Карта колымская трасса: Колыма (автодорога) — Википедия – Трасса Р504 «Колыма» (бывш. М56) на карте

500 км по трассе Колыма : dervishv — LiveJournal


На этой неделе мне посчастливилось оказаться в далеком Магаданском крае, на Колыме.


В это трудное путешествие я отправился по приглашению РусГидро, чтобы посмотреть, как строится Усть-Среднеканская ГЭС.

2. Аэропорт Сокол. Начало нашего путешествия в центр Магаданской области. В самом Магадане побывать не удалось – он расположен в стороне от аэропорта Сокол и вдалеке от нашего маршрута.
Чтобы добраться до станции, нам нужно было преодолеть 500 км. по федеральной автомобильной дороге М56 «Колыма».

3. У большинства людей упоминание Колымы ассоциируется исключительно с местами лишения свободы.
На самом деле в Магаданской области сегодня всего одна тюрьма.
Расположена она в посёлке Уптар, а это даже не Колыма.

4. Федеральная автомобильная дорога М56 «Колыма» соединяет Магадан и Якутск.
Историческое название — Колымская трасса, или Колымский тракт.

5. В народном сознании Колымская трасса — дорога многострадальная, построенная заключенными на краю земли, и одновременно экстремально романтическая.

6. Она возникла благодаря двум обстоятельствам: открытию на Колыме и в Якутии богатейших месторождений золота, серебра, олова, каменного угля и созданию системы ГУЛАГ.

7. Белаз на привале.

8. Есть отрезки с асфальтом, обычно возле городов.

9.  Тракторам асфальт не нужен. След от трактора,  оставленный на сопке.

10. Колымская трасса входит в десятку самых тяжелых трасс мира.

11. Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника все-таки ждут живописные пейзажи и многочисленные природные достопримечательности.

12. Некоторых из населенных пунктов, отмеченных на карте, уже нет.

13. Крутые перевалы, заброшенные участки, размытые ливнями, реки без мостов, мертвые, разрушающиеся поселки, необычайно суровый климат — это Колыма.

14.

15.

16.

17. По дороге встречаются интересные названия населенных пунктов и перевалов.

18. А ведь если тут посидеть, можно и золотишка намыть)))

19.  Ау! Люди!…

20. Грейдера ровняют дорогу.

21. Дорожников охранял верный пес.

22. Местами укатанная грунтовка не хуже асфальта.

23. А вот к этому объекту близко лучше не подходить, золотишко моют, стреляют без предупреждения.

24.

25. Поворот на Усть-Среднеканскую ГЭС.

26. Ручей, который весной превращается в реку.

27. Спуск с перевала.

28. Опоры ЛЭП и колея от трактора, который их туда затащил. Я поначалу подумал, что вертолетом.
Но трактор дешевле, как мне потом объяснили

29. Погода менялась через каждые сто километров.

30. Через сорок минут как мы свернули с трассы М-65, мы увидели реку Колыму во всей красе.

2012

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления

IMG_5331 (2).jpg

В октябре 2006 года мне довелось поучаствовать в обследовании мостов федеральной трассы «Колыма» Якутск – Магадан на территории Магаданской области. Мы проехали 800 километров по легендарному Колымскому тракту от Магадана на север, в край заснеженных хребтов и бескрайней тайги и увидели Колыму во всей её суровой красе. Ниже приведу свои фотографии и воспоминания о той поездке. За 13 лет много воды утекло — что-то изменилось, а очень многое про Колыму актуально и сейчас. Где необходимо, приведу небольшие комментарии об актуальности того или иного по состоянию на 2019 год. Итак, лихо отматываем 13 лет назад, садимся в старенький Ил-62 — и вперёд на Колыму! :)))

Поздняя осень — далеко не самое удачное время для такого путешествия. Летом на Колыме хорошо, но в конце октября на тракте уже царит зима; январских -60, конечно, не будет, но 25-30 градусов мороза — запросто. Летим на Ил-62. Самолёт полупустой — мало, кто летит на Магадан в зиму, поэтому занимаем 6 кресел на троих и наслаждаемся полётом. Вскоре после взлёта, распив на троих бутылку какой-то настойки, отправляемся спать, комфортно развалившись в салоне из расчета три кресла на человека.

1. Я проснулся около двух ночи по Москве. Было уже светло, что, впрочем, неудивительно: мы летим «против времени» и в этом часовом поясе уже утро. Под нами — арктические пустыни Таймыра.

IMG_5191 (2).jpg

2. Вскоре самолет пролетает над Леной. Это её низовья. Могучая река насёт здесь сквозь тундру в Ледовитый океан громадную массу воды. Полноводность Лены более чем в 2 раза превышает Волгу, в 6 — Днепр, в 1,5 — Обь и лишь совсем немного уступает Енисею, самой полноводной реке нашей страны. Лена на большей части своей громадной ширины уже скована льдом и лишь в середине русла вода пока не поддаётся суровому дыханию Арктики.

IMG_5198 (2).jpg

Затем начинаются горы: Верхоянский хребет, Хребет Черского и другие горные массивы Якутии, самолёт берёт всё южнее, сквозь облака на секунду проглядывает кромка Охотского моря, делаем разворот и заходим на посадку в Магаданском аэропорту Сокол.

Магадан

Город в кольце сопок и гор, покрытых даурской лиственницей и зарослями кедрового стланика, расположился между двумя бухтами Охотского моря — Нагаева и Гертнера. История возникновения Магадана началась в 1929 году со строительством культбазы на берегу бухты Нагаева. Дорожники и заключенные прокладывали тогда первые километры Колымской трассы от Магадана в таёжную глушь к приискам. Магадан встал в начале дороги от моря к золоту. Он и сейчас дает жизнь огромному суровому краю. Население города по состоянию на 2019 год составляет 92 тысяч человек (для сравнения — в 1991 году было 155 тысяч, в 2006 — около 100 тысяч). Главная улица города — Проспект Ленина, продолжением которой и является Колымский тракт. Некоторые в шутку считают её самой длинной улицей в мире. С некоторой долей условности, это действительно так: протяженность дороги от Магадана до Якутска — 2021 км, а до Москвы — свыше 10000 км. Железнодорожного сообщения здесь нет. Постоянного и надёжного автомобильного сообщения с «материком» у области тоже нет. На Колыму, как и прежде, можно попасть или по морю из портов Владивостока и Находки, либо – самолётом. Не случайно одну из самых отдалённых областей России называют островом.

3. Мы немного посмотрели город. Первым делом, поехали к Охотскому морю — в легендарную бухту Нагаева.

IMG_5216 (2).jpg

4.

IMG_5221 (2).jpg

5.

IMG_5227 (2).jpg

6.

IMG_5232 (2).jpg

7.

IMG_5234 (2).jpg

8. Улица Ленина.

IMG_5284.jpg

9.

IMG_5285 (2).jpg

10. Старая «сталинская» застройка.

IMG_5286 (2).jpg

11. Центральная площадь Магадана.

IMG_5289 (2).jpg

13 октября наша экспедиция стартовала. Впереди — 718 км на север вглубь материка до границы с Якутией. Колымский тракт, а ныне федеральная дорога Якутск — Магадан имеет официальную протяженность 2021 километр (1187 — по Якутии, 834 — по Магаданской области) и была построена в 30-50-х годах преимущественно заключенными. Сейчас на участке от Магадана до аэропорта Сокол (50 км) трасса имеет 4 полосы и хорошее асфальтобетонное покрытие, далее 30 км до поселка Палатка — 2 полосы с асфальтовым покрытием, а далее сотни километров — в основном, грунтовка, «скальники» и горный «серпантин». Основной транспорт на отдаленных участках трассы — «КамАЗы», «Уралы», «УАЗы», иногда также попадаются «родные» праворульные «япошки», которых, в отличие от самого Магадана, на трассе не так много. Интенсивность движения на 718-километровом участке, который мы преодолеем, уменьшается от 3000 до 200-500 автомобилей в сутки по мере удаления от Магадана. А на самых глухих участках Колымского тракта (в Якутии — мы туда не поедем, но я и об этих местах напишу) одна машина может проехать раз в двое-трое суток. На Колымском тракте законы водительского братства и взаимовыручки действуют как нигде в другом месте. На самых отдаленных участках есть негласное правило — никогда не проезжать мимо стоящей на обочине машины — остановиться и спросить, не нужна ли помощь.

Магадан — Палатка (80 км от Магадана) — перевал Яблоневый (140 км)

Палатка — райцентр Магаданской области, еще относительно живой поселок. Конечно, количество заброшенных домов значительно, но по сравнению с тем, что нас ждет впереди — это немного. В районе Палатки на трассе находится КПП — граница особой 80-километровой экономической зоны Магаданской области, где действует ряд особых правил — упрощены правила ввоза многих товаров и, в частности, на этой территории не нужна растаможка иномарок, которые в большом количестве везут из Японии. За Палаткой от основной трассы на Якутск отделяется боковая дорога протяженностью около 500 километров, ведущая в райцентр Усть-Омчуг и ряд полузаброшенных отдалённых поселков – т.н. Тенькинская трасса. Эта дорога идёт параллельно основной трассе, но отдаляясь от неё на 100 и более километров. В конце Магаданской области, ближе к Якутии, она вновь соединяется с главной дорогой (вскоре за Сусуманом). Эта дорога через Усть-Омчуг — более короткая, но куда более экстремальная и безлюдная, хотя и необыкновенно красивая.

На развилке двух дорог находится ДРСУ, где мы оставляем свои вещи в старой избе и проводим две ночи. Обстановка немного аскетичная. Холодновато. На улице -15, внутри +10. Но главное, — есть два провода, из которых можно смастерить розетку, есть лампочка под потолком, есть плитка, три «пружинных» кровати, есть крючок, на который можно закрыться, есть даже что-то типа бани в котельной, расположенной во дворе. Домик охраняется парой дружелюбных дворняг, в котельной сидит истопник он же сторож, а днём из поселка в ДРСУ приходит с десяток работяг. Магазин расположен в посёлке Палатка в пяти километрах. Кстати, вполне цивильный гастроном.

12. Небольшой праздничный стол, который, без учета горячих блюд (картошки с тушёнкой, сваренной на плитке) выглядит так.

IMG_5303 (2).jpg

13. Фотографии с Колымской трассы, сделанные 13 — 15 октября на участке Сокол — перевал Яблоневый.

IMG_5298 (2).jpg

14.

IMG_5302 (2).jpg

15. Гора Сысынь (1442 м).

IMG_5314 (2).jpg

16. Река Ола — довольно крупная река Магаданской области.

IMG_5320 (2).jpg

17.

IMG_5325 (2).jpg

18. Гора Нух (1828 м).

IMG_5331 (2).jpg

Перевал Яблоневый — пос. Атка — перевал Гербинский (140…340 км по трассе к северу от Магадана)

19. После двух ночевок в посёлке Палатка берем все вещи и двигаемся далее по трассе — в поселок Атка, где нам предстоит провести две следующие ночи. Погода ухудшается…

IMG_5336 (2).jpg

Минуем перевал Яблоневый — водораздел двух океанов, Тихого и Северного Ледовитого. Вдоль трассы видны остатки заброшенного нефтепровода. Раньше он шёл от Магадана через перевал в отдаленные поселки, теперь разрушен, и нефтепродукты возят по трассе. Начиная отсюда, атмосфера всеобщего запустения ощущается особенно остро. Вдоль трассы огромное количество заброшенных поселков и прочих строений. Пропадает сотовая связь. Сейчас из 24 населенных пунктов, по которым проходит трасса на территории Магаданской области, 9 ликвидированы. Готовятся к выселению и ещё несколько посёлков.

Поселок Атка (200 км по трассе к северу от Магадана) ныне существует только благодаря дороге и базирующемуся здесь участку дорожного управления. Когда-то большой поселок опустел в 1994-1996 годах. В 1989 году население посёлка составляло 2500 человек, в 2006 году (когда мы там побывали) — 450 человек, в 2018 году — 323 человека… Сейчас почти все дома заброшены, а оставшиеся жители переселены в две-три наиболее пригодные для жилья пятиэтажки. Но пока есть дорога, жизнь здесь теплится (существует школа с несколькими десятками учеников, пункт милиции, почта, магазин), пока есть дорога — существует надежда. Мы заселились в одной из квартир пятиэтажки. Это один из немногих оставшихся жилых домов — около половины квартир заселены, остальные брошены: выбирай любую (в выборе квартиры помогли дорожники, использующие одну из опустевших квартир в качестве гостевого общежития). В квартире осталась мебель, две рабочие розетки, есть свет, с удивлением обнаружили работающий газ (пусть и с очень слабеньким напором) и даже почти работающий телевизор. Батарея немного греется, но на улице уже -20, в квартире не более +10, поэтому идём в ДРСУ за обогревателем, попутно закупаясь в магазине.

20. Ну всё — быт обустроен: можно жить и работать!

IMG_5332.JPG

21. Фотографии с трассы. С утра на улице уже — 25…

IMG_5349 (2).jpg

22. Перевал Дедушкина Лысина. Говорят, назван так когда-то в честь начальника находившегося рядом лагеря. На самом деле перевал напоминает голову лысого дедушки, у которого одна сторона — пологий подъем, а другая — крутой спуск, повторяющий своими очертаниями затылок, темя и шею человека. На этом перевале от основной трассы отходит боковая дорога на курорт Талая — действующий бальнеологический курорт России.

IMG_5354 (2).jpg

23. Река Мякит. У моста через Мякит водитель (очень приятный парень, коренной уроженец Атки), приготовил на переносной газовой плитке обед. Вообще, на Колыме — прекрасные и отзывчивые люди!

IMG_5364 (2).jpg

Далее от основной трассы направо ответвляются две боковые дороги: 257-километровая дорога на Омсукчан (один из самых отдаленных райцентров Магаданской области) и 156-километровая — на Сеймчан. А вскоре — перевал Гербинский, где нас уже поджидает следующая машина. Перебрасываем поклажу и едем далее… За рулём «УАЗика» лично дорожный мастер этого участка — очень интересный собеседник, с детства живущий в этом суровом крае.

Перевал Гербинский — река Колыма (пос. Дебин) — пос. Ягодное (340 км…526 км по трассе к северу от Магадана)

24. Через несколько километров дороги мастер остановил машину возле красивых скал и замёрзших водопадов недалеко от ручья Наледного.

IMG_5379 (2).jpg

Недалеко от поселка Оротукан от трассы отходит ещё одна боковая дорога — на Усть-Среднекан. Там, за хребтом, на реке Колыме, начиная с 1990 года, ведется строительство Усть-Среднеканской ГЭС — самая большая стройка Магаданской области. Возведение ГЭС несколько раз приостанавливалось, потом снова возобновлялось. Какое-то время стройку хотели законсервировать, но с середины 2000-х строительство потихоньку пошло, станцию взяло под крыло «РАО ЕЭС» и затем «Русгидро». В 2011 году состоялось перекрытие реки Колымы и началось заполнение водохранилища, в 2013 году на пониженной отметке водохранилища были пущены первые гидроагрегаты, в марте 2019 года был пущен третий гидроагрегат, к 2021 году планируется ввод последнего четвёртого агрегата, заполнение водохранилища до проектной отметки и ввод станции на полную мощь.

25. Но это сейчас. А тогда, в 2006 году, перспективы станции по-прежнему были довольно туманны… Стройка от нашей трассы совсем рядом — всего несколько горных перевалов.

IMG_5410 (2).jpg

Останавливаемся перекусить в придорожной кафешке дальнобойщиков в посёлке Оротукан. Как и во многих других поселениях, жизнь здесь не процветает. Много брошенных домов. Оротуканский завод горного оборудования (ОЗГО) влачит жалкое существование. Последние 80 работников завода долгое время героическими усилиями сами пытались поддерживать завод в работоспособном состоянии, надеясь на лучшее, но покупателя на предприятие так и не нашлось, и перспективы его, увы, весьма печальны. Комментарий 2019 года — по состоянию на сегодня Оротуканский завод горного оборудования прекратил своё существование. Посёлок Оротукан продолжает умирать — если в 1989 году в нём жило 5600 человек, в 2006 году (когда мы совершили это путешествие) — 2300 человек, то в 2019 году в посёлке оставаось жить всего 950 человек…

26.

IMG_5411 (2).jpg

27.

IMG_5412 (2).jpg

28. Далее трасса проходит вдоль реки Оротукан. В долине реки ведется добыча золота — долина на протяжении нескольких десятков километров полностью перекопана… Несмотря на октябрь и приближающуюся зиму, кое-где ещё работает техника.

IMG_5437 (2).jpg

По дороге заехали в посёлок Спорное. Жить ему осталось недолго. Посёлок подписан на выселение. Оставшимся жителям дадут сертификаты на приобретение жилья в одном из регионов России. Кто-то переселится в Магадан, а большинство — на «большую землю». (По состоянию на 2019 год посёлок Спорное полностью расселён — последние жители покинули его в 2010 году). Но вот что было удивительно — несмотря на всего два или три полузаселенных дома, посреди посёлка обнаружился шикарный магазин японской техники! ЖК-телевизоры, всякое фото-видео с прибамбасами… Чудеса, да и только! Впрочем, японской техникой здесь особо никого не удивишь — Япония не так далеко. А вот какие-нибудь свежие овощи — с этим да, посложнее…

29. Перед поселком Дебин трасса пересекает реку Колыму, одну из крупнейших рек Восточной Сибири. Это её среднее течение, судоходство начинается в сотне километров ниже, за Усть-Среднеканом, но уже здесь Колыма очень широка и мощна.

IMG_5444 (2).jpg

30. Посёлок Дебин на противоположном берегу Колымы.

IMG_5448 (2).jpg

В 1935-37 годах через Колыму был построен большой мост, соединивший берега огромной реки в районе Дебина (в те времена — посёлок Переправа). Длина моста — 385 метров. Изначально он был деревянным. В 1939 году на Колыме произошло катастрофическое наводнение. Все окрестности были затоплены. Вода затопила не только опоры моста, но и на 1/3 — деревянные арки. Перед мостом образовались огромные ледяные заторы, и возникла реальная угроза срыва пролетных строений. Мост был спасён во многом благодаря находчивости начальника Дальстроя К. А. Павлова, приказавшего загнать на всю длину моста гружёные автомашины, которые своей тяжестью помогли выстоять деревянным конструкциям под напором свирепствовавшей реки. Три дня велась тогда борьба со стихией. Но мост выстоял. В годы Великой Отечественной войны мост ждало новое испытание — американские автопоезда повышенной грузоподъемности «Даймонд». Изначально военные тягачи после установки специальных кузовов могли перевозить до 52 тонн грузов. Использование этих сверхтяжёлых автопоездов привело к тому, что к концу 40-х годов деревянные пролётные строения моста пришли в аварийное состояние. В 1951 году в рекордно короткие сроки мост был реконструирован — на старых опорах деревянные арочные пролётные строения заменили на металлические фермы.

31. Мост эксплуатируется в очень суровых климатических условиях — зимой температура здесь опускается ниже -50 градусов, а летом часто превышает +30. В настоящий момент он практически исчерпал свой ресурс, и скоро в 30 метрах от существующего начнётся строительство нового моста… (Комментарий 2019 года — новый мост через Колыму у Дебина был открыт в 2015 году, старый мост, который мы фотографировали в 2006 году, в настоящее время разобран).

IMG_5451 (2).jpg

32.

IMG_5452 (2).jpg

33. Долгие годы этот мост являлся серьезнейшим стратегическим объектом на Колымской трассе — охранялся военизированной охраной, подходы к мосту были огорожены колючей проволокой, было запрещено проплывать под мостом на лодках и проходить вблизи него по льду в зимнее время. Несколько лет назад охрану сняли, и сейчас о тех временах напоминают покосившиеся будки на въездах с обеих сторон, разбитые прожекторы, старые таблички и остатки колючей проволоки.

IMG_5464.jpg

34. Ещё фото реки Колымы.

IMG_5459 (2).jpg

За мостом расположен поселок Дебин. ДРСУ, наряду с действующим туберкулезным санаторием, — основные предприятия посёлка. По сравнению с другими посёлками, Дебин находится в довольно неплохом положении. В Дебине две ночи жили прямо в здании ДРСУ — в большой общей комнате. Вечерами выходили гулять в посёлок — ходили в магазин и мыться в котельную. На выезде из Дебина на трассе — периодически действующий пост ГАИ и боковая 36-километровая дорога, отходящая налево, на Синегорье. Этот посёлок возник в 70-х годах в связи со строительством Колымской ГЭС на реке Колыме. Идея сооружения здесь гидроэлектростанции возникла еще в 30-х годах, первые изыскательские партии прибыли в район будущей стройки в 1964 году. Строительство ГЭС продолжалось с 70-х вплоть до конца 80-х годов. Причём первая партия техники прибыла сюда в марте 1970 года с Вилюйской ГЭС в Якутии, пройдя более 3500 км по зимнику. В настоящий момент Колымская ГЭС исправно снабжает электроэнергией суровый край. На реке Колыме в верхнем её течении образовано водохранилище. По данным экспертов, в скором времени энергии, вырабатываемой этой ГЭС, будет уже не хватать, и тогда на помощь должна прийти вторая ГЭС колымского каскада — Усть-Среднеканская, про которую я писал выше.

Ещё одно памятное место, находящееся неподалёку – знаменитая «Серпантинка» — один из самых страшных лагерей НКВД, находившийся в конце 30-х годов в районе ныне заброшенного посёлка Хатыннах на ручье Снайпер. Это примерно в 35 км по боковой дороге от райцентра Ягодное. Здесь расстреливали сотнями и тысячами. Это место называли «Долиной Смерти». В июле 1991 г. на месте тюрьмы был установлен мемориал — двухметровая глыба серого гранита, опутанная ржавой колючей проволокой с надписью: «На этом месте в 30-х годах находилась следственная тюрьма «Серпантинка». Здесь были казнены десятки тысяч репрессированных граждан, прах которых покоится в этой долине».

35. Едем далее. 74-километровый участок от поселка Дебин до райцентра Ягодное и последующие 35 километров до поселка Бурхала проходит вдоль долины реки Дебин — крупного левого притока Колымы. Порой трасса проходит прямо вдоль берега. На протяжении 109-ти километров сопровождает нас река Дебин.

IMG_5467 (2).jpg

А трассу пересекают многочисленные её притоки — ручьи Нехай, Чекай, Рыбный, Ягодный, Ценный, Заостровной и др. Интересно, что рядом с новыми мостами 70-х — 90-х годов постройки практически повсеместно сохранились старые деревянные мосты 30-х годов — те мосты, которые строили первопроходцы этих мест. Таких мостов практически нигде в России уже не осталось.

36. Ещё один интересный объект — висячий пешеходный мост через реку Де

1000 километров по Колымской трассе

Легендарный Колымский тракт, или Колымская трасса — всесезонная федеральная магистраль Р-506 “Колыма” (по старой номенклатуре М-56), продолжение не менее легендарного АЯМа (федеральной трассы А-360 “Лена”), соединяет правый берег Лены напротив Якутска со столицей Колымы Магаданом. Строилась в 1930-40-е годы, во время освоения минеральных богатств Колымского региона. Имеет несколько исторических ответвлений, часть из них в настоящее время в разной степени заброшены, другие (как, например, 260-километровое ответвление на Омсукчан с планируемым продолжением на Омолон и Анадырь) — наоборот, вошли в число важнейших национальных приоритетов на ближайшие годы. Протяжённость основного современного маршрута через Усть-Неру — более 2000 км, на пути — переправы и мосты через великие сибирские реки Алдан, Индигирку и Колыму.

Добыча золота в долине реки Мякит

Золото Колымы — это не только рудные жилы и промышленные россыпи, но и золотая колымская осень

Главные две проблемы Колымской трассы летом — пыль и злой щебень. Окрестные горы и перевалы сложены в основном плотными породами — гранитами, диабазами, роговиками, скарнами. Морозное выветривание делает их хрупкими (отсюда пыль), но от этого не менее остроугольными и коварными. Трассу потихоньку асфальтируют, на отдельных участках это помогает, но в целом затея малоперсперспективная — без крайне дорогих технологий мерзлотные процессы (а Колыма, как и 60% территории страны, находится в зоне развития вечной мерзлоты) приводят к пучению, деформации и разрушению асфальтового покрытия.

Сухая погода — напасть для колымских водителей. Уж лучше дождь…

Вспоминается анекдот про незадачливого, но жизнерадостного студента-сноубордиста: “— Хорошо, что пополам” (имеется в виду пресловутый эм-вэ-квадрат, формула кинетической энергии). Скорость — одна из главных причин пробоев. Ведь снизь её на 30% — энергия, с которой камешки впиваются в нагретые покрышки, упадёт вдвое, на то он и квадрат. Да и греется резина на скорости куда сильнее. Опытные водители эту физику вполне усвоили, но другие (в том числе нередкие тут в последнее время автомототуристы из-за рубежа и с западных окраин России) продолжают наивно верить, что время в пути — это лишь расстояние, делённое на скорость передвижения. В итоге шиномонтажи на трассе, которых тут не так уж много, работают бесперебойно. Владельцам нет надобности, подобно своим жуликоватым коллегам в Европейской части России, рассыпать на дороге гвозди и битое стекло — многочасовые клиентские очереди образуются сами собой. Те, кто недотянул до шиномонтажа, бортируются прямо на обочине. Замена пробитого колеса — самый частый сюжет вдоль трассы, на некоторых участках ремонтируются по несколько машин на километр. Опытные водители-дальнобои без пары запасок и полного бортировочного комплекта на трассу выходить не рискуют. Ещё недавно все обочины на грунтовых участках были буквально усеяны пробитыми скатами. По распоряжению администрации их регулярно убирают, но отдельные места до сих пор выглядят так:

Тундра вдоль трассы усеяна автомобильными покрышками

Очередной пробой

В остальном по сторонам — великолепная колымская осень. Кое-где пейзаж нарушают брошенные посёлки и отработанные старательские полигоны. Работающие артели и дорожные указатели наоборот, оживляют его.

Осенние колымские дали (отворотка с основной трассы на Сеймчан)

Отворот дороги к местному курорту — санаторию Талая, расположившемуся вблизи бывшей зоны. На основных перекрёстках Трассы, а также через каждые 15-20 километров, во времена УСВИТЛа располагались лагерные командировки и специализированные лагпункты дорожного управления Дальстроя. Отдельные постройки того времени сохранились до наших дней, некоторые даже используются — в отличие от отработанных рудников и россыпей, ресурс Трассы выработан будет нескоро.

Автобус сворачивает на курорт, забрать очередную смену отдыхающих

Дорога на Талую

Осень вступает в свои права. На перевале макушки листвениц уже пожелтели. То ли ещё впереди…

Медвежьи места…

Озеро Галитур в окрестностях Талой

Основа медвежьего рациона — шишка кедрового стланика

Золотая осень в окрестностях Талой. На календаре 1-е сентября.

Голубику медведи тоже едят с удовольствием. И не только медведи.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото) » Триникси

В нашей стране есть огромное количество трасс, движение по которым превращается в опасное приключение. Одной из таких трасс является Колымская трасса, речь о ней и пойдет далее.

Колымская трасса от Якутска до Магадана более 2000км и проехал я ее вдоль и поперек. Однажды, в прошлых годах запомнилась, одна веселая поездочка в далекий поселок, 550км от города. Дело было в конце ноября. Зима, уже давно вошла в права и сдобрила землю обильными осадками. Выехали из Магадана с ночевкой в п. Талая, а на следующий день в Омсукчан. Но, что то пошло не так…

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Ехали быстро. На дороге снежный накат, хорошо отгрейдерована, даже посыпана гранитной крошкой. Через 200 км. заправка, следующая только через 340.
Кое -где можно встретить средство борьбы с переметми. Вот такой забор из дерева ставили дорожники для врыва ветрового потока на открытых участках дороги.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

На Колыме не приживаются электронные колонки. ЖК дисплее замерзают при -50С. Этот заправочный шланг меняют каждый год. Его длинна за зиму уменьшается в два раза. Весной становится не больше 2 метров. У пистолета на изгибе постоянно трескается резина и его обрезают, обрезают… Морозы.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Цены на топливо рекордные по стране, дороже наверно только на Чукотке. Если есть возможность лучше везти с собой из города, там дешевле на 20-25%.


Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Всеми любимая харчевня в п. Атка. Любимая не по качеству пищи, а то, что островок цивилизации в округе 200км.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Знак с которым все фотографируются. В далеке поселок-труп Атка.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Колорит.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

После Атки на подьеме на перевал Болотный встретился брошенный «Татарин»-Якут с углем. Скорее всего едет с Аркагалинского угольного разреза в город.
Бросают только когда «сечка», если двигатель не заводится. В мороз его уже не завести. Тут грузовики не глушат всю зиму.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

А на спуске с перевала уснувший, съехал с дороги и потерял груз. Видно как шел прямо. Хорошо, что сместился не на кабину.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Приехали в поселок, и конечно, сразу за пивом! Суровая и не затейливая рекламко!

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

На следующий день в 9.00, уже готовые продолжать путь, узнаем, что около 8.00 сошла лавина и завалила дорогу. Мы оказались запечатаны на Талой.
Приехали посмотреть своми глазами… Встречки едут, мигают фарами. 200м метров дороги потеряны под большими комками прессованного снега.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Со стороны федеральной трассы пришел дежурный грейдер, но объем снега явно не по зубам. Мы не долго любовались его стараниям. Пошкрябал, пошкрябал и уехал.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

А до трассы всего 6 км.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Прошли еще два дня. Пришел долгожданный бульдозер. Он за несколько часов пробил коридор.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Лавина это, спрессованный как цемент, снег. Лопата совершенно не пригодный инструмент в этом случае. Возможно, на его структуру полиял сильный мороз в здешних местах.
Высота стен коридора, местами, около 6 м. длинна погребенного участка дороги около 200м. Мне никогда раньше не приходило сталкиваться с лавинами. Был весьма впечатлен мощью стихии.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Строят мосты, но людей не видать…

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

дорога-колея продавленная тяжелыми грузовиками.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

А это последствия, той самой Колеи.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Некоторые мосты построенные еще заключенными уже не в состоянии справляться со своими функциями.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

С колеёй борятся, но как то неохотно.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Вырубленная в скале дорога не имеет даже подсыпки на обочине.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Хозяйки здешних мест снуют там и здесь, выпрашивая у водителей харчи.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Получилось даже договориться, с одной лисой, сделать хороший портрет, за кусок колбасы.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Перевал с говорящим именем, Жаркий 900м.. Тут не один водитель нашел свою смертушку.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

На помощь бедолаге водителю пришел дежурный бульдозер. Он дежурит на вершине и выручает из плена тягачи с грузом.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

«Бульбаш» даже на цепях не может подняться. Скажу честно, на дороге так скользко, что ходить не реально.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Бульдозер не смог помочь тягачу. Он буксовал и стаскивался в сторону обрыва. История закончилась тем, что новые бульдозеры завели, спустили с платформы и своим ходом перегнали через скользкий перевал, а тягач вытащили на усах на вершину.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

На вершине перевала видна метель. Опасно наростает козырек из снега. Скоро и тут сойдет лавина.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)
Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Жизнь дальнобоя на Колыме не такая как в Европе. Интересная но не долгая. Опыт и мужество здесь не просто слова. Есть свой кодекс чести, который пришел из далеких лет освоения территории. Сюда, каждый год приезжают сотни туристов, кто на мотоциклах, кто на своих машинах. Все, с кем общался, никто не жалеет, что оказался в этих красивых и диких местах. Говорят , что это самое не забываемое путешествие, где все настоящее.

Опасное путешествие по Колымской трассе (41 фото)

Отсюда

Колымская трасса. Начало | Моя родина

Заброска грузов на первые прииски осуществлялась лишь кочевыми, вьючными тропами и зимниками, потому период доставки грузов, стоимость перевозок и общий их объем полностью зависел от случая. В связи с этим руководство «Союззолото» заключило договор с Наркоматом путей сообщения (НКПС) для проведения комплексных исследований транспортных коммуникаций с целью улучшить схему снабжения Верхне-Колымского приискового района.

В 1929 г. сюда была направлена «Партия по исследованию р. Колымы» под руководством И.Ф. Молодых. А в 1930 г. в соответствии с рекомендациями И.Ф. Молодых проведены дорожно-рекогносцировочные изыскания партией Иркутского управления «Союззолото» под началом прораба Ковалева. Протяженность будущей трассы составила 350-400 км. Дорога по проекту начиналась от бухты Нагаева, далее через Становой хребет в район р. Бохапчи. В 1931 г. выдвинут новый вариант направления трассы – от бухты Нагаева и далее по рекам Армань, Мякит, Герба, от которой должны были идти ответвления на Утиную, Оротукан, Среднекан. Общее протяжение дороги исчислялось: до Утиной – 450 км, до Среднекана – 413 км, а всего 568 км. Планом дорожных работ предполагалось провести дорожные изыскания пути и проведение просек Утиная – Среднекан, Утиная – Оротукан.

В процессе освоения роль гужевого транспорта и сплава, как самостоятельных видов транспорта во внутренних связях падала. С прокладкой Колымской трассы эта роль переходит к автотранспорту.

С организацией в ноябре 1931 г. Государственного треста «Дальстрой» начинается новая страница в транспортном освоении Северо-Востока СССР.

Характерной особенностью проведения изыскательских работ на строительстве Колымской трассы с 1932 г. по 1940 г. было низкое техническое оснащение изыскательских партий. Несовершенные технические средства, а также трудности транспортировки и снабжения экспедиций заставили идти по пути максимального упрощения работ, сужения полосы территории, охватываемой исследованиями.

Технические проекты первоначального варианта дороги, составлялись с учетом возможности быстрого и недорогого расширения ее провозной способности. Для ускорения завоза грузов на прииски и организации золотодобычи дороги на Колыме строились в два этапа или в три стадии. Такая последовательность строительства представлялась целесообразной, освобождая от необходимости единовременных очень значительных капиталовложений и сокращение сроков ввода дороги в эксплуатацию. Затем в процессе временной эксплуатации производилась доводка дороги до проектных объемов.

На строительстве автодорог на Колыме, при выборе направления трассы за основу брался тот проект, который требовал наименьших расходов с соблюдением предельных уклонов дорожного покрытия. В пересеченной местности строители не останавливались перед многочисленными крутыми поворотами. Удлинение пути не служило препятствием ввиду экономии в земляных работах и сокращении подъемов. Однако низкое качество дорожного полотна Колымской трассы, а также наличие временных автопроездов: приводили к изношенности автопарка Дальстроя.

Проектирование и строительство дорог на Колыме в 1932-1940 гг. осуществлялось: с 4 февраля 1932 г. по 5 декабря 1932 г. строительным отделом Нагаевского агентства треста «Дальстрой, с 5 декабря 1932 г. по 15 ноября 1933 г. – «Капдорстроем», с 15 ноября 1933 г. по октябрь 1940 г. – Управлением дорожного строительством (УДС). 21 октября 1940 г. из УДС выделены Управление дорожного строительства Юга и Управление дорожного строительства Севера, а проектирование дорог возложено на Колымтранспроект, а затем – Колымпроект.

Дороги проектировались грунтовые 3-го класса, шириной просеки 30 метров, искусственными сооружениями 2-го класса под нагрузку 8 тонного автомобиля по техническим условиям ЦУДОРТРАНСа 1933 г., а с 1936 г. ГУШОСДОРа НКВД СССР.

В 30-х гг. ХХ в. на строительстве дорог на Колыме практически отсутствовала специальная дорожно-строительная техника. Поэтому разработка грунта производилась «мускульной силой» заключенных – кайлом, киркой, лопатой, а откатка осуществлялось тачками и грабарками на расстояние от десятков до сотен метров. Скальные породы разрабатывались взрывом. Лес завозился на лошадях. Для перевозки грунта в зимних условиях применялись ледяные дорожки, по которым катали тачки (на место колеса ставилась лыжа). Помимо этого использовались эстакады, сани, журавли.

Но труд заключенных был каторжным. Рабочий день начинался с восходом солнца и длился 12-14 часов летом. А зимой весь световой день. Вот, что писала газета «Советская Колыма» от 6 января 1936 г. о трудовом героизме заключенных: «От Стрелки до Хатыннаха, от Спорного до стана Утиный силами ударных коллективов был дан проезд в 1935 г., … только подлинный энтузиазм помог ударникам преодолеть ледяные косогоры, болота, мари, вечную мерзлоту, плывуны».

С 1932 г. по 1940 г. на Колыме проложено 3100 км автодорог, автопроездов и зимников. Автодорожная магистраль Магадан-Атка-Оротукан-Ягодное-Берелех-Кадыкчан соединила основные горнопромышленные центры Колымы. В это же время началось строительство автопроездов Палатка-Мадаун-Усть-Омчуг-Бутугычаг-Нелькоба-прииск «Дусканья» и Берелех-Чай-Урьинская долина-Кадыкчан и др. Сдано в эксплуатацию 590 км Колымской трассы (участок Магадан-590 км.). Ремонт и содержание автодороги осуществлялись 5-ю дорожно-эксплуатационными участками. Участки подчинялись Дорожно-эксплуатационному отделу Управления автомобильного транспорта Дальстроя (УАТ).

Однопролетные балочные мосты, водопропускные трубы – выполнялись из дерева. Средние реки перекрывались балочными и ригельно-подкосными системами мостов с ледорезами в носовой части. В этот период осуществлено строительство деревянных мостовых переходов через реки Колыма и Берелех. В 1939 г. началось возведение железобетонного моста через р. Армань. Летом 1940 г. мост через р. Колыма передан в эксплуатацию УАТу. По конструкции пролетных строений арочный мост через Колыму явился выдающимся инженерным сооружением тех лет.

В 1943 г. проведена реорганизация дорожного строительства ГУСДС, образованы Управление шоссейных дорог (УШОСДОР) и Управление дорожного строительства (УДС). УШОСДОР осуществлял эксплуатацию дорог магистрального значения Магадан-Кадыкчан (участок Берелех-Кадыкчан сдан в эксплуатацию в 1943 г.), вел строительство Тенькинского участка Колымской трассы (Палатка-Нелькоба-прииск «Фролыч» и Кулу-прииск «им. М. Расковой»), а так же автопроезда Пестрая Дресва–Омсукчан. В задачу УДС входило: закончить строительство автопроездов Алдан-Адыгалах и Кадыкчан-Нера, а также сдать в эксплуатацию участок дороги Чай-Урья-Кадыкчан и др.

В послевоенный период внутрирайонные транспортные связи осуществлялись по автодорогам магистрального значения: Магадан – 867 км. (участок дороги Кадыкчан – 830 км. сдан в эксплуатацию в 1949 г., а участок 830 км. – 867 км – в 1951 г.) и Палатка-Кулу-Кадыкчан, а также по временным автопроездам протяженностью 386 км. Для улучшения снабжения Омсукчанского горного комбината в 1949 г. началось строительство автозимника Герба-Омсукчан. Эксплуатационная служба дороги осуществлялась Управлением шоссейных дорог, база которого находилась на 103 км. Колымской трассы в пос. Карамкен. На всем протяжении дорога имела 6 дорожно-эксплуатационных участков.

Использование автомашин повышенной грузоподъемности американского производства, а также прицепов и полуприцепов привела к ряду неблагоприятных факторов. В конце 1940-х гг. деревянный мост через р. Колыму, вследствие интенсивной эксплуатации автопоездов «Даймонд» пришел в аварийное состояние. Строительство металлического моста в 1951 г. было возложено на УШОСДОР ГУСДС. Движение по мосту открылось 20 мая 1953 г.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук

Путешествие по Колымской трассе: ЭТО ПРОТРЯСАЮЩЕ! | Моя родина

Сусуманский район.Сусуманский район.

Нас зажали в тиски
Бриллиантовые дороги.
«Наутилус Помпилиус»

Сила междометий

«Ошеломление» – пожалуй, наиболее подходящее слово для описания состояния Марата и Ольги, молодой магаданской пары с двумя детьми, поехавшей в отпуск на «материк» на машине. Ошеломление и усталость на пределе человеческих сил.

Встретили мы этих ребят в середине августа во дворе гостиницы в Нижнем Бестяхе (Якутия), когда уже возвращались домой. Как не разговориться землякам! Тем более что Марат и Ольга отважились ехать в отпуск на колесах впервые, только что преодолели последние километры федеральной автодороги «Колыма» и были переполнены впечатлениями. Отнюдь не восторженными.

Да, на нашей трассе есть места невероятной красоты, но не они поразили воображение путешественников-новичков, и даже не сложность дороги (на большинстве участков ФАД «Колыма» имеет пятую, наивысшую категорию сложности), а ее эксплуатационное состояние.

Влетаем в пыль кромешную. Где-то впереди - поворот.Влетаем в пыль кромешную. Где-то впереди – поворот.

Немилосердная тряска на бесчисленных ямах, продырявленные острым скальником шины, потеря видимости в пылевых облаках, опасный юз на грязи, страх не успеть на паром и застрять на переправе через Алдан – всего этого они хлебнули сполна, преодолев две тысячи километров за четверо суток. Не удивительно, что у супругов после пережитого подрагивали руки и коленки, а из слов самыми нейтральными оказались междометия. Ребят, детей особенно, было искренне жаль.

«Ну, мы-то люди бывалые, не первый раз в отпуск своим ходом, нас Колымская трасса уже ничем не запугает, не удивит», – думали мы, готовясь с утра пораньше продолжить путь в Магадан.

Забегая вперед: думать так было самонадеянно. Ларец с сюрпризами главной транспортной артерии Магаданской области, кажется, бездонный.

«Внимание: воздух!»

В июле, когда мы уезжали из области, магаданский участок ФАД «Колыма» был привычно паршивым, за исключением территории, обслуживаемой аткинскими дорожниками – они грейдеровку после весенней распутицы явно проводили.

Но даже запущенная дорога в Ягоднинском и Сусуманском районах выигрывала на фоне якутской стороны федералки. Контраст стал ощутим сразу за мостом через пограничную реку Делянкир.

Перед поселком Артык у машины снизу оторвало броню: прошли сильные дожди, дорогу размесило, повылазили острые камни. Эти же дожди сыграли скверную шутку на скальных прижимах реки Нера – там начался камнепад.

Прижим р. Нера. Во время дождей здесь размывает дорогу, а сверху падают камни.Прижим р. Нера. Во время дождей здесь размывает дорогу, а сверху падают камни.

Дорогу «бомбило» настолько плотно, что иногда приходилось останавливаться и с риском самим получить камнем «по кумполу» руками расчищать проезд, убирая наиболее крупные скальные обломки. При этом ни дорожников поблизости, ни хотя бы знака, предупреждающего водителей об опасности.

Где-то на этом участке, а может, дальше, на вечно «черновой» отсыпке Заячьей петли или на подступах к реке Алдан, где дорогу не мудрствуя «протоптали» по крупной речной гальке, мы все же не убереглись и пробили топливный бак, о чем узнали позже. Устранение повреждения – отдельная эпопея, из которой следует неутешительный вывод о зачаточной стадии развития придорожного сервиса в наших палестинах.

Замок на песке

Якутская половина «Колымы» восхитила невиданным доселе способом укладки асфальта

Колымская трасса Википедия

Автодорога
«Колыма»
Р504
Kolyma road01010038.jpg
Основная информация
Страна Kolyma road01010038.jpg Россия
Регион Kolyma road01010038.jpg Якутия,
Kolyma road01010038.jpg Магаданская область
Статус федеральная
Длина 2032 км
Начало Нижний Бестях / А360
Конец Магадан
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма́» (прежний индекс — М56) — действующая автодорога федерального значения между Якутском и Магаданом протяжённостью 2032 км[1], из которых 1197 км проложено по территории Республики Саха (Якутия), 835 — по Магаданской области. Дорога имеет также историческое название — Колымская трасса, под которым она известна в литературе и СМИ (некоторые авторы употребляют синоним — Колымский тракт)[2].

Содержание

  • 1 Маршрут
  • 2 История
  • 3 Состояние дороги
  • 4 «Колымская трасса» в художественных произведениях
  • 5 Карты
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Маршрут[ | ]

В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о