Катя каренина личная жизнь: Катя Каренина: личная жизнь (муж). Биография – Инструктор по экстремальному вождению Катерина Каренина

Катя Каренина: личная жизнь (муж). Биография

Стритрейсер, актриса и продюсер Екатерина Каренина была организатором и участницей ночных автогонок с 2000 по 2006 годы. Она — лидер соревнований «Автоледи России» 2006 и 2007 годов. С 2001 является бессменным инструктором школы повышения водительского мастерства BMW. Она не только виртуозно управляет автомобилем, но и создаёт одежду для автомобилистов. Муж Кати Карениной пока только в проекте.

На фото: Катя Каренина

На фото: Катя Каренина

Личная жизнь Кати Карениной

Екатерина Павловна Каренина (род. 11.05.1981) — российская теле- и радио-ведущая, одна из немногих женщин, которая является инструктором по контр-аварийному вождению.

«Тот мужчина, которого я выберу, — улыбается гонщица, — должен уметь водить. Ну, а если серьезно, будущим мужем Кати Карениной станет тот, кто сумеет её «зацепить». Нужна только искра. Если она вдруг появится — всё случится».

Катя Каренина со своим любимым домашним питомцем

Катя Каренина со своим любимым домашним питомцем

«Я — счастливый человек, — признаётся Екатерина, — так как делаю своё любимое дело. Я не замужем. У меня нет детей. Мои дети — это три машины. Еще у меня две собаки и попугай». Фото из личной жизни Кати Карениной можно увидеть на её страничке в Инстаграме.

Катя Каренина со своим любимым домашним питомцем

Претендентов, желающих изменить личную жизнь Кати Карениной, много. С этим у девушки нет проблем. Просто времени на эту самую, личную жизнь у неё остается очень мало.

«Если хочешь ездить, как я, на «Эволюшене», то надо много работать, — говорит автогонщица. — А так как я с 14 лет все делаю сама, то и рассчитывать привыкла только на свои силы».

Катя Каренина со своим любимым домашним питомцем

Страницы биографии стритрейсера

Екатерина — коренная москвичка. Училась в школе No 535 до 1996, в настоящее время — столичная бизнесвумэн. Отец, по словам хозяйки автошколы, хотел сына, поэтому своей дочери чаще покупал игрушечные машинки, чем куклы. Серьёзно интересоваться автомобилями она начала очень рано, сейчас прекрасно в них разбирается и отлично водит.

Катя Каренина со своим любимым домашним питомцем

«Я преподаю контр-аварийное вождение, а это сложнее, чем ехать по прямой. И опыт здесь необходим, — делится своими размышлениями Екатерина. — А его в моей биографии автомобильного вождения предостаточно. Зато я не умею готовить. Мне проще поменять колесо, чем стать у плиты и что-то сварить».

На TV Каренина известна как ведущая программы для автомобилистов, что выходит на телеканале «Домашний»; ведёт рубрику «По машинам» телеканала «Звезда». Кроме того, с 2010 она является ведущей на «Авто-радио».

Катя Каренина со своим любимым домашним питомцем

Екатерина Каренина в фильме «Мантикора»

В 2011 году на экраны страны вышел кинофильм с участием уличных гонщиков, под названием «Мантикора», с Екатериной Карениной в главной роли. Кинолента рассказывает о мистических событиях на улицах Москвы. Гонщица и основательница собственной Академии вождения Катя Каренина в «Мантикоре» играет почти саму себя.

Катя Каренина со своим любимым домашним питомцем

Для этого кинофильма из Штатов доставили два автомобиля: Dodge Viper и NASCAR, который предназначен специально для кольцевых гонок. Один из них Катя забрала себе, чтобы компенсировать её собственный автомобиль, разбитый и взорванный, согласно сюжету. Снимали фильм ночью на улицах города и в павильоне «Мосфильм».

Катя Каренина в фильме «Мантикора»

Катя Каренина в фильме «Мантикора»

«Особенно мне понравились эпизоды, где я дрифтовала на кабриолете вокруг «Мерседеса», который был весь украшен стразами Сваровски. Еще одна грандиозная сцена: около сотни автомобилей, въезжающих прямо в главные ворота ВДНХ… Это были реальные ночные гонщики на своих авто, а не компьютерная графика», — рассказывает гонщица.

Катя Каренина на премьере фильма «Мантикора»

Катя Каренина на премьере фильма «Мантикора»

В «Мантикоре» отважная девушка снималась без дублёра. Сейчас у Екатерины новый проект: «Гоночное такси с Карениной». Стритрейсер и Автоледи России сейчас запустила собственную линию удобной зимней одежды и аксессуаров для женщин-автомобилисток.

Катя Каренина на премьере фильма «Мантикора»

Катя Каренина: от ночной гонщицы до актрисы кино

Съемки проходили как в павильоне «Мосфильма» , так и в городе. Уличные съемки всегда были ночными. Мы работали на смотровой площадке на Воробьевых горах, где обычно проходят гонки, в Тушино, в переулках Москвы, на ВДНХ.

Запомнились эпизоды, в которых я дрифтовала на кабриолете вокруг «Мерседеса», целиком украшенного стразами Сваровски, и сцена, где почти 100 машин въезжают через главные ворота ВДНХ. Это не компьютерная графика, а настоящие московские стритрейсеры на личных автомобилях.

В «Мантикоре» я снималась без дублера. Все сцены с управляемыми заносами, полицейскими разворотами и разворотами на 360 градусов выполняю сама.

«Мантикора» не дублирует голливудские фильмы про гонщиков , она сама по себе. Надеюсь, мы справились с задачей сделать собственное кино, а не клон хотя бы того же самого «Форсажа». И актеров подбирали таких, которые еще не примелькались. Мои партнеры по «Мантикоре» – Алексей Завьялов и Анна Чурина.

Из гонок я не ушла, просто перестала заниматься их организацией. Меня регулярно зовут на разные заезды. Когда бывает свободное время – езжу. Сейчас приоритетны другие задачи. Одна из них – проект «Гоночное такси с Карениной». Будем катать людей, которым не хватает адреналина.

Скоро я запускаю линию верхней одежды и аксессуаров для женщин – меховые жилетки и муфты с кармашками. Делаться они будут индивидуально под каждого заказчика. Зимой водить машину в длинной и объемной одежде неудобно, а жилетка — самое то. Тепло и комфортно. А муфточка с кармашками — это красиво и удобно, а в кармашки можно положить, к примеру, ключи от машины.

Мужчина, который хочет быть со мной, сначала должен меня догнать. Мой Evolution со своими 420 л.с. до «сотки» разгоняется за 4 секунды.

(Смеется.) А если серьезно, он должен суметь зацепить. Нужна искра. Если она появляется – хорошо. Если нет – значит, нет.

Я счастливый человек. Я занимаюсь любимым делом и получаю от этого колоссальное удовольствие. В этом, наверное, смысл счастья, да и жизни в целом.

Каренина сыграла себя

В фильме «Мантикора» главную роль сыграла Катя Каренина, в прошлом реальный стритрейсер. Она же является инструктором школы водительского мастерства и автором еженедельной программы на «Авторадио». Да и по «ящику» вы ее могли видеть.

Первая леди в мире ночных гонщиков приехала на интервью на своем красном джипе с пауками.

– Катя, откуда такая любовь к паукам?

– У моей героини в фильме фамилия Каракурт (с тюркского «черный жук». – Прим. ред.) – это такой вид ядовитых пауков. Поэтому мой джип сделали в паучьей теме. И на желтую мою машину тоже перекочевали пауки. Там и на шлеме паук, и под капотом нарисованы паучки.

– Это ваша первая роль в кино?

– В полном метре – да. Я сначала в «Мантикору» пришла консультантом. Подбирала весь парк автомобилей. Специально для этого фильма были привезены две машины из Америки. Одна из них – настоящий боевой NASCAR. В фильме он гоняет по ночным дорогам Москвы. Свой легендарный красный Passat я предоставила съемочной группе под героиню. А поскольку ей приходится много водить, причем с заносами и разворотами, то мне предложили попробовать себя на ее роль.

– Она похожа на вас?

– Очень. Я тоже в юности занималась стритрейсингом. Днем она, как и я, преподает вождение, а ночью гоняется. Зовут ее тоже Катя. Единственное – она любит кошек, а я собак. По сценарию у меня живет кот, которого зовут Дроссель. Кот цирковой, в народе его звали Тимошей.

– Ваша героиня – лидер уличных гонщиков. Кто противостоит им в фильме?

– Спортсмены. В реальной жизни они действительно не любят стритрейсеров. Они, дети богатых родителей, считают, что это круто и пафосно – заниматься автоспортом. А другие – дети из простых семей, которые в гараже своем «на коленке» клепают машины. Героиню спортсменов играет Анна Чурина. В этом кино есть и рейсеры, и спортсмены, и их противостояние, но основная линия – мистическая. Мантикора – это вымышленное животное с телом льва и хвостом скорпиона.

– Но говорят, что в фильм во­шли и реальные события?

– Да, лет восемь назад была история с известным спорт­сменом-гонщиком Сергеем Злобиным, которого стритрейсеры вызвали на гонку по городу. В машине у него сидел штурман-таксист со знанием Москвы. Всю гонку снимали на видео. Злобин даже отличился разворотами через сплошную у памятника Юрию Долгорукому, но два чеканутых парня все равно его объехали.

– Катя, а свои три личных автомобиля вы по каким признакам подбирали?

– По средствам. Я работаю с 14 лет. «Пассат» 92-го года я купила за 5 тысяч долларов и постепенно дорабатывала по мере возможности. Красному джипу 17 лет. Периодически что-то в нем ломается. Недавно мотор перебрали. Но я его очень люблю. И вот исполнилась мечта моей жизни – я купила «Эволюшн-9».

– А сейчас вы в уличных гонках участвуете?

– Я приезжаю туда как бабушка стритрейсинга (смеется) – посмотреть, пообщаться, обсудить автоновости, раздать автографы. У меня 450 сил на желтой машине, и на ней я приезжаю на специальный полигон, где иногда участвую в официальном дрэг­рейсинге. Целых 9 лет я преподаю повышение водительского мастерства в школе вождения, куда приходят спортсмены, личные водители, обычные люди. Вот уже второй год учу сотрудников ДПС – 50 экипажей проходят переквалификацию и повышение водительского мастерства на своих рабочих «Фордах».

– Значит, у вас с ГИБДД никаких проблем?

– У меня два их календаря с росписями. Гаишники меня останавливают часто, но для того, чтобы на мой красный джип посмотреть. Его многие видели по телевизору.

– Как такой сильной женщине выстраивать отношения с мужчинами?

– Все слабые мужчины отсеиваются еще на начальной стадии. Конечно, я хочу рядом видеть мужчину, который сильнее меня. Пару раз в жизни было, может, в третий раз повезет.

– А в фильме есть любовная линия?

– Есть персонаж, который нравится моей Кате. Его играет Алексей Завьялов.

Екатерина Гусева: «Я боюсь драмы Анны Карениной в своей жизни» | Персона | Культура

8 октября в Театре Оперетты — премьера мюзикла «Анна Каренина» по мотивам романа Льва Толстого. Она необычная: Анну Каренину в этот день исполнят… две актрисы. Это Екатерина Гусева и Валерия Ланская. Екатерина Гусева ответила на вопросы АиФ.ru.

Ольга Шаблинская, АиФ.ru: Екатерина, женская судьба Анны Карениной драматична. Ваша героиня уходит от мужа к любимому, но тот её потом бросает… Итог — Каренина кончает жизнь самоубийством. А если представить, что подобная ситуация случилась в реальной жизни — как вы считаете, Анне просто не повезло с мужчиной, который её в итоге предал? Или она расплачивается за то, что сделала, разрушив свою семью?

Екатерина Гусева: Мне кажется, о везении вообще речь не идет. Беда, что она вышла замуж, связала жизнь с человеком по расчету, а не по любви. Это была дань времени: многие считали, что брак по страсти, по влюбленности терпит фиаско очень быстро, все чувства улетучиваются и проходят. И нужно выходить замуж именно по рассудку — так было принято тогда. Хотя сейчас я смотрю на 17-20-летних девчонок, те в поисках богатого мужа, думают, как бы получше устроиться, чтобы была сладкая жизнь. Вот за этим погоня, этого мы хотим сейчас. Толстой написал своё произведение два века назад, но сейчас ничего не изменилось. Опять-таки встаёт проблема выбора, человеку всегда дается шанс. В любом случае, от нас очень много зависит. Анна сделала свой выбор.

Актеры Сергей Ли в роли Алексея Вронского и Екатерина Гусева в роли Анны Карениной на презентации мюзикла «Анна Каренина». Актеры Сергей Ли в роли Алексея Вронского и Екатерина Гусева в роли Анны Карениной на презентации мюзикла «Анна Каренина». Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

— А потом оказывается, что игра не стоила свеч, что избранник того не достоин.

— Что счастье разбилось, что любви больше нет, что это была ошибка… По чьей вине? Вечный поиск «кто виноват?», почему так произошло, почему не смогли сохранить или не захотели? На эти вопросы нет ответа. Я думаю, что наш спектакль еще больше будет ковырять эти болячки и посыпать их солью. Такой вот экзистенциализм, очищение через страдания и муки. Я не думаю, что кто-то будет равнодушен в зале при просмотре мюзикла «Анна Каренина», мне кажется люди, у кого есть сердце, не смогут не откликнуться на эту простую, понятную, общечеловеческую жизненную историю.

— Катя, вы в своих интервью подчёркиваете, что в мюзикле вы — поющая актриса, а вовсе не наоборот. Что под этим подразумевается в первую очередь?

— Я очень трепетно отношусь к слову, не только к музыке и к мелодии. Для меня безусловно важен текст, важно найти какой-то ключ, который, может быть, ещё никто не подобрал к произведению. Хочется тему найти, смысл донести. И даже в песне, в музыкальном произведении не заниматься просто сольфеджированием, а действовать, искать глагол. И мне очень приятно, что это возможно в нашем мюзикле. Даже в колыбельной, которую моя героиня поёт сыну. Там есть слова «Вырастешь ты, будешь ты умным, как твой отец, но сердце-то будет моё, и не обманет оно тебя, мой золотой малыш, и может быть на своем суде ты мне вину простишь, вину простишь, вину простишь». И я ставлю знак вопроса тем, что интонация идёт вверх. Хотя в мелодии мне автор диктует, что я должна уходить вниз. Но тем не менее мне важно добиться от ребёнка, который пусть и спит, ответа на вопрос: простит ли он мне вину? И отсюда появляется действие на сцене. Это не просто «ты мне вину простишь», обычное напевание и констатация факта…

Мне очень важно действовать даже в песне, искать ответ. Например, в дуэте с Вронским Анна поет: «Я невольница, я пленница». Это не значит «я в плену своей страсти, своего чувства, я попала в плен твоего обаяния». Нет, с помощью интонации я пытаюсь объяснить ему: ты пойми, что я не вольна, я в плену, я замужем, у меня есть обязательства. Важно не уходить в какие-то переживания, а не терять связь с партнером и пытаться ему донести свою мысль. Это все-таки свойственно больше драматическим актрисам.

К счастью, у нас очень благодатный жанр, жанр мюзикла, который может объять необъятное, может вместить в себя и оперу, и балет, и драматический театр. Я думаю, на одном дыхании будет спектакль смотреться, несмотря на то, что это серьезная литература, тончайший психологизм. Мы сами все в предвкушении чуда на самом деле: ожидается что-то непроходное, очень важное. Наш музыкальный спектакль, полагаю, навсегда развенчает этот миф о том, что мюзикл — легкий жанр. Вообще мне очень нравится в этом смысле Театр оперетты, где шли «Граф Монте-Кристо» и «Граф Орлов». Жанр — эпический мюзикл. Это не шоу развлекательное для всей семьи — у нас на сцене драматические артисты работают, есть попытка прожить, а не показать, сделать, а не сделать вид. Не так много актеров, которые в жанре мюзикл пытаются так существовать в спектакле…

— Играя Анну Каренину, вы привносите в её характер какие-то свои черты, задействуете в этой работе свой жизненный опыт?

— С одной стороны, я знаю, что такое страсть, когда бежишь только к Нему и ничего и никого больше не существует вокруг. Именно это случилось со мной, когда я встретила Володю (Супруг Владимир Абашкин — владелец фирмы по производству декораций. — Ред.).

С другой стороны, если говорить о женской драме Анны с Вронским, мне трудно в этой роли задействовать опыт — не было в моей женской судьбе ситуации, чтобы меня бросили. Но думаю, я могу себе представить, каково моей героине… В актёрской жизни часто такое бывает, когда ты ничего «от себя» не можешь привнести в характер персонажа. Например, Медея. Дама сварила детей, накормила этим супом мужа, он облизывался, просил добавки, а она смаковала, потом сказала: «А это из твоих детей, ты знаешь об этом супе?».

— Оперная певица Хибла Герзмава рассказывала мне, что, исполняя партию Медеи, она чувствовала себя ужасно…

— Этим профессия, конечно, и манит. Можно прожить чужую жизнь, такие вещи испытать, от которых в жизни тебя бог бережет, и слава богу. Но всё равно есть же какой-то соблазн прикоснуться, понять. И страшно, и страшно интересно (Смеётся).

У меня есть видеокассета со студенческих времён: на четвертом курсе я играла Клею в спектакле «Лиса и виноград» — женщину, которая возжелала раба. Хотя у нее было всё, что можно. Но она вот возжелала Эзопа в кандалах, у которого кровавое месиво в ногах. Мухи вокруг него летают. Гной, бородавки, язвы… Но зато он очень умный, и этот интеллект её просто свёл с ума, Клея готова на всё. А Эзоп от неё отказался. Я сегодня думаю, господи, откуда в 17 лет опыт для понимания такой роли?.. Поэтому мне кажется, в актёрстве не стоит ориентироваться на то, было ли это с артистом в жизни… Можно ничего не знать о счастье, но так желать его, что ты воплотишь эту свою мечту на сцене. И это будет, пожалуй, даже сильнее, чем если я захочу своим собственным счастьем поделиться с людьми.

А возвращаясь к Анне Карениной, скажу: мне совсем не хочется быть кем-то, я совсем не хочу никого играть. Ведь есть такое понятие «я в предлагаемых обстоятельствах». Конечно, я не хочу, я боюсь и не желаю примерять на свою жизнь драму Анны. Ни в коем случае, нет. Но прожить эту жизнь как свою очень интересно. Хочется исследовать эту страсть, я хочу сгореть.

7 секретов «Анны Карениной» • Arzamas

Литература

Почему Долли, выходя замуж, ничего не знала о семейной жизни, что останавливало Каренина от дуэли, мог ли Вронский жениться на Анне и стать законным отцом своим детям? 

Автор Анастасия Судакова

1. Тайна невинности Долли

Анна Каренина и Долли Облонская. Иллюстрация Михаила Щеглова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1914 годЛитературус.ру

После скандала из-за измены Стивы в дом Облонских приезжает Анна, чтобы помирить супругов. Подав­ленная ситуацией Долли оправдывает свой отказ простить мужа:

«— Изволь, — вдруг сказала она. — Но я скажу сначала. Ты знаешь, как я вышла замуж. Я с воспитанием maman не только была невинна, но я была глупа. Я ничего не знала. Говорят, я знаю, мужья расска­зывают женам свою прежнюю жизнь, но Стива… — она поправилась, — Степан Аркадьич ничего не сказал мне. Ты не по­веришь, но я до сей поры думала, что я одна женщина, которую он знал. Так я жила восемь лет. Ты пойми, что я не только не подозревала неверности, но что я считала это невозможным, и тут, представь себе, с такими понятиями узнать вдруг весь ужас, всю гадость… Ты пойми меня. Быть уверен­ной вполне в своем счастии, и вдруг…»

Почему Дарья Облонская была так наивна — причем не только до замужества, но и после? В ту эпоху сексуальное образование мужчин и женщин очень отличалось. В традицион­ной дворянской семье первой половины XIX века вопрос о теории сексуальных отношений не поднимался ни учителями, ни тем более родителями, которые, как правило, дистанцировались от детей. Принято было воспитывать «нравственно чистого» человека, поэтому подростковый интерес к сексу всячески подавлялся: не поощрялось обсуждение телесных изменений во время полового созревания, ограничивалось общение с противо­по­лож­ным полом и т. п. В основном эти запреты касались девушек. До вступ­ле­ния в брак они признавали единственно возможной лишь платоническую любовь, о которой они знали благодаря художественной литературе. Почти каждая барышня шла под венец, не имея никакого представления о сексе и зная только, что «между ней и ее женихом только такая разница, что у него есть растительность на лице, а у нее нет; что он шьет платье у портного, а она — у портнихи…»  Л. Авилова. В избранном обществе // Вестник Европы. № 1. С. 208. 1904..

Совсем иначе дело обстояло с юношами. Ответы на многие вопросы полу­чались практическим путем. До отмены крепостного права к молодому чело­веку приставляли крепостную девку (ее семейное положение при выборе не учитыва­лось — важны были только опыт и здоровье), позже обязанность «сексуального просвещения» перешла к дворне и прислуге. Нередко отцы отводили сыновей в публичные дома, причем в довольно раннем возрасте. Согласно «Половой переписи студен­чества», проведенной в 1904 году, первое знакомство с женщиной у большинства опрошенных (69 %) состоялось в воз­расте 14–17 лет  В. А. Веременко. Сексуальное воспитание юношей в дворянско-интеллигентских семьях России во второй половине XIX — начале ХХ века // История повседневности. С. 87. 2016..

2. Тайна Рима

Сцена на скачках. Иллюстрация Александра Самохвалова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1952–1953 годы © Александр Самохвалов / Издательство «Наука»

После того как лошадь Вронского сломала спину и упала вместе с наездником, ошарашенные зрители несколько раз повторили фразу: 

«Недостает только цирка со львами».

«Анна Каренина» — не только любовный, но и острый социальный роман. Толстой говорил: «Наша цивилизация также идет к своему упадку, как и древняя цивили­зация…»  Цит. по Э. Бабаеву, с. 11.. В то время как в российских деревнях люди умирали от голода, в городах процветали разного рода развлекатель­ные заведения. Толстой неоднократно сравнивает в романе Россию второй поло­вины XIX века с Римом эпохи упадка. Так, упомянутые выше красносель­ские скачки Каренин называет «жестоким зрелищем», а Вронский предстает перед читателями как один из последних «гладиаторов». Гладиатором же зовут коня, выигравшего скачки, а одна из зрительниц произносит: «Если б я была рим­лянка, я бы не пропустила ни одного цирка». Анна общается с Сафо, светской львицей, а Вронский посещает «афинские вечера».

3. Тайна чепца на мельнице и поднятых воротников

В салоне у Бетси Тверской. Иллюстрация Ореста Верейского к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1979–1981 годы © Орест Верейский / Государственный музей Л. Н. Толстого

Вернувшись из Италии в Россию, Вронский и Анна остановились в Петербурге. Вскоре Алексей встречается со своей кузиной Бетси Тверской, которая в разго­воре о готовящемся разводе Анны с Карениным роняет странную фразу:

«Вы мне не сказали, когда развод. Положим, я забросила свой чепец через мельницу, но другие поднятые воротники будут бить вас холодом, пока вы не женитесь».

«Бросить чепец за мельницу» (или «пере­бросить чепец через мельницу») — калька французской идиомы jeter son bonnet (sa coiffe) par-dessus les moulins. Буквально это пере­водится как «сбросить капот (или головной убор) на мель­ницу», а фигурально — «пуститься во все тяжкие». Осуждавшая Анну Бетси была «развратнейшая женщина», открыто обманывавшая мужа и не скрывав­шая свою связь с любовником. Эта фраза прекрасно характеризует ее отно­шение к чистоте семейных отношений.

Другой предмет одежды, который называет Бетси, — это поднятый воротни­чок. Судя по всему, княгиня имеет в виду сильную половину петербургского света: еще в начале века в мужскую моду вошли рубашки с необычайно высокими накрахмаленными воротниками.

4. Тайна мазурки

Кити на балу. Иллюстрация Ореста Верейского к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1979–1981 годы © Орест Верейский / Book Graphics

В самом начале романа на московском балу Кити с нетерпением ждет приглашения Вронского на мазурку:

«Ей казалось, что в мазурке все должно решиться».

К тому моменту Кити уже танцевала с Вронским дважды: сначала они прошли несколько туров вальса, затем кадриль. Почему же она хотела обязательно станцевать с ним и мазурку?

Несмотря на праздничную атмосферу, бал имел довольно строгий регла­мент. Он открывался полонезом, за ним следовал вальс, после обычно танцевали четыре французские кад­ри­ли, а кульминацией была мазурка, после которой бал закрывался или прерывался на длительный ужин. Этот порядок не был случайным: каждый танец отвечал за определен­ное настроение, соответст­венно, и темы, на которые было допустимо говорить во время разных танцев, были определенные.

Вальс считался одним из самых эротичных танцев: партнеры образовывали пару анфас, кавалер поддерживал даму за талию (за преде­лами танцевального пространства такой жест считался непозволитель­ным). Кадриль — чопор­ный этикет­ный танец, во время которого обсуж­да­лись повседнев­ные дела и общест­венные события. Такой танец был способом завести полезное знаком­ство и немного посплетничать. Романтические разговоры во время кадрили были неуместны.

Мазурка подчеркивала мужествен­ность кавалеров: громкие удары каблука, резкие взмахи руками, имитирующие натягивание поводьев, так называемое хромое па (pas boiteux), напоминаю­щее о ранениях в бою. Во время одной из фигур мазурки партнер опускался перед дамой на коле­но. И одновременно мазурка демонстриро­вала грациоз­ность дам. Апофеозом женской партии было падение на руки кавалера: дама словно сдавалась под его напором и соглаша­лась отдать ему свое сердце. Так что неудивитель­но, что Кити Щербацкая возлагала на мазурку большие надежды.

5. Тайна детей Карениных

Алексей Каренин с новорожденной Анной. Иллюстрация Михаила Щеглова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1914 годМагазин антикварной книги «Русский библиофил»

Анна не готова к разводу, и Вронский просит о помощи Долли. Главный его аргумент в пользу развода — это дети:

«Моя дочь по закону — не моя дочь, а Каренина. Я не хочу этого обмана! — сказал он с энергическим жестом отрицания и мрачно-вопросительно посмотрел на Дарью Александровну.
     Она ничего не отвечала и только смотрела на него. Он продолжал:
     — И завтра родится сын, мой сын, и он по закону — Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи. Они Каренины».

В законодательстве XIX века, как и сегодня, существовала так называемая презумпция законности, согласно которой младенец, появившийся на свет у родителей, состоявших в законном браке (как Анна Каре­нина и ее супруг), указывался в метрике как законнорожденный. Ребенок числился законным до тех пор, пока путем особого церковного или судебного разби­рательства не было доказано обратное. Именно поэтому маленькая Аня получила фамилию «отца по закону».

При желании Каренин мог начать процесс по признанию «прижитой» супругой девочки незаконной, но шансов выиграть дело было мало. Единственным аргу­ментом в пользу истца была невозможность его встреч с Анной Аркадьев­ной в то время, когда был зачат ребенок (по законам того времени — 306 дней). Это можно было доказать при условии, если бы чета Карениных жила все это время в разных городах или если бы один из супругов находился под особым надзо­ром (в больнице или тюрьме). Но Каренины жили вместе, а значит, малень­кая Аня в этом случае не имела шансов стать Вронской. Единственной возможно­стью Вронского узаконить свою дочь был развод Карениных. Но, к сожалению, с ним ситуация была не менее сложной.

Единственным поводом для развода Анны и Алексея Александровича могло быть прелюбодеяние: российское законодатель­ство второй половины XIX — начала XX века называло это «оскорбление святости брака» и фактом «половой связи одного из супругов с лицом посторон­ним, все равно — состоя­щим в браке или свободным». После болезни Анны, едва не приведшей к смерти, Каренин по-христиански простил ей измену и согла­сился отпустить, сфальсифицировав развод, то есть взяв вину прелюбодеяния на себя. Таким образом, он позволил Анне сохранить репутацию, в дальнейшем выйти замуж за Вронского и дать его фамилию маленькой Ане (после удочерения). Именно на такой исход и надеял­ся Вронский. Но сама Каренина, а затем и ее муж отказа­лись от такого решения проблемы.

Разорвать отношения с мужем Каренина смогла бы, только взяв вину на себя. Но в этом случае рождение маленькой Ани стало бы следствием преступной связи, а таких детей нельзя было узаконить или усыно­вить. Подтвердив свою измену в суде, Каренина обрекла бы себя на пожиз­нен­ное безбрачие (это было отме­нено лишь в мае 1904 года), не смогла бы официально выйти замуж за Врон­ского, а их будущие дети считались бы незаконнорож­денными и не имели бы права носить фамилию отца.

6. Тайна отказа Каренина от дуэли

Ссора Анны и Каренина. Иллюстрация Хелен Мейсон Гроз к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1919 год Brigham Young University / Harold B. Lee Library

Когда измена Анны раскрылась, первое, о чем подумал Вронский, была дуэль:

«Опять, как и в первую минуту, при известии об ее разрыве с мужем, Вронский, читая письмо, невольно отдался тому естественному впечат­лению, которые вызывало в нем отношение к оскорбленному мужу. Теперь, когда он держал в руках его письмо, он невольно представлял себе тот вызов, который, вероятно, нынче же или завтра он найдет у себя, и самую дуэль, во время которой он с тем самым холодным и гордым выражением, которое и теперь было на его лице, выстрелив в воздух, будет стоять под выстрелом оскорбленного мужа» .

О поединке думал и Каренин. Для него это был едва ли не единственный способ выйти из неприятной ситуации с незапятнанной репутацией. Согласно Дуэльному кодексу, дуэль могла «дать решительное и окончательное восста­новление чести. …Даже самое тяжкое оскорбление признается не оставляющим ни малейшего пятна на чести, раз только она получила удовлетворение посред­ством дуэли; при этом безразлично, осущест­вилась ли дуэль или не была осуществлена вследствие признания ее неосуществимости на основании законов о дуэли; а если дуэль была осуществлена, то оказалось ли ее резуль­татом пролитие крови или нет».

Однако оскорбленный Каренин так и не ре­шился на поединок. И дело не только в стра­хе быть убитым. В России дуэль считалась уголовным преступлением, и участие в ней означало бы конец успешной чиновничьей карьеры Алексея Александровича, которая была невероятно значима для него. Вторая причина была религиозная. Церковь отно­силась к дуэлянтам как к душегубам и само­убий­цам — их нельзя было хоронить на клад­бище, собо­ровать, допускать к исповеди и причастию. Каренин как человек религиозный и воцерковленный не мог себе позволить дуэль.

7. Тайна ломберного столика

Объяснение Левина и Кити. Иллюстрация Александра Самохвалова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1952–1953 годы © Александр Самохвалов / Издательство «Наука»

Решив еще раз сделать Кити предложение, Левин выбирает довольно необычный способ и пишет признание на ломберном столике:

«— Я давно хотел спросил у вас одну вещь.
     Он глядел ей прямо в ласковые, хотя и испуганные глаза.
     — Пожалуйста, спросите.
     — Вот, — сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о, э, н, м, б, з, л, э, н, и, т?»

Известно, что «энергичная, сильная, некрасивая фигура Левина, его парадоксы, его склонность восставать против общепризнанных авторитетов, его искрен­ность, отрицательное отношение к земству и суду, увлечение хозяйством, отношения с крестьянами, разочарование в науке, обращение к вере… — все это может быть с полным правом отнесено к самому Толстому»  С. Л. Толстой. Об отражении жизни в «Анне Карениной». С. 566–590.. Одна из самых романтичных сцен романа также взята из биографии писателя: точно так же автор «Анны Карениной» признался в любви 17-летней Соне Берс.

Объяснение произошло в начале августа 1862 года в Ивицах, имении Сониного дедушки. В своих воспоминаниях графиня Толстая писала, что после ухода других гостей Лев Николаевич никак не хотел уходить, «оживленно разговари­вал и удерживал» сестер Берс. В беседу вмешалась их мать Любовь Иславина, решив, что всем пора отдохнуть, и велев идти спать. Юная Соня была уже в дверях, когда Толстой ее окликнул: «Софья Андреевна, подождите немного!» Он сказал, что сейчас напишет кое-что на ломбер­ном столе, и попросил уга­дать, что имеется в виду: «Лев Николаевич счистил щеточкой все карточные записи, взял мелок и начал писать. Мы оба были очень серьезны, но сильно взволнованы. Я следила за его большой, красной рукой и чувствовала, что все мои душевные силы и способности, все мое внимание были энергично сосредо­точены на этом мелке, на руке, державшей его. Мы оба молчали», — писала она в своих дневниках. Вскоре Софья Андреевна прочитала: «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с. В в. с. с. л. в. н. м. и в. с. Л. З. м. в. с. в. с. Т.» — «Ваша молодость и потреб­ность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невоз­можность счастья. В вашей семье существует ложный взгляд на меня и вашу сестру Лизу. Защитите меня вы с вашей сестрой Танечкой»  Старшая сестра Софьи Елизавета была влюблена в Толстого и связывала его визиты с тем, что он хочет сделать ей предложение. Долгое время так думали и родители девочек Берс. Когда Елизавета Андреевна узнала, что граф сделал Соне предложение, у с ней слу­чилась настоящая истерика. Что касается второй части высказывания, то ее можно связать с тем, что Соня и ее младшая сестра Таня были необычайно близки. Толстой гово­рил: «Если бы вы были лошади, то на заводе дорого бы дали за такую пару; вы так удиви­тельно паристы. Соня и Таня». . После этого она поняла, что между ними «произошло что-то серьезное, значительное, что уже не может прекратиться».

Графиня Толстая вспоминала, что прочитала признание «быстро и без за­пин­ки», однако ее младшая сестра, Татьяна Кузминская, в своих мемуарах вспоми­нала эту сцену иначе. Пятнадцатилетняя Таня была случайным свиде­телем этой удивительной сцены. Не желая петь во время вечера, она спрята­лась от гостей под роялем и слышала, как Лев Николаевич помогал Соне разобрать некоторые слова.


Пройдите тест «Хорошо ли вы помните „Анну Каренину“?».

Изображения: Анна на диване. Эскиз иллюстрации Константина Рудакова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1940 год Аукционный дом «Знакъ Арт»

Источники

  • Бабаев Э. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого.

    М., 1978. 

  • Белова А. В., Мицюк Н. А. Сексуальное просвещение русской дворянки в семье, учебном заведении и обществе (от «великих реформ» до «великих потрясений»).

    Новый исторический вестник. № 1 (47). 2016.

  • Бурмистрова Л. Дуэли. Судьбы великих людей России.

    М., 2001.

  • Васильев А. Русская мода: 150 лет в фотографиях.

    М., 2009.

  • Веременко В. А. Сексуальное воспитание юношей в дворянско-интеллигентских семьях России во второй половине XIX — начале ХХ в. История повседневности. № 1 (1). 2016.
  • Веременко В. А. Эволюция дворянской семьи в условиях модернизации России (вторая половина XIX — начало XX вв.).

    Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб., 2007.

  • Востриков А. В. Книга о русской дуэли.
  • Кацура А. Поединок чести. Дуэль в истории России.

    М., 1999.

  • Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX вв.

    М., 1995. 

  • Колесникова А. Бал в России: XVIII — начало XX века.

    СПб., 2005. 

  • Кузминская Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне.

    М., 1986. 

  • Толстая С. А. Дневники. В 2 т.

    М., 1978. 

  • Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 18–19.

    М., 1934–1935.

  • Толстой С. Л. Об отражении жизни в «Анне Карениной»: Из воспоминаний.

    Л. Н. Толстой. АН СССР. Иститут русской литературы (Пушкинский Дом). М., 1939.

  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета.

    Стокгольм, 1987.

  • Французско-русский фразеологический словарь: около 35 000 фразеологических единиц.

    Под ред. Я. И. Рецкера. М., 1963. 

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

1000 лет британской музыки

Все главные события, произведения и музыканты за десять веков

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о