M8 сау – M8 (САУ) — Википедия

Содержание

M8 (САУ) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. M8.
M8
75 mm Howitzer Motor Carriage M8
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 15,7
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Firestone Tire and Rubber Company[1]
Производитель корпус, шасси, двигатель и сборка: GMC Cadillac Motor Car Division[2][3]
башня: GMC Fisher Body Ternstedt Manufacturing Division[4]
орудие и боеприпасы: GMC Oldsmobile Forge Division, цеха №№ 34, 36 и 56[4][5]
Годы производства 1942—1944
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 1778
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 4978
Ширина, мм 2324
Высота, мм 2718
Клиренс, мм 356
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогеная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 29 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 18°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 50°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 17°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 0…63°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0…60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20°
Корма башни, мм/град. 25 / 20°
Крыша башни, мм открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3
Тип пушки гаубица
Длина ствола, калибров 15,9
Боекомплект пушки 46
Углы ВН, град. −20…+40
Дальность стрельбы, км 8,8
Прицелы M9
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Подвижность
Тип двигателя спаренный
Мощность двигателя, л. с. 2 × 110 брит. л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 161
Удельная мощность, л. с./т 20,5
Тип подвески попарно сблокированная, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,45
Преодолеваемый ров, м 1,6
Преодолеваемый брод, м 0,9

75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (англ. 75 mm Howitzer Motor Carriage M8 Scott, в советской военной историографии классифицировалась как «лёгкий танк «Скотт»)[6] — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц, лёгкая по массе. Создана в 1941—1942 годах на базе лёгкого танка M5 «Стюарт». За время серийного выпуска с сентября 1942 по январь 1944 года было произведено 1778 САУ M8, которая оказалась удачным использованием шасси устаревшего танка. M8 активно использовалась в боях в Европе в 1943—1945 годах, хотя к 1945 году была в основном заменена в войсках вариантом танка M4 «Шерман» со 105-мм гаубицей. Своё словесное наименование («Скотт»), традиционное для американской бронетехники,

[7] получила в честь американского генерала времён американо-мексиканской войны и гражданской войны — Уинфилда Скотта.

История создания и производства

Разработка лёгких САУ велась в США ещё с 1920-х годов, первоначально в качестве базовой машины использовались тракторные шасси, затем — шасси лёгкого танка T1. Однако, многочисленные проекты САУ того периода не вышли за стадию прототипов, как по причине скудного финансирования армии в годы Великой депрессии, так и из-за примитивности конструкции, в большинстве случаев заключавшейся в простой установке пушки на тракторном шасси с минимальным броневым прикрытием или вовсе без него

[8].

Первая сравнительно современная САУ появилась в США только в 1939 году. 75-мм самоходная гаубица T3 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала значительно более совершенное шасси лёгкого танка M1, а её вооружение состояло из 75-мм лёгкой гаубицы M1, установленной в полностью закрытой рубке и 7,62-мм пулемёта, размещённого в маленькой башенке. Был построен один прототип T3, однако по результатам испытаний на вооружение она не была принята из-за слишком тесной рубки[9]. Однако сама компоновка была сочтена перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года танка M3, дальнейшие работы велись на его базе. В 1941—1942 годах велись работы по созданию САУ T18 и T52, а позднее — T41 (все три установки были разработаны и изготовлены инженерами компании «Файрстоун» в соответствии с рекомендациями, полученными от танкистов-испытателей Абердинского танкового полигона по опыту испытаний предыдущих моделей),

[10] также размещавших орудие в неподвижной рубке, однако все работы по ним были прекращены с появлением T47[1].

В отличие от всех предыдущих проектов, на T47 орудие размещалось во вращающейся башне. Такая компоновка была признана значительно превосходящей более ранние проекты, работы по которым были прекращены[11]. Тем временем в апреле 1942 года было начато производство улучшенного варианта M3 — M5, на базе которого продолжилась дальнейшая разработка. Были опробованы несколько вариантов башни, в результате для производства была выбрана открытая сверху башня с ручным механизмом поворота и увеличенным с 1188 до 1384 мм по сравнению с базовым танком диаметром башенного погона. Гаубица M1 для установки в ней была модифицирована, получив обозначение M2. В мае 1942 года T47 был принят на вооружение под обозначением

75-мм самоходная гаубица M8 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage M8).

Первый прототип новой САУ успешно прошёл испытания на Абердинском испытательном полигоне в сентябре того же года, и после мелких доработок был уже вскоре запущен в производство. За время серийного выпуска, с сентября 1942 по январь 1944 года, детройтским заводом «Кадиллак» было произведено 1788 САУ M8 (орудийные башни к ним изготавливались там же в Детройте, на заводах «Тернштедт», исключение составляли орудия и боеприпасы к ним, поставлявшиеся из Лансинга, с завода «Олдсмобиль», — все указанные предприятия были филиалами одной и той же корпорации, — «Дженерал Моторс», — это упрощало и ускоряло производственный цикл), что сделало её второй по численности самоходной гаубицей США периода Второй мировой войны[12]. В ходе производства существенных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замены гаубицы M2 на M3, имевшую лишь незначительные отличия производственного характера. На машинах поздних выпусков также были введены некоторые из внедрённых на модификации танка M5A1 улучшений — фальшборты на надгусеничных полках и дополнительные ящики на корме танка, а также специфическое для M8 размещение запасных траков снаружи на бортах башни.

Описание конструкции

M8 имела аналогичную базовому танку компоновку. По сравнению с M5, изменения коснулись лишь башни, боевого отделения и верхней лобовой детали. Экипаж САУ, как и базового танка, состоял из четырёх человек — водителя, помощника водителя, наводчика и командира, исполнявшего также обязанности заряжающего.

Броневой корпус и башня

Вооружение

Основным вооружением M8 являлась гаубица M2 или, на машинах поздних выпусков, M3, созданные на основе лёгкой полевой гаубицы M1. По баллистике, эти три орудия были идентичны друг другу; гаубицы M2 и M3 отличались между собой лишь противооткатными механизмами.

Боекомплект орудия состоял из 46 унитарных выстрелов. Ассортимент боеприпасов M2 и M3 был сокращён по сравнению с полевой гаубицей и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд размещался в гильзе в картузах, что позволяло регулировать его мощность в зависимости от текущих задач, хотя и не столь гибко, как при раздельно-картузном заряжании. Метательный заряд состоял из базового картуза и трёх дополнительных, обозначавшихся цифрами от 1 (минимальный заряд) до 4 (максимальный).

Боеприпасы гаубиц M2 и M3[13]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с Дальность табличная, м
осколочно-фугасный HE M48 Shell 8,26 6,61 676 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
осколочно-фугасный HE M41A1 Shell 7,88 6,23 503 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
кумулятивно-трассирующий HEAT-T M66 Shell 7,39 5,93 ? 305 7200
дымовой WP M64 Shell, Smoke 8,56 6,91 ? (белый фосфор) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда M66 не зависит от дистанции, и составляет 91 мм гомогенной брони при встрече по нормали.

Вспомогательным вооружением M8 служил 12,7-мм пулемёт «Браунинг» M2HB, закреплённый на кольцевой установке в кормовой части башни. Боекомплект пулемёта состоял из 400 патронов в лентах по 50 патронов. Основным назначением пулемёта являлась противовоздушная оборона, однако на практике, как и на другой американской бронетехнике, он обычно использовался против наземных целей.

Для самообороны экипажа, M8 в войсках США оснащалась 11,43-мм пистолетом-пулемётом Томпсона M1928A1, тремя 7,62-мм карабинами M1, 600 11,43-мм и 735 7,62-мм патронами к ним, а также восемью ручными гранатами.

Использовалась

Боевое применение

Первые M8 появились в войсках США к началу Итальянской кампании, заменяя полугусеничные САУ M3 на шасси бронетранспортёра M3[14]. Хотя в качестве средства огневой поддержки M8 и уступала среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, она значительно превосходила его в подвижности, а вдвое меньшая, чем у M4, масса позволяла M8 действовать в недоступной или малопригодной для более тяжёлой техники местности, что имело немалое значение в условиях гористого итальянского ландшафта. Благодаря этим качествам, M8 успешно использовались американскими войсками на итальянском театре военных действий до самого конца войны

[14].

M8 применялись и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944—1945, однако к тому времени их роль в основном перешла к танкам M4(105) «Шерман», вооружённым 105-мм гаубицей и гораздо более подходившим для непосредственной огневой поддержки. M8 сохранялись лишь на вооружении кавалерийских разведывательных эскадронов. Некоторое количество этих САУ использовалось и на Тихоокеанском театре военных действий[15]. По программе ленд-лиза, 174 САУ M8 были также поставлены французским войскам, использовавшим их в боях в Северо-Западной Европе

[15].

Оценка проекта

Примечания

  1. 1 2 Chamberlain, Peter ; Ellis, Chris. British and American tanks of World War II: the complete illustrated history of British, American and Commonwealth tanks, gun motor carriages and special purpose vehicles, 1939-1945.  (англ.) — Arco Publishing Company, 1969. — P.96,127 — 222 p.
  2. Green, Michael. American Tanks & AFVs of World War II.  (англ.) — Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2014. — P.317 — 376 p. — (General Military) — ISBN 978-1-78200-979-5.
  3. Doyle, David. Standard Catalog of U.S. Military Vehicles.  (англ.) — 2nd ed. — Iola, WI: Krause Publications, 2003. — P.429 — 504 p. — ISBN 0-87349-508-X.
  4. 1 2 Hyde, Charles K. Arsenal of Democracy: The American Automobile Industry in World War II.  (англ.) — Detroit, Mich.: Wayne State University Press, 2013. — P.129,166 — 264 p. — (Great Lakes Books) — ISBN 978-0-8143-3951-0.
  5. Earley, Helen J. ; Walkinshaw, James R. Oldsmobile: A War Years Pictorial.  (англ.) — Lansing, MI: Earley Enterprises, 1997. — P.30,46,206 — 208 p. — ISBN 0-9657968-0-9.
  6. ↑ Самоходная артиллерийская установка. // Советская военная энциклопедия. / Под общ. ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т.7 — С.234 — 686 с.
  7. ↑ Практически любой образец бронетехники, при постановке его на вооружение Армии США получает словесное наименование по имени того или иного армейского генерала XIX — XX века.
  8. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 317—319.
  9. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 319.
  10. Hunnicutt, R. P.. Stuart: A History of the American Light Tank.  (англ.) — Novato, Calif: Presidio Press, 1992. — P.320-321 — 512 p. — ISBN 0-89141-462-2.
  11. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 322.
  12. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 325.
  13. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 499.
  14. 1 2 R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 403.
  15. 1 2 М.Барятинский. Легкий танк «Стюарт». — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 2003, стр. 16

Литература

  • М. Барятинский. Лёгкий танк «Стюарт». — Москва: Моделист-Конструктор, 2003. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (48) / 2003).
  • М. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг. — Москва: Моделист-Конструктор, 1997. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (12) / 1997).
  • R.P.Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank. — Presidio Press, 1992. — 508 с. — ISBN 978-0-89141-462-9.

Ссылки

M8 на wwiivehicles.com

wikipedia.green

m8 (САУ) Википедия

M8
M8GMC-Saumur.0004z89h67.jpg
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 15,7
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4
Разработчик Firestone Tire and Rubber Company[1]
Производитель корпус, шасси, двигатель и сборка: GMC Cadillac Motor Car Division[2][3]
башня: GMC Fisher Body Ternstedt Manufacturing Division[4]
орудие и боеприпасы: GMC Oldsmobile Forge Division, цеха №№ 34, 36 и 56[4][5]
Годы производства 1942—1944
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 1778
Основные операторы Флаг США Флаг Франции
Длина корпуса, мм 4978
Ширина, мм 2324
Высота, мм 2718
Клиренс, мм 356
Тип брони стальная катаная гомогеная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 29 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 18°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 50°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 17°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 0…63°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0…60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20°
Корма башни, мм/град. 25 / 20°
Крыша башни, мм открытая
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3
Тип пушки гаубица
Длина ствола, калибров 15,9
Боекомплект пушки 46
Углы ВН, град. −20…+40
Дальность стрельбы, км 8,8
Прицелы M9
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Тип двигателя спаренный
Мощность двигате

ru-wiki.ru

M8 (САУ) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. M8.
M8
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 15,7
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4
Разработчик Firestone Tire and Rubber Company[1]
Производитель корпус, шасси, двигатель и сборка: GMC Cadillac Motor Car Division[2][3]
башня: GMC Fisher Body Ternstedt Manufacturing Division[4]
орудие и боеприпасы: GMC Oldsmobile Forge Division, цеха №№ 34, 36 и 56[4][5]
Годы производства 1942—1944
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 1778
Основные операторы
Длина корпуса, мм 4978
Ширина, мм 2324
Высота, мм 2718
Клиренс, мм 356
Тип брони стальная катаная гомогеная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 29 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 18°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 50°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 17°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 0…63°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0…60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20°
Корма башни, мм/град. 25 / 20°
Крыша башни, мм открытая
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3
Тип пушки гаубица
Длина ствола, калибров 15,9
Боекомплект пушки 46
Углы ВН, град. −20…+40
Дальность стрельбы, км 8,8
Прицелы M9
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Тип двигателя спаренный
Мощность двигателя, л. с. 2 × 110 брит. л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 161
Удельная мощность, л. с./т 20,5
Тип подвески попарно сблокированная, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,45
Преодолеваемый ров, м 1,6
Преодолеваемый брод, м 0,9

75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (англ. 75 mm Howitzer Motor Carriage M8 Scott, в советской военной историографии классифицировалась как «лёгкий танк «Скотт»)[6] — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц, лёгкая по массе. Создана в 1941—1942 годах на базе лёгкого танка M5 «Стюарт». За время серийного выпуска с сентября 1942 по январь 1944 года было произведено 1778 САУ M8, которая оказалась удачным использованием шасси устаревшего танка. M8 активно использовалась в боях в Европе в 1943—1945 годах, хотя к 1945 году была в основном заменена в войсках вариантом танка M4 «Шерман» со 105-мм гаубицей. Своё словесное наименование («Скотт»), традиционное для американской бронетехники,[7] получила в честь американского генерала времён американо-мексиканской войны и гражданской войны — Уинфилда Скотта.

История создания и производства

Разработка лёгких САУ велась в США ещё с 1920-х годов, первоначально в качестве базовой машины использовались тракторные шасси, затем — шасси лёгкого танка T1. Однако, многочисленные проекты САУ того периода не вышли за стадию прототипов, как по причине скудного финансирования армии в годы Великой депрессии, так и из-за примитивности конструкции, в большинстве случаев заключавшейся в простой установке пушки на тракторном шасси с минимальным броневым прикрытием или вовсе без него[8].

Первая сравнительно современная САУ появилась в США только в 1939 году. 75-мм самоходная гаубица T3 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала значительно более совершенное шасси лёгкого танка M1, а её вооружение состояло из 75-мм лёгкой гаубицы M1, установленной в полностью закрытой рубке и 7,62-мм пулемёта, размещённого в маленькой башенке. Был построен один прототип T3, однако по результатам испытаний на вооружение она не была принята из-за слишком тесной рубки[9]. Однако сама компоновка была сочтена перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года танка M3, дальнейшие работы велись на его базе. В 1941—1942 годах велись работы по созданию САУ T18 и T52, а позднее — T41 (все три установки были разработаны и изготовлены инженерами компании «Файрстоун» в соответствии с рекомендациями, полученными от танкистов-испытателей Абердинского танкового полигона по опыту испытаний предыдущих моделей),[10] также размещавших орудие в неподвижной рубке, однако все работы по ним были прекращены с появлением T47[1].

В отличие от всех предыдущих проектов, на T47 орудие размещалось во вращающейся башне. Такая компоновка была признана значительно превосходящей более ранние проекты, работы по которым были прекращены[11]. Тем временем в апреле 1942 года было начато производство улучшенного варианта M3 — M5, на базе которого продолжилась дальнейшая разработка. Были опробованы несколько вариантов башни, в результате для производства была выбрана открытая сверху башня с ручным механизмом поворота и увеличенным с 1188 до 1384 мм по сравнению с базовым танком диаметром башенного погона. Гаубица M1 для установки в ней была модифицирована, получив обозначение M2. В мае 1942 года T47 был принят на вооружение под обозначением 75-мм самоходная гаубица M8 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage M8).

Первый прототип новой САУ успешно прошёл испытания на Абердинском испытательном полигоне в сентябре того же года, и после мелких доработок был уже вскоре запущен в производство. За время серийного выпуска, с сентября 1942 по январь 1944 года, детройтским заводом «Кадиллак» было произведено 1788 САУ M8 (орудийные башни к ним изготавливались там же в Детройте, на заводах «Тернштедт», исключение составляли орудия и боеприпасы к ним, поставлявшиеся из Лансинга, с завода «Олдсмобиль», — все указанные предприятия были филиалами одной и той же корпорации, — «Дженерал Моторс», — это упрощало и ускоряло производственный цикл), что сделало её второй по численности самоходной гаубицей США периода Второй мировой войны[12]. В ходе производства существенных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замены гаубицы M2 на M3, имевшую лишь незначительные отличия производственного характера. На машинах поздних выпусков также были введены некоторые из внедрённых на модификации танка M5A1 улучшений — фальшборты на надгусеничных полках и дополнительные ящики на корме танка, а также специфическое для M8 размещение запасных траков снаружи на бортах башни.

Описание конструкции

M8 имела аналогичную базовому танку компоновку. По сравнению с M5, изменения коснулись лишь башни, боевого отделения и верхней лобовой детали. Экипаж САУ, как и базового танка, состоял из четырёх человек — водителя, помощника водителя, наводчика и командира, исполнявшего также обязанности заряжающего.

Броневой корпус и башня

Вооружение

Основным вооружением M8 являлась гаубица M2 или, на машинах поздних выпусков, M3, созданные на основе лёгкой полевой гаубицы M1. По баллистике, эти три орудия были идентичны друг другу; гаубицы M2 и M3 отличались между собой лишь противооткатными механизмами.

Боекомплект орудия состоял из 46 унитарных выстрелов. Ассортимент боеприпасов M2 и M3 был сокращён по сравнению с полевой гаубицей и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд размещался в гильзе в картузах, что позволяло регулировать его мощность в зависимости от текущих задач, хотя и не столь гибко, как при раздельно-картузном заряжании. Метательный заряд состоял из базового картуза и трёх дополнительных, обозначавшихся цифрами от 1 (минимальный заряд) до 4 (максимальный).

Боеприпасы гаубиц M2 и M3[13]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с Дальность табличная, м
осколочно-фугасный HE M48 Shell 8,26 6,61 676 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
осколочно-фугасный HE M41A1 Shell 7,88 6,23 503 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
кумулятивно-трассирующий HEAT-T M66 Shell 7,39 5,93 ? 305 7200
дымовой WP M64 Shell, Smoke 8,56 6,91 ? (белый фосфор) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда M66 не зависит от дистанции, и составляет 91 мм гомогенной брони при встрече по нормали.

Вспомогательным вооружением M8 служил 12,7-мм пулемёт «Браунинг» M2HB, закреплённый на кольцевой установке в кормовой части башни. Боекомплект пулемёта состоял из 400 патронов в лентах по 50 патронов. Основным назначением пулемёта являлась противовоздушная оборона, однако на практике, как и на другой американской бронетехнике, он обычно использовался против наземных целей.

Для самообороны экипажа, M8 в войсках США оснащалась 11,43-мм пистолетом-пулемётом Томпсона M1928A1, тремя 7,62-мм карабинами M1, 600 11,43-мм и 735 7,62-мм патронами к ним, а также восемью ручными гранатами.

Использовалась

Боевое применение

Первые M8 появились в войсках США к началу Итальянской кампании, заменяя полугусеничные САУ M3 на шасси бронетранспортёра M3[14]. Хотя в качестве средства огневой поддержки M8 и уступала среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, она значительно превосходила его в подвижности, а вдвое меньшая, чем у M4, масса позволяла M8 действовать в недоступной или малопригодной для более тяжёлой техники местности, что имело немалое значение в условиях гористого итальянского ландшафта. Благодаря этим качествам, M8 успешно использовались американскими войсками на итальянском театре военных действий до самого конца войны[14].

M8 применялись и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944—1945, однако к тому времени их роль в основном перешла к танкам M4(105) «Шерман», вооружённым 105-мм гаубицей и гораздо более подходившим для непосредственной огневой поддержки. M8 сохранялись лишь на вооружении кавалерийских разведывательных эскадронов. Некоторое количество этих САУ использовалось и на Тихоокеанском театре военных действий[15]. По программе ленд-лиза, 174 САУ M8 были также поставлены французским войскам, использовавшим их в боях в Северо-Западной Европе[15].

Оценка проекта

Примечания

  1. 1 2 Chamberlain, Peter ; Ellis, Chris. British and American tanks of World War II: the complete illustrated history of British, American and Commonwealth tanks, gun motor carriages and special purpose vehicles, 1939-1945.  (англ.) — Arco Publishing Company, 1969. — P.96,127 — 222 p.
  2. Green, Michael. American Tanks & AFVs of World War II.  (англ.) — Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2014. — P.317 — 376 p. — (General Military) — ISBN 978-1-78200-979-5.
  3. Doyle, David. Standard Catalog of U.S. Military Vehicles.  (англ.) Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine — 2nd ed. — Iola, WI: Krause Publications, 2003. — P.429 — 504 p. — ISBN 0-87349-508-X.
  4. 1 2 Hyde, Charles K. Arsenal of Democracy: The American Automobile Industry in World War II.  (англ.) — Detroit, Mich.: Wayne State University Press, 2013. — P.129,166 — 264 p. — (Great Lakes Books) — ISBN 978-0-8143-3951-0.
  5. Earley, Helen J. ; Walkinshaw, James R. Oldsmobile: A War Years Pictorial.  (англ.) — Lansing, MI: Earley Enterprises, 1997. — P.30,46,206 — 208 p. — ISBN 0-9657968-0-9.
  6. ↑ Самоходная артиллерийская установка. // Советская военная энциклопедия. / Под общ. ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т.7 — С.234 — 686 с.
  7. ↑ Практически любой образец бронетехники, при постановке его на вооружение Армии США получает словесное наименование по имени того или иного армейского генерала XIX — XX века.
  8. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 317—319.
  9. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 319.
  10. Hunnicutt, R. P.. Stuart: A History of the American Light Tank.  (англ.) — Novato, Calif: Presidio Press, 1992. — P.320-321 — 512 p. — ISBN 0-89141-462-2.
  11. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 322.
  12. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 325.
  13. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 499.
  14. 1 2 R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 403.
  15. 1 2 М.Барятинский. Легкий танк «Стюарт». — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 2003, стр. 16

Литература

  • М. Барятинский. Лёгкий танк «Стюарт». — Москва: Моделист-Конструктор, 2003. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (48) / 2003).
  • М. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг. — Москва: Моделист-Конструктор, 1997. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (12) / 1997).
  • R.P.Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank. — Presidio Press, 1992. — 508 с. — ISBN 978-0-89141-462-9.

Ссылки

M8 на wwiivehicles.com

wikipedia.bio

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 9. Howitzer Motor Carriage M8

Одной из самых массовых американских самоходных гаубиц периода Второй мировой войны стала самоходка Howitzer Motor Carriage M8, также известная как M8 Scott. С сентября 1942 года по январь 1944 года американская промышленность выпустила чуть менее 1800 самоходных гаубиц данного типа. Легкая по массе САУ была создана на базе танка M5 «Стюарт» и вооружалась 75-мм гаубицей, созданной на базе легкой полевой гаубицы M1, принятой на вооружение в 1927 году.

Принятие на вооружение американской армии легкого танка M3 не стало знаковым событием для американского танкостроения, но начало его серийного выпуска совпало со вступлением страны во Вторую мировую войну. Это потребовало от США большого количества бронированных боевых машин различных типов. Одним из направлений работы американских конструкторов стало создание самоходных артиллерийских установок, которые можно было бы использовать в самых разных условиях.

Бронетанковые дивизии нового формирования нуждались в САУ. При этом первоначально американцы отдавали предпочтение полугусеничному бронетранспортеру M3, в транспортном отделении которого устанавливалась качающаяся часть 75-мм полевой гаубицы M1A1. Созданная на базе бронетранспортера самоходка получила обозначение Т30, первоначально была заказана партия из 312 подобных боевых машин. В рамках второго подписанного контракта заказ подобных САУ был увеличен до 500 единиц. Для своего времени это было вполне удачное и простое решение. Однако самоходка на базе полугусеничного шасси с легким бронированием не полностью отражала потребности американской армии.


В декабре 1941 года поступило предложение использовать шасси и корпус освоенного промышленностью легкого танка M3 «Стюарт» для создания самоходной гаубицы, что несколько упрощало задачу проектировщикам. Первые опыты с установкой полевых орудий на танковое шасси предпринимались в США еще до Второй мировой войны. Так 75-мм самоходная гаубица T3 (75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала существенно более совершенное шасси легкого танка M1 (по сравнению с бронетранспортером), а 75-мм легкая гаубица M1 была размещена в полностью закрытой рубке, дополнительное вооружение было представлено 7,62-мм пулеметом, расположенным в небольшой башенке. Был построен всего один прототип данной самоходки, но по результатам проведенных испытаний на вооружение принята не была, ее боевая рубка была признана слишком тесной.

При этом сама компоновка САУ была признана американскими военными перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года легкого танка M3, дальнейшие работы проводили уже на его базе. В 1941-1942 годах в штатах были созданы САУ T18 и T52, а позднее и T41. Все три перечисленные самоходки были спроектированы и производились инженерами компании «Файрстоун» в соответствии с рекомендациями, которые были получены от танкистов-испытателей Абердинского танкового полигона и включали в себя обобщенный опыт по созданию предыдущих моделей. Основное вооружение в них также размещалось в неподвижной рубке. Работы над этими установками были прекращены после появления САУ T47.

75mm Pack Howitzer M1


Создатели данной самоходки полностью решили проблему наведения орудия в двух плоскостях, для этого использовалось просторе решение — 75-мм гаубицу M1A1 разместили во вращающейся башне. Компоновка с размещением основного вооружения во вращающейся башне была признана существенно более перспективным решением, поэтому работы по предыдущим проектам остановили. При этом первый макет, который был представлен на Абердинский полигон 15 апреля 1942 года, раскритиковали из-за очень небольших габаритов граненной башни. В скором времени был представлен модернизированный вариант САУ, который получил новую башенную установку, а также новое шасси. Базой для самоходной гаубицы становился танк М5, который являлся улучшенным вариантом танка M3 «Стюарт».

Американские конструкторы опробовали несколько вариантов башен, остановив в итоге свой выбор на открытой сверху башне, обладавшей ручным механизмом поворота. По сравнению с базовым танком диаметр башенного погона был увеличен с 1188 мм до 1384 мм. Из-за увеличившихся размеров башни конструкторам пришлось отказаться от курсового пулемета, а люки механика-водителя и его помощника переместили с крыши корпуса на расположенный под наклоном верхний лобовой бронелист. В мае 1942 года экспериментальная артиллерийская установка T47 была принята на вооружение под обозначением 75-мм самоходная гаубица M8 (75mm Howitzer Motor Carriage M8).

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 9.  Howitzer Motor Carriage M8

75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (Scott) (75-mm Howitzer Motor Carriage M8) на испытательном полигоне компании «Дженерал Моторс» (General Motors). Вид слева. Фото: waralbum.ru


Ходовая часть серийных САУ M8 полностью повторяла ходовую легкого танка М5, на базе которого самоходная гаубица и была построена. Применительно к одному борту она состояла из следующих элементов: четырех обрезиненных опорных катков, которые были блокированы попарно в две тележки с пружинными рессорами; трех поддерживающих катков; переднего ведущего и заднего направляющего колес. Заднее направляющее колесо для увеличения опорой поверхности было опущено на грунт. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 66 стальных траков шириной 294 мм и шагом 140 мм.

Силовая установка также не претерпела никаких изменений. Как и ранее, она состояла из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac Seris 42, которые были объединены в общий блок и развивали суммарную мощность 220 л.с. Эта силовая установка разгоняла 15,5 тонную самоходку до скорости 56 км/ч. На САУ M8 Scott использовалась трансмиссия типа Hydramatic (гидравлического типа), которая включала в себя четырехступенчатую коробку переключения передач (4 вперед и 1 назад). Запас топлива составлял 336 литров, этого хватало, чтобы преодолеть 160 километров при движении по шоссе.

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 9.  Howitzer Motor Carriage M8

75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (Scott) (75-mm Howitzer Motor Carriage M8) на испытательном полигоне компании «Дженерал Моторс» (General Motors). Вид справа. Фото: waralbum.ru


Основным вооружением самоходной установки была 75-мм гаубица M1A1, которую слегка модифицировали. Новый вариант получил обозначение M2. На данной модели была применена новая система отката. При этом в дальнейшем орудие было еще раз незначительно модернизировано и выпускалось уже под обозначением M3. По баллистике данные гаубицы были идентичны друг другу, отличаясь лишь противооткатными механизмами. Углы вертикальной наводки составляли от -10 до +40 градусов. Буксируемая вьючная 75-мм гаубица M1A1 была разработана в США еще в 1920-е годы, в 1927 году ее приняли на вооружение под обозначением 75mm Pack Howitzer M1. Стоит отметить, что хотя легкая полевая 75-мм гаубица стала вторым по численности орудием американской полевой артиллерии после 105-мм гаубицы M2, в боевых действия она использовалась ограниченно, хотя и до самого конца войны. В основном она использовалась воздушно-десантными и горными частями, а также подразделениями морской пехоты США.

Из гаубицы можно было вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой можно было использовать телескопический прицел M70D, для навесного огня — панорамный телескопический прибор М12А5. Помимо этого в САУ имелся квадрант М1 (наводчика) и 4 перископических прибора наблюдения М9 (по два у механика-водителя и его помощника). Боекомплект самоходной гаубицы состоял из 46 унитарных выстрелов. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд помещался в гильзу в картузах, что позволяло регулировать мощность заряда в зависимости от текущих задач, однако не так гибко, как при использовании раздельно-картузного заряжания. Метательный заряд обычно состоял из базового картуза и трех дополнительных, которые обозначались цифрами от 1 (минимальный) до 4 (максимальный заряд). Табличная дальность стрельбы с максимальным зарядом составляла 8750 метров. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда 381 м/с. Ассортимент боеприпасов по сравнению с полевой гаубицей был сокращен и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды.

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 9.  Howitzer Motor Carriage M8
Вспомогательное вооружение самоходной гаубицы M8 включало в себя крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Browning M2HB, который был установлен на кольцевой установке в кормовой части открытой сверху башни. Боекомплект пулемета состоял из 400 патронов, которые хранились в лентах по 50 патронов. Помимо этого для самообороны экипаж имел три 7,62-мм карабина М1 (735 патронов), один 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson M1928A1 (600 патронов), а также 12 ручных гранат.

После успешного завершения испытания на Абердинском полигоне и мелких доработок конструкции в сентябре 1942 года новая самоходная артиллерийская установка была запущена в серийное производство. За время серийного выпуска с сентября 1942 года по январь 1944 года заводом «Кадиллак» в Детройте было выпущено 1788 самоходных гаубиц M8. Орудийные башни также изготавливались в Детройте на заводах «Тернштедт», исключением были сами гаубицы и боеприпасы к ним, которые поставлялись из Лансинга с завода «Олдсмобиль». Все перечисленные предприятия были филиалами крупной американской корпорации «Дженерал Моторс», что ускоряло и упрощало производственный цикл САУ. Данная установка стала второй по численности американской самоходной гаубицей периода Второй мировой войны.

В ходе производства серьезных конструктивных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замену гаубицы M2 на M3, что однако не предполагало никаких изменений производственного характера. В то же время на самоходках поздних серий появились нововведения, внедренные ранее на танках M5A1 — дополнительные ящики на корме танка, фальшборты на надгусеничных полках и специфическое для M8 расположение запасных траков снаружи на бортах башни.

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 9.  Howitzer Motor Carriage M8

Американские солдаты на 75-мм самоходной гаубице М8 едут мимо подбитого танка Pz.Kpfw. V «Пантера», фото: waralbum.ru


Первые самоходные гаубицы M8 появились в американской армии к началу Итальянской компании. Они заменили в войсках полугусеничные САУ M3 на базе одноименного бронетранспортера. Хотя в качестве средства огневой поддержки пехоты данные самоходки уступали среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, они существенно превосходили его в подвижности. А вдвое меньшая масса позволяла САУ M8 действовать в малопригодной или вовсе недоступной для тяжелой бронетехники местности. Это имело большое значение при использовании в условиях горного ландшафта Италии. На итальянском театре военных действий данные самоходные гаубицы использовались довольно успешно, провоевав до самого завершения Второй мировой войны.

Применялись данные самоходки и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944-1945 годах, но к тому времени они начали проигрывать танкам M4(105) «Шерман», вооруженным 105-мм гаубицей и гораздо более приспособленным для непосредственной огневой поддержки пехоты на поле боя. Часть САУ данного типа использовалась также в боевых действиях против японцев на Тихоокеанском театре военных действий, а 178 САУ были по программе ленд-лиза переданы французским войскам, которые использовали их на европейском театре военных действий, а после завершения Второй мировой войны французские самоходные гаубицы успели повоевать и в Индокитае.

Тактико-технические характеристики M8:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4978 мм, ширина корпуса — 2324 мм, высота — 2718 мм, клиренс — 356 мм.
Боевая масса — 15,7 т.
Бронирование — от 10 до 44 мм.
Вооружение — 75-мм гаубица M2 или M3, вспомогательное — 12,7-мм пулемет M2HB.
Боекомплект — 46 выстрелов и 400 патронов к пулемету.
Силовая установка — карбюраторный спаренный Cadillac Series 42 мощностью 2х110 л.с.
Максимальная скорость — 56 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 160 км (по шоссе).
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/spg_m8_scott.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/samohodnie-ustanovki/162-m8-skott
https://wiki.warthunder.ru/index.php?title=75mm_Gun_Motor_Carriage_M8
Материалы из открытых источников

topwar.ru

M8 (САУ) — это… Что такое M8 (САУ)?

У этого термина существуют и другие значения, см. M8.
изображение
75 mm Howitzer Motor Carriage M8
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 15,7
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Годы производства 1942—1944
Количество выпущенных, шт. 1778
Основные операторы Флаг США Флаг Франции
Размеры
Длина корпуса, мм 4978
Ширина корпуса, мм 2324
Высота, мм 2718
Клиренс, мм 356
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогеная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 29 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 18°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 50°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 17°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 0…63°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0…60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20°
Корма башни, мм/град. 25 / 20°
Крыша башни, мм открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3
Тип пушки гаубица
Длина ствола, калибров 15,9
Боекомплект пушки 46
Углы ВН, град. −20…+40
Дальность стрельбы, км 8,8
Прицелы M9
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Подвижность
Тип двигателя спаренные
рядные
8-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2× 110
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 161
Удельная мощность, л. с./т 20,5
Тип подвески попарно сблокированная, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,45
Преодолеваемый ров, м 1,6
Преодолеваемый брод, м 0,9

75-мм самоходная гаубица M8 (англ. 75 mm Howitzer Motor Carriage M8) — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц, лёгкая по массе. Создана в 1941—1942 годах на базе лёгкого танка M5 «Стюарт». За время серийного выпуска с сентября 1942 по январь 1944 года было произведено 1778 САУ M8, которая оказалась удачным использованием шасси устаревшего танка. M8 активно использовалась в боях в Европе в 1943—1945 годах, хотя к 1945 году была в основном заменена в войсках вариантом танка M4 «Шерман» со 105-мм гаубицей.

История создания и производства

Разработка лёгких САУ велась в США ещё с 1920-х годов, первоначально в качестве базовой машины использовались тракторные шасси, затем — шасси лёгкого танка T1. Однако, многочисленные проекты САУ того периода не вышли за стадию прототипов, как по причине скудного финансирования армии в годы Великой депрессии, так и из-за примитивности конструкции, в большинстве случаев заключавшейся в простой установке пушки на тракторном шасси с минимальным броневым прикрытием или вовсе без него[1].

Первая сравнительно современная САУ появилась в США только в 1939 году. 75-мм самоходная гаубица T3 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала значительно более совершенное шасси лёгкого танка M1, а её вооружение состояло из 75-мм лёгкой гаубицы M1, установленной в полностью закрытой рубке и 7,62-мм пулемёта, размещённого в маленькой башенке. Был построен один прототип T3, однако по результатам испытаний на вооружение она не была принята из-за слишком тесной рубки[2]. Однако сама компоновка была сочтена перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года танка M3, дальнейшие работы велись на его базе. В 1941—1942 годах велись работы по созданию САУ T18, а позднее — T41, также размещавших орудие в неподвижной рубке, однако все работы по ним были прекращены с появлением T47.

В отличие от всех предыдущих проектов, на T47 орудие размещалось в башне кругового вращения. Такая компоновка была признана значительно превосходящей более ранние проекты, работы по которым были прекращены[3]. Тем временем в апреле 1942 года было начато производство улучшенного варианта M3 — M5, на базе которого продолжилась дальнейшая разработка. Были опробованы несколько вариантов башни, в результате для производства была выбрана открытая сверху башня с ручным механизмом поворота и увеличенным с 1188 до 1384 мм по сравнению с базовым танком диаметром башенного погона. Гаубица M1 для установки в ней была модифицирована, получив обозначение M2. В мае 1942 года T47 был принят на вооружение под обозначением 75-мм самоходная гаубица M8 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage M8).

Первый прототип новой САУ успешно прошёл испытания на Абердинском испытательном полигоне в сентябре того же года, и после мелких доработок был уже вскоре запущен в производство. За время серийного выпуска, с сентября 1942 по январь 1944 года, заводами «Дженерал Моторс» было произведено 1788 САУ M8, что сделало её второй по численности самоходной гаубицей США периода Второй мировой войны[4]. В ходе производства существенных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замены гаубицы M2 на M3, имевшую лишь незначительные отличия производственного характера. На машинах поздних выпусков также были введены некоторые из внедрённых на модификации танка M5A1 улучшений — фальшборты на надгусеничных полках и дополнительные ящики на корме танка, а также специфическое для M8 размещение запасных траков снаружи на бортах башни.

Описание конструкции

M8 имела аналогичную базовому танку компоновку. По сравнению с M5, изменения коснулись лишь башни, боевого отделения и верхней лобовой детали. Экипаж САУ, как и базового танка, состоял из четырёх человек — водителя, помощника водителя, наводчика и командира, исполнявшего также обязанности заряжающего.

Броневой корпус и башня

Вооружение

Основным вооружением M8 являлась гаубица M2 или, на машинах поздних выпусков, M3, созданная на основе лёгкой полевой гаубицы M1. По баллистике, эти три орудия были идентичны друг другу; гаубицы M2 и M3 отличались между собой лишь противооткатными механизмами.

Боекомплект орудия состоял из 46 унитарных выстрелов. Ассортимент боеприпасов M2 и M3 был сокращён по сравнению с полевой гаубицей и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд размещался в гильзе в картузах, что позволяло регулировать его мощность в зависимости от текущих задач, хотя и не столь гибко, как при раздельно-картузном заряжании. Метательный заряд состоял из базового картуза и трёх дополнительных, обозначавшихся цифрами от 1 (минимальный заряд) до 4 (максимальный).

Боеприпасы гаубиц M2 и M3[5]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с Дальность табличная, м
осколочно-фугасный HE M48 Shell 8,26 6,61 676 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
осколочно-фугасный HE M41A1 Shell 7,88 6,23 503 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
кумулятивно-трассирующий HEAT-T M66 Shell 7,39 5,93  ? 305 7200
дымовой WP M64 Shell, Smoke 8,56 6,91  ? (белый фосфор) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда M66 не зависит от дистанции, и составляет 91 мм гомогенной брони при встрече по нормали.

Вспомогательным вооружением M8 служил 12,7-мм пулемёт «Браунинг» M2HB, закреплённый на кольцевой установке в кормовой части башни. Боекомплект пулемёта состоял из 400 патронов в лентах по 50 патронов. Основным назначением пулемёта являлась противовоздушная оборона, однако на практике, как и на другой американской бронетехнике, он обычно использовался против наземных целей.

Для самообороны экипажа, M8 в войсках США оснащалась 11,43-мм пистолетом-пулемётом Томпсона M1928A1, тремя 7,62-мм карабинами M1, 600 11,43-мм и 735 7,62-мм патронами к ним, а также восемью ручными гранатами.

Средства наблюдения и связи

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Машины на базе M8

Использовалась

Боевое применение

Первые M8 появились в войсках США к началу Итальянской кампании, заменяя полугусеничные САУ M3 на шасси бронетранспортёра M3[6]. Хотя в качестве средства огневой поддержки M8 и уступала среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, она значительно превосходила его в подвижности, а вдвое меньшая, чем у M4, масса позволяла M8 действовать в недоступной или малопригодной для более тяжёлой техники местности, что имело немалое значение в условиях гористого итальянского ландшафта. Благодаря этим качествам, M8 успешно использовались американскими войсками на итальянском театре военных действий до самого конца войны[6].

M8 применялись и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944—1945, однако к тому времени их роль в основном перешла к танкам M4(105) «Шерман», вооружённым 105-мм гаубицей и гораздо более подходившим для непосредственной огневой поддержки. M8 сохранялись лишь на вооружении кавалерийских разведывательных эскадронов. Некоторое количество этих САУ использовалось и на Тихоокеанском театре военных действий[7]. По программе ленд-лиза, 174 САУ M8 были также поставлены французским войскам, использовавшим их в боях в Северо-Западной Европе[7].

Оценка проекта

Примечания

  1. R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 317—319.
  2. R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 319.
  3. R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 322.
  4. R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 325.
  5. R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 499.
  6. 1 2 R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 403.
  7. 1 2 М.Барятинский. Легкий танк «Стюарт». — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 2003, стр. 16

Литература

  • М. Барятинский Лёгкий танк «Стюарт». — Москва: Моделист-Конструктор, 2003. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (48) / 2003).
  • М. Барятинский Бронетанковая техника США 1939-1945 гг. — Москва: Моделист-Конструктор, 1997. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (12) / 1997).
  • R.P.Hunnicutt Stuart. A history of the American Light Tank. — Presidio Press, 1992. — 508 с. — ISBN 978-0-89141-462-9

Ссылки

M8 на wwiivehicles.com

dic.academic.ru

M8 (САУ) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. M8.
M8
Изображение
75 mm Howitzer Motor Carriage M8
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 15,7
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Firestone Tire and Rubber Company[1]
Производитель корпус, шасси, двигатель и сборка: GMC Cadillac Motor Car Division[2][3]
башня: GMC Fisher Body Ternstedt Manufacturing Division[4]
орудие и боеприпасы: GMC Oldsmobile Forge Division, цеха №№ 34, 36 и 56[4][5]
Годы производства 1942—1944
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 1778
Основные операторы Флаг США Флаг Франции
Размеры
Длина корпуса, мм 4978
Ширина, мм 2324
Высота, мм 2718
Клиренс, мм 356
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогеная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 29 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 18°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 50°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 17°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 0…63°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0…60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20°
Корма башни, мм/град. 25 / 20°
Крыша башни, мм открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3
Тип пушки гаубица
Длина ствола, калибров 15,9
Боекомплект пушки 46
Углы ВН, град. −20…+40
Дальность стрельбы, км 8,8
Прицелы M9
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Подвижность
Тип двигателя спаренный
Мощность двигателя, л. с. 2 × 110 брит. л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 161
Удельная мощность, л. с./т 20,5
Тип подвески попарно сблокированная, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,45
Преодолеваемый ров, м 1,6
Преодолеваемый брод, м 0,9

75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (англ. 75 mm Howitzer Motor Carriage M8 Scott, в советской военной историографии классифицировалась как «лёгкий танк «Скотт»)[6] — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц, лёгкая по массе. Создана в 1941—1942 годах на базе лёгкого танка M5 «Стюарт». За время серийного выпуска с сентября 1942 по январь 1944 года было произведено 1778 САУ M8, которая оказалась удачным использованием шасси устаревшего танка. M8 активно использовалась в боях в Европе в 1943—1945 годах, хотя к 1945 году была в основном заменена в войсках вариантом танка M4 «Шерман» со 105-мм гаубицей. Своё словесное наименование («Скотт»), традиционное для американской бронетехники,[7] получила в честь американского генерала времён американо-мексиканской войны и гражданской войны — Уинфилда Скотта.

История создания и производства

Разработка лёгких САУ велась в США ещё с 1920-х годов, первоначально в качестве базовой машины использовались тракторные шасси, затем — шасси лёгкого танка T1. Однако, многочисленные проекты САУ того периода не вышли за стадию прототипов, как по причине скудного финансирования армии в годы Великой депрессии, так и из-за примитивности конструкции, в большинстве случаев заключавшейся в простой установке пушки на тракторном шасси с минимальным броневым прикрытием или вовсе без него[8].

wiki2.red

M8 (САУ) — Википедия. Что такое M8 (САУ)

M8
Изображение
75 mm Howitzer Motor Carriage M8
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 15,7
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Firestone Tire and Rubber Company[1]
Производитель корпус, шасси, двигатель и сборка: GMC Cadillac Motor Car Division[2][3]
башня: GMC Fisher Body Ternstedt Manufacturing Division[4]
орудие и боеприпасы: GMC Oldsmobile Forge Division, цеха №№ 34, 36 и 56[4][5]
Годы производства 1942—1944
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 1778
Основные операторы Флаг США Флаг Франции
Размеры
Длина корпуса, мм 4978
Ширина, мм 2324
Высота, мм 2718
Клиренс, мм 356
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогеная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 29 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 18°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 50°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 17°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 0…63°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0…60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20°
Корма башни, мм/град. 25 / 20°
Крыша башни, мм открытая
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3
Тип пушки гаубица
Длина ствола, калибров 15,9
Боекомплект пушки 46
Углы ВН, град. −20…+40
Дальность стрельбы, км 8,8
Прицелы M9
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Подвижность
Тип двигателя спаренный
Мощность двигателя, л. с. 2 × 110 брит. л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 161
Удельная мощность, л. с./т 20,5
Тип подвески попарно сблокированная, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,45
Преодолеваемый ров, м 1,6
Преодолеваемый брод, м 0,9

75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (англ. 75 mm Howitzer Motor Carriage M8 Scott, в советской военной историографии классифицировалась как «лёгкий танк «Скотт»)[6] — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц, лёгкая по массе. Создана в 1941—1942 годах на базе лёгкого танка M5 «Стюарт». За время серийного выпуска с сентября 1942 по январь 1944 года было произведено 1778 САУ M8, которая оказалась удачным использованием шасси устаревшего танка. M8 активно использовалась в боях в Европе в 1943—1945 годах, хотя к 1945 году была в основном заменена в войсках вариантом танка M4 «Шерман» со 105-мм гаубицей. Своё словесное наименование («Скотт»), традиционное для американской бронетехники,[7] получила в честь американского генерала времён американо-мексиканской войны и гражданской войны — Уинфилда Скотта.

История создания и производства

Разработка лёгких САУ велась в США ещё с 1920-х годов, первоначально в качестве базовой машины использовались тракторные шасси, затем — шасси лёгкого танка T1. Однако, многочисленные проекты САУ того периода не вышли за стадию прототипов, как по причине скудного финансирования армии в годы Великой депрессии, так и из-за примитивности конструкции, в большинстве случаев заключавшейся в простой установке пушки на тракторном шасси с минимальным броневым прикрытием или вовсе без него[8].

Первая сравнительно современная САУ появилась в США только в 1939 году. 75-мм самоходная гаубица T3 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала значительно более совершенное шасси лёгкого танка M1, а её вооружение состояло из 75-мм лёгкой гаубицы M1, установленной в полностью закрытой рубке и 7,62-мм пулемёта, размещённого в маленькой башенке. Был построен один прототип T3, однако по результатам испытаний на вооружение она не была принята из-за слишком тесной рубки[9]. Однако сама компоновка была сочтена перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года танка M3, дальнейшие работы велись на его базе. В 1941—1942 годах велись работы по созданию САУ T18 и T52, а позднее — T41 (все три установки были разработаны и изготовлены инженерами компании «Файрстоун» в соответствии с рекомендациями, полученными от танкистов-испытателей Абердинского танкового полигона по опыту испытаний предыдущих моделей),[10] также размещавших орудие в неподвижной рубке, однако все работы по ним были прекращены с появлением T47[1].

В отличие от всех предыдущих проектов, на T47 орудие размещалось во вращающейся башне. Такая компоновка была признана значительно превосходящей более ранние проекты, работы по которым были прекращены[11]. Тем временем в апреле 1942 года было начато производство улучшенного варианта M3 — M5, на базе которого продолжилась дальнейшая разработка. Были опробованы несколько вариантов башни, в результате для производства была выбрана открытая сверху башня с ручным механизмом поворота и увеличенным с 1188 до 1384 мм по сравнению с базовым танком диаметром башенного погона. Гаубица M1 для установки в ней была модифицирована, получив обозначение M2. В мае 1942 года T47 был принят на вооружение под обозначением 75-мм самоходная гаубица M8 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage M8).

Первый прототип новой САУ успешно прошёл испытания на Абердинском испытательном полигоне в сентябре того же года, и после мелких доработок был уже вскоре запущен в производство. За время серийного выпуска, с сентября 1942 по январь 1944 года, детройтским заводом «Кадиллак» было произведено 1788 САУ M8 (орудийные башни к ним изготавливались там же в Детройте, на заводах «Тернштедт», исключение составляли орудия и боеприпасы к ним, поставлявшиеся из Лансинга, с завода «Олдсмобиль», — все указанные предприятия были филиалами одной и той же корпорации, — «Дженерал Моторс», — это упрощало и ускоряло производственный цикл), что сделало её второй по численности самоходной гаубицей США периода Второй мировой войны[12]. В ходе производства существенных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замены гаубицы M2 на M3, имевшую лишь незначительные отличия производственного характера. На машинах поздних выпусков также были введены некоторые из внедрённых на модификации танка M5A1 улучшений — фальшборты на надгусеничных полках и дополнительные ящики на корме танка, а также специфическое для M8 размещение запасных траков снаружи на бортах башни.

Описание конструкции

M8 имела аналогичную базовому танку компоновку. По сравнению с M5, изменения коснулись лишь башни, боевого отделения и верхней лобовой детали. Экипаж САУ, как и базового танка, состоял из четырёх человек — водителя, помощника водителя, наводчика и командира, исполнявшего также обязанности заряжающего.

Броневой корпус и башня

Вооружение

Основным вооружением M8 являлась гаубица M2 или, на машинах поздних выпусков, M3, созданные на основе лёгкой полевой гаубицы M1. По баллистике, эти три орудия были идентичны друг другу; гаубицы M2 и M3 отличались между собой лишь противооткатными механизмами.

Боекомплект орудия состоял из 46 унитарных выстрелов. Ассортимент боеприпасов M2 и M3 был сокращён по сравнению с полевой гаубицей и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд размещался в гильзе в картузах, что позволяло регулировать его мощность в зависимости от текущих задач, хотя и не столь гибко, как при раздельно-картузном заряжании. Метательный заряд состоял из базового картуза и трёх дополнительных, обозначавшихся цифрами от 1 (минимальный заряд) до 4 (максимальный).

Боеприпасы гаубиц M2 и M3[13]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с Дальность табличная, м
осколочно-фугасный HE M48 Shell 8,26 6,61 676 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
осколочно-фугасный HE M41A1 Shell 7,88 6,23 503 (тротил) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
кумулятивно-трассирующий HEAT-T M66 Shell 7,39 5,93 ? 305 7200
дымовой WP M64 Shell, Smoke 8,56 6,91 ? (белый фосфор) 381 (заряд № 4) 8750 (заряд № 4)
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда M66 не зависит от дистанции, и составляет 91 мм гомогенной брони при встрече по нормали.

Вспомогательным вооружением M8 служил 12,7-мм пулемёт «Браунинг» M2HB, закреплённый на кольцевой установке в кормовой части башни. Боекомплект пулемёта состоял из 400 патронов в лентах по 50 патронов. Основным назначением пулемёта являлась противовоздушная оборона, однако на практике, как и на другой американской бронетехнике, он обычно использовался против наземных целей.

Для самообороны экипажа, M8 в войсках США оснащалась 11,43-мм пистолетом-пулемётом Томпсона M1928A1, тремя 7,62-мм карабинами M1, 600 11,43-мм и 735 7,62-мм патронами к ним, а также восемью ручными гранатами.

Использовалась

Боевое применение

Первые M8 появились в войсках США к началу Итальянской кампании, заменяя полугусеничные САУ M3 на шасси бронетранспортёра M3[14]. Хотя в качестве средства огневой поддержки M8 и уступала среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, она значительно превосходила его в подвижности, а вдвое меньшая, чем у M4, масса позволяла M8 действовать в недоступной или малопригодной для более тяжёлой техники местности, что имело немалое значение в условиях гористого итальянского ландшафта. Благодаря этим качествам, M8 успешно использовались американскими войсками на итальянском театре военных действий до самого конца войны[14].

M8 применялись и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944—1945, однако к тому времени их роль в основном перешла к танкам M4(105) «Шерман», вооружённым 105-мм гаубицей и гораздо более подходившим для непосредственной огневой поддержки. M8 сохранялись лишь на вооружении кавалерийских разведывательных эскадронов. Некоторое количество этих САУ использовалось и на Тихоокеанском театре военных действий[15]. По программе ленд-лиза, 174 САУ M8 были также поставлены французским войскам, использовавшим их в боях в Северо-Западной Европе[15].

Оценка проекта

Примечания

  1. 1 2 Chamberlain, Peter ; Ellis, Chris. British and American tanks of World War II: the complete illustrated history of British, American and Commonwealth tanks, gun motor carriages and special purpose vehicles, 1939-1945.  (англ.) — Arco Publishing Company, 1969. — P.96,127 — 222 p.
  2. Green, Michael. American Tanks & AFVs of World War II.  (англ.) — Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2014. — P.317 — 376 p. — (General Military) — ISBN 978-1-78200-979-5.
  3. Doyle, David. Standard Catalog of U.S. Military Vehicles.  (англ.) — 2nd ed. — Iola, WI: Krause Publications, 2003. — P.429 — 504 p. — ISBN 0-87349-508-X.
  4. 1 2 Hyde, Charles K. Arsenal of Democracy: The American Automobile Industry in World War II.  (англ.) — Detroit, Mich.: Wayne State University Press, 2013. — P.129,166 — 264 p. — (Great Lakes Books) — ISBN 978-0-8143-3951-0.
  5. Earley, Helen J. ; Walkinshaw, James R. Oldsmobile: A War Years Pictorial.  (англ.) — Lansing, MI: Earley Enterprises, 1997. — P.30,46,206 — 208 p. — ISBN 0-9657968-0-9.
  6. ↑ Самоходная артиллерийская установка. // Советская военная энциклопедия. / Под общ. ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т.7 — С.234 — 686 с.
  7. ↑ Практически любой образец бронетехники, при постановке его на вооружение Армии США получает словесное наименование по имени того или иного армейского генерала XIX — XX века.
  8. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 317—319.
  9. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 319.
  10. Hunnicutt, R. P.. Stuart: A History of the American Light Tank.  (англ.) — Novato, Calif: Presidio Press, 1992. — P.320-321 — 512 p. — ISBN 0-89141-462-2.
  11. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 322.
  12. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 325.
  13. ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 499.
  14. 1 2 R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 403.
  15. 1 2 М.Барятинский. Легкий танк «Стюарт». — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 2003, стр. 16

Литература

  • М. Барятинский. Лёгкий танк «Стюарт». — Москва: Моделист-Конструктор, 2003. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (48) / 2003).
  • М. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг. — Москва: Моделист-Конструктор, 1997. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (12) / 1997).
  • R.P.Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank. — Presidio Press, 1992. — 508 с. — ISBN 978-0-89141-462-9.

Ссылки

M8 на wwiivehicles.com

wiki.sc

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о