Кольцевые гонки на грузовиках: 403 — Доступ запрещён – как Штеффи Халм бросила вызов лидерам гонок на грузовиках — Авторевю

Содержание

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

Гоночный КамАЗ совершил круг почета по автодрому «Нюрбургринг», вызвав нешуточный переполох среди местных команд. Но участники трак-рейсинга могут спать спокойно: соревноваться c ними многократный триумфатор «Дакара» не намерен. Пока не намерен.

Гоночный КамАЗ совершил круг почета по автодрому «Нюрбургринг», вызвав нешуточный переполох среди местных команд. Но участники трак-рейсинга могут спать спокойно: соревноваться c ними многократный триумфатор «Дакара» не намерен. Пока не намерен.

Фото автора

 

КамАЗ готовится к показательному выезду на «кольцо»

Популярность трак-рейсинга в Европе близка к популярности «Формулы-1», а немецкий этап FIA European Truck Racing Championship — ADAC Truck Grand Prix, проходящий на трассе «Нюрбургринг», считается одним из самых зрелищных. В этом году посмотреть на соревнования 1100-сильных грузовиков пришло около 175 тысяч зрителей. Завсегдатаи отметили, что нюрбургский уикенд отвлек на себя часть болельщиков «королевской гонки», проходившей в те же дни в Хоккенхайме.

У трак-рейсинговых и раллийных команд зачастую одни и те же партнеры и поставщики

В рамках шоу-программы Truck Grand Prix организаторы устроили парад грузовиков, участвующих в ралли-марафоне «Дакар». Два круга перед заполненными публикой трибунами проехали раллийные MAN, Tatra, Ginaf и автомобиль команды «КамАЗ-мастер» — боевой КамАЗ-4326 под управлением Эдуарда Николаева, победителя ралли «Дакар-2013» и призера «Дакар-2014». Затем был очередной гоночный заезд, и основное внимание публики переключилось на дуэль лидеров чемпионата — немца Йохена Хана и испанца Антонио Альбасете. Чуть позже Йохен Хан, пилот команды Castrol Team Hahn Racing и триумфаторы «Дакара» встретились в шатре Castrol, сотрудничающей с обеими командами.

Владимир Губа, технический директор НП «КамАЗ–автоспорт»

Краткое отступление. История сотрудничества «КамАЗ-мастер» и Castrol началось в 1994 году. За прошедшие два десятилетия представители «синей армады» 12 раз завоевывали первое место в ралли «Дакар». Все это время в каждой гонке и в каждом автомобиле, включая машины сопровождения, непрерывно использовались моторные и трансмиссионное масла. В команде особо подчеркивают, что при выборе поставщика на первом месте стояла не имиджевая составляющая, а именно высокие эксплуатационные свойства продукта. «Был у нас эпизод, когда одна известная компания предложила прорекламировать продукцию, которую мы не используем. Пришлось отказаться, поскольку мы трепетно относимся ко всему, что связано с командой. Мелочей здесь нет, и по-другому нельзя, ведь на нас смотрят миллионы болельщиков», — рассказала Светлана Климова, директор по маркетингу команды «КамАЗ-мастер».

Пристальный интерес к гоночному грузовику — это просто любопытство?

Тем временем встреча двух команд в «кастроловском» шатре шла своим чередом. Коллегам-гонщикам, естественно, было о чем поговорить. Руководитель команды «КамАЗ-мастер» Владимир Чагин отметил, что кооперация между командами трак-рейсинговых и раллийных гонок будет расти, тем более что у грузовых команд, по сути, одни и те же партнеры и поставщики. А камазовские пилоты и конструкторы, несомненно, возьмут много полезного для дальнейшей работы.

Визит команды «КамАЗ-мастер» на Truck Grand Prix был приурочен к 20-летию сотрудничества с компанией Castrol

К слову, организаторы европейского первенства на грузовиках давно зазывают в «кольцо» КамАЗ, но тот возвращаться в трак-рейсинг не спешит. «Возвращаться?» — мы не ошиблись, фраза звучит именно так. Дело в том, что шоссейно-кольцевые гонки на Камском автозаводе были популярны еще в 1980-е годы, до появления команды, занимающейся внедорожной дисциплиной. На заводе даже был построен специальный скоростной грузовик — КамАЗ-5425С. Одним из самых известных стартов этой машины считается гонка на Хунгароринге (Венгрия) в 1988 году. Тогда участие гонщиков из Набережных Челнов было инициировано внешнеторговой фирмой.

Понимание того, что реклама — двигатель прогресса, на Камском автозаводе присутствовало.

Но сегодня, чтобы возвратиться в кольцевые автогонки и получить гарантированный результат, раллийной команде нужна конкурентная машина. И судя по интересу, с которым представители «синей армады» изучали гоночный грузовик Castrol Team Hahn Racing, не исключено что этот вопрос скоро появится в повестке дня «камазовцев».

«Из любой спортивной техники можно что-то позаимствовать, для нас будет интересен даже автомобиль ‘‘Формулы-1’’, поскольку в нем собраны лучшие мировые достижения в области автомобильного спорта, — рассказал журналистам Владимир Губа, технический директор НП ‘‘КамАЗ–автоспорт’’. — Уже не секрет, что команда ‘‘КамАЗ-мастер’’ собирается переходить на рядные 6-цилиндровые двигатели. На сегодняшний момент все наши конкуренты используют именно такие моторы, которые ведут свое происхождение от кольцевых гонок. В ближайшее время мы также планируем построить опытный образец грузовика, в том числе и капотной компоновки, в котором будет возможна установка рядной ‘‘шестерки’’». От себя добавим, что речь, вероятно, идет о совместной российско-швейцарской разработке рядного 6-цилиндрового дизеля, производство которого будет развернуто на КамАЗе.

Владимир Чагин и Йохен Хан

С переходом на новый силовой агрегат, а, как известно, «КамАЗ-мастер» уже успешно опробовала двигатель Liebherr на боевых машинах (V-образная «восьмерка» объемом 16,2 л), команда остается приверженцем продукции Castrol. Причем зачастую команде приходится опираться на собственный опыт, а не на рекомендации производителя двигателей. «Мы придерживаемся собственных наработок. Нельзя сбрасывать со счетов, что обычный дизельный мотор Liebherr рассчитан на верхний диапазон 1900 мин-1. Мы ‘‘крутим’’ свои моторы до 2700 мин-1. Также температурный режим обычного дизельного мотора ограничен пределами 100˚C по воде и 110˚C по маслу. Наши гоночные моторы работают при экстремальных температурах и высоких нагрузках в диапазоне 130˚C по воде и 160˚C по маслу. Поэтому рекомендованное производителем моторное масло класса вязкости 10W-40 меняем на полностью синтетическое масло Castrol Edge 10W-60, которое рассчитано на экстремальные нагрузки, — говорит Владимир Губа. — Кстати, точно такое масло используют гонщики на кольцевых гонках». В свою очередь представители Castrol регулярно берут на анализ отработанный материал и делают соответствующие выводы, непременно повышая его качество. При этом принимаются во внимание исключительные требования команды.

Наряду с гоночным КамАЗом публика могла видеть раллийные MAN, Tatra, Ginaf

Что же касается вышеупомянутой истории появления гоночных грузовиков КамАЗ в «кольце», то списывать ее в архив, думается, рано. Возвращение Камского автозавода в чемпионат Европы по кольцевым гонкам на грузовиках из гипотетического может стать реальным. «Если автозавод КамАЗ поставит цель выйти со своим новым автомобилем на западные рынки, то ему потребуется активная рекламная кампания. А кольцевые гонки — это самый удобный случай заявить о себе. С началом производства нового магистрального тягача КамАЗ-М1842 для междугородных и международных перевозок исключать такую возможность не стоит. Тем более что рядом с нами построена собственная трасса, и существует вероятность увидеть этап чемпионата Европы в Татарстане», — подытожил Владимир Губа. Участие Камского автозавода не только в ралли, но и в «кольце», в конце концов, может принести КамАЗу дивиденды, убедив потенциальных клиентов в том, что российский бренд способен делать конкурентные машины. Причем самого разного уровня и назначения.

По улицам слона водили… Так можно охарактеризовать появление гоночного КамАЗа в пригороде «Нюрбургринга»

Хочу получать самые интересные статьи

Truck Racing — Гонки на грузовиках

Идея использовать мощные грузовики для кольцевых гонок принадлежит европейцам и уходит своими корнями в 1985 год. Назвали такие соревнования Truck Racing (трак-рейсинг). Сегодня трак-рейсинг является одним из самых зрелищных соревнований в мире автоспорта, собирающим большое количество людей. Бывали случаи, когда на мероприятие приходило почти полмиллиона посетителей. В начале 90-х гонки перевозчиков (серия проходила под патронатом ITRA – международной ассоциации грузоперевозчиков) стали называть грузовой Формулой-1 . Буквально через пару лет команды транспортных контор были быстро вытеснены заводскими конюшнями – автопроизводителями. Увидев в грузовом автоспорте денежное будущее, в отрасль потянулись спонсоры и профессиональные пилоты.

Трак-рейсинг переживал пик своей популярности. На старт выходило до полусотни участников, машины сверкали всеми цветами радуги, а обилие спонсорских надписей делали гонки еще пестрее. Но обо всем по порядку.

Европейский чемпионат среди грузовиков проводится на девяти трассах, многие из которых известны поклонникам Формулы-1 . Это Нюрбургринг (Германия), Circuit de Catalunya (Испания), A1 Ring (Австрия). Grand Prix на Нюрбургринге по традиции считается одним из ключевых этапов. Провести по трассе со скоростью полторы сотни километров в час магистральный тягач намного сложнее, чем на вдвое большей скорости промчаться в болиде Формулы-1 . Для того чтобы управлять шеститонной машиной мощностью тысячу с лишним лошадиных сил, одного желания недостаточно. Нужно привыкнуть к тому, что в реальной жизни грузовик предназначен для перевозки грузов, и его центр тяжести не рассчитан на гонки с запредельными скоростями.

Задача гонок проста – прийти к финишу первым. Максимальная скорость ограничена 160-ю км/ч. Квалификация проводится с ходу – при подъезде к линии старта скорость не должна превышать 70 км/ч.

Соревнуются участники в двух классах: профессиональном Super Race и в Race, который считается любительским. В последнем гоняют на моделях максимально приближенным к серийным. Профессиональная категория Super Race разделена на две группы А и В. Машины групп различаются в основном мощностью: двигатели группы А развивают до 1400 л. с., а машины группы В слабее на 200-300 л. с. за счет установки рестриктора (устройство, ограничивающее впуск воздуха в турбокомпрессор). Разделение сделано с целью привлечь в класс Super Race больше команд, которые не в состоянии соперничать со сверхмощными фирменными болидами, для которых, собственно, и создали отдельную группу. Сегодня тягачи группы Super Race технически оснащены не хуже болидов Формулы-1 . Единственное, что пока запрещено – передача данных во время движения. Тон в классе задают чешские дальнобойщики из Tatra и Buggyra. И если первые выступают в роли крепкого середнячка, то Buggyra бесспорный фаворит любых соревнований. Buggyra Super Race Truck – супергоночный грузовик. Сделан он в Чехии на небольшой фирме Мартина Колоча, и от того получил индекс МК 001. Автомобиль имеет первоклассный силовой агрегат – мотор V6 объемом 12 л. Его мощность – 1030 кВт при 2600 об/мин и крутящем моменте в 5000 Н·м, которые доступны уже с 1000 об/мин! Buggyra, на эмблеме которого изображена прыгающая пантера, внешне похож на DAF, и это не случайно. В пилотах команды числится ветеран гонок и любимец публики Герд Кербер, который выступал за DAF и MAN и принимал непосредственное участие в создании Buggyrа. Кстати, именно чехам из Buggyra принадлежит мировой рекорд скорости в классе грузовиков (если не брать во внимание американские монстры с двигателями от реактивных самолетов): в Объединенных Арабских Эмиратах пилот Давид Вржецки разогнался до 280 км/ч. Интересно, что арабский гонщик Мохаммед бен Сулим смог разогнаться на том же тягаче, и той же трассе до 300 км/ч, но к финишу он так и не добрался – лопнул дифференциал заднего моста.

Помимо Buggyr’ы, в группе А соревнуется вечное трио в лице Mercedes, MAN и американский тягач Caterpillar. Лидерство в классе зачастую принадлежит Buggyra, причем нередки случаи, когда весь пьедестал принадлежит пантерам : у них три тягача.

Что касается любительского класса Race, то здесь уже много лет подряд первые места занимают гонщики, выступающие на MAN’ах. Бывают заезды, когда все участвующие МАN’ы в ипостаси победителей плотным строем пересекают финишную черту. Но это заслуга не только гонщиков. Сам производитель серьезно поддерживает (и технически, и, порой, финансово) участников заезда на MAN’ах. Согласитесь, при таком раскладе, сложно соперничать отдельно взятому автолюбителю на каком-нибудь чихающем и выпускающем клубы дыма тягаче. Это среди профессионалов гонка выигрывается за счет мастерства, а в низших классах много чего зависит от финансовых возможностей участника.

В последнее время трак-рейсинг то и дело переживает кризисные времена. Из года в год информация полнится слухами то о ликвидации гонок, то о выходе какой-либо команды.

За пределами Европы гонки на тяжелых грузовиках тоже весьма популярны, особенно в далекой Австралии. Трак-рейсинг впервые появился в этой стране в 1988 году, когда местные энтузиасты решили продублировать быстро набирающие обороты европейские гонки. Многое с тех пор изменилось, но идея по духу осталась прежней, европейской.

На американских континентах тоже есть кольцевые гонки грузовиков! Наиболее схожие с европейскими проводятся в Бразилии. Там они называются Formula Truck. Накал страстей нешуточный, поскольку требования к машинам весьма либеральные. В результате фирмы превращают свои грузовики в супермощные болиды: не редкость форсированные моторы до 1500 л. с. Еще там много капотных машин, а среди гонщиков есть и женщины – чего, опять же, в Европе уже не встретишь.

В разное время советского периода в гонках грузовиков участвовали заводские команды из СССР – ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ и даже КрАЗ. История последнего весьма занимательна.

После развала Советского Союза кременчугским заводчанам нужно было искать новые рынки сбыта, что без рекламы сделать невозможно. Как же так, спросите Вы? Ведь КрАЗ в конце 80-ых был крупнейшим автопроизводителем в Европе! Все верно. Но по прихоти Автоэкспорт , монопольного экспортера советских автомобилей, кременчугские тяжеловозы несли за рубежом марку BelAZ, потому марку КрАЗ не знали.

Взоры кременчужан пали на стремительно развивающиеся гонки грузовиков.Не последним аргументом в пользу гоночного КрАЗа послужил завидный опыт выступления в трак-рейсинге команд ЗиЛ, МАЗ и КамАЗ.

КрАЗовцы решились на героический шаг, ведь у заводчан не было никакого опыта в постройке спортивных грузовиков. Да и сами тяжеловозы были предназначены, прежде всего, для бездорожья, отсюда многократный запас прочности основных узлов и увеличение веса. Несмотря на глобальные трудности, местные энтузиасты с усердием взялись за работу. Сверхмощную раму укоротили и максимально облегчили. Сделали пластиковыми передние крылья и капот интегрального типа. А вот под капотом двигателя не было, так была применена среднемоторная компоновка. Сам двигатель заслуживает отдельного разговора. В качестве движущей силы применили отечественный танковый дизель объемом 13 л с двумя коленвалами и двумя поршнями в каждом цилиндре. Путем доработок его мощность увеличили ровно вдвое, до 1000 л. с. Не так уж много, если учесть что некоторые конкуренты уже тогда развивали в полтора раза больше.

Двигатель весил больше тонны. Теперь ясно, почему конструкторы отказались от переднемоторной компоновки в пользу среднемоторной. В результате центр тяжести опустился ниже оси колеса. Двигатель сблокировали с танковым бортовым редуктором и механической 8-скоростной КПП. С такой начинкой многотонный тягач набирал заветные 100 км/ч за 12 с. Максимальная скорость ограничивалась на 180 км/ч. Конечно, не все шло гладко. Было много испытаний, разочарований, бюрократической волокиты и просто злорадствований недоброжелателей, но несмотря на все трудности, в июле 1992 года АвтоКрАЗ привез на немецкий Нюрбургринг первый в своей истории спортпрототип, который за капотную компоновку и характерный цвет окрестили Зеленый крокодил . Официальное же название КрАЗ-5640.

И вот настал день первой гонки. К удивлению болельщиков, судей и самих гонщиков Зеленый крокодил принялся обходить на поворотах одного соперника за другими. Но поскольку танковый двухтактовый двигатель сильно дымел, а в гонках черный выхлоп запрещен, то на прямых КрАЗу приходилось специально замедлятся и замыкать группу, чтобы не чадить сзади идущих. Даже в таких условиях КрАЗ-5640 попал в финальный заезд, но на него так и не вышел – после заезда оказалось, что Зеленый крокодил серьезно сломался: не выдержав нагрузок, развалился подшипник на ступице задней оси. Все были в печали, потерять столь колоритного участника не хотелось никому. Организаторы даже предложили бесплатный вертолет, чтобы слетать в Восточную Германию, где со времен советских войск осталось немало КрАЗов, и достать недостающую деталь. К сожалению, подшипник, как и большинство агрегатов, был несерийным, а изготовленным в единственном экземпляре.

Несмотря на неприемлемость черного выхлопа организаторы еще долго умоляли КрАЗ принять участие в этапах серии. Увы, заезд в Нюрбургринге стал первым и последним для Зеленого крокодила .

AUTOKROSS — Кольцевые гонки по бездорожью

Одна из самых популярных в бывшем СССР автоспортивных дисциплин, соревнования проводятся на круговой трассе, маршрут часто прокладывается по пересеченной местности. Используется насыпное дорожное покрытие – крошка, грунт, гравий. В России автокросс на грузовиках и багги стоит особняком, а чемпионаты проводятся регулярно с применением многоэтапной системы зачета – четвертьфинал, полуфинал и финал.

на багге по грунту

 

Особенности автокросса

Изначально любительские заезды проводились в Англии с начала сороковых, а в 1976 году прошли первые соревнования по автокроссу, в заездах участвовали гонщики из Италии, Франции, Чехии и Болгарии. В США на волне популярности автокросса были созданы багги – модифицированные машины для гонок по пересеченной местности. Первые авто были переделаны из Фольксвагенов модели «жук» Брюсом Маерсом, модель получила название Meyers Manx и стала очень популярной. У автомобиля срезались двери, корпус усиливался каркасом из металлических труб и устанавливался легкий кузов из стекловолокна.

на багге буксуют по грунту

 

В СССР автокросс стал популярен в конце сороковых после окончания Второй мировой войны. В гонках участвовали военные модели грузовиков но общих правил проведения заездов еще не существовало. Популярность данного вида спорта быстро росла и уже в 1977 году стартовали соревнования СССР по автокроссу, заезды проводились в Прибалтийских республиках. Популяризации гонок способствовало развитие отечественного автопрома – участники выступали на автомобилях «Жигули». К началу 90-х годов в СССР насчитывалось несколько десятков гоночных трасс – в Рязани, Омске, Тюмени и других городах. Первая трасса отвечающая требованиям Международной Автомобильной Федерации была построена в Дмитрове – именно здесь в 1998 г. прошел один из этапов чемпионата Европы. Примерно в это же время в России стали проводиться автогонки на выживание – более контактная разновидность соревнований.

 

 
гонка на зилах

 

Трассы

Популярность автокросса во многом обусловлена простыми правилами понятными даже новичку. В соревнованиях не нужно подолгу ждать результата заезда – победителем становится тот, чья машина первой пересечет финишную черту. Если планируется участие грузовиков трасса должна соответствовать следующим требованиям:

  • Максимальная длина круга – 2500 метров, ширина дорожного полотна – 25 метров
  • На всем протяжении круга у машины должна существовать возможность обгонать впереди идущего или остановившегося
  • Наличие судейских постов, оснащенными средствами радиосвязи и пожаротушения
  • Граница гоночного трека в опасных зонах оборудуется земляным валом с минимальной высотой 1,5 метра, а в особо опасных участках – отбойным брусом
  • Зрительные места оборудуются на расстоянии минимум 30 метров от границы трассы.
трасса для кросса

 

Регламент гонок

  • Участвовать могут серийные автомобили различных модификаций, багги и грузовики. Каждому классу машин проводят отдельные заезды
  • Старт дается с места – одновременно стартуют все участники
  • Финальной гонке предшествуют свободная тренировка, пара тренировочных заездов и квалификация. По результатам проводится расстановка участвующих машин на турнирной решетке
  • В одном заезде участвуют десять машин выстраиваемых в четыре ряда
  • Протяженность трассы для квалификационных заездов составляет 3-5 км, для финального заезда 5-7 км
  • В процессе гонки разрешен обгон машины соперника с обеих сторон
  • Запрещается умышленное перекрытие траектории автомобилю идущему на обгон
  • Автомобиль победителя тщательно осматривают на предмет соответствия техническим требованиям

 

В ходе гонки нередки столкновения автомобилей участников. Безопасность пилота обеспечивает усиленная конструкция корпуса авто – особый силовой каркас и решетки на окнах сводят вероятность получения травм к минимуму. Перед началом заезда все машины проходят строгий технический осмотр на соответствие регламенту и технике безопасности. Силовой каркас должен быть цельным.

авария баггов
контактная гонка

 

В США, в наши дни, подобные гонки больше похожи на слалом и организовываются в виде одиночных заездов на время, на асфальтовых площадках. Трек обозначен конусами.

красные конусы

оранжевый спорткар

 

 

Техника и ее особенности

Учитываются все параметры – от диаметра тарелки клапана до хода поршней. Некоторые гонщики пытаются схитрить и улучшить показатели мощности “кустарными” методами. Как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. За гонками всегда следят комиссары, при обнаружении несоответствия машины требованиям техрегламента, автомобиль снимается с гонки, результаты водителя аннулируются.

пилот на багге

 

Классы и разновидности

Автокросс, виды которого достаточно разнообразны, считается достаточно демократичной дисциплиной. В гонках принимают участие как спортивные легковые автомобили с разными техническими характеристиками так и грузовики. В отечественном грузовом автокроссе существует несколько основных дивизионов:

  • Т1-2500 – серийные автомобили повышенной проходимости, отечественного производства, с рабочим объемом ДВС до 3000 кубических сантиметров
  • Т4-1. Машины, производимые на заводе ГАЗ, рабочий объем ДВС – до 3500 кубических сантиметров с приводом на одну ось
  • Т4-2. Автомо семейств ГАЗ-53, -3307 и их модификации с ДВС до 5000 см3 и приводом на одну ось
  • Т4-3 – Автомобили семейств ЗиЛ-130, -431410, -433360, -4331 и их модификации с ДВС до 7000 см3 и приводом на одну ось.

 

Гонки на грузовиках очень популярны среди российских автолюбителей. В 2017 году прошли соревнования по в Рязани, Дмитрове, Кургане и других городах.

соревнования грузовых автомобилей
грузовики на трассе

 

Багги-кросс

Багги (кросскарт) – особая разновидность гоночных машин. Классический автомобиль имеет усиленный корпус из труб, двигатель расположен в задней части. Любители автогонок высоко ценят багги за выносливость и хороший разгон на трассе. В зависимости от возрастных критериев, типа привода и объема двигателя, виды багги для автокросса делятся на следующие категории:

  • Д3-Микро – машины предназначены для пилотов не старше 8 лет
  • Д3-Мини – для гонщиков возрастом от 8 до 12 лет
  • Д3-Юниор – возраст пилотов 12-18 лет
  • Д3-Спринт – машины для взрослых гонщиков имеющие двигатель от ВАЗ объемом до 1400 куб.см, с приводом на заднюю ось
  • Д3 – машины с приводом на обе оси и лимитом объема в 4000 куб.см.

 

 

Как и классические гонки на выживание, багги-кросс считается наиболее зрелищным и динамичным. Машины соревнуются на трассах со множеством препятствий – кочек, оврагов, рытвин.

гонщик весь в болоте

 

Автокросс в России остается достаточно популярным видом спорта. Во всем мире его часто сравнивают с «Формулой-1», только соревнования проходят на грунтовых трассах. Отечественный автоспорт активно развивается – чемпионат России неизменно собирает вместе профессиональных гонщиков со всей страны, по накалу страстей среди зрителей, эмоциям и азарту ничем не уступая главной гонке мира. Чемпионаты проводятся в любое время года, неизменно собирая вместе огромное количество автолюбителей.

 

Российская серия кольцевых гонок — Википедия

Российская серия кольцевых гонок
SMP RCRS Logo.jpg
Категория Кузовные
Страна или регион Россия Россия
Дебют 2014
Конструкторы Audi, BMW, Ford, Honda, Hyundai, Kia, LADA, Mazda, Peugeot, Renault, SEAT, Subaru, VW
Поставщики шин Япония Yokohama
Действующий чемпион Дмитрий Брагин (Туринг)
Владимир Черевань
(Туринг-Лайт)
Андрей Петухов (Супер-продакшн)
Михаил Митяев (S1600)
Пётр Плотников (S1600 Юниор)
Действующая команда-чемпион ТАИФ Моторспорт (Туринг)
Академия ралли (Туринг-Лайт) и (S1600 Юниор)
LADA Sport Rosneft
(Супер-продакшн) и (S1600)
Официальный сайт raf-rcrs.ru
Motorsport current event.svg Текущий сезон

Российская серия кольцевых гонок (СМП РСКГ) — официальные соревнования по автомобильным кольцевым гонкам проводимые РАФ в статусе чемпионата и кубка России с 2014 года, при поддержке SMP Racing. Является правоприемником чемпионатов и кубков страны, проводившихся с 1993 года[1] (в том числе в рамках турниров RTCC (2004-2011) и RRC (2012-2013)[2]. В целом, Российская серия кольцевых гонок продолжает традиции отечественного автоспорта — которая отсчитывает свою историю с первого чемпионата СССР по кольцевым гонкам 1955 года. Таким образом, официальные соревнования под разными названиями проводятся более 60 лет.

С 2014 года СМП РСКГ проводится по соглашению РАФ и SMP Racing — программы поддержки и развития автоспорта в России. На этапы заявляются десятки спортсменов в нескольких классах. Соревнования проходят на современных автодромах в Подмосковье, Сочи, Казани, Нижнем Новгороде, Смоленске, Грозном. Вход на этапы СМП РСКГ для зрителей бесплатный, за редким исключением[3], прямая трансляция соревнований ведётся на официальном медиа-портале smp-rskg.tv с 2014 года[4] и на официальном YouTube-канале серии[5], а также с 2018 года в прямом эфире телеканалов АВТО24 и МАТЧ ТВ[6].

С 2015 года в СМП РСКГ заезды проводятся в пяти технических классах: соревнования зачетных групп Туринг и Туринг-Лайт в статусе чемпионата России, классы Супер-продакшн и S1600 (до 2019 года — Национальный), в которых разыгрываются Кубки России, и юниорское Первенство России (S1600 Юниор). Участники зачетов Супер-продакшн и Туринг-Лайт стартуют в 2019-м вместе, в остальных случаях проводятся отдельные заезды для каждого класса.

В чемпионате участвовали актёр и музыкант Дмитрий Певцов, певец и басист группы «Ногу Свело» Максим Покровский, музыкант Виктор Смольский, президент республики Татарстан Рустам Минниханов. Пилот Александр Львов, стартовавший в RTCC, побеждал на европейских гонках грузовиков. Алексей Дудукало, многократный чемпион России по автомобильным кольцевым гонкам, провёл два полных сезона в чемпионате мира WTCC. На одном из этапов сезона 2015 РСКГ на старт выходил экс-пилот Формулы-1 Мика Сало.

Туринг[править | править код]

Самый быстрый и престижный класс, где выступают автомобили с определённым количеством переделок относительно «гражданской» версии автомобиля, с двигателями рабочим объёмом до 2000 см³, мощностью около 350 л. с., с 2016 года — только с турбонаддувом. Автомобили полностью идентичны тем, что стартуют в международном турнире TCR International Series (англ.)русск.. Основные модели в 2019 году: SEAT León TCR, Audi RS3 LMS TCR, LADA Vesta TCR, Hyundai i30 N TCR, Volkswagen Golf GTI TCR. По мнению главы Hyundai Motorsportruen Андреа Адамо, по итогам 2019 года российский чемпионат в классе «Туринг» делил первое место в мире по престижу среди национальных первенств, использующих технику класса TCR Touring Carruen, вместе с ADAC TCR Germany Touring Car Championshipruen[7]. Российский представитель класса «Туринг» РСКГ Клим Гаврилов стал победителем гонок в категории Touring Car Cup на первых всемирных гоночных играх 2019 годаruen[8].

Личный зачет[править | править код]
Motorsport current event.svg
Командный зачет[править | править код]

Туринг-Лайт[править | править код]

В чемпионате России RTCC появился в 2004 г.

Здесь выступают небольшие хэтчбеки с моторами, имеющими рабочий объём до 1600 см³, мощностью до 200 л. с. Подобные классы есть во многих странах — они служат хорошей пробой сил для тех, кто в будущем собирается перейти в «большой» Туринг. Типичные представители в рамках РСКГ — Ravon Nexia, VW Polo, Лада Калина, Renault Twingo, Kia Rio, Peugeot 208.

Личный зачет[править | править код]
Motorsport current event.svg Фрагмент заезда в классе Туринг-Лайт, 2016 год
Командный зачет[править | править код]

Супер-продакшн[править | править код]

В Кубке России RTCC появился в 2005 г.

Международная категория, где выступают автомобили с двигателями рабочим объёмом до 2000 см³, мощностью до 275 л. с. С 2017 года, большая часть машин оснащена турбонаддувом (Lada Vesta 1.6T, Lada Granta Cup, Subaru BRZ URT, Honda Civic). Заезды «Супер-продакшна» в 2017-м проводились в виде отдельных гонок, до этого они были всегда объедены с «Турингом», но уже с 2018-го вновь пилоты «Супер-продакшн» стали выходить на старт с гонщиками другой категории — «Туринг-лайт».

Личный зачет[править | править код]
Заезд класса Супер-продакшн, 2017 год
Командный зачет[править | править код]
Motorsport current event.svg

S1600[править | править код]

В Кубке России RTCC класс Национальный появился в 2006 году. В этой категории присутствуют исключительно автомобили российского производства, оснащённые двигателями почти одинакового уровня подготовки, с серийными тормозами, элементами подвески и электроники. Не самая высокая мощность компенсируется высокой надежностью. До 2019 годы являлся самым зрелищным и массовым классом в СМП РСКГ. С 2019 года название категории изменилось на S1600. Типичные представители категории — Лада Калина, Kia Rio, VW Polo Sedan, Hyundai Solaris. Двигатели рабочим объёмом до 1600 см³, мощность до 165 л. с.

Личный зачет[править | править код]
Motorsport current event.svg
Командный зачет[править | править код]

В 2005−2009 гг. промоушеном серии занималось Агентство Манускрипт под руководством Оксаны Косаченко[9]. C 2014 года промоутером Чемпионата и Кубка России стала программа развития и поддержки пилотов SMP Racing.

  • Motorsport current event.svg

    6 Этап RTCC 2011, Автодром Санкт-Петербург. №10 Владимир Стрельченко

  • Зрительская трибуна на 1-м этапе СМП РСКГ 2016, Смоленское кольцо

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о