемыми осями. Однако этот вариант успел получить заводской индекс. На данный момент список созданных КАМАЗом вариантов «Тайфуна» выглядит так:

— КАМАЗ-5388. Шасси с колесной формулой 4х4. Предназначено для монтажа бортового кузова, кранов, мультилифтов и другой техники, не требующей защиты;
— КАМАЗ-53888. Тот же «5388», но с установленной броней;
— КАМАЗ-6396. Трехосное шасси, не предназначенное для монтажа брони;
— КАМАЗ-63968. Бронированный вариант предыдущей модификации;
— КАМАЗ-6398. Дальнейшее развитие КАМАЗ-6396, но с четырьмя осями;
— КАМАЗ-63988. Бронированная версия «6398».

Утверждается, что унификация машин различных модификаций достигает 86%, что в перспективе улучшит экономическую сторону производства машин. В настоящее время опытные образцы «Тайфуна» от КАМАЗ проходят испытания и доводку. Вскоре будут начаты сравнительные испытания, в ходе которых камский «Тайфун» будет соревноваться с конкурентом завода «Урал». По их результатам Минобороны выберет наиболее подходящий автомобиль, который будет запущен в серию.

По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://русская-сила.рф/

http://topwar.ru/

topwar.ru

Тест-драйв КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»: по полигону с климат-контролем

 «Тайфун-К», как и любой новый военный проект, окутан туманом – неизвестны даже его точные технические характеристики. Экспериментальная машина до сих пор проходит испытания и дорабатывается. Нам удалось присоединиться к испытателям на полигоне в Бронницах.

Какой же он огромный! КАМАЗ высотой 3 метра 30 сантиметров, он выше БТР-82А почти на метр! А форма – этакий кирпич с 6 колесами, длиной в 9 метров и шириной в 2 с половиной. Классифицируется машина в 19 тонн как защищенный автомобиль. Просто, знаете ли, автомобиль на гражданских номерах, приехавший на подмосковный полигон своим ходом по дорогам общего пользования из Набережных Челнов.

Вообще, «Тайфун-К» машина многофункциональная, а функционал зависит от модулей, которые установлены на нее. Есть несколько видов кабин разной степени бронирования, а позади нее может быть, например, десантный или ремонтный модуль. И это все, что «мне нужно знать», – часть данных об автомобиле все еще засекречена. Машину для теста нам дали с бронированной кабиной и десантным модулем – кунгом.

Десантный кунг на корме оборудован как дверью, так и опускаемой аппарелью для десантирования. На каждом борту по два толстенных бронестекла, но вот толщину брони самого модуля мне также не сообщили – не положено знать. На глаз – миллиметров 30 есть.

IMG_5174.jpg

Из чего состоит броня, мне тоже знать не дозволено! Правда, мне намекнули, что она композитная и в составе есть керамика. Вы будете смеяться, но внутрь кунга тоже нельзя! Что, опять секретность? Внутри с десяток удобных сидений с ремнями безопасности и подголовниками, на крыше люки, кондиционер и… почти 4 тонны балласта для тестирования подвески машины. А точно нельзя внутрь? Совсем-совсем? В ответ предложили разгрузить, посмотреть и снова загрузить…. Отказаться было тяжело, но я смог.

Все 20-дюймовые колеса пулестойкие и, конечно же, оснащены системой подкачки. За колесами видны стойки гидропневматической подвески – по их солидной толщине можно понять, на какие нагрузки она рассчитана. Кстати, приятная вещь – светодиодные фонари на корме. Да, веяния времени дошли уже и до военной техники…



После десантного отсека силовой: там внутри установлены автоматическая трансмиссия и двигатель КАМАЗ с индексом 740.354-450 – многотопливный, но изначально все же дизельный V8 объемом 12 литров и мощностью в 450 л.с.

Не терпится все-таки узнать, что внутри? Мне тоже… Подняв рычаг на двери вверх, с огромным усилием тяну дверь на себя и поражаюсь ее толщине – с ладонь! Слава богу, что изнутри она закрывается пневматическим приводом, а не руками. На рабочем месте водителя – никаких стрелочных приборов, старомодных лампочек и прочего олдскула, кругом ЖК-дисплеи. Не поверите, и спидометр с тахометром – тоже «нарисованные», прямо как на Range Rover.



Правда, никакой Range Rover не защищен от радиации, химической атаки и подрыва, а вот «Тайфун-К» – защищен. Обитаемая часть машины полностью герметична и не подвержена горению. Все слышали, что большие седаны и внедорожники Mercedes-Benz создают незабываемое ощущение безопасности и изоляции от внешнего мира. Так вот: забудьте. Вот здесь – полная изоляция. И тишина.


IMG_5294.jpg

Набор опций, кстати, вполне тянет на хороший премиум-кроссовер: климат-контроль, круговой (!) обзор из камер, установленных по периметру, система регулировки клиренса от 185 до 575 (!) мм. Кстати, всей электроникой управляет компьютер отечественного производства.

Мотор запускается с тумблера, и никаких хитрых действий, как в обычной военной технике, предпринимать не надо. Ручного газа нет, и все остальное тут как в обычном легковом автомобиле, только очень тяжелом и высоком. Рычаг ручного тормоза по размеру – как у малолитражки, а ручка АКПП еще меньше и все так же высоко. Ну вот разве что руль, как в БТР-82А, стоит по-грузовому горизонтально.



«Автомат» в «драйв», поехали! 12-литровый дизель бодро отзывается на «гашетку», АКПП переключает скорости без пинков, ход очень ровный, и изначальное ощущение высоченной посадки куда-то пропало – этому способствует отличный обзор из окон и в зеркалах, слепую зону перед носом убирает зеркало перед лобовым стеклом.

Поставил на «круиз» – и кати себе по трассе с расходом в 40 литров на 100 километров. Если вы решите заехать на этом 9-метровом монстре в город и, возможно, немного постоите в пробках, то рассчитывайте примерно на 60 литров. Хорошо, что два топливных бака по 300 литров позволяют проехать без заправки 1 200 километров.

Проехав ровный участок полигона, въезжаю на динамическую часть трассы: на ямах машину трясет, и трясет так, что чувствуешь своим телом каждую неровность. Может, потому, что КАМАЗ нагружен до максимальных 24 тонн? Так или иначе, несмотря на тряску, мы уверенно держим прямую.


IMG_5235.png

Тормоза – пневматические, с характерным пшиком от нажатия, и схватывают, когда уже порядочно утопил педаль тормоза, что немного пугает, особенно когда машину массой в 24 тонны пытаешься остановить с паспортных 105 км/ч. Опять же, как и со всей специфической военной техникой – это все дело привычки. Вглубь бездорожья уехать на дали, хотя я уверен, что это было бы весело: здесь постоянный полный привод на все 6 колес и, соответственно, 3 межколесные блокировки – в каждом мосту.


IMG_5158.png

Маневрирование на малой скорости или разворот приносят трудности: руль заметно тяжелеет, а количество его оборотов от упора до упора я так и не смог сосчитать, плюс расположение водителя перед передней осью – эти факторы не дают определить нулевое положение руля. Вообще, крутить руль надо заранее до поворота – при полностью выкрученной «баранке» развернуться можно за 10 метров, но, опять же, поворачивая руль бесконечное количество раз, я снова потерял его нейтральное положение. Во время парковки габариты машины отлично ощущаются, а помогают в этом все те же камеры кругового обзора. Испытатели говорят, что и ко всему остальному привыкаешь быстро. А в дальних поездках жизнь облегчают те самые электронные «примочки» и кондиционер.

Что дальше?

«Тайфун-К» дольше будет проходить разнообразные испытания на полигонах. Тестирование с полной загрузкой, как сейчас в Бронницах, – это один из многочисленных этапов этого долгого пути.



Кстати, постоянным совершенствованием объясняется путаница в информации о машине, которая гуляет по Интернету. В сеть так или иначе попадают данные о разных версиях КАМАЗ-63968 «Тайфун-К», а каковы будут окончательные ТТХ, покажет время.

Историческая справка

В 2010 году Министр обороны РФ утвердил «Концепцию развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», и в итоге была создана единая колесная платформа «Тайфун», обеспечивающая высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от воздействия стрелкового вооружения и фугасов. Условия нового времени продиктовали необходимость создания таких машин: основная масса боевых потерь в войсках происходит от подрыва автомашин на минных полях или от фугасов во время передвижения колонн.


IMG_5224.png

К разработке автомобиля привлекли значительное число специалистов: с автозаводов «Урал» и ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ» и НТЦ «ОАО КАМАЗ», в «НИИ Стали» была спроектирована броня машины, федеральный ядерный центр в Сарове рассчитывал защищённость бронекорпуса, компания «Магистраль-ЛТД» занималась созданием бронестёкол, МГТУ им. Н.Э. Баумана разработал гидропневматическую подвеску.

<a href=»http://polldaddy.com/poll/9103305/»>Достаточно ли крут и брутален Тайфун-К?</a>


Читайте также:


www.kolesa.ru

КамАЗ «Тайфун 63968»: характеристики, фото :: SYL.ru

Бронеавтомобиль КамАЗ «Тайфун» был создан по типу американских MRAP, находящихся на вооружении армейских подразделений НАТО. Машина разработана и построена в рамках Концепции развития автомобильной военной техники для Вооруженных Сил России. КамАЗ-63968 «Тайфун» является представителем нового поколения отечественных транспортных средств боевого применения. Последующие модификации различались по вместимости, которая составляла 8, 14 и 20 человек.

камаз тайфун

Предназначение

В 2010 году была создана единая грузовая колесная платформа КамАЗ «Тайфун» , рассчитанная на высокую степень защищенности экипажа, грузов и боеприпасов, перевозимых в условиях боевых действий. Бронированная машина выдерживала автоматные очереди и взрыв фугаса мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте.

Проект

Над созданием базового КамАЗ-63968 «Тайфун» работали специалисты НТЦ ОАО «КамАЗ», автозавода «Урал», ОАО «Автодизель», НИИ стали и других профильных предприятий.

Ядерный федеральный центр (месторасположение — город Саров) взял на себя рассчеты по защищенности корпуса, бронированные стекла для окон были созданы на «Магистраль ЛТД», российской компании, расположенной в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. Сплавные характеристики брони рекомендовал Московский НИИ Стали, который работает по этим вопросам с 1942 года. Гидропневматическую подвеску для автомобиля КамАЗ «Тайфун» разработали специалисты МГТУ имени Баумана. Также в проекте участвовало множество компаний, которые так или иначе могли внести свой вклад в создание эффективной бронированной машины.

камаз 63968 тайфун

Критерии уязвимости

Из опыта прошлых лет были сделаны выводы о необходимости изменения конструкции с учетом повышения живучести транспортера. Отдельной темой для конструкторов транспортера КамАЗ «Тайфун» стала конфигурация днища. Обычное дно плоской формы было бы слишком уязвимо для взрывной волны, поэтому предпочтение отдали клинообразному профилю, способному разделить энергию взрыва на две части и тем самым уменьшить его разрушительное действие.

Вариантность

Базовый КамАЗ «Тайфун», фото которого размещены на странице, открывал возможности для создания на его платформе целого ряда модификаций, таких как машины связи, мобильные артиллерийские системы, автокраны повышенной грузоподъемности, транспортно-пусковые передвижные устройства для запуска БЛА (беспилотные летательные аппараты). Кроме того, военные КамАЗы «Тайфун» использовались в качестве эвакуаторов, которые могли загрузить на свою платформу с помощью мощной лебедки даже танк и отвезти его к месту ремонта. Также на базе «Тайфуна» создавались колесные экскаваторы и траншеекопатели.

военные камазы тайфун

Поставки

Столь широкое применение автомобиля позволяло стратегическим войсковым соединениям решать практически все текущие задачи, связанные с транспортировкой. Инженерные войска комплектовались универсальным грузовиком в нужном объеме. В декабре прошлого года новый военный КамАЗ «Тайфун» стал поступать в войсковые части. Усовершенствованная конструкция отличается высокой степенью живучести; наиболее уязвимое место всех армейских транспортеров – днище — у современного «Тайфуна» получило усиленную бронезащиту.

Параметры защищенности

Наиболее ответственные узлы, как, например, гидропневматические подъемники, регулирующие высоту дорожного просвета, наглухо закрыты бронированными кожухами. Все трубопроводы, через которые подается гидравлика и пневматика высокого давления в тормозную систему, скрыты под бронелистами 24-миллиметровой толщины и практически неуязвимы для осколочных фугасов и снарядов РПГ.

новый тайфун камаз

Испытания бронезащиты КамАЗ «Тайфун» показали эффективность в отражении пуль калибра 14,5 мм. А очереди из автомата Калашникова (7,62 мм) оставляют только легкие царапины на корпусе автомобиля. Броня «Тайфуна» представляет собой сплав из стали и керамики и обладает высокими ударно-отражающими свойствами. Пуленепробиваемыми являются также стекла транспортера, толщина которых составляет 128 мм при прозрачности 70%. Взрывозащитными свойствами обладают шины марки 16.00R20 с автоматической подкачкой до 4,5 атмосфер.

Вооружение

На крыше бронемобиля устанавливается дистанционно-управляемый пулемет с сервоприводами, который способен вести безостановочную стрельбу, пока не закончится боезапас. Бронированный КамАЗ «Тайфун» практически неуязвим для легкого стрелкового оружия, которым располагает пехота противника, и может пройти значительное расстояние под обстрелом. Машину может остановить только противотанковая пушка, стреляющая кумулятивными снарядами. При повреждении «Тайфун» быстро восстанавливается в ремонтной мастерской благодаря высокой, достигающей 86% унификации (по сравнению с другими моделями своего семейства).

Интерьер

Внутреннее пространство бронемобиля хорошо приспособлено для транспортировки мобильных десантных групп. Сиденья полужесткие, рассчитанные на длительный марш-бросок. Каждое место оборудовано держателями для личного оружия, подголовниками и ремнями безопасности, которые закреплены на потолке и спускаются вниз на уровень среднего роста — 176 см. При необходимости длина может регулироваться. Верхнее расположение ремней безопасности должно значительно уменьшить воздействие боковой ударной волны при взрыве мины или фугасного снаряда.

Внутри автомобиля установлена вентиляционная аппаратура с фильтрацией воздуха марки ФВСУ-100А, которая совмещена с кондиционером. Крыша оборудована специальными люками аварийного выхода в случае переворачивания машины. Штатное десантирование происходит через аппарель в задней части «Тайфуна» или через боковые двери. В ходе боевых действий бронемобиль служит эффективным прикрытием для личного состава, уже покинувшего десантное отделение. Бойцы могут скрыться за корпусом и двигаться синхронно с вездеходом до нового места дислокации.

камаз тайфун фото

В бронемобиле установлена система ГАЛС-Д1М, отслеживающая углы крена, продольного и поперечного, режим работы силовых агрегатов, скорость движения. «Тайфун» оснащен независимой гидропневматической подвеской, которая позволяет на ходу увеличивать дорожный просвет машины в пределах 400 миллиметров, что является значительным преимуществом при езде по бездорожью. В десантном отделении расположено пять видеокамер, обеспечивающих полный обзор внутреннего пространства, а компактные мониторы расположены в кабине, перед командиром. Таким образом офицер имеет возможность постоянного контакта со своими подчиненными. Все команды подаются посредством прямой связи через громкоговорители. Также работает обратная связь по типу рации.

КамАЗ «Тайфун»

Характеристики его следующие:

  • тип — бронетранспортер колесный;
  • снаряженная масса — 21 тонн;
  • состав экипажа — 2 чел., водитель-механик и офицер сопровождения;
  • число десантников — 16 чел.;
  • производитель — ОАО «КамАЗ», Россия;
  • длина корпуса — 8990 мм;
  • ширина корпуса — 2550 мм;
  • высота — 3300 мм;
  • дорожный просвет, изменяемый — от 185 до 575 мм;
  • запас хода — 1200 километров;
  • колесная формула — 6 х 6/4;
  • подвески — управляемые, гидропневматические;
  • тормоза — барабанные, регулируемые;
  • шины — противовзрывные с автоматической подкачкой;
  • радиус поворота — 10,0 метра;
  • угол подъема — 30 градусов;
  • угол поворота передних колес — 39 градусов;
  • полная масса — 24 тонн;
  • максимальная скорость — 105 км/час;
  • расход топлива — 35 литров на 100 километров хода по шоссе.

Силовая установка

Имеет следующие характеристики

  • марка двигателя — ЯМЗ 5367;
  • тип — дизель с турбонадувом;
  • объем цилиндров — 6 650 куб/см;
  • максимальная мощность — 450 л. с.;
  • крутящий момент — 1 568 Нм при 1600 об./мин;
  • число цилиндров — 6.
новый военный камаз тайфун

Модификации

Новый «Тайфун» (КамАЗ) — это достаточно современная боевая машина, оснащенная по последнему слову военной техники. Главное предназначение автомобиля — транспортировка личного состава для дальнейшего десантирования. На базе модели 63968 были созданы следующие модификации:

  • КамАЗ-63969 — бронетранспортер с полноприводной колесной формулой. Оборудован скорострельной пушкой, управляемой дистанционно из кабины. Круговое бронирование соответствует четвертому уровню STANAG 4569 — непробиваемость 14-миллиметровыми пулями. Противоминная защита отвечает степени защищенности 3b. Снаряженная масса автомобиля — 19,7 тонн, полезная грузоподъемность — 4 тонны. Производится штучно, серийное производство нерентабельно.
  • КамАЗ «Тайфун-53949» — бронемобиль многоцелевого назначения повышенной проходимости. Используется как армейский вездеход, колесная формула 4х4.
  • «УРАЛ-63095» — модульный капотный бронемобиль семейства «Тайфун», полноприводный, трехосный. Выпускается Уральским автозаводом. Используется как машина связи, санитарная, разведывательная, командно-штабная. Выполняет задачи по перевозке грузов.
  • «УРАЛ-63099» — капотный бронемобиль для перевозки личного состава численностью до 12 человек. Десантная группа в боевом порядке выходит через боковые двери. Машина производится также на Уральском автомобильном заводе.
бронеавтомобиль камаз тайфун

В настоящее время планируется максимально расширить модельный ряд «Тайфуна» и добавить к уже имеющимся модификациям минные тральщики, саперные машины, полностью оборудованные для автономной работы в полевых условиях, понтоновозы с полуприцепами и модернизированные версии боевых машин для переброски спецназа с обеспечением противоминной защиты. Обязательным условием при разработке новых модификаций является высокая скорость передвижения бронемашины. «Тайфун», по предварительным расчетам проектировщиков, должен преодолевать участки с твердым дорожным покрытием со скоростью не менее ста километров в час. Для этого тяжелая машина будет оснащена более мощным двигателем.

Кроме того, предполагается создание на базовой платформе «Тайфун» передвижных пусковых установок для ракетных комплексов и артиллерийских систем крупного калибра. Уже существует проект использования шасси «Тайфун» для комплекса С-400, зенитно-ракетного модуля. Универсальная рама позволяет компоновать на платформе тактические конструкции, устройства для запуска ракет средней дальности легко размещаются на ровной поверхности шасси. При этом необязательно создавать стационарно работающую систему, удобнее сформировать временное средство для боевых действий, необходимое в данный момент. Такая практика позволяет использовать шасси «Тайфун» в различных направлениях, вопрос только в отработке процесса размещения оборудования на платформе в максимально короткие сроки.

Разработаны несколько универсальных модификаций, которые производятся серийно. Это:

  • КамАЗ-5388 — шасси полноприводное для монтажа бортовых кузовов, подъемных кранов, пожарных средств тушения и других технических устройств военного назначения. Эта модификация не предусматривает бронезащиту.
  • КамАЗ-53888 — все вышеперечисленные модификации с бронированной защитой.
  • КамАЗ-6396 — длиннобазовое универсальное трехосное шасси без бронезащиты.
  • КамАЗ-6398 — четырехосная версия многоцелевого шасси без бронирования.
  • КамАЗ-63988 — бронированный вариант модификации 6398.

www.syl.ru

«Тайфуны» и «Торнадо»: новые армейские «Уралы»

 На форуме Армия-2015 ожидалось несколько автомобильных премьерных показов. В том числе – нового «Урала» для нужд армии. При этом на сайте Минобороны РФ в списке основных образцов вооружения и военной техники, демонстрируемых на форуме, значился лишь защищенный автомобиль Урал-63095 Тайфун-У  не такая уж и новинка по состоянию на июнь 2015 года. И только посвященные ждали на трассе «Танкового биатлона» новый Урал-63704-0010 Торнадо-У: не бронированный, зато повышенной проходимости и грузоподъемности. Сегодня мы расскажем об обеих машинах, а заодно постараемся избавиться от возможной путаницы в названиях.

Табель о рангах

Собственно говоря, «Тайфун» – это не отдельная машина, а целое семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности, разработанное кооперацией из более чем 120 предприятий, среди которых – Ярославский моторный завод, НИИ стали, Федеральный ядерный центр в Сарове, «Магистраль» (производитель бронестекол), МГТУ им. Баумана (гидропневматическая подвеска) и т. д. Машин в результате получилось три. Про КамАЗ 63968 Тайфун-К и КамАЗ-63969 Тайфун мы уже писали, а вот про Урал-63095 Тайфун-У пришла пора написать сегодня.

На фото: КамАЗ-63969 Тайфун


Еще раз: «Тайфунов» разработано на сегодняшний день три. Это бронемашины повышенной защищенности (в том числе, от мин и самодельных взрывных устройств на основе фугасных снарядов) класса MRAP – КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (соответственно, литера «К» означает КамАЗ, а литера «У» – Урал). И полноценный бронетранспортер (БТР) КамАЗ-63969 Тайфун.

С «Торнадо» ситуация следующая. На вооружении российской армии состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г» – модернизированная РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм – и «Торнадо-С» – модернизированная РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм. Обе системы смонтированы на шасси Урал-4320, разработанном еще в 1977 году.

Попытки заменить шасси второй половины ХХ века на более современное предпринимались неоднократно. Так, в Беларуси РСЗО БМ-21 БелГрад смонтированы на базе МАЗ-6317. Поэтому неудивительно, что новое оригинальное шасси от Уральского автозавода получило унифицированное название «Торнадо-У», в качестве специально созданного для систем залпового огня «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».

Бронированный «Урал» уровня MRAP


Alabino220415part1-20.jpg

На фото: Урал-63095 Тайфун, фото: wikipedia.org


Урал-63095 Тайфун – многофункциональный модульный бронеавтомобиль класса MRAP. То есть, его броня защищает от бронебойных пуль, выпущенных из крупнокалиберного пулемета 14,5 мм и стрелкового вооружения, а противоминная защита – от мощных самодельных взрывных устройств и фугасов (до 8 кг в тротиловом эквиваленте под днищем). Как и всякий MRAP, может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины радиоэлектронной борьбы или связи, санитарной машины или автомобиля для инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, а также собственно перевозок личного состава (от 12 до 16 человек в зависимости от модификации – не считая экипажа из трех человек) и грузов.

Шасси капотное, рамное, полноприводное, трехосное (формула 6х6). Полная масса – 24 тонны, двигатель мощностью 450 л.с., производства Ярославского моторного завода Группы ГАЗ, автоматическая шестиступенчатая коробка передач и механическая двухступенчатая раздаточная коробка. Подвеска – независимая гидропневматическая, с возможностью регулировки дорожного просвета (±300 мм), шины – пулестойкие с противовзрывными вставками и системой автоподкачки. Рулевое управление – с гидроусилителем двухсторонннего действия.


На фото: Урал-63095 Тайфун


Бронированный «Урал» способен преодолевать подъем до 60%, почти двухметровый брод (1800 см) и вертикальную стенку высотой 0,6 м. Два топливных бака емкостью 300 л каждый обеспечивают запас хода до 1800 км. Броня разнесенная, навесная, комбинированная – из стали и керамики. Вооружение – дистанционно управляемый боевой модуль. Экипаж и десант могут вести огонь из стрелкового оружия через бойницы.

Уральский автозавод запустил бронемашины в серию в 2014 году, впервые они были продемонстрированы в мае прошлого года на военном параде в Москве. А министру обороны (тогда еще Анатолию Сердюкову) бронемашины продемонстрировали еще в июне 2011 года – на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра ЦНИИ Минобороны РФ. Планировалось принять Урал-63095 на вооружение уже в 2014 году. Однако по ряду причин, известных, пожалуй, только военным, это событие перенесли на 2015 год.

Новый Урал-63704-0010 «Торнадо-У»

Итак, на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» был впервые публично продемонстрирован автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704-0010 «Торнадо-У». Этой модели нет на официальном сайте автозавода «Урал», поскольку машина изначально предназначалась для транспортировки вооружений, а также военной и специальной техники, а не для продажи на «гражданке».

Та же механическая КПП и двухступенчатая механическая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. Подвеска, в отличие от броне-Урала, – зависимая, рессорная. Рабочая тормозная система – двухконтурная с пневматическим приводом и АБС. Как утверждает главный конструктор завода «Урал» по военной технике Олег Якупов, при производстве «Торнадо-У» применяются только российские комплектующие.


Урал-63704-0010 Торнадо-У.jpg

В качестве одной из главных особенностей машины производитель называет кабину: она капотная, каркасно-панельная, трехместная, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования. Имеется возможность установки на кабину комплекта дополнительной защиты (КДЗ) – брони 5-го класса защиты по ГОСТ 50963-96 (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, выпущенных из АКМ с расстояния 5-10 м).

Полная масса Урал-63704-0010 – до 30 т, грузоподъемность – 16 т, масса буксируемого прицепа – 12 т. Двигатель дизельный, рядный, шестицилиндровый, многотопливный, мощностью 440 л.с. Максимальная скорость – 100 км/ч. Дорожный просвет – 400 мм. Машина способна преодолевать подъем до 60%, брод глубиной 1,8 м. Запас хода – около 1000 км.


Урал-63095 Тайфун Урал-63704-0010 «Торнадо-У» Урал-4320 (для справки)
Масса, т 24 30 (14 и груз – 16) 21,3 (10,5 и груз – 10)
Колесная формула 6х6 6х6 6х6
Габариты, длина/ширина/высота, мм 9695/2550/3400 7366/2500/2715 (с тентом – 3005)
Клиренс, мм Изменяемый 400 400
Двигатель ЯМЗ-5367, 450 л.с. 440 л.с. КамАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238, 200-300 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 105 100 85
Запас хода по шоссе, км 1 800 1 000 1 300
Подвеска Независимая, на двух поперечных рычагах, пневмогидравлическая Зависимая, рессорная Зависимая, рессорная
Преодолеваемый подъем 60 % 60 % 60 %
Преодолеваемый брод, м 1,8 1,8 1,25

<a href=»http://polldaddy.com/poll/8948750/»>Что брутальнее?</a>


Читайте также:


www.kolesa.ru

Тайфун-У против Сougar — сравнение характеристик — журнал За рулем

Очень хочется, чтобы армия нашей страны была впереди планеты всей. Но, увы, есть виды вооружений, где нам приходилось догонять. Один из них — бронеавтомобили повышенной защищенности. Разбираемся на примере отечественного Тайфуна-У и американского Сougar НЕ 6×6.

Дитя локальных войн

После начала войны в Ираке армия США начала массово применять бронированные колесные машины класса MRAP — Mine Resistant Ambush Protected. В дословном переводе это понятие означает транспортное средство, «защищенное от мин и нападений из засад». В 2007-м американцами принята целая программа насыщения своих войск подобным транспортом. Особенно в регионах, где шли или идут локальные конфликты. Но нас интересуют именно грузовики MRAP — средства быстрой доставки спецподразделений к месту назначения. Речь идет, в основном, о переброске живой силы по грунтовым или асфальтированным дорогам в местности без выраженной линии фронта. Ну вы поняли: там, где минируют мирные магистрали и постреливают из-за угла боевики, нерегулярные воинские формирования и прочая нечисть.

В начале выпуска Кугуары защищали лишь от бронебойных пуль калибра 7,62. Потом ее стойкость усилили до 12,7 «по кругу».

В начале выпуска Кугуары защищали лишь от бронебойных пуль калибра 7,62. Потом ее стойкость усилили до 12,7 «по кругу».

Интерьер британского клона Кугуара. Хорошо видны антитравматические сиденья с ремнями безопасности.

Интерьер британского клона Кугуара. Хорошо видны антитравматические сиденья с ремнями безопасности.

Материалы по теме

Наиболее известным и распространенным бронированным грузовиком США стал Cougar (по-нашему — Кугуар), выпускаемый компанией Force Protection, и его британский клон Mastiff.

Брутальный трехосный Сougar НЕ 6×6 способен принять на борт двух членов экипажа и восемь десантников. Его днище, в том числе под моторным отсеком, имеет V-образную форму для рассеивания энергии взрыва мины. По данным производителя, Кугуар выдерживает взрыв до 14 кг в тротиловом эквиваленте под колесом и до 7 кг — под днищем. Бронирование корпуса со всех сторон способно противостоять пулям НАТО калибра 7,62 и 12,7 мм. И хотя вооружение для данного класса техники всего лишь опция, Кугуар способен поддержать пехоту огнем или прикрыть колонну техники на марше. На крыше машины может быть смонтирован пулемет калибра 7,62 на турели или дистанционно-управляемый боевой модуль М153 CROWS 2 (common remotely operated weapon system) под разные типы автоматического стрелкового оружия.

А так проходят испытания противоминной защиты. Днище Кугуара выдерживает до 7 кг в тротиловом эквиваленте.

А так проходят испытания противоминной защиты. Днище Кугуара выдерживает до 7 кг в тротиловом эквиваленте.


www.zr.ru

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

И кого только не встретишь на лесных подмосковных дорожках! Вот, например, новый бронированный грузовик, еще даже не принятый на вооружение. Это Урал-63095, он же — «Тайфун». Его предсерийные образцы проходят испытания и готовятся предстать перед госкомиссией.«Тайфун-У» вблизи и изнутри

«Постойте! Какой же это «Тайфун»?» — наверняка возразят мне интересующиеся военной техникой читатели. Настоящий «Тайфун» — вот он на снимке! Его разработали на Камском автомобильном заводе и называется он КАМАЗ-63968.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Ну да, именно камские машины мы видели и в прошлом году на параде.

Они построены по характерной для всех КАМАЗов бескапотной схеме и действительно выпускаются в Набережных Челнах.

Но встреченный мной автомобиль тоже «Тайфун», хотя и «Урал». Запутал? Сейчас все объясню.

«Тайфун» — это общее название целого семейства армейских бронированных автомобилей, на создание которых был объявлен конкурс. В нем приняли участие и КАМАЗ, и УралАЗ. Камская машина уже готова, а уральская заканчивает испытания и проходит окончательную доводку. Я не знаю, когда назначено время «Ч», при наступлении которого госкомиссия выберет из двух машин одну. Но ходят слухи, что будут приняты обе машины. Их просто «разведут» по разным сферам использования.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Изначально, когда объявлялся конкурс на создание «Тайфуна», предполагалось, что представленные на него машины будут во многом унифицированны. Но как-то не сложилось. КАМАЗ использовал свое шасси, а УралАЗ, как видите, свое. Тем не менее, обе машины относятся к одному и тому же классу MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) по западной классификации и обладают V-образным «противоминным» днищем. Его наклонные бронелисты эффективно рассеивают энергию взрыва при наезде на мину.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

По своим габаритам бронированный «Тайфун» не сильно отличается от гражданского уральского грузовика. Единственно, что для лучшей геометрической проходимости, ему уменьшили передний и задний свесы. И еще: существует две версии такой машины! Здесь вы видите однообъемную версию, у которой пассажирский кузов объединен с кабиной. А есть еще и двухобъемная машина с автономной кабиной и отдельной от нее надстройкой кузова, которая, по желанию заказчика, может быть заменена каким-либо спецоборудованием. Но лично я такой машины вживую не видел.

Приведенная здесь схема была мне любезно предоставлена представителями завода-изготовителя.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Вот на этой фотографии хорошо видно V-образное днище машины. Простите за грязь — вся съемка делалась в полевых условиях, в процессе испытаний автомобиля.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Подвеска уральского «Тайфуна» — пневматическая. Пневмоэлементы — по одному на каждое колесо (на фото) — могут приподнимать или опускать кузов почти на 30 см. Полезная опция на бездорожье!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

На всех трех осях автомобиля установленны 20-дюймовые покрышки Michelin со специальной «боестойкой» вставкой Hutchinson, позволяющей продолжать движение даже на спущенном колесе. Впрочем, централизованная система подкачки шин тут тоже есть. Насколько я знаю, военные заказчики не в восторге от того, что на машине стоят импортные шины. Но в России пока подходящих покрышек не выпускаются, хотя работы по их созданию идут.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Наиболее уязвимые узлы трансмиссии и подвески прикрыты дополнительными бронелистами. Но от подрыва на серьезной мине они вряд ли спасут. Машина будет обездвижена, но люди в салоне скорее всего не пострадают. Рассказывают, что в процессе испытаний «Тайфун» выдержал взрыв 8-килограммового заряда!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Еще одним условием конкурса было использование общего двигателя. Это соблюдено. И на камазовской, и на уральской машинах стоит 6,7-литровый 450-сильный дизель ЯМЗ-5367.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Кабина и бронированный модуль для перевозки личного состава выдерживают попадание 14,5-мм бронебойной пули пулемета КПВ с расстояния 200 метров, что соответствует 4 уровню STANAG 4569 по НАТОвской классификации. Вот тутможно посмотреть, что это значит.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри
«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Отдельный предмет гордости создателей «Тайфуна» — суперсовременная полностью светодиодная светотехника.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Она установлена тут и спереди и сзади.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Многоцелевой бронеавтомобиль боевой единицей не считается. Он не должен вести бой. Его задача — доставить бойцов в заданную точку. Но совсем «беззубым» он тоже быть не должен. Например, для огневой поддержки десанта или защиты сопровождаемых колонн техники, на крыше «Тайфуна» может быть установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-миллиметровым пулеметом «Корд».

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Важный момент: несмотря на все свои «специальные» свойства, по ходовым качествам «Тайфун» ни в чем не должен уступать обычным автомобилям, допущенным для эксплуатации по дорогам общего пользования! Его максимальная скорость превышает 100 км/ч с полной нагрузкой.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Место водителя здесь практически такое же, к в обычных гражданских «Уралах».

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

На приборной панели — большой жидкокристаллический экран. Сейчас на него выводятся показания всех основных приборов: температура и давление масла, запас топлива, напряжение бортовой сети и т. д.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри
Справа от водителя — еще один экран. На нем отображаются все данные маршрутного компьютера. Здесь же видно какие открыты двери, опущена ли десантная рампа…
«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Как я уже говорил, в этой модификации «Тайфуна» есть открытый проход из десантного отсека в кабину.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Да, чуть не забыл — коробка передач тут автоматическая (так было указано в госзаказе). Ее селектор отвечает за режимы работы трансмиссии, блокировки дифференциалов и управление раздаткой. Пока этот узел еще не приобрел свой окончательный вид. Если дело дойдет до «серии», его облагородят.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

На бронированных дверях кабины пока еще нет обшивки. Но это, согласитесь, мелочи!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Сразу за кабиной (справа по ходу движения) находится рабоче место стрелка — оператора дистанционно управляемого пулеметного модуля.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Дальше — места для десантников.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Все кресла оборудованны индивидуальными ремнями безопасности и установлены не на полу, а подвешены к стенкам кузова. Это позволяет уменьшить нагрузку на людей при подрыве на мине.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Ну, а десантируются бойцы через откидную рампу в задней стенке кузова. Она опускается и поднимается автоматически. Но на случай отказа автоматики прямо в рампе предусмотрена и обычная дверца. Также, в случае необходимости, машину можно покинуть через кабину или через аварийные люки в крыше.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Ну вот и познакомились. Уральский «Тайфун» поехал дальше готовится к госиспытаниям, и я тоже пошел свой дорогой. Спасибо пресс-службе МО РФ, за то, что научили, какими дорогами надо ходить!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

topwar.ru

Разведывательная машина «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949

Александр Привалов, Юрий Петров
Фото авторов и Александра Еремцова

На авиасалоне МАКС-2015, проходившем в Жуковском с 25 по 30 августа, на открытой площадке можно было видеть КАМАЗ-53949 – самый малый «тайфунёнок» в семействе «Тайфун-К». Эта машина дебютировала год назад на «Интерполитех-2014». Но теперь её представили не как защищённый автомобиль, а как разведывательную машину.

Изготовитель конечного изделия – ОАО «НПО «Стрела» из Тулы на рекламном штендере, открыто указал, что это инициативная разработка. Интрига заключается в том, что КАМАЗ-53949 «Тайфун» к моменту заводской презентации в июне 2013 году тоже был плодом чужих инициатив.

Исторический реализм

О защищённых автомобилях «Тайфун» впервые заговорили летом 2011 года, когда прошёл полузакрытый показ этой техники тогдашнему Министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. В частности, были показаны макетные образцы КАМАЗ-63968, «Урал-63099» и «Урал-63095». По телевизору технику показали лишь мельком, и грядущий размах модернизации парка военной техники можно было понять только из специализированных федеральных СМИ (см. «ГП» № 8, 2011 г.).

Обнародованные данные гласили: ОАО «КАМАЗ» и АЗ «Урал» создают семейства защищённых автомобилей с колёсными формулами 4х4, 6х6, 8х8. Предыстория их появления терниста и витиевата.

С начала 2000-х активно раскручивалась тема мирового разделения труда и участия в нём России. В этом был резон, как подтверждал научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: «Мы не можем выпускать конкурентоспособную продукцию во всех отраслях экономики. Что-то придётся закупать на стороне».

К этому нужно добавить высокие издержки на производство одной единицы продукции. Производительность труда в машиностроении СССР, РФ и ряде стран СНГ с 1960-х редко поднималась выше 40% по сравнению с американской или немецкой.

Именно поэтому в 2008 году был выбран курс на закупки за рубежом продукции военного назначения, в том числе военной автомобильной техники и автокомпонентов к ней.

Автомобильную промышленность, в которой важнейшей составляющей является производство автокомпонентов, предполагалось перевести на сборку импорта. Но правильность выбранного курса не была очевидной: ведь более 95% наземного подвижного вооружения и военной техники ВС РФ монтируется на автомобильных базовых шасси.

Понимание, что в случае любых трений с ЕС, НАТО и другими блоками и альянсами возможен системный кризис, пришло позже, когда в экспортные интересы России стала вмешиваться глобальная политика: войны и государственные перевороты в Ливии, Египте, Иране, Сирии повлекли за собой потерю экономических контрактов и утрату выгодных сделок.

Упреждающий ход

В этих условиях отечественная промышленность сделала грамотный шаг – была начата инициативная разработка семейств защищённых автомобилей «Тайфун-К» (КАМАЗ) и «Тайфун-У» («Урал»). Этому способствовала и смена в июле 2009 г. руководства ГАБТУ, которое активно начало проталкивать данную работу на всех уровнях. Но это ещё не означало, что техника будет востребована в войсках (научное обоснование затормозилось, поскольку летом–осенью 2010 года произошла реорганизация и переподчинение 21 НИИИ).

С осени 2011 года макетные образцы, которые даже обкатать не успели, начали показывать на международных выставках, в том числе и за рубежом. В итоге планы руководства МО РФ по закупке иностранных защищённых автомобилей (Mine Resistant Ambush Protected – MRAP по зарубежной классификации) в классе грузоподъёмности «Тайфунов» так и не были озвучены публично.

В ноябре 2012 года Анатолий Сердюков был отправлен в отставку. Назначенный Министр обороны Сергей Шойгу и Начальник Генерального штаба Валерий Герасимов плавно развернули курс на закупку преимущественно отечественной техники, попутно пытаясь разобраться с доставшимся им наследством, в том числе компаниями-посредниками импортного оборудования, систем и узлов.

Лоббирование «Тайфунов» всеми возможными способами, в том числе подключение СМИ, сделали своё дело: ещё при прежнем руководстве МО РФ были заключены государственные контракты на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) с шифрами «Тайфун-К» и «Тайфун-У» (исполнители – ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «Урал» соответственно). Заводы получили заказы от МО РФ на изготовление опытно-промышленных партий по 30 единиц автомобилей с колёсной формулой 6х6 в вариантах, которые условно можно назвать «бронированные такси» («Урал-63095У» и КАМАЗ-63968).

Побочный продукт

Широкой публике боевую бронированную машину (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун» челнинцы показали на московской выставке «Интерполитех-2014». Из разговора со специалистами выяснилось, что на тот момент это был единственный образец их «Тайфуна» 4х4 и его разработка шла в инициативном порядке. Машина оказалась более компактной, чем «Тайфун-У» – «Урал-53099»: длина 6374 мм против 7810 мм у «Урала» в первую очередь за счёт короткой колёсной базы (3800 мм против 4860 мм). За счёт высокой защищённости снаряжённая масса машины составила 12 т, что на 0,8 т меньше, чем у более компактного ВПК-3924 «Медведь» (см. «ГП» № 8, 2011 г.). Габариты и вес машины сформированы с учётом требований ВДВ к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолётами Ми-26.

Машина относится к классу MRAP и обеспечивает противоминную защиту личного состава по требованиям STANAG-4569 уровня III-b и IV-a. Он предполагает выдерживать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда в тротиловом эквиваленте (ТЭ) 10 кг – под колесом, 8 кг – под днищем.

Бронирование корпуса, рассчитанного на двух членов экипажа и восемь десантников с полной боевой выкладкой, соответствует уровню III стандарта НАТО. Израильская броня Plasan Sasa предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32, бронебойно-зажигательными пулями 7,62 мм х 54R используемыми в винтовках СВД.

В конструкции машины несколько смущали топливные баки, расположенные в корме, и доступ в задний десантный отсек через дверь в кормовом листе: чтобы её открыть, нужно сначала откинуть лестницу.

Учитывая, что премьера прошла в 2014 году, стало настораживать широкое применение импортных автокомпонентов, причём в более широком ассортименте, чем на «Тайфун-К» 6х6. Дизельный 350-сильный двигатель Cummins 6ISBe агрегатировали с 6-ступенчатой автоматической КП Allison, раздаточная коробка и мосты Timoney, колёса Hutchinson, голландская независимая гидропневматическая подвеска (ГПП) с автоматической подкачкой шин. И это не считая импортных кондиционеров и светотехники Hella. По сравнению с автомобилями старшего семейства боестойкие бескамерные шины Michelin имеют меньшую размерность (на 1 ступень) – 14.00 R20 и обеспечивают движение (повреждённой шины) при скорости до 50 км/ч на дальность до 50 км.

В оснащение вошла автоматическая блокировка межколёсного и межосевого дифференциалов. Следить за состоянием всех систем и наличием неполадок должна специализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС). В её основные функции вошли расчёт оптимальных параметров движения (клиренс, режим работы подвески и т.п.) и передача соответствующих команд на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.

При осмотре первого КАМАЗ-53949 изумление вызвали несколько отверстий в нишах крыльев. Выяснилось, что после испытаний для проведения ревизии образец разобрали. А на обратной сборке оказалось, что во время испытаний отдельные детали получили деформацию, и крепёжные болты в отверстия уже без значительного усилия не всунуть. Бывает, случается… Но собранный заново «тайфунёнок» не потерял работоспособности. Практика показывает, что на макетных образцах часто бывает намного хуже – некоторые образцы потом даже ездить не могут.

В общем, образец КАМАЗ-53949 покатали в прошлом году весьма хорошо! Испытатели отметили надёжность АКП Allison и недостаточную надёжность «раздаток» Timoney.

Тактико-технические характеристики
опытного экземпляра «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949
Снаряжённая масса, кг 12 000
Полная масса, кг 14 000
Грузоподъёмность, кг 2000
Вместимость, чел. 10
Двигатель
рабочий объём, cм3
Cummins 6ISBe 350, турбодизель, I-6
6690
Мощность, л.с. 350
Крутящий момент, Н∙м 1090
Угол преодолеваемого подъёма, % 60
Максимальная скорость, км/ч 105
Запас хода, км 850
Глубина преодолеваемого брода, мм 1750
Колёса 10.00 20
Шины Michelin XZL+, 14.00 R20
Уровень баллистической защиты, калибр пуль STANAG-4569 уровень III,
7,62 мм х 54R СВД
Уровень защиты противоминный STANAG-4569 уровень III-b и IV-a,
10 кг в ТЭ под колесом
и 8 кг в ТЭ под днищем

Новая модификация

Автомобиль КАМАЗ-53949, представленный на «Интерполитех-2014», впечатлял. А вот форум «Армия-2015» прогулял по уважительной причине: в это время он проходил переоборудование в разведывательную машину для показа на авиасалоне «МАКС-2015».

К этому времени КАМАЗ дистанцировался от производства Завода специальных автомобилей, которое вошло в состав ОАО «Ремдизель». Машиной заинтересовалось тульское ОАО «НПО «Стрела». Ранее оно выпустило подобную служебно-боевую разведывательную машину СБРМ на шасси «Тигра» (см. «ГП», № 9, 2012 г.). Но с двигателем ЯМЗ она оказалась тесной и тяжелее.

Назначение новой разведывательной машины, в которой число мест сокращено до 4 членов экипажа, включает поиск, обнаружение и идентификацию наземных, надводных неподвижных и движущихся целей в дневное и ночное время, а также решение задач подавления обнаруженных целей. В этот же перечень входит и защита экипажа. В оборудование входит подъёмно-мачтовое устройство с оптико-электронной системой и РЛС, дистанционно управляемое вооружение с пулемётом калибра 12,7 мм, ДПЛА со сменной оптической нагрузкой и гексакоптер со сменной оптической или радиолокационной нагрузкой.

Характеристики размещённого оборудования позволяют обнаружить фигуру человека на расстоянии 6 км, а танка – 15 км. В автоматическом режиме система «цель–танк» распознаёт на дистанции 4–6 км.

Гексокоптер, занимающий половину пространства в кузове, может парить над землёй целый час на высоте до 500 м в автономном режиме. При питании от кабеля летательный аппарат поднимается на 50 м, поскольку ему приходится ещё тянуть с земли и провода.

Кроме того, в разработке нового образца разведывательной машины участвовали ЗАО «НТЦ «Элинс», ЗАО «ЦНИИ «Буревестник», ЗАО «ТПК «Линкос» и ЗАО «НПО «НЕЛК». Что будет с этой машиной и «Тайфун-К», в частности, ещё не определено, но в числе первых задач, конечно, машина нуждается в отечественной моторно-трансмиссионной группе.

www.gruzovikpress.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о