Маз 6516 – Самосвал европейской направленностиМАЗ-6516M9-620 по технической начинке, исполнению и комфорту можно смело называть «EuroMAZ»

Содержание

Самосвал МАЗ-6516 технические характеристики и расход топлива, отзывы владельцев

В 2007 году началось производство МАЗ-6516. Это не очередная модификация популярного 40-тонного самосвала, а совершенно новый 4-осный грузовой транспорт. Переход на 4-осную систему произошел из-за возросшего спроса на эту систему, хоть у минского завода автомобилестроения получалось делать отличные 3-осные грузовики. Страна производитель Беларусь вновь доказала, что может делать мощные грузовики для суровых условий с отличной рабочей системой.

История автомобиля

Фото МАЗ-6516

По всему миру большим спросом пользуются грузовики с четырьмя осями и повышенной прочностью подвески. Страны территории бывшего СНГ — не исключение. Проблема стоит только в том, что европейские представители стоят недешево, а из многочисленного выбора «китайцев» тяжело найти надежный вариант. Поэтому Минский автомобилестроительный завод в 2007 году приступил к производству модели грузовика МАЗ-6516. Несмотря на то, что до этого получались отличные грузовики и на трех осях, стал очевидным значительный прирост трудоспособности у машины после изменений. Из себя машина представляет самосвал с откидной задней крышкой и улучшенными рабочими системами.

Технические характеристики

Автомобиль МАЗ-6516 оборудован всеми необходимыми системами, а дизайн доведен до современных традиций. Но все это было бы не нужно, если бы не технические показатели двигательных агрегатов. Моторы, произведенные на Ярославском металлургическом заводе, на протяжении долгих годов доказывают свою практичность, кроме этого, другие производители рабочих элементов по всей России дополняют общее представление о механизмах машины. Грузовики разных модификаций от «6516» производились с двумя типами характеристик колесного шасси:

  1. 1 600*2990*1400 мм
  2. 2 030*2620*1400 мм

Технические характеристики для базы № 1

Грузоподъемность
Наименование параметра651608651А8651А9651669
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах16 20516 20516 20516 205
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах11 70511 70511 70511 705
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя41 78041 78041 78041 780
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах
На первую7 5007 5007 5007 500
На вторую7 5007 5007 5007 500
На третью19 39019 39019 39019 390
На четвертую19 39019 39019 39019 390
Максимальный допуск грузоподъемности шасси25 50025 50025 50025 500
Двигатель и коробка передач
Наименование параметра651608651А8651А9651669
Тип двигателяЯМЗ-7511.10ЯМЗ-6581.10ЯМЗ-650.10MAN D2866LF25
Максимальная мощность в киловаттах294294303301
Мощность двигателя в лошадиных силах400400420412
Тип экологического классаEuro-3
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч38,039,040,540,0
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч85858585
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч95+95+95+95+
Коробка переключения передач12JS200TA12JS200TA12JS200TAZF16S2525TO
Количество ступеней в КПП12 (10 вперед; 2 назад)
Передаточное число ведущего моста5,33
Технические характеристики базы № 2
Грузоподъемность
Наименование параметра6516А9651В96516696516V8
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах14 82514 82514 82514 825
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах
11 42511 42511 42511 425
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя41 80041 80041 80041 800
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах
На первую7 5007 5007 5007 500
На вторую7 5007 5007 5007 500
На третью13 40013 40013 40013 400
На четвертую13 40013 40013 40013 400
Максимальный допуск грузоподъемности шасси26 90026 90026 90026 900
Двигатель и коробка передач
Наименование параметра6516А9651В9
651669
6516V8
Тип двигателяЯМЗ-650.10ЯМЗ-651.10MAN D2066LF01MAN D2066LF01
Максимальная мощность в киловаттах303303316294
Мощность двигателя в лошадиных силах420420434400
Тип экологического классаEuro-3Euro-4Euro-3Euro-5
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч38,039,040,540,5
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч85858585
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч95+95+95+95+
Коробка переключения передач12JS200TA12JS200TAZF16S2525TOZF16S2525TO
Количество ступеней в КПП12 (10 вперед; 2 назад)
Передаточное число ведущего моста5,33

Производитель коробки переключения передач типа 12JS200TA находится в КНР.

Общие параметры

Габариты
Высота3 650 мм
Ширина2 550 мм
Длина8 910 (9 000) мм
Длина грузового кузова5 790 мм
Высота грузового кузова1 600 мм
Угол наклона кузова50о
Объем кузова21 м3
Другие характеристики
Тип колесДисковые 2,00R20; камерные/универсальные, ГОСТ 5513-97;
Размеры шин /тип рисунка протектора
315/80 R22,5;бескамерные (по заказу потребителя) / для первой, второй осей и запасного колеса – дорожный, для третьей и четвертой – универсальный
Угол поворота колесаПервая ось – 36о / Вторая ось – 25о
Объем топливного бака 300 литров

Задняя подвеска — рессорно-балансирная многолистовая с вертикальным расположением стремянок. Крепления между рамой и подвеской обеспечивается болтами из особокрепкой марки стали. Задний и средний мосты оборудованы стабилизаторами поперечной устойчивости. На ходу работа стабилизаторов очень чувствуется: в повороте самосвал имеет небольшой крен, даже, если полностью загружен. Несмотря на такую реакцию, подпрыгиваний не наблюдается, да и в общем работа подвески проходит очень мягко.

Способность скрепляющих болтов выдерживать повышенные нагрузки подтверждена специальными испытаниями, проведенными специалистами.

Дополнительные свойства. В штатный набор систем входят ABS и PBS. Также опционально может быть установлен бортовой компьютер, который позволяет мониторить работу всех механизмов и контролировать расход топлива.

Двигатель и коробка передач

Из-за высокой сложности сборки и доставки разных моделей деталей производители решили сделать две сборки по характеристикам колесного шасси:

  • 2030/2620/1400 мм;
  • 1600/2990/1400 мм.

Соответственно это влияет и на подборку моделей двигателей.

Для базы №1 предусмотрено 4 наименования параметра, от которого зависит тип двигателя:

Их основные характеристики схожи, поэтому описать двигательную систему можно выбрав средние значения. По этому показателю подходит параметр 651А9 с моделью двигателя ЯМЗ-650.10. Мощность его лошадиных сил равна 420, в то время как мощность по киловаттам составляет 303. Тип экологического класса на всех моделях двигателя – Euro 3. Потребления на этой модели двигателя равняется 40,5 литрам на сотню километров, а разница расхода между моделями двигателей находится в пределах 1-3 литров. Максимальная скорость грузового транспорта в загруженном виде равна 85 км/ч при установленном ограничителе. Если ограничитель снять, скорость развивается до +95 км/ч.

На все типы двигателя первой комплектации устанавливается коробка передач типа 12JS200TA. Количество передач на КПП равняется 12:

  • 10 передач для движения вперед;
  • 2 передачи для движения назад.

За пример сборки второй базы стоит взять параметр 651669, на которую устанавливается двигатель немецкого производства MAN D2066LF01. Максимальная мощность лошадиных сил в такой комплектации равна 434, при 316 мощности киловатт. Экологический класс второй сборки в зависимости от параметра бывает типа Euro-3, Euro-4, Euro-5. Расход топлива при использовании двигателя немецкой сборки равен 40,5 литрам на сотню километров, а разница между остальными моделями равна 1-2 литрам. При наличии ограничителя скорость разгон транспорта – 85 км/ч. Со снятым ограничителем самосвал разгоняется до 95 км/ч, но это не предел. На скорости выше 95 км/ч системы начинают испытывать чрезмерные нагрузки, не рекомендованные для транспорта.

Совместно с двигателем немецкого производства используется 12-ступенчатая коробка передач модели ZF16S2525TO. 10 передач для движения вперед, и 2 передачи для заднего движения. Ведущий мост имеет передаточное число равное 5,33, как и в случае первой модификации самосвала.

Габаритные размеры

Машина имеет следующие габариты:

  • высота в максимальной точке равна – 3650 мм;
  • ширина – 2550 мм;
  • общая длина самосвала – 8910 или 9000 мм в зависимости от комплектации;
  • длина грузового кузова – 5790 мм;
  • высота грузового кузова – 1600 мм;
  • объем кузова в любой комплектации – 21 м3;
  • кузов имеет наклон до 50 градусов.

Размеры приближены к мировым стандартам, поэтому водителям не приходится долго привыкать к новым габаритам.

Грузовая платформа

Главное предназначение 4-осного самосвала – перевозка сыпучих, крупногабаритных и навальных грузов по дорогам любой категории. Именно поэтому производители продумали два варианта использования самосвальной платформы.

Первый вариант U-образной формы, а вторая модель прямоугольная, но в обоих случаях объем составляет 21 кубический метр. Грузоподъемность при таких характеристиках равняется 25-27 тоннам. Грузовая платформа установлена на гидравлический подъемник и имеет автоматически открывающийся задний борт, который помогает быстро разгрузить самосвал.

Модификации

Самосвал МАЗ-6516В9-480-000 имеет колесную формулу 8х4, грузоподъемность 26,9 т, разгрузка задняя, установлен двигатель ЯМЗ-651.10, форма кузова в виде совка, имеется обогрев платформы.

Модификация самосвала

Технические характеристики:

  • вес — 41,8 т;
  • объем кузова — 21 м³;
  • мощность двигателя — 412 л. с;
  • объем топливного бака — 300 л;
  • максимальная скорость — 85 км/ч.

Грузовик имеет заднюю разгрузку, платформу U-образной формы, используется для перевозки строительных грузов, сыпучих материалов.

Достоинства:

  • надежность;
  • комфортные условия для оператора;
  • небольшие эксплуатационные расходы;
  • большой модельный ряд;
  • использование высокотехнологичных узлов.

Машина с двухместной кабиной

Кабина двухместная, оснащена рессорами, подвеска четырехточечная на пневмоподушках. Двигатель имеет 6 цилиндров, объем двигателя 11,12 л, расход топлива 30,5 л/100 км, ресурс двигателя 1 000 000 км. КПП имеет 12 передач вперед и 1 назад, может работать с большой нагрузкой. Отличительной чертой является удобство техобслуживания и ремонта КПП, замены деталей. Установлены барабанные тормоза и пневматический привод.

Объем топливного бака 300 л, топливный фильтр с подогревом. В кабине имеется ящик для инструментов. Передаточное число моста 5,33. Установлено дополнительное оборудование: тахограф, магнитола, жидкостный подогрев, очистка воздуха, тент. Имеется возможность модернизации грузового автомобиля.

Особенности эксплуатации

К основным преимуществам грузовика относится легкость в управлении (маневрировании) даже на бездорожье с загруженным кузовом. В кабине созданы все условия для нормальной езды, ведь в ней ничего не отвлекает. Многочисленные приборы, значительно упрощают езду при плохой погоде. Грузоподъемность транспорта позволяет набирать максимальное количество стройматериалов и этому способствуют не только шасси, но и правильно разработанное строение рамы, которая забирает на себя часть нагрузки.

К минусам относят плохую защищенность внешних деталей самосвала. Отсутствие защитных решеток на фарах добавляют красоту кузову, но на деле во время езды по гравию или при работе в карьере значительно повышается риск повредить их. В ночное время такая авария может спровоцировать серьезные проблемы, поэтому водители устанавливают решетки самостоятельно.

Плюсы и минусы

Преимущественным плюсом МАЗ-6516 является его обустроенность. Четырехосный тягач прост в управлении и обслуживании. Маневрировать за рулем этой машины легко и просто, даже, при полной загрузке кузова. Рабочее место водителя снабжено всеми необходимыми приспособлениями и устройствами. Эргономика внутренностей кабины позволяет максимально сосредоточится на дороге и не отвлекаться. Повышенную грузоподъемность обеспечивают не только четыре оси, но и продуманное строение рамы. Техника «лонжерон в лонжероне» помогает несущей части уверенно справляться с нагрузками.

Простоту в маневрировании обеспечивает гидроусилитель, который производится в Минске.

Минусами автомобиля являются недоработки по части кабины. Снаружи наличие какой-либо защиты сведено до минимума. Фары также не имеют щитов, что опасно для них при езде по гравию или в условиях, подобных карьерным. В кабине бросается в глаза хоть и многофункциональная приборная панель, но, все-таки, сильно устаревшая. Прямо сказать, внутренний дизайн в данном грузовике далек от современного на несколько десятков лет.

Количество отзывов Оставить отзыв

Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{{{ review.rating_title }}} Показать еще Оставить отзыв

Самосвал МАЗ-6516 — технические характеристики, фото, обзор

Легендарный 40-тонник – МАЗ-6516. Автомобиль является не только очередной модификацией, но и представителем класса нового уровня – четырехосных самосвалов. Рабочие качества машины, расписанные в таблицах, доказывают мощь машины и ее великолепные способности. Весь модельный ряд МАЗ.

Содержание: [показать]

История автомобиля

Фото МАЗ-6516Фото МАЗ-6516

По всему миру большим спросом пользуются грузовики с четырьмя осями и повышенной прочностью подвески. Страны территории бывшего СНГ — не исключение. Проблема стоит только в том, что европейские представители стоят недешево, а из многочисленного выбора «китайцев» тяжело найти надежный вариант. Поэтому Минский автомобилестроительный завод в 2007 году приступил к производству модели грузовика МАЗ-6516. Несмотря на то, что до этого получались отличные грузовики и на трех осях, стал очевидным значительный прирост трудоспособности у машины после изменений. Из себя машина представляет самосвал с откидной задней крышкой и улучшенными рабочими системами.

Кузов и кабина

Внешность кузова МАЗ-6516 содержит в себе традиционные детали, но в современной интерпретации. Индекс у кабины — 6501. Расположение достаточно высокое, чтобы приходилось использовать две ступеньки. Нельзя отметить излишеств в экстерьере. Радиаторная решетка украшена аббревиатурой «МАЗ», а в центре большого бампера расположен логотип в виде зубра, движущегося в левую сторону. И несмотря на то, что символически направление влево означает путь назад или торможение, про данную машину такого сказать нельзя.

За барельефом находится удачно спрятанное буксирное устройство.

Блок со всеми световыми индикациями расположен на бампере. Отдельно можно заметить противотуманные огни. К сожалению, отсутствует защита для фар, что в строительных и карьерных условиях — сильный минус. Помимо этого, в центре бампера установлены воздухозаборники. Там же, но по бокам, находятся ступеньки для доступа в кабину. Чтобы процесс подъема был удобнее, дверь открывается достаточно широко, а внутри имеются поручни, чтобы не упасть.

Вид спереди МАЗ-6516Вид спереди МАЗ-6516

При попадании в кабину бросается в глаза большое панорамное окно, дающее хороший обзор. Перегородки между боковыми окнами и лобовым не толстые, но прочные, не создают неудобств при необходимости маневрировать в узком пространстве. Очистка переднего стекла производится сразу тремя дворниками, а значит, даже, в сильную непогоду видимость будет хорошая. Для заднего обзора имеется четыре зеркала, сводящие мертвую зону до минимального расстояния. Регулировка зеркал производится при помощи электропривода.

Салон МАЗ-6516Салон МАЗ-6516

На случай запотевания производитель предусмотрел специальный электрический обогрев. Далее становится заметным удобное кресло, в котором сидит водитель. Оборудовано оно пневматической подвеской и регулируется в нескольких режимах, что позволяет водителю любой комплекции подстроить его под себя. Регулировка рулевой колонки уже не есть новинка для автомобилей МАЗ. Изменить положение можно по вертикали, по вылету и углу наклона руля. Педаль отключения фиксации находится в удобном положении, рядом со сцеплением. Подобный способ регулировки положения рулевого колеса можно встретить в грузовых машинах от Volvo.

Комфорт пассажира немного в худшем положении. Сидение такое же удобное, но не имеет рессоры, а это значит большую тряску во время езды. Но, в замену этого, под креслом расположен ящик для инструментов или запасных деталей, даже, обладающий замком. Спальное место сделано достаточно больших размеров, чтобы в нем мог поместиться человек почти любой комплекции. Для продуктивности и безопасности работы важно, чтобы водитель имел полноценный отдых во время длительной поездки. Поэтому этому элементу уделено должное внимание.

Технические характеристики

Автомобиль МАЗ-6516 оборудован всеми необходимыми системами, а дизайн доведен до современных традиций. Но все это было бы не нужно, если бы не технические показатели двигательных агрегатов. Моторы, произведенные на Ярославском металлургическом заводе, на протяжении долгих годов доказывают свою практичность, кроме этого, другие производители рабочих элементов по всей России дополняют общее представление о механизмах машины. Грузовики разных модификаций от «6516» производились с двумя типами характеристик колесного шасси:

  1. 1 600*2990*1400 мм
  2. 2 030*2620*1400 мм
 Технические характеристики для базы № 1
Грузоподъемность
Наименование параметра 651608 651А8 651А9 651669
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах 16 205 16 205 16 205 16 205
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах 11 705 11 705 11 705 11 705
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя 41 780 41 780 41 780 41 780
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах
На первую 7 500 7 500 7 500 7 500
На вторую 7 500 7 500 7 500 7 500
На третью 19 390 19 390 19 390 19 390
На четвертую 19 390 19 390 19 390 19 390
Максимальный допуск грузоподъемности шасси 25 500 25 500 25 500 25 500
Двигатель и коробка передач
Наименование параметра 651608 651А8 651А9 651669
Тип двигателя ЯМЗ-7511.10 ЯМЗ-6581.10 ЯМЗ-650.10 MAN D2866LF25
Максимальная мощность в киловаттах 294 294 303 301
Мощность двигателя в лошадиных силах 400 400 420 412
Тип экологического класса Euro-3
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч 38,0 39,0 40,5 40,0
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч 85 85 85 85
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч 95+ 95+ 95+ 95+
Коробка переключения передач 12JS200TA 12JS200TA 12JS200TA ZF16S2525TO
Количество ступеней в КПП 12 (10 вперед; 2 назад)
Передаточное число ведущего моста 5,33
Технические характеристики базы № 2
Грузоподъемность
Наименование параметра 6516А9 651В9 651669 6516V8
Максимальный вес автомобиля в полном снаряжении, в килограммах 14 825 14 825 14 825 14 825
Максимальный вес шасси и кабины, в килограммах 11 425 11 425 11 425 11 425
Максимально допустимая масса с учетом веса водителя 41 800 41 800 41 800 41 800
Распределение нагрузки на шасси по осям, в килограммах
На первую 7 500 7 500 7 500 7 500
На вторую 7 500 7 500 7 500 7 500
На третью 13 400 13 400 13 400 13 400
На четвертую 13 400 13 400 13 400 13 400
Максимальный допуск грузоподъемности шасси 26 900 26 900 26 900 26 900
Двигатель и коробка передач
Наименование параметра 6516А9 651В9 651669 6516V8
Тип двигателя ЯМЗ-650.10 ЯМЗ-651.10 MAN D2066LF01 MAN D2066LF01
Максимальная мощность в киловаттах 303 303 316 294
Мощность двигателя в лошадиных силах 420 420 434 400
Тип экологического класса Euro-3 Euro-4 Euro-3 Euro-5
Расход топлива в расчете N литров на 100 километров. Скорость передвижения 60 км/ч 38,0 39,0 40,5 40,5
Номинальная скорость при наличии ограничителя в км/ч 85 85 85 85
Максимальная скорость без ограничителя скорости км/ч 95+ 95+ 95+ 95+
Коробка переключения передач 12JS200TA 12JS200TA ZF16S2525TO ZF16S2525TO
Количество ступеней в КПП 12 (10 вперед; 2 назад)
Передаточное число ведущего моста 5,33

Производитель коробки переключения передач типа 12JS200TA находится в КНР.

Общие параметры
Габариты
Высота 3 650 мм
Ширина 2 550 мм
Длина 8 910 (9 000) мм
Длина грузового кузова 5 790 мм
Высота грузового кузова 1 600 мм
Угол наклона кузова 50о
Объем кузова 21 м3
Другие характеристики
Тип колес Дисковые 2,00R20; камерные/универсальные, ГОСТ 5513-97;
Размеры шин /тип рисунка протектора 315/80 R22,5;

бескамерные (по заказу потребителя) / для первой, второй осей и запасного колеса – дорожный, для третьей и четвертой – универсальный

Угол поворота колеса Первая ось – 36о / Вторая ось – 25о
Объем топливного бака  300 литров

Задняя подвеска — рессорно-балансирная многолистовая с вертикальным расположением стремянок. Крепления между рамой и подвеской обеспечивается болтами из особокрепкой марки стали. Задний и средний мосты оборудованы стабилизаторами поперечной устойчивости. На ходу работа стабилизаторов очень чувствуется: в повороте самосвал имеет небольшой крен, даже, если полностью загружен. Несмотря на такую реакцию, подпрыгиваний не наблюдается, да и в общем работа подвески проходит очень мягко.

Способность скрепляющих болтов выдерживать повышенные нагрузки подтверждена специальными испытаниями, проведенными специалистами.

Дополнительные свойства. В штатный набор систем входят ABS и PBS. Также опционально может быть установлен бортовой компьютер, который позволяет мониторить работу всех механизмов и контролировать расход топлива.

Плюсы и минусы

Преимущественным плюсом МАЗ-6516 является его обустроенность. Четырехосный тягач прост в управлении и обслуживании. Маневрировать за рулем этой машины легко и просто, даже, при полной загрузке кузова. Рабочее место водителя снабжено всеми необходимыми приспособлениями и устройствами. Эргономика внутренностей кабины позволяет максимально сосредоточится на дороге и не отвлекаться. Повышенную грузоподъемность обеспечивают не только четыре оси, но и продуманное строение рамы. Техника «лонжерон в лонжероне» помогает несущей части уверенно справляться с нагрузками.

Простоту в маневрировании обеспечивает гидроусилитель, который производится в Минске.

Минусами автомобиля являются недоработки по части кабины. Снаружи наличие какой-либо защиты сведено до минимума. Фары также не имеют щитов, что опасно для них при езде по гравию или в условиях, подобных карьерным. В кабине бросается в глаза хоть и многофункциональная приборная панель, но, все-таки, сильно устаревшая. Прямо сказать, внутренний дизайн в данном грузовике далек от современного на несколько десятков лет.

Подводим итоги

Вид сбоку МАЗ-6516Вид сбоку МАЗ-6516

Подводя черту, МАЗ-6516 можно назвать автомобилем, достойным представлять не только свою страну, но и целый союз стран, работающих над его производством. Грузовик способен конкурировать с европейскими братьями по классу MAN и Mercedes. Даже, несмотря на ряд недоработок, машина продолжает доказывать, что белорусский производитель нацелен на лучшую производительность.

Советуем Вам прочитать статью: МАЗ – история Минского автозавода

МАЗ-6516 фото

Видео МАЗ-6516М9

МАЗ-6516М9 — самосвал 8×4 / Euro-6

МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

На отечественном рынке кризис, а в Европе сейчас со спросом все хорошо. «Ага, значит, пора пробиваться на европейский рынок!» — решили на МАЗе и начали готовить целую линейку техники для Европы. Прайд МАЗов Euro-6 пополнился четырехосным самосвалом.

Это уже четвертый МАЗ экологического уровня Euro-6, третий МАЗ с новым дизайном, второй МАЗ с «топовым» мерседесовским двигателем OM471 и первый четырехосник в СНГ, соответствующий стандартам Euro-6.

01. Об эволюции МАЗовских четырехосников мы уже подробно рассказывали. Теперь она вышла на новый виток. Обозначение новинки — МАЗ-6516М9-620. Изучаем эту машину в стиле М-Парк Осмотра.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

02. Первым грузовиком минской марки, на который установили двигатель OM471, был седельный тягач МАЗ-5440М9, впервые представленный в августе 2014 года. Новым было все, не только двигатель. Для флагманского дальнобойного тягача полностью переработали шасси и дизайн.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

03. Дизайн, кстати, «подвязан», прежде всего, к двигателю, а именно — к ширине его радиатора и требованиям к соблюдению определенных температур, которые должны быть обеспечены в пространстве над двигателем, перед ним, и за ним. Отсюда столь заметная разница с серийными МАЗами. Самосвал полностью унаследовал новый фронтальный облик.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

04. А вот кабина здесь другой модификации — короткая с низкой крышей. Как и у тягача, штампованные элементы и усилители этих элементов теперь другие. Поэтому, несмотря на общую схожесть контуров с серийными МАЗами, эта кабина — нового поколения, более технологичная в производстве.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

05. Осмотрим ее «навеску». Узнаете зеркала? Да, вам не показалось. Такие же, как у IVECO Stralis / Trakker. Они пока куплены у испанской фирмы Ficosa, которая поставляет их на конвейер IVECO.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

06. В перспективе планируют наладить производство своих. И первые шаги уже сделаны: дополнительное зеркало — продукт УП «Универсал Бобруйск».
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

07. Тандемные стеклоочистители тоже отечественные. Изготовитель — ЗАО «Белробот» из Минской области.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

08. Передняя оптика здесь, как и у тягача, полностью линзовая, фирмы Hella.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

09. Задние фонари тоже нового дизайна, и, как положено самосвалу, обрамлены защитной решеткой.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

10. Шины на первом образце использованы словацкие — Matador Hector 315/80 R22.5.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

11. Вообще, европейских комплектующих здесь уйма. Например, передние рессоры специально для этого самосвала изготовила бельгийская фирма Weweler-Colaert. Прежде рессоры этого поставщика МАЗ использовал только для болидов своей раллийной команды.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

12. Теперь откинем кабину.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

13. Привод опрокидывания пока выполнен ручным.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

14. У неподготовленного водителя будет шок. Столько коммуникаций в моторном отсеке МАЗов отродясь не было. Для соблюдения норм Euro-6 нужна масса электроники и дополнительных систем. Отсюда изобилие трубок и шлангов. Попутно надо отметить высокое качество укладки проводки.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

15. Интересный нюанс — фальшрешетка поднимается вместе с боковыми дефлекторами. Такое решение впервые применено на МАЗах.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

16. Доступ к точкам обслуживания и правда улучшился. Правда, в пространстве за фальшрешеткой радиатора тоже непривычно много проводов. Компоновка этой зоны существенно отличается от других МАЗов.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

17. Теперь поднимемся в кабину. Непривычно видеть горловину бачка омывателя у верхней ступеньки. Компоновка МАЗов уровня Euro-6 очень сильно отличается даже от Euro-5.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

18. «Дверная карта» здесь новая. Подлокотники стали удобнее, электростеклоподъемники уже в базе.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

19. Приборная панель на 90% аналогична тягачу Euro-6. Вполне качественный пластик, плавные контуры. Руль пока стоит мерседесовский, но уже существуют эскизы своего будущего оригинального рулевого колеса.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

20. Отличия самосвальной панели от панели тягача заключается только в наличии нескольких дополнительных клавиш в нижнем ряду. Сами клавиши, кстати, стали более эргономичными.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

21. Полок для документов теперь целых две. Появился и удобный подстаканник.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

22. «Штурману», если таковой окажется в кабине самосвала, тоже можно будет воспользоваться этими полочками.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

23. Под потолком над водительским местом также появился ряд клавиш.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

24. Впервые на самосвалах МАЗ — шторка ветрового стекла, оснащённая электроприводом. Управляется она как раз с того верхнего блока клавиш.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

25. Под потолком также появились дополнительные вещевые ниши. Волне удобные, кстати, и достаточно глубокие.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

26. Хоть кабина и короткая, но спальная полка в ней есть.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

27. Чтобы привести ее в горизонтальное положение необходимо сложить сиденья. Для короткокабинного самосвала спальное место получилось вполне приличное. И материал для обивки смогли подобрать вполне качественный.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

28. А вот для основной кабинной шторы я бы настоятельно рекомендовал подобрать другую, более плотную ткань. Нынешний вариант уж совсем тоненький, и пропускает много лишнего света.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

29. Даже дополнительная, опускающаяся сверху солнцезащитная шторка, не обеспечивает должного уровня затемнения. Надеюсь, на серийных машинах ткань будет уже поплотнее.
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

30. Когда же серия? Пока об этом говорить рано. Скорее всего, даже не нынешний год. Почему?
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

Потому, что сделать грузовик уровня Euro-6 означает не только «поставить другой двигатель под кабину». Для этого необходимо серьезно перекомпоновать практически все агрегаты, «подружить» их друг с другом, и отладить работу… программного обеспечения. Да-да! МАЗ Euro-6, впрочем, как и любой другой подобный грузовик уже полу-автомобиль / полу-компьютер на колесах. Кстати, почти весь «софт» МАЗ пишет сам.

А дальше необходим большой объем испытаний — сначала внутренних, а затем и европейских, причем, на территории самой Европы с выдачей европейских же сертификатов соответствия.

Вся это работа требует большого количества времени. Огромную часть этой работы МАЗ уже проделал, но это еще далеко не все. Работают. Задача — предоставить европейским потребителям уже отлаженный продукт.

Все опытные образцы МАЗов уровня Euro-6 пока следует рассматривать, как машины-агрегатоносители для испытаний. Именно поэтому можно простить некоторые огрехи в подгонке панелей или выборе ткани для шторы. Начнется серия — качество вырастет еще.

31. Конечно, это будет мелкая серия, скорее всего, даже не конвейерная, а стапельная сборка, но смелые амбиции минчан «застолбиться» на престижном европейском рынке заслуживают всяческого уважения. МАЗ первым в СНГ начал строить грузовики уровня Euro-6 и пока остается единственным отечественным производителем, результаты чьей работы по этому направлению можно «пощупать».
МАЗ-6516М9 c "сердцем" Mercedes-Benz Euro-6. Детальный обзор

Когда-нибудь нормы Euro-6 придут и в страны СНГ, а к тому (еще пока далёкому) моменту евронаработки МАЗу ой как пригодятся.

У МАЗа уже есть четыре модели Euro-6, а в самое ближайшее время появятся новые версии для еврорынка. Мы следим за развитием событий :)

Самосвал европейской направленностиМАЗ-6516M9-620 по технической начинке, исполнению и комфорту можно смело называть «EuroMAZ»

Производитель: Минский автомобильный завод (Белоруссия)
Модель: МАЗ-6516M9-620

Андрей Филиппов, фото автора

Переориентация Минского автозавода на новые рынки сбыта видна невооруженным глазом. Его новые автокраны экспонируются на выставке «Bauma 2016» в Германии, а автобусы с двигателями Euro 6 демонстрируются в Польше, где, кстати, планируется начать сборку машинокомплектов МАЗ. Да и новое семейство грузовиков 5 поколения, доводка которого в настоящее время идёт полным ходом, в принципе не рассчитано на применение моторов с экологическим стандартом ниже Euro 6. Так неужели МАЗ настолько стал уверен в собственных силах, что завоевание европейского рынка перешло из разряда пожеланий и планов в фазу внедрения?

Для тест-драйва мы взяли настоящего «европейца» как по технической начинке (двигатель и коробка передач несут на себе эмблему с трёхлучёвой звездой), так и по рыночной ориентации – машина до сих пор так и не была презентована на российском рынке. И хотя строительная выставка «СТТ-2016» завершилась буквально за неделю до наших заездов, МАЗ-6516M9 на ней так и не показали. Слишком хороша машина или бесперспективен рынок, попробуем разобраться.

Всему голова

Грузовик определяет кабина. Можно поставить интереснейший кузов, можно создать оригинальное шасси, но всё равно идентификация техники идёт в первую очередь по кабине, а потом уже по всему остальному. На МАЗе об этом знают не понаслышке – их разработкой пользовались и пользуются МАЗ-МАН, МЗКТ, да и некоторые другие предприятия. Так что неудивительно, что 5-е поколение, открывающее на автозаводе страницу техники стандарта Euro 6 получило свою собственную кабину.

Кстати, именно необходимость соответствовать этим стандартам, заставила поменять не только внешний облик кабины, но и полностью переработать её конструкцию – технические требования двигателей Euro 6 просто невозможно было вписать в имеющуюся компоновку.

Несмотря на похожие внешние обводы, кабина создана заново, все штампованные элементы здесь новые. Дизайнеры поработали на славу, не узнать в машине МАЗ невозможно, но и спутать его с предыдущим поколением тоже вряд ли получится.

На самосвале установлена самая компактная из возможных кабин – короткая, с низкой крышей. Впрочем, по традиции, в ней присутствует откидная полка на задней стенке, так что вопросов с ночёвкой в случае необходимости не возникнет.

На «капитанский мостик» ведут четыре ступеньки – высоковато, но помогают удобные поручни. Впрочем, по-другому с новым мотором и не получится. Даже при такой высоте внутри заметно выступает моторный кожух, разделяя кабину на две части: шофёрский кокпит и место пассажира. Кресло последнего, кстати, идентично тому, что установлено для водителя. При нынешней тенденции совершать рейсы в одиночку чаще всего оно будет пустовать, и всё же, всё же…

Внутри от старого доброго МАЗа не осталось ровным счётом ничего. Всё это прекрасно видно на фото, так что отмечу лишь, что в движении даже по неровностям панели не издают никаких звуков, хотя пробег самосвала измеряется уже десятками тысяч километров.

Не могу не отметить новую панель приборов, а вернее её новый ЖК-монитор бортового компьютера. На нём в полном соответствии с современными тенденциями отображается вся возможная информация об автомобиле, от уровня AdBlue в баке до задействованных на данный момент блокировок дифференциала или технических неисправностей. Весьма наглядно и удобно.

Дабы закрыть вопрос о кабине – она собственной разработки, ни с чего не скопирована и зарубежные дизайнеры в определении концепции экстерьера и интерьера не участвовали. Что же касается некоего сходства отдельных элементов с различными европейскими аналогами – тенденции дизайна во всём мире одинаковы, и было бы странно, если тягачи Большой семёрки выглядели похоже, а МАЗ вдруг резко выделился из толпы. Не то время для экспериментов.

Дела железные

А теперь самое время заглянуть под кабину. Увы, электропривод пока не предусмотрен, так что 94 качка монтажкой и вот оно – моторное царство!

В принципе, действие сие вам понадобится только для одной цели – полюбоваться на лучшее на данный момент творение немецких моторостроителей – двигатель Mercedes-Benz OM 471. Копаться в нём в познавательных целях, а тем более лезть с ключом и отверткой я бы настоятельно не рекомендовал, сэкономить таким образом вряд ли получится. Так что подъём кабины водителем, по идее, будет одноразовым действием: поднял – посмотрел – опустил – забыл. Возможно, из таких соображений не стали устанавливать и электропривод кабины. К слову, опускается кабина всего за 54 качка.

Не могу не отметить, что количество систем, связанных с обеспечением норм Euro 6 уже сейчас находится на пределе разумного. Тот же глушитель по своим размерам лишь немногим уступает инструментальному ящику рачительных дальнобойщиков, ходивших в рейсы на лобастых МАЗ-500, а у них запас деталей был ого-го!

Кстати, именно из-за столь большого количества дополнительных систем на самосвале не удалось пристроить полноценный топливный бак. Вместо него на машине установлена 300-литровая «пивная кружка». Вряд ли такой вариант устроит эксплуатационников, так что не исключена дальнейшая перекомпоновка.

При разговоре о подвеске основное, что нужно помнить, – самосвал предназначен для работы в условия городских строек либо на объектах, оснащённых подъездными дорогами с твёрдым покрытием (это видно и без уточнений по низкому переднему пластиковому бамперу и небольшому клиренсу). Значит, никаких карьеров, луж по колено и прочих прелестей строек первой очереди видеть ему не придётся. Поэтому для МАЗ-6516M9 была выбрана колёсная формула 8х4 с двумя передними управляемыми осями и компактной колёсной базой – всего 2600 мм между 2- и 3-й осью. В принципе, на случай природных катаклизмов самосвал оснащён межколёсной и межосевой блокировками, так что стандартный вседорожный арсенал на машине присутствует.

Обут тестируемый самосвал был в шины Matador Hector 315 / 80 R22.5 родом из Словакии. Никаких вопросов к ним ни от нас, ни от испытателей не образовалось.

Пожалуй, самым стандартным элементом конструкции является кузов – классическая прямоугольная платформа с задним бортом на верхней навеске. Его вместимость – 21 м3. Разумеется, что ни о каком естественном подогреве кузова от выхлопа Euro 6 речь не идёт, но конструкторы предусмотрели дополнительную систему с догревателем, которая обеспечит необходимую температуру.

Единственное, о чём не получится рассказать, – это о сервисе и гарантиях. Впрочем, судя по тому, что техническая начинка МАЗ-6516M9 очень близка к новейшему Mecedes-Benz Actros MP4, то обслуживать самосвал всё же придётся на фирменном сервисе, а следовательно, и с надёжностью, и с гарантий всё должно быть хорошо…

Парить над трассой!

Попасть за руль самосвала МАЗ-6516M9 мы пытались почти год. Машина уже была сфотографирована со всех сторон, изучены технические характеристики и известны цели и задачи, которые конструкторы закладывали в новое семейство, но управлять новым МАЗом нам не разрешали. «Это почти прототип – ждите!», – ответ минчан был неизменным и неумолимым. И вот – свершилось. После череды демонстраций на внутрибелорусских мероприятиях нам доверили ключи от мира Euro 6. Ну, держитесь!

Как я и сказал, в кабине от привычного МАЗа только эмблема на руле (да и то другая), но адаптируюсь быстро. Главное – отрешиться от мысли, что ты в МАЗе, и тогда все необходимые клавиши и переключатели найдутся интуитивно – они там, где ими удобно пользоваться, а не там, куда их много лет назад воткнули технологи.

В два движения подгоняю кресло (регулировок масса, но мне для короткого рейса и минимального комфорта хватит), настраиваю руль (он наконец-то стал меньшего размера, ибо взят от… Mercedes-Benz) и, пристегнув ремень безопасности (сопровождающий настороженно покосился, но ничего не сказал), начинаю поиск кнопок переключения передач (обычно они у МАЗов на виду). Ну да, верно: никаких кнопок и тумблеров я не нашёл, ибо АКП здесь не традиционная для МАЗов Allisson, а самый настоящий Mercedes-Benz и управление ею выведено на правый подрулевой переключатель. Далее всё логично: барашек с буквами «R», «N», «D» и кнопка на торце с возможностью выбора автоматического или ручного переключения. Да, если потянуть рычаг на себя, поочередно включаются четыре ступени ретардера. Вперёд!

Разумеется, погонять на опытном образце с двадцатью тоннами гравия или песка за плечами нам не разрешили (а жаль!), а вот в порожнем состоянии – все дороги открыты. Так как стезя самосвалов не автобаны, а строительные дороги всех мастей, выбираю для драйва узкую асфальтированную дорожку и изрядный кусок укатанной гравийки.

Порожний МАЗ-6516M9 скорость набирает достаточно быстро. Вроде только тронулся, а на спидометре уже 60 км / ч и стрелка продолжает своё монотонное движение по циферблату. Моменты переключения передач хоть и заметны, но для такой махины совершенно не критично. Тем более что при нынешнем городском трафике, а пластиковый обвес, небольшой клиренс и отсутствие переднего привода как бы намекают, что это машина не для бездорожья, АКП однозначно предпочтительнее МКП как в плане комфорта, так и в плане ходимости.

Замедление такое же адекватное, причём сначала ожидаемое воздействие ретардера не ощущается, но как только ты собираешься задействовать основную систему, нажав на педаль тормоза, машина начинает эффективно замедляться – нюанс, к которому быстро привыкаешь. Кстати, в один из заездов я зазевался и к 90°-ному повороту подошёл километров на 30 быстрее, чем надо – собрался было пройти перекресток прямо, но четвёртая степень ретардера и лёгкое касание педали тормоза позволили без напряга заправить 25-тонник в поворот.

По асфальту самосвал едет как паровоз по рельсам, по крайней мере, я не заметил никакой необходимости подруливать. Впрочем, это было вполне ожидаемо. А вот неровная гравийка с разбросанными в шахматно-хаотичном порядке ямами и буграми заставляет сконцентрироваться и постоянно подруливать. А чего вы хотели, на спидометре 60 км / ч, да ещё и электроника постоянно пытается помочь гонщику за рулём, не совсем понимая почему это у самосвала то одно, то другое колесо повисает в воздухе. Лечится такое поведение МАЗ-6516M9 переходом из режима «тест» в режим «жизнь», на скорости 45 км / ч вопрос снимается сам собой.

Обзор вокруг – 5 баллов, обзор в зеркала – 5 баллов, ощущение габаритов – 5 баллов, манёвренность – неудовлетворительно… шутка – тоже 5 баллов. Кстати, для четырёхосника машинка крутится на ограниченных территориях на удивление хорошо. Единственное, я опасался съехать в рыхлый песок, и потому разворачивался в два приёма. Когда же за руль сел штатный водитель-испытатель, намотавший на МАЗ-6516M9 не одну тысячу километров, то он в тех же местах разворачивался сразу – привычка, однако.

А ещё самосвал показался очень комфортным. Вибрации, тряска, подскоки на ямах – всё это не про наш четырёхосник. Я даже представить не могу, насколько ещё вырастет плавность хода, когда над 21-кубовым кузовом вырастет шапка из песка или грунта.

Из того, над чем стоит ещё поработать, отмечу шумоизоляцию кабины. Хотя мы разговаривали, не повышая голоса, испытатели отмечают, что на дальних перегонах звук двигателя становится назойливым.

Возможно, вы ждёте журналистской въедливости и ложки дёгтя, но кривить душой не буду – это НЕ МАЗ. По крайней мере, по ощущениям за рулём – это «европеец». Да, не флагманская модификация со всевозможными приставками «ТОП», но и не голый бюджетник, у которого от именитого бренда только эмблема на передней маске. Крепкий середнячок. Разумеется, речь сейчас не идёт о надёжности, сервисе и т.д и т.п. – это тема другого разговора, речь об ощущении водителя, управляющего самосвалом МАЗ-6516M9. Зачёт, парни!

Широким фронтом

Итак, какие же выводы можно сделать после плотного знакомства с МАЗ-6516M9? Проект? Прожект?

Коли говорить о впечатлении от машины – это, безусловно, перспективный проект. Если все автомобили семейства по своей технической начинке, исполнению и комфорту такие же, как протестированный самосвал, то 5-е поколение по аналогии с «суперМАЗом» можно смело называть «EuroMAZ» – очень достойно.

Если же говорить о завоевании Европы, то это хоть и не прожект, но и реальным проектом такие планы назвать нельзя. Европа слишком консервативна, чтобы просто взять и поверить в возникший из ниоткуда бренд MAZ и начать его поголовную закупку. Похоже, на МАЗе это прекрасно понимают, и столь упорное нежелание пускать нас за руль новинки имеет простое объяснение – белорусы не готовы были показать сырой проект. Для них новое семейство – огромная ставка и вывод его на рынок не должен сопровождаться никаким негативом. Стремление похвальное и, надо отдать должное, пока минчанам все удаётся. Посмотрим, как себя покажут седельный тягач МАЗ-5440M9 (4х2) и шасси МАЗ-6312M7 (6х4).

Что же касается нашего рынка, то, несомненно, EuroMAZ придёт и сюда. Судя по начинке, это вряд ли будет смена нынешнего поколения. Скорее, МАЗ попробует закрепиться с новинкой в более высоком ценовом сегменте, где-то между новым КАМАЗом и бюджетными «европейцами», и насколько удачно EuroMAZ выйдет на российские просторы, будет зависеть от множества факторов, в том числе и от политики по внедрению в России экологических норм Euro 6.

Впрочем, планы по запуску в серийное производство 5-го поколения пока не изменились – не ранее середины 2017 года. Так что время есть, поживём – увидим?

 

Автомобиль на тест предоставила компания ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»

Техническая характеристика автомобиля МАЗ-6516М9-620
Параметр Значение
Колёсная формула 8х4
Полная масса, кг 41 000
Снаряжённая масса, кг 15 075
Грузоподъёмность, кг 25 925
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-/ 4-ю оси, кг 7500/ 7500/ 13 000/ 13 000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Mercedes-Benz OM471
Турбодизель, I-6, Euro 6
12 809
476 при 1800 мин-1
2300 при 1100 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
Mercedes-Benz G281-12 New AMT
Автоматическая, роботизированная
12/ 2
Подвеска Рессорная со стабилизаторами поперечной устойчивости
Тормозная система Пневматическая с ABS и ASR
Шины Matador Hector 315/80 R22.5
Вместимость топливного бака, л 300

МАЗ 6516: цена МАЗ 6516, технические характеристики МАЗ 6516, фото, отзывы, видео

Отзывы владельцев МАЗ 6516

МАЗ 6516, 2011 г

Вполне нормальная машина. В эксплуатации на фирме МАЗ 6516 уже 2 года и 60 тыс. км. Двигатель очень мощный, тянет груженый в карьере 15 тонн спокойно. Изначально расход не радовал – было около 70 литров, видать притирался. Сейчас расход больше 50-55 не заходит при самых больших нагрузках. А пустой МАЗ 6516 так вообще кушает 39-41 л. Все узлы и агрегаты нужно при новой машине затянуть. И дальше не будет проблем. Ну и, конечно же, смазывать всё вовремя. В остальном машина достойная. Лучше китайца, я считаю.

   Достоинства: надежный, если следить. Тяговитый двигатель. Грузоподъемность.

   Недостатки: серьезных нет. Есть мелкие недоработки.

  Виктор, Москва


МАЗ 6516, 2012 г

Эксплуатируем такие самосвалы полгода. Из недостатков — резина «белшина» не очень. Берем за место нее «Бонтаир» китайскую карьерную. Расходует МАЗ 6516 литров 50-60, зависит от дороги. Быстро не ездим, 60-70 свыше расход значительно увеличивается. Берем 30-33 тонны. Были, конечно, такие которые притаскивали и по 43 тонны, потом мучились с бортовыми. Новые машины, будто от руки закручивали, постоянно нужно тянуть их. Диски лопались, начали ставить «Камазовские» и все стало хорошо. Меняли рулевые пальцы на 30 тысячах на двух машинах. На одной из машин насос потек, как только купили, поменяли прокладку и все отлично. После 10 тысяч мост загудел, меняли подшипник. На нескольких МАЗ 6516 водители прозевали болты на реактивных тягах. Замки на борта периодически то ломаются, то клинят. Вообще машины ничего, если их частенько протягивать. Зимой заводятся без проблем. Мотор мощный, коробка тоже не плохая.

   Достоинства: в отзыве.

   Недостатки: в отзыве.

  Андрей, Москва


МАЗ 6516, 2012 г

Эксплуатируем МАЗ 6516, коробка Китай, двигатель ЯМЗ-650, пробег 38 тыс. км. Особых проблем не было. Родная резина слабая — сразу поменяли на «Каму» бескамерную. Возим по 30-35 тонн, тяги мотора хватает с запасом, тормоза с такой массой греются, но колодки еще не меняли. Пару раз были проблемы в электронике — не показывал датчик давления масла, и по зиме пару раз прихватывало тормоза. На рулевых тягах поменяли три наконечника — разбило. Переднюю резину ест неравномерно, но думаю тысяч 60 отходит. Расходует МАЗ 6516 не больше 50.

   Достоинства: кабина. Мотор. Расход.

   Недостатки: мелкие проблемы с электроникой.

  Фарид, Москва

 

МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций

МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

Четырехосники 8х4 занимают промежуточное положение между классическими самыми массовыми дорожными строительными грузовиками с колесной формулой 6х4 и высокопроизводительными, но дорогими и редкими Пятиногами.

Четырехосники — достаточно популярный сегмент рынка, и почти каждый производитель грузовиков старается застолбить в нем себе местечко. Обосновался в этой рыночной нише и МАЗ.

01. Сегодня МАЗы с колесной формулой 8х4 — уже привычное явление, и воспринимаются они как нечто само собой разумеющееся. Но так было далеко не всегда. МАЗовская четырехоска долго и с трудом пробивала себе путь на конвейер. Давайте вспомним, как это было.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

Сперва небольшая предыстория.

Ремарка М-Парка

02. МАЗы с колесной формулой 8х4 были задуманы еще в середине 1960-х. Уже тогда четырехоски были включены в перспективный типаж 500-го семейства. Вот фрагмент этого типажа. Однако советская планово-экономическая система накладывала массу ограничений, и четырехосным «пятисотым» не суждено было появиться на свет.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

03. МАЗ-500 с колесной формулой 8х4 мог бы выглядеть примерно как то так. Но эта машина не имеет никакого отношения к МАЗу. Это экспериментальный НАМИ-0145, построенный на агрегатах Уральского автозавода в 1970 году.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

Справедливости ради надо отметить, что вообще ни один советский автозавод, пока существовал СССР, так и не освоил серийный выпуск гражданских четырехосных строительных грузовиков. Однако после распада страны рынок предоставил автозаводам выбор. Казалось бы «Давай МАЗ, вперёд!», но МАЗ совсем не спешил…

04. Первым сориентировался отделившийся от МАЗа Минский завод колесных тягачей. Уже в 1994 году был готов опытный четырехосник МЗКТ-6515. В 1995-м стартовало его серийное производство. Модель, пережив несколько модернизаций, примерив несколько вариантов кузовов, почти два десятилетия присутствовала в программе.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

05. В 1996 году свою четырехоску представил КАМАЗ. Приделав четвертую ось к 15-тоннику КАМАЗ-65115 Челны сделали самосвал грузоподъемностью 18,5 т и получили дополнительный вариант шасси для спецнадстроек. Называлась эта машина КАМАЗ-6540.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг
Фото Сергея АНДРЕЕВА

06. Но против камазовского 18,5-тонника МАЗ легко мог выставить свой 20-тонный трехосник МАЗ-5516. И КАМАЗ делает прямого конкурента для МАЗовского трехосного хита и… очень быстро на базе нового семейства 6520 строит четырехосную версию. Новый 25-тонный четырехосный КАМАЗ-65201 с 2000-го года уже продается. С этой моделью КАМАЗу даже удалось проникнуть на сугубо домашний белорусский рынок МАЗа. Например, этот КАМАЗ-65201 работал в Гродно.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

07. Дальше конкуренция только растет. Кременчугский автозавод с ноября 2004 года серийно производит свои новые четырехосники КрАЗ-7133С4.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

08. В 2004 году новый отечественный производитель грузовиков Yarovit строит в Минске опытные образцы своих четырехосных самосвалов. В 2005 году в Санкт-Петербурге начнется их пусть и мелко-, но все же серийная сборка. МАЗ все еще «не чешется»…
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

09. На выставке СТТ’2006 свой 25-тонный четырехосный самосвал показал автозавод «Урал». Этот грузовик, получивший индекс Урал-6563, грубо говоря, был наследником идей, заложенных в прототип НАМИ-0145.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

Таким образом, к 2006 году все (!) отечественные автозаводы уже имели в программе четырехосное народнохозяйственное шасси. Все, кроме МАЗа….

10. И вот, наконец, в 2007 году случается чудо. МАЗ наконец-то сподобился сделать свой четырехосник. Последним из всех автозаводов СНГ. Ну почему так долго тянули? А ведь к тому времени в сегменте уже прочно обосновались еще и европейцы с китайцами.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

11. Под кабиной у МАЗ-6516А8-321 был установлен 8-цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-6581.10 мощностью 400 л.с., агрегатированный со сцеплением MFZ-430 и 12-ступенчатой китайской коробкой передач Shaanxi 12JS200TA. Грузоподъемность самосвала составляла 25 т при общей массе 41 т.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

12. Новую модель сложно было вписать в МАЗовский технологический цикл сборки, поэтому четырехосников собирали немного, а потом вообще «отдали на аутсорсинг». С лета 2009 года сборкой МАЗов 8х4 занялось СП ЗАО «МАЗ-МАН».
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг
Фото Константина ЗАКУРДАЕВА

13. Однако рынок эту машину принял очень хорошо. Например, этот экземпляр строил олимпийские объекты в Сочи.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

14. А этот, зарегистрированный аж во Владивостоке, работал в Москве.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

15. Этот МАЗ-6516А8 освоился в Туркмении.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

16. В 2010 году четырехосному семейству грузовиков МАЗ придали новый импульс, проведя их модернизацию. Перераспределили нагрузку на мосты, увеличив расстояние между передними осями с 1600 до 2030 мм, стали «примерять» новые двигатели и кузова.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

17. Первой ласточкой модернизированного семейства стал МАЗ-6516V8-520 с U-образной платформой и 400-сильным двигателем MAN D2066 LF41 уровня Euro-5. Кстати, это был первый белорусский самосвал, который вытянули на «евро-пятые» нормы.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг
Фото Максима ШЕЛЕПЕНКОВА

18. Затем начала потихоньку меняться внешность. Сперва установили рестайлинговую переднюю маску, но со «старым» бампером.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

19. С полностью новой внешностью четырехосник предстал в 2011 году. Это выставочный вариант под индексом МАЗ-6516W8-420-000 и с 400-сильным дизелем Cummins ISLe 400 40.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

20. На серийных машинах бампер, окрашенный в цвет кабины, почти не встречается. Хотя с точки зрения практичности, пожалуй, это даже лучше. Это модификация МАЗ-6516В9-480-000. Внешне выглядит почти так же, но двигатель другой — ЯМЗ-651.10.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

21. В прошлом году семейство пополнилось новой модификацией МАЗ-6516B9-481-000 с кузовом «немножко» увеличенной вместимости. МАЗ, поддавшись тренду, заданному китайцами и КАМАЗом, нынче сильно увлекся самосвальными кузовами монструозных объемов. Этот вариант «соблазна самосвальщика» — еще одно проявление, на наш взгляд, мягко говоря, нездорового увлечения, провоцирующего перегруз со всеми вытекающими.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

А что насчет спецтехники на МАЗовских четырехосных шасси? Она существует, но, на удивление, ее почему то сих пор очень мало.

22. Первую спецмашину представили в 2010 году. Автокран КС-6571BY с модной овоидной стрелой грузоподъемностью 40 т построили на «Могилевтрансмаше» — филиале МАЗа. Однако, судя по всему, в серию машина не пошла.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг
Фото Андрея ФИЛИППОВА

23. Вторым вариантом стал южнокорейский бетононасос Everdigm 43CX-5, который «Могилевтрансмаш» смонтировал на длиннобазном МАЗ-6516. Такому спецварианту присвоили собственный индекс МАЗ-693269, но и эта машина осталась единичным экземпляром. Однако с компанией Everdigm сотрудничество у МАЗа на некоторый период все же сложилось.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг
Фото Сергея ЛИПСКОГО

Пожарные четырехосные МАЗы пусть и в небольшом количестве, но все же увидели серию, причем с двумя вариантами спецнадстроек, поставщиком которых выступил Everdigm.

24. Коленчатый подъемник Everdigm ЕАР481004 на том же «Могилевтрансмаше» установили на удлиненное шасси МАЗ-6516 и несколько таких машин уже под обозначением АКП-48 поступили в белорусское МЧС.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг
Фото Сергея ЛИПСКОГО

25. Второй пожарный четырехосный МАЗ — это автолестница. Опять же южнокорейская, Everdigm ERL52, смонтированная там же, в Могилеве. Отечественный индекс — АЛ-52. Этот экземпляр несет службу в Гродно.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

26. Есть еще один весьма экзотический МАЗовский четырехосник — это смонтированная на шасси МАЗ-6516В9 немецкая измельчительная установка Jenz НЕМ 561DQ в паре с мозырьским манипулятором М75-05. Собран этот спецавтомобиль опять же в МАЗовском «кузовном ателье» — «Могилевтрансмаше», потому у машины есть собственный отраслевой индекс — МАЗ-694469. Работает этот агрегат в Вилейском лесхозе.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг
Фото Сергея ЛИПСКОГО

27. Но главной специализацией МАЗовских четырехосников пока остается самосвальная.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

29. UPD 08.02.2016. В 2016 году эволюция МАЗовских четырехосников шагнула на новый виток. Был представлен четырехосный самосвал, соответствующий экологическому стандарту Euro-6. Его индекс МАЗ-6516М9-620. Подробный рассказ о нём здесь.
МАЗ. Грузовики 8х4. Эволюция конструкций 2007-2015 гг

Странно, что нет ни одной бетономешалки или кюветного эвакуатора, смонтированных на шасси МАЗ с колесной формулой 8х4. Однако, отрадно, что четырехосные МАЗы, пусть и не быстро, но все же увидели свет. Но все равно их меньше, чем могло бы быть. Может, пора задуматься над тем, чтобы активизировать работу со сторонними «бодибилдерами»?

Но­вое се­мейство че­тырех­ос­ных са­мо­сва­лов МАЗ-6516А8

П. Гаманьков, фото автора

На сегодняшний день четырехосные самосвалы пользуются в России устойчивым и даже повышенным спросом. Поэтому только ленивый китаец не собирает подобные грузовики. А ленивых китайцев встречать мне не доводилось. Вот отечественные дороги и заполонила техника из Поднебесной, в том числе с колесной формулой 8×4. Появился повод поговорить не о «китайцах». На Минском автомобильном заводе приступают к производству нового семейства четырехосных самосвалов МАЗ-6516А8. И один из первых экземпляров попал к нам на тест.

На первый-второй рассчитайсь!

На сегодняшний день отечественная четырехосная техника не в состоянии конкурировать с азиатским нашествием. Разберемся, что мы можем противопоставить десяткам китайских автозаводов и сотням тысяч выпускаемых грузовиков 8×4?

Основным защитником «наших» интересов должен был стать Камский автозавод, но четырехосный КамАЗ-6540 оказался неудачным и не получил должной популярности у эксплуатационников. Его грузоподъемность вписывается в существующее российское законодательство, ограничивающее нагрузку на ось. Но 18 т – очень мало для четырехосника.

Новая передняя панель удобна и информативна. В наследство от старой остался только жесткий пластик

Самосвалы Минского завода колесных тягачей и «Яровиты», которые хоть как-то да представлены на российском рынке, выпускаются слишком малыми партиями, чтобы составить реальную конкуренцию китайским грузовикам 8×4. Значит, вся надежда только на крупные заводы – МАЗ и УралАЗ. Но на последний пока рассчитывать не приходится – за Уралом только приступают к производству четырехосного самосвала, и когда мы увидим эти машины на российских дорогах, неизвестно. К тому же на уральские самосвалы будут устанавливать китайские мосты FAW. Что же такое МАЗ-6516?

Прежде чем оценивать ходовые качества нового автомобиля, не помешало бы разобраться в особенностях конструкции четырехосника. Усиленная рама самосвала типа «лонжерон в лонжероне» имеет постоянную высоту по всей длине. Высота основного лонжерона 310 мм, внутреннего – 291 мм, толщина каждого лонжерона 8 мм. Сложно, конечно, оценить прочность непосредственно металла, но в целом внешний вид двойной рамы впечатляет.

Основное навесное оборудование мотора на привычных местах

На каждую ось самосвала установлен стабилизатор поперечной устойчивости. Подвеска передних осей четырехрессорная, независимая между осями. Задняя подвеска – рессорно-балансирная, с вертикальным расположением стремянок. Судя по рекламному буклету завода-изготовителя, все перечисленное крепится болтами повышенной прочности. Проверить это пока сложно, поэтому поверим на слово.

Полная масса «зубра» – 41 т, грузоподъемность – 25 т. С такими характеристиками машина «вписывается» в действующее российское законодательство, ограничивающее нагрузки на ось при движении по дорогам общего пользования. Но в отличие от некоторых конкурентов (например, МЗКТ) на МАЗ-6516 предусмотрена возможность установки узлов, позволяющих увеличить грузоподъемность до 30 т, если машина будет эксплуатироваться на технологических дорогах. Объем кузова автомобиля-самосвала составляет 21 м3. На кузов штатно устанавливается механизм свертывания-развертывания тента рамочного типа.

Новое кресло позволяет удобно разместиться за рулем

На машину установлен 8-цилиндровый V-образный силовой агрегат ЯМЗ-6581.10 с турбонагнетателем и непосредственным впрыском топлива мощностью 400 л.с., адаптированный для соответствия требованиям международных экологических норм Euro 3. При рабочем объеме 14,86 л его максимальный крутящий момент составляет 1766 Н·м при 1100–1300 мин-1. Мотор агрегатируется c 12-ступенчатой синхронизированной китайской коробкой передач 12JS200TA.

Подтянулись

МАЗ-6516А8 выглядит весьма симпатично. Хотя, если присмотреться, на машину установлена уже далеко не новая полуторная кабина. По сути, изменили только бампер да установили противотуманные фары. Но даже от такого незначительного лифтинга автомобиль «зазвучал». На первый взгляд кабина установлена очень высоко и забираться в нее будет неудобно. Но это не так. Нижняя ступенька расположена на высоте 570 мм от земли, что, пожалуй, даже очень низко для самосвала. Оторвать ее при движении по стройплощадке пара пустяков, зато доступ в кабину удобный.

Заметно, что салону грузовика было уделено должное внимание. Кабина тестируемого автомобиля имеет одно основное пассажирское сиденье и дополнительное откидное. Водительское кресло оборудовано всеми необходимыми регулировками, включая поясничный упор и регулировку сиденья по весу водителя. По заказу потребителя возможна установка одного спального места.

Даже на грунте четырехосник «в своей колее»

Новая приборная панель отвечает современным требованиям к эргономике грузовика. Придраться можно разве что к неравномерным зазорам на стыках пластмассовых частей панели. Тут ничего не поделаешь – сказываются традиции производства.

Управление МАЗ-6516 не вызывает затруднений. Мощный мотор в сочетании с 12-ступенчатой коробкой позволяет трогаться с места на любой передаче от первой до седьмой. При движении на порожнем грузовике мотор практически моментально «крутится» до 2000 оборотов и «требует» переключения на повышенную передачу. Кстати, синхронизированная КП из Поднебесной оказалась совсем и не «китайской грамотой». Управляться с ней довольно легко, схема переключения простая. Диапазоны в отличие от известных мне китайских КП переключаются привычным флажком на рычаге. Ходы короткие, и с попаданием в нужную передачу практически не возникает проблем. Тут не последнюю роль играет и информативная педаль сцепления. Да и вообще весь педальный узел очень понравился. Мягкая, но четкая педаль тормоза вызывала ассоциации с лучшими европейскими аналогами. Вполне серьезно. При резком нажатии в работу включается ABS, машина останавливается плавно, без рывков.

К нам на испытания попала машина с пробегом, причем работала в сложных карьерных условиях. При этом ни на силовом агрегате и коробке передач, ни на других узлах и агрегатах потеков масла замечено не было. В общем, как и надо, ведь машина почти новая. И если речь идет об отечественной технике, то отсутствие течей обращает на себя внимание. Может, масло уже давно вытекло? Вряд ли. Скорее это говорит об улучшении качества комплектующих.

Рулевое колесо поворачивается без заметных усилий, даже несмотря на дополнительную управляемую ось. Благодаря стабилизаторам поперечной устойчивости даже при максимальной скорости 94 км/ч машина отлично держит прямую. Рулевое управление снабжено аварийным приводом с гидронасосом, установленным на третьем мосту. Благодаря этому даже при неработающем основном гидроусилителе на автомобиле можно будет самостоятельно добраться до сервисной станции или хотя бы обеспечить безопасную остановку в случае отказа ГУР во время движения. При развороте машина оказалась очень маневренной.

Старый знакомый

Несмотря на то что мотор соответствует нормам Euro 3 и оборудован системой Common Rail, яро-славский двигатель внешне очень похож на своих предшественников. По крайней мере, ломать голову, где же на новом агрегате установлен генератор, стартер или масляный фильтр, не придется – почти все навесное оборудование осталось на привычных местах.

Штатно на четырехосный самосвал устанавливается один трехсот-литровый топливный бак, что в общем-то мало для машины такой грузоподъемности. Поэтому по заказу клиента возможна установка увеличенного бака объемом 500 л.

Из-за плотной компоновки узлов и агрегатов для запасного колеса осталось место только на передней стенке грузовой платформы. Решение традиционное, но на деле снять «запаску», особенно когда механизм забьется грязью или снегом, одному водителю очень проблематично.

Приятно познакомиться!

В целом от машины остались положительные впечатления. Мотор имеет сложную конструкцию, но от ужесточения экологических норм никуда не деться. К тому же это все-таки «родной» ярославский силовой агрегат, а значит, с запасными частями проблем возникнуть не должно. Китайская КП пока «темная лошадка», но первые впечатления остались самые хорошие.

Есть надежда и на то, что новый самосвал будет лишен «детских болезней», так как многие детали унифицированы с хорошо зарекомендовавшими себя старыми моделями МАЗа. Да и с конструкцией подвески белорусам удалось не перемудрить – все предельно просто, а значит, надежно.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о