Осаго реформа – Лучше ездишь — меньше платишь — ЦБ предлагает изменить расчет коэффициентов бонус-малус и возраст-стаж, а также расширить тарифный коридор по ОСАГО

Содержание

ОСАГО-2019 — что несет водителям реформа — журнал За рулем

Российских автомобилистов ждет самая серьезная реформа ОСАГО за все время его существования. Территориальный коэффициент и коэффициент мощности предлагают отменить, а вместо этого — рассчитывать персональный коэффициент для каждого водителя по отдельности. Молодым и неопытным полис обойдется дороже, а опытным и аккуратным — дешевле.

В Государственной думе и Совете Федерации прошли слушания по поводу реформы, которую предлагают провести Центральный банк и Министерство финансов. В итоге одни будут платить за страховой полис больше, другие — меньше.

За всех и каждого

Ситуация, когда аккуратный и соблюдающий правила дорожного движения водитель платит в три раза больше алкоголика, который не привык себя хоть в чем-либо ограничивать, поражает воображение масштабами несправедливости и неадекватности существующей формулы расчета цены полиса.

Материалы по теме

Взаимосвязь между тяжестью и количеством нарушений правил и последствиями в виде аварий очевидна. Однако основная тяжесть тарифа ОСАГО ложится сегодня на аккуратных водителей.

Для того чтобы понять происходящее в сфере ОСАГО, надо вспомнить, что было полтора года назад. Именно тогда вступили в действие поправки к Закону об ОСАГО, которые установили приоритет так называемой натуральной формы возмещения — проще говоря, преимущество ремонта автомобиля перед денежной выплатой. Отличие ремонта от выплаты деньгами принципиальное. Например, денежная выплата учитывает амортизацию стоимости запасных частей, в связи с чем почти всегда меньше, чем реальная стоимость ремонта. Если же ремонт осуществляет страховая компания по новым правилам, то используются только новые запасные части. Новые пра

Системная реформа ОСАГО продолжается — Российская газета

1 апреля в медиацентре «Российской газеты» состоялась пресс-конференция президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса и вице-президента Всероссийского союза страховщиков, исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева на тему: «Новая система скидок на ОСАГО».

О новой системе скидок на ОСАГО

В ходе пресс-конференции И.Юргенс подчеркнул, что продолжается системная реформа ОСАГО, в результате которой произошла индивидуализация тарифов, повлекшая за собой падение цены полиса примерно на 6 процентов.

Дальнейшими шагами улучшения положения автовладельцев по отношению к ОСАГО является вступление в силу с 1 апреля нового коэффициента бонус-малус. Он единый, и сроком на один год. Если до вступления новых тарифов в силу, напомнил И.Юргенс, люди, которые были вписаны в ряд полисов, которые долгое время не пользовались автомобилем и вновь стали им пользоваться, в результате теряли свой коэффициент, теряли свои скидки, то с 1 апреля 2019 года такой коэффициент устанавливается один раз в год. Если он был множественным у владельца, то выбирается самый выгодный для него, и присваивается ему на год. Проверить это можно на сайте РСА.

Вторая большая новация, которая тоже вступила в силу с 1 апреля 2019 года, заключается в том, что с этого момента все компании, которые имеют лицензии по ОСАГО, выгружаются в общий барабан, и при заходе на сайт автовладелец может выбрать любую компанию, имеющую этот полис. Как только этот барабан исчерпывается, в среднем это будут сутки, на следующие сутки РСА опять загружает весь набор полисов. И автовладелец, если он не успел купить полис той компании, которую хотел, выждав сутки, может купить нужный ему полис Выгрузка при этом будет осуществляться по федеральной доле. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, такой процесс привнесет успокоение среди страховщиков и скажется на доступности качественной услуги для страхователя.

В ходе пресс-конференции исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Е.Уфимцев коснулся двух технических вопросов. Теперь с 1 апреля для того, чтобы рассчитывать новый КБМ, учитываются те договоры, которые были заключены в течение двух последних лет. Если, например, у человека за два последних года, было несколько договоров ОСАГО, то они берутся за основу. Из них выбирается наименьший КБМ. То есть был договор с КБМ 0,9, был 0,8, 0,7, 0,6 — система выбирает наименьший КБМ — 0,6. Это первая вещь.

Вторая вещь. Только в случае, если у этого водителя были ДТП, делается пересчет и к нему применяется повышающий коэффициент. Если по произошедшим ДТП за последний год  страховщик принял решение, то есть имеется не само ДТП, а акт о страховом случае, оно идет в расчет поэтому КБМ, который установлен с 1 апреля 2019 года. Если же по какой-то причине ДТП произошло, например, в марте, но еще решение по нему не было принято, а будет принято в апреле или в мае, то такой убыток, который закрылся, то есть акт подписан уже в апреле, пойдет на КБМ 2020 года. А сейчас учитываются только те, по которым успели страховые компании, и страхователь принять решение, подписать акт, и произвели расчеты. То есть выбрали КБМ самый минимальный — 0,6. Если не было убытков, человеку амнистия — 0,6, теперь на целый год этот минимальный КБМ. Если по договорам, которые сейчас у него действовали, есть убыток, то в этом случае в соответствии с таблицей, которая по КБМ бонус-малу применяется, делается повышающий коэффициент.

О новых правилах ЦБ продажи полисов страхования жизни

С 1 апреля вступают в силу новые указания Центрального банка о продаже полисов по страхованию жизни. Говоря о новых правилах, Игорь Юргенс напомнил, что Центральный банк это указание выпустил в связи с тем, что у регулирующих органов возникла большая озабоченность, в первую очередь в связи с инвестиционным страхованием жизни, когда тот, кто страхует свою жизнь, участвует так же в инвестиционном доходе компании. Довольно часто страхователь, не до конца понимал, что такое это страхование инвестиционной жизни. Каковы при этом его права и обязанности. Что такое выкупная сумма, получает ли он ее полностью? Что такое процент, который он получает? Сколько процентов? Застраховано ли все это? Сколько процентов ему положено после того, как прошел определенный период, написанный в полисе? Когда действия полиса закончилось, человек приходит за своими деньгами, и оказывается, что он совершенно недопонял условия этого страхования.

В связи с этим во Всероссийском союзе страховщиков приняли свой стандарт по страхованию жизни. Создали памятку обязательную для каждого клиента, в которой он должен был расписаться, тем самым подтвердив, что он понимает, что он покупает. Но Центральный банк счел, что такое раскрытие недостаточно, и выпустил свои указания. Более жесткие, с большим раскрытием многих деталей, которые связаны, в первую очередь, с инвестиционным страхованием жизни. С 1 апреля это указание зарегистрировано в Минюсте, и вступило в силу. И сейчас, видимо, начнутся время от времени проверки страховщиков, по поводу того, как они торгуют этим инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ).

В ходе пресс-конференции Игорь Юргенс высказал свою озабоченность, связанную с тем, что те компании, которые продают этот полис у себя в офисе страховой компании, во-первых, проинформированы ВСС о том, что мы видим эту так называемую опасность мессалина. Во-вторых, они уже подписались под стандартом Всероссийского союза страховщиков, который им предписывает полностью объяснять, что они продают. Но до 70 процентов таких продуктов продается в банках. Те банковские сотрудники, которые встречают клиентов в банке, не обязаны в настоящий момент знать все тонкости. ВСС по взаимному согласию Центрального банка с Ассоциацией банков России и основных банков, договорились о том, что стандарт ВСС будет применяться банками. То есть, что сотрудники банков будут разъяснять при продаже этих полисов сложности этого продукта и все возможные последствия. Но времени, для того чтобы наладить всю эту цепочку пока у ВСС не было. Ассоциация банков России проинформировала ВСС, что она согласна с его позицией, и будет этот стандарт внедрять. Но на добровольной основе. То есть, есть банки, которые присоединятся к этому, а есть банки, которые к этому могут не присоединиться. И тогда те, кто продавал этот продукт, не совсем глубоко объясняя его суть для клиента, так и будут продавать. А ответственность несет, тем не менее, страховая компания. Конечно, ВСС не снимаем ее со страховщиков. Конечно, они должны следить за своим агентом-банком, но здесь есть разрывы и по айти-системам, и по информированию, и просто даже по напечатанию тех памяток, которые должны соответствовать как нашему стандарту, так теперь и стандарту Центрального банка более объемно.

Понимая, что указание Центрального банка вступило в силу,  зарегистрировано Минюстом и стало законом, пользуясь этой встречей, ВСС в лице его президента И.Юргенса попросил провести дополнительные консультации между ВСС, Ассоциациями банков, регулятором для полной ясности в вопросе, что из себя представляет стандарт ВСС и стандарт Центрального банка. Для выяснения всех этих причин, для того чтобы не было недопонимания, для того чтобы все работало хорошо, г-н Юргенс через СМИ обратился к потребителям, быть максимально внимательными, к банкирам быть максимально осторожными и тщательными при объяснении клиенту, что такое страхование жизни, которое покупает в банке клиент и  к Центральному банку и регулирующим органам с тем, чтобы какой-то период, когда все это начинает работать, был не периодом драконовских мер в отношении страховщиков жизни.

Предложения по реформе ОСАГО — журнал За рулем

Наш читатель Василий Зябкин предложил внести поправки в систему ОСАГО, которые упростят жизнь водителям и позволят сэкономить при покупке полиса.

При покупке Е-полиса вместо типографского бланка водитель должен возить с собой распечатку ОСАГО.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Покупая полис ОСАГО, мы обязательно указываем конкретный автомобиль, на котором будем передвигаться. А если эту привязку не делать — ограничиться лишь типом автомобиля и его основными характеристиками? Допустим, у вас права категории В. Значит, покупаете полис ОСАГО на легковую машину и выбираете предельную мощность — чем она больше, тем дороже полис.

Материалы по теме

Таким образом, желающие ездить на потенциально более опасных суперкарах вынуждены будут дополнительно раскошелиться. Хотите сэкономить — покупайте полис на менее мощные машины.

При этом цена полиса, как и сейчас, будет зависеть от нескольких параметров: территориального коэффициента (по месту регистрации водителя), возрастного и периода использования автомобиля.

ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ — ДОРОЖЕ

Второе предложение — изменить схему удорожания или удешевления полиса в зависимости от аварийности. Сейчас понижающие и повышающие коэффициенты (КБМ) при покупке ОСАГО применяют лишь с учетом страховых выплат. Кроме того, если автомобилем управляют несколько водителей, вписанных в полис, то общий КБМ для полиса рассчитывается по наименее надежному. Когда полис привяжут к конкретному водителю, такой несправедливости удастся избежать: каждый отвечает только за себя.

Дополнительно читатель предлагает повышать стоимость полиса за два и более серьезных нарушения ПДД (превышение скорости на 40 км/ч, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора и т. п.). Это приструнит злостных нарушителей, ведь с каждым проступком управлять автомобилем будет все дороже.

Мнение

Денис МАКАРОВ,

руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование»

Реформа ОСАГО сделает тарифы справедливыми — Российская газета

За весь прошлый год, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), страховщиками было подано около 8 тысяч заявлений о мошенничестве, за первое полугодие 2018 года — уже 6 тысяч.

Это говорит, с одной стороны, о том, что страховщики стали гораздо активнее обращаться с заявлениями о мошенничестве в МВД. С другой — о том, что активность мошенников, в том числе «автоюристов», остается высокой, рассказал «РГ» исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Какие регионы остаются проблемными по масштабам деятельности автоюристов и как повлияло на ситуацию введение натурального возмещения в ОСАГО?

Евгений Уфимцев: Наиболее проблемными регионами являются, как и ранее, регионы ЮФО — Ростов, Краснодар, Волгоград. Есть и регионы ЦФО и ПФО, которые вызывают беспокойство из-за активности «автоюристов». Это Воронеж, Липецк, Иваново, Нижний Новгород.

После введения и распространения «натурального» возмещения в ОСАГО мошенникам стало гораздо сложнее получить деньги. Но появились, конечно, и новые лазейки, которыми пользуются «автоюристы». Например, они пользуются тем, что сейчас отсутствуют ГОСТы и утвержденные стандарты качества относительно ремонтных работ. Это позволяет «автоюристам» предъявлять претензии к качеству ремонта практически при любом, сколь угодно высоком уровне исполнения работ по ремонту и далее пользоваться той же схемой, какой они пользуются при взыскании со страховщиков всякого рода «доплат».

Кроме того, есть целый отдельный вид мошенничества, связанный с продажами ОСАГО в электронном виде. Недобросовестные посредники при заполнении формы полиса передают искаженные данные о страхователе, водителе, автомобиле с тем, чтобы снизить стоимость полиса.

«Автоюристы» пользуются отсутствием ГОСТов и утвержденных стандартов качества ремонтных работ

Каких мер сегодня не хватает, чтобы окончательно решить проблему мошенничества в ОСАГО?

Евгений Уфимцев: Вообще существующие сейчас виды мошенничества можно разделить на три группы.

Первая — бытовое мошенничество, когда автовладельцы, получающие выплату по ОСАГО за определенное ДТП, приписывают в качестве последствий этого ДТП повреждения, которые были получены при других обстоятельствах. Для борьбы с этим видом мошенничества нужно продолжать развивать возмещение в натуральной форме. Вторая группа мошенничества — лица, покупающие поддельные полисы ОСАГО потому, что это дешевле. В борьбе с этим видом мошенничества поможет введение штрафов за отсутствие ОСАГО при помощи камер, а также существенное повышение размера этого штрафа. Третья группа мошеннических операций — это, собственно, действия «автоюристов», которые получают существенно завышенные выплаты со страховщиков. Важно отметить, что при этом сам потерпевший в ДТП получает относительно небольшую сумму, все остальное — всевозможные «накрутки», штрафы, пени и т.п. — оседает в карманах «автоюристов». В решении этой проблемы поспособствует либо уменьшение размера штрафов, которые потребитель может взыскать со страховщика, либо изменение нормативных документов таким образом, чтобы 50-процентный штраф по Закону «О защите прав потребителей» взыскивался не в пользу гражданина, а в пользу бюджета.

Как на ситуацию повлияют меры, предлагаемые реформой ОСАГО? Почему нельзя отменять территориальный коэффициент (РСА выступает против)?

Евгений Уфимцев: Реформа ОСАГО предполагает в первую очередь реформирование подхода к определению тарифа на обязательную «автогражданку». В результате этих изменений тариф должен стать более справедливым и зависящим от потенциальной «убыточности» конкретного автовладельца. Предполагается расширение тарифного коридора на 20 процентов вверх и вниз, реформа коэффициента бонус-малус (КБМ) и коэффициентов возраста и стажа (КВС).

Расширение тарифного коридора позволит скорректировать разбалансированность системы ОСАГО, в первую очередь — в региональном разрезе. При этом в конечном итоге повышение тарифа на себе ощутят, по нашим прикидкам, только около 16 процентов водителей, которые сейчас явно недотарифицированы.

Вторая часть реформы включает в себя дополнительные изменения, которые требуется вносить в закон об ОСАГО. Они прописаны в законопроекте минфина, который предполагает кардинальную реформу лимитов возмещения, сроков страхования, а также предполагает изменение подхода к определению коэффициентов.

Предполагается, что коэффициент мощности двигателя и территориальный коэффициент будут вовсе отменены

В частности, предполагается, что коэффициент мощности двигателя и территориальный коэффициент будут вовсе отменены. При этом появится коэффициент «нарушения ПДД» и «коэффициент страховщика». Первый будет применяться по отношению к злостным нарушителям ПДД — тем, кто пересек две сплошные, превысил скорость более чем на 60 км/ч, проехал на красный сигнал светофора, сел за руль пьяным и т.п. Второй будет давать страховщику возможность установить индивидуальную скидку для конкретного водителя.

Согласно свежему варианту поправок, коэффициент мощности будет отменен с 1 сентября 2019 года, а территории — с 1 сентября 2020 года. При этом с 1 сентября 2019 года коридор, в рамках которого страховщики смогут повышать и понижать тариф, составит 30 процентов, а с 1 сентября 2020 года — 40 процентов.

РСА не против отмены территориального коэффициента, но эта отмена должна быть осуществлена своевременно, в соответствии с этапами дорожной карты по либерализации тарифа ОСАГО.

Александр Чистов / Антон Переплетчиков / Евгения Носкова

Для реформы ОСАГО подготовили новые поправки

Комитет Государственной думы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять изменения во втором чтении.

О том, что одобренный комитетом ГД по финансовому рынку вариант реформы ОСАГО значительно отличается от прежних версий, сообщает «Коммерсант». Издание отмечает, что нынешний вариант должен больше понравиться автовладельцам, однако вряд ли он устроит страховщиков.

Документ предполагает, что физические лица (владельцы легковых ТС) по полису ОСАГО будут получать выплаты ущерба в виде ремонта. Исключения останутся только для нескольких случаев, таких как получение увечья или отдалённость сервиса более чем 50 километров от места ДТП или жительства клиента. При этом отмечается, что СТО потерпевший сможет выбирать либо из списка страховой компании, либо самостоятельно (свой выбор необходимо будет согласовать с СК).

Согласно нынешним поправкам, при ремонте по ОСАГО сервисным станциям запрещается пользоваться б/у или восстановленными деталями, то есть при натуральном возмещении ущерба не будет учитываться износ автомобиля. При этом ответственность за ремонт несёт страховщик; гарантия на слесарные работы составляет шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные – один год.

DSC_0039

Клиенты страховых компаний при этом в суде смогут взыскать с компании утрату товарной стоимости автомобиля (УТС). «Ситуация, при которой страховщики оплатят замену старых деталей автомобиля на новые, а потом получат требования недобросовестных юристов о выплате по утрате товарной стоимости, выглядит абсурдной», — комментирует исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Сообщается, что измененные нормы ФЗ об ОСАГО должны заработать весной 2017 года только для держателей новых договоров «автогражданки». При этом ЦБ обещает составить список убыточных регионов, где натуральное возмещение ущерба начнёт действовать в том числе и для ранее купленных полисов. Предположительно их насчитывается около трети от общего количества субъектов РФ. Второе чтение законопроекта должно пройти 10 марта.

repairman sanding plastic car bumper

«С одной стороны, сделан некий шаг вперёд, — отметил президент РСА Игорь Юргенс, — создан заслон неправомерным действиям автоюристов. Но, как всегда, во имя призрачных интересов народа законодатели не разобрались в мелких для потребителя, но важных для рынка деталях – УТС, ПВУ для коллективных ДТП [прямое возмещение убытков – примечание редакции] и прочем». Он добавил, что страховщики предполагали соблюдение соглашения о том, что после запуска обязательных продаж электронных полисов ОСАГО,  ремонтная реформа будет одобрена. «В итоге получили не то и в иные сроки», — пояснил глава союза.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о