Рынок грузоперевозок в 2019 году – Эксперты опасаются, что снижение рынка грузоперевозок ударит по экономике – Новости Центр – АТИ: Система грузоперевозок

Удар по «серому»: что случится с автоперевозками в 2019 году – Автомобильные грузоперевозки – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Рост цен после новогодних праздников – явление, знакомое не только логистам. Впрочем, наступающий 2019-й станет для перевозчиков особенно затратным. На что им придётся раскошелиться и чего они ждут от нового года?

Самые главные перемены, которые окажут существенное влияние на рынок автомобильных грузоперевозок, связаны с ростом налогов, сборов и цен на топливо и другие рсаходные материалы.

Правительство планировало проиндексировать тариф нелюбимой перевозчиками системы в июле 2018 года, однако за несколько дней до индексации Минтранс отложил её, объяснив своё решение стремлением «…усилить контроль за нарушителями и только потом рассматривать изменение тарифа».

Контроль за нарушителями был передан Ространснадзору, и штрафы посыпались как из рога изобилия. С августа по октябрь «Платон» ежемесячно ставил рекорды по количеству зарегистрировавшихся перевозчиков: ездить без бортового устройства стало невыгодно. Иными словами, Минтранс своего добился.

Ожидается, что тариф «Платона» будет проиндексирован 1 июля будущего года.

Дмитрий Медведев анонсировал повышение НДС до 20% в июне этого года. Он поспешил успокоить граждан и подчеркнул, что льготы по социально значимым товарам и услугам будут сохранены. Однако седельные тягачи, полуприцепы, запчасти для грузовиков и горюче-смазочные материалы к таковым не относятся, поэтому перевозчикам стоит подготовиться к росту цен практически на всё, что необходимо для их работы.

Первым ударом по ценам на топливо станет повышение НДС. Вторым – увеличение акциза в 1,5 раза. Оба удара будут нанесены 1 января 2019 года.

В октябре Счетная палата предупредила, что рост цен на топливо, вызванный повышением акциза и НДС, может стать достаточно резким, правда конкретных цифр так и не назвала.

Эксперты прогнозируют рост цен не только на бензин и «дизель», но и на газомоторное топливо. Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев уверен, что цены на эти виды топлива будут расти пропорционально: такая тенденция, по словам эксперта, наблюдается в западных странах. Насколько он прав – покажет время.

Пока судьба федеральной автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК) не решена. Еще не ясно, кто займется её разработкой и внедрением, однако претендентов хватает. Недавно стало известно, что пилотная зона АСВГК может быть запущена в третьем квартале будущего года – об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. Предполагается, что пилотный проект будет действовать 3 месяца.

И хотя никакой конкретики пока нет, уже сейчас понятно, что в обозримом будущем контроль за весом грузовиков будет усилен.

Пользователи системы «Платон» имеют право вычесть из транспортного налога сумму, потраченную на проезд по федеральным трассам. Это налоговое послабление действует на основании ст. 2 закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ, который, помимо всего прочего, обозначает период действия льготы: он заканчивается 31 декабря текущего года. Поэтому в 2019 году вычесть сумму, уплаченную за «Платон», из транспортного налога будет нельзя – если, конечно, правительство в ближайшие дни не продлит срок действия льготы.

Еще один законопроект, который может существенно усложнить жизнь небольших компаний, предполагает создание единого реестра перевозчиков. Хочешь возить грузы? Будь добр, регистрируйся в реестре.

Известно об этом законопроекте немного: родился он в недрах Торгово-промышленной палаты, где активно обсуждается. По словам президента палаты Сергея Катырина, создание реестра позволит обелить рынок и благотворно скажется на конкуренции. О требованиях, предъявляемых к перевозчикам, пока ничего не известно: хочется верить, что в случае принятия они не будут слишком строгими и не приведут к массовому исходу «частников» и небольших транспортных компаний.

Другое нововведение, которое усложнит жизнь водителям-«одиночкам» — это налог для самозанятых граждан. Точное число дальнобойщиков, работающих на себя и не зарегистрированных как ИП, неизвестно. Известно, однако, что их довольно много: около 50% большегрузов в России принадлежит физическим лицам.

Принятый Госдумой законопроект предполагает, что самозанятые перевозчики должны будут зарегистрироваться в специальном приложении и перечислять ФНС от 4% до 6% от своего дохода. В будущем году налог будет введёт в пилотном режиме в 4 регионах России. Эксперимент будет длиться 10 лет – до 2028 года. Но не исключено, что налог будет распространен по всей территории страны гораздо раньше.

Грядущие изменения могут стать особенно ощутимыми для небольших перевозчиков и компаний, не брезгующих «серыми» съемами. Для последних «выход из тени» может стать особенно затратным. А вот для крупных компаний, работающих «вбелую», изменится немногое.

— «Качели» в экономике страны, конечно, мешают отрасли. Но мы настроены оптимистично, — рассказывает генеральный директор «ТЛК-Групп» Роман Богатырев. – В этом году мы открыли 8 представительств в разных регионах России, в будущем планируем открыть не менее 15.

Несмотря на экономическую турбулентность, объем автомобильных грузоперевозок растёт. По данным Минтранса, в первом полугодии 2018 года он увеличился на 1,8%, при этом крупные и средние предприятия нарастили объём перевозок на 6,4%. Это неудивительно: «частникам» непросто выдерживать конкуренцию с компаниями федерального уровня, обладающими филиалами в регионах. Поэтому грузооборот таких компаний, как и их выручка, растёт.

— В условиях «кризисного» рынка мы часто сталкиваемся с неплатежеспособностью наших контрагентов. Мы стараемся всегда идти навстречу нашим клиентам и предоставляем им дополнительные отсрочки по платежам, но зачастую приходится получать свои деньги через суд. Но несмотря на трудности, год для нас был удачным: оборот компании удалось увеличить втрое,

— подводит итоги Роман Богатырев. – Вся прибыль была инвестирована в долгосрочное развитие.

Одним из основных трендов будущего года станет цифровизация. Телематика, мониторинг транспорта, электронный документооборот – все эти термины уже давно знакомы логистам. И в этом случае преимущество получают крупные компании, обладающие достаточными средствами для внедрения высокотехнологичных решений.

Расширение географии перевозок может стать еще одной доминирующей тенденцией. Введение нового порядка перевозок между Россией и Китаем приведет к появлению новых направлений на востоке страны. Не менее активно развиваются международные автоперевозки в европейском направлении: крупные компании продолжат наращивать присутствие в западных странах.

— В Смоленске мы уже запустили «иностранный» отдел, который занимается международными перевозками и таможенным оформлением, — рассказывает Роман Богатырев. – Также в планах открыть представительства в США, Европе и странах СНГ.

* * *

Ожидания перевозчиков от наступающего нового года можно назвать смешанными. Небольшие компании и «частники» опасаются роста налогов и сборов и «закручивания гаек»: для некоторых из них эти меры действительно могут оказаться фатальными. В то же время крупные перевозчики смотрят в будущее с умеренным, но всё-таки оптимизмом.

news.ati.su

Что ждет рынок грузоперевозок в 2019 году?. Новости. «Юнилог»

Что ждет рынок грузоперевозок в 2019 году?

http://unilog.ru/novosti/chto-zhdet-rynok-gruzoperevozok-v-2019-godu/

2018-12-13 18:54:00

Кризис продолжается, количество клиентов падает, конкуренция среди компаний, занимающихся грузоперевозками, растёт, а правительство чуть ли не каждый день придумывает новые законы… Есть ли шансы выжить в таких условиях? И не только выжить, но ещё и получить прибыль. Давайте разбираться.

«Юнилог»

г. Москва, ул. Рязанский проспект, дом 24, строение 1

+7 (495) 223-80-03

Кризис продолжается, количество клиентов падает, конкуренция среди компаний, занимающихся грузоперевозками, растёт, а правительство чуть ли не каждый день придумывает новые законы… Есть ли шансы выжить в таких условиях? И не только выжить, но ещё и получить прибыль. Давайте разбираться.

В России используются несколько типов грузоперевозок, а именно:

— железнодорожный транспорт

— грузовой автомобильный транспорт

— речной и морской транспорт

— самолеты

В условиях медленно протекающего экономического кризиса в России можно утверждать, что в 2019 и 2020-х годах постепенно будет ужесточаться конкуренция в области грузоперевозок, цены на услуги будут расти, количество покупателей уменьшится, число компаний сократится.

Автомобильные грузоперевозки занимают более половины от общего сегмента рынка. Но в скором времени этот тип грузоперевозок будет подвергаться сильному воздействию и изменению.

  • Во-первых, аналитики отмечают, что с повышением цен на платных дорогах колебания цен на рынке грузоперевозок будут происходить все чаще. Основной «удар» придется на малый и средний бизнес.
  • Во-вторых, необходимо принимать во внимание проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации», который рассматривается в Государственной Думе. Этот законопроект предполагает меры по снижению доли нелегальных перевозчиков, а также  обеспечение полного государственного транспортного надзора и статистического наблюдения за деятельностью рынка автомобильных грузоперевозок. Это предполагается осуществлять путём создания и ведения реестров перевозчиков.

Что это означает?

Если законопроект примут, то будут действовать следующие положения:

  1. Будет установлен минимальный перечень работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовых транспортных средств.
     
  2. Право на выполнение перевозок грузов за плату будут иметь только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включённые в реестр перевозчиков грузов за плату.
     
  3. В этот реестр будут включены лица и компании, имеющие сертификат соответствия на выполнение данных работ, который будет выдаваться органами по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
     
  4. Также будет обязательным привлечение специалиста, ответственного за организацию и осуществление перевозок грузов.
     
  5. Реестр грузоперевозчиков будет общедоступным, и размещаться он будет в сети Internet.
     
  6. Любой грузоперевозчик будет обязан соответствовать требованиям по финансовой состоятельности, компетентности и профессиональной надёжности. При этом для внесения сведений в реестр перевозчиков для собственных нужд необходимо соответствовать требованиям только по профессиональной компетентности.
     
  7.  Будет введено обязательное страхование ответственности перевозчиков.

Учитывая эти и другие положения законопроекта, можно понять, что предполагается повсеместно вводить государственный учёт информации о перевозчиках. Статистические данные, такие как количество, качество подвижного состава, финансовые возможности, направления деятельности грузоперевозчиков и так далее, будут учитываться, перерабатываться и влиять на все сегменты рынка.

Аналитики прогнозируют всё большее значение информационных технологий и оборудования для сегмента грузоперевозок. Автоматизация процессов, прозрачность данных и совместимость их с системами контроля и учёта со стороны государства вскоре станет необходимым элементом работы любого грузоперевозчика. Кроме того, данные реестра, будучи в свободном доступе, помогут самим грузоперевозчикам лучше ориентироваться в нуждах рынка и выбирать подходящую экономическую тактику в зависимости от меняющихся условий.

Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленные тенденции, ближайшие несколько лет конкурентную борьбу будут выигрывать те компании, которые обратят самое пристальное внимание на информационное обеспечение процесса грузоперевозок.

unilog.ru

Обзор отрасли грузоперевозок в России 2018 год

%PDF-1.6 % 2 0 obj > >> endobj 4 0 obj > stream 2018-10-29T16:12:21+03:002018-10-29T16:37:27+03:00Adobe InDesign CC 13.1 (Macintosh)2018-11-05T18:03:32+01:00uuid:c91ca9de-1dc8-ff41-8445-b474f3dadb7cxmp.did:10A7049EEFEEE2118A01CA021E0EF342xmp.id:38a027ec-501b-4e32-a76a-69045c9df28aproof:pdfxmp.iid:f9a509aa-4e55-4e94-a25d-bd8e3a646fbbxmp.did:3ff8d7a0-a9df-4fb8-856c-ea4e98adcd88xmp.did:10A7049EEFEEE2118A01CA021E0EF342default

  • convertedfrom application/x-indesign to application/pdfAdobe InDesign CC 13.1 (Macintosh)/2018-10-29T16:12:21+03:00
  • application/pdf
  • Обзор отрасли грузоперевозок в России 2018 год
  • Adobe PDF Library 15.0False endstream endobj 19 0 obj > stream HlWˎ$ WQsdf̼/E

    ru.investinrussia.com

    Стимулами роста грузоперевозок в 2019 году могут стать ретейл и АПК — Российская газета

    Основными факторами, способными стимулировать спрос на транспортные услуги в грузовом сегменте в 2019 году, по оценке экспертов PwC, могут стать ретейл и АПК.

    В первом случае экстенсивное развитие розничных сетей и антимонопольная политика способствуют выходу ретейлеров в регионы, что в свою очередь будет поддерживать рост грузоперевозок. А во втором — исполнение «майского» указа президента РФ в части развития экспорта продукций агропромышленного комплекса будет стимулировать продажи грузовых автомобилей.

    Согласно предварительным оценкам PwC, продажа грузовых автомобилей в 2019 году в РФ составит 86 тысяч штук, а к 2023 году вырастет до 122 тысяч. Для сравнения, в 2018 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 82,3 тысячи единиц, что на 2,7 процента больше, чем в 2017 году. Всего же по итогам минувшего года производство грузовых автомобилей, включая сегмент среднетоннажных, согласно данным Росстата составило 157 тысяч штук. Это на 3,5 процента ниже позапрошлогоднего показателя. При этом отечественные бренды по итогам 2018-го в совокупности составили 45 процентов рынка, тем самым потеряв более 2 процентных пунктов.

    Стоит отметить, что незначительное снижение происходило на фоне переоснащения предприятий. Так, автозавод «Урал» в прошлом году начал производство автомобилей дорожного семейства «Урал Next 6х4». Предприятие «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» запустило сборку среднетоннажного грузовика нового поколения Canter TF. На предприятии Scania в Санкт-Петербурге стартовал выпуск техники нового поколения по технологии мелкоузловой сборки. Калининградский «Автотор» освоил производство коммерческих автомобилей Hyundai HD65, HD35 и HD35 Сity по полному циклу. Кроме того, на этом предприятии началась сборка новых моделей грузовых автомобилей Ford Trucks дорожной серии.

    Характерной особенностью рынка стало то, что в течение года наблюдалась достаточно сильная волатильность спроса. Как рассказал начальник отдела региональных продаж «Скания-Русь» Александр Бабушкин, в первой половине 2018-го на российском рынке крупнотоннажной техники наблюдался существенный рост. К середине года он почти достиг 50 процентов, что было обусловлено некоторой позитивной динамикой в экономике, традиционно высокой потребностью в грузоперевозках, а также необходимостью в обновлении автопарка транспортных компаний, многие из которых в течение длительного времени откладывали инвестиции в новую технику. Однако во втором полугодии началось снижение позитивной динамики. Причиной тому стал рост производственных издержек у перевозчиков, а в итоге общая динамика за 2018 год по сравнению с 2017-м составила не более 5 процентов.

    По мнению эксперта, основной негативной тенденцией по-прежнему является нестабильность на российском рынке из-за проблем глобальной экономики, неустойчивости валютного курса и постоянных изменений нормативного поля, в частности, рост ставки НДС, повышение утилизационного сбора, изменения в системе господдержки и т. п. И подобной нестабильности вряд ли удастся избежать в ближайшей перспективе. Еще одной проблемой в 2018 году стал дефицит комплектующих, которые европейские производители грузовой техники закупают у сторонних поставщиков. Этот дефицит был обусловлен глобальной динамикой мирового рынка. Как следствие, у производителей тяжелой грузовой техники возникали беспрецедентные задержки поставок. Однако к концу 2018 — началу 2019 года ситуация нормализовалась. Также в числе долгосрочных тенденций — ужесточение конкуренции на рынке грузоперевозок и, как следствие, активное стремление компаний к снижению издержек и повышению эффективности. Среди способов реализации таких стремлений, например, внедрение ИТ-решений для контроля эксплуатационных параметров автомобиля и оптимизации маршрутов, в том числе заездов на сервисное обслуживание. Также все больше транспортных компаний хотят приобретать не стандартные модели, а спецификации, в которых учтены их конкретные потребности и будущие условия эксплуатации.

    Никто не станет приобретать новый автомобиль, когда услуги по перевозке грузов не востребованы

    Растет интерес к технике с газовыми двигателями, так как они обеспечивают снижение расходов на топливо до 50 процентов. «Главным направлением развития для производителей является максимально широкий учет запросов транспортных компаний, которым требуются уже не просто машины для грузоперевозок, а эффективные решения собственных транспортных задач для повышения рентабельности бизнеса. Перевозчикам нужен индивидуальный подход, комплекс выгодных сервисов со стороны производителей техники, и мы учитываем это при производстве, продажах, при техобслуживании и ремонте», — отметил Бабушкин.

    У производителей и перевозчиков есть общие интересы по снижению затрат на топливо, уверен руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич. А так как ресурс использования КПД у дизелей можно считать выработанным, все активнее начинается поиск технических решений с альтернативными видами топлива. Как, например, сжиженный/сжатый газ, водород и даже электричество. Пока ближайшей альтернативой дизтопливу является сжатый газ, но тут есть проблемы с инфраструктурой. Остаются также вопросы содержания и надежности автотранспорта, ведь перевозчик хочет купить автомобиль для работы, а не для простоев в автосервисе и постоянных поломок в дороге. «Сомневаюсь, что ближайший год будет сопровождаться продолжительным ростом продаж средне- и крупнотоннажных автомобилей. Сейчас рынок перестраивается под текущие изменения условий работы. Это увеличение ставки НДС, рост цен на топливо, отмена льгот транспортного налога для пользователей «Платона» и увеличение с 1 июля его тарифа. Сейчас перед компаниями стоит задача сохранения текущего объема перевозок, а развитие уже отходит на второй план», — констатирует он.

    Таким образом, очевидно, что с ростом экономики в стране и в мире будет увеличиваться и потребность в перевозках, и, как следствие, повышаться спрос на новый транспорт. Никакая компания не сможет себе позволить приобрести новый автомобиль, когда услуги по перевозке грузов не востребованы. «Насколько долгосрочны прогнозы, будет зависеть от общей экономической ситуации. Если не будет серьезных колебаний курса валют, а спрос на рынке ретейла не будет стагнировать — в этом случае тенденция восстановления спроса на коммерческую технику останется прежней», — считает директор по операциям FM Logistic Алексей Бормин. Развитие производства средне- и крупнотоннажной техники по-прежнему сдерживают дорогие кредиты, а также отсутствие уверенности в том, что экономический рост будет продолжаться и не подвергнется пагубному влиянию, например, санкций или девальвации валют.

    rg.ru

    Российский рынок новых грузовых автомобилей в ноябре 2019 года

    10 декабря 2019 года

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в ноябре 2019 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 7,2 тыс. единиц, что на 11,3% меньше результата за тот же месяц прошлого года.

    Первенство на российском рынке грузовиков традиционно удерживает KAMAZ, доля которого в ноябре превысила 33% от общего объема. Это эквивалентно 2,4 тыс. реализованных экземпляров – на 3,3% больше, чем год назад. С большим отставанием от него вторую строчку по-прежнему занимает другой отечественный бренд – GAZ, объем рынка которого составил 780 автомобилей (+8,3%). Следующие две позиции в рейтинге занимают шведские марки – Scania (559 шт.; -32,4%) и Volvo (493 шт.; -23,6%). Замыкает пятерку лидеров немецкий MAN с результатом в 424 машины (-33,3%).

    Отметим, что только 4 бренда из ТОП-10 в ноябре оказались «в плюсе». Помимо марок, занимающих первые две позиции, положительную динамику продемонстрировали еще URAL (+4,2%) и DAF, продажи которого выросли лучше других (+10%). У остальных шести брендов отмечается падение, причем сильнее всего оно у Isuzu (-48%).

    В модельном рейтинге по итогам ноября лидером вновь стал KAMAZ 43118, который разошелся тиражом в 614 единиц (+12%). На вторую строчку поднялся GAZ Gazon Next с результатом в 558 проданных автомобилей (+12%). Отмечается, что оба лидера демонстрируют максимальные темпы роста в ТОП-10. Замыкает тройку лидеров KAMAZ 65115, объемы продаж которого составили 410 штук (+3,3%).

    Из оставшихся семи моделей почти все показали отрицательную динамику. Исключение здесь составляет только DAF Trucks XF Series, показатель которого в ноябре нынешнего года вырос на 9,3%, а среди тех, кто находится «в минусе», самое сильное падение зафиксировано у немецкого Mercedes-Benz Actros (-57%).

    Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что по итогам 11 месяцев 2019 года объем рынка новых грузовых автомобилей в нашей стране составил 70,4 тыс. единиц, снизившись на 3,3%.

    ТОП-10 МАРОК РЫНКА НОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ
    В НОЯБРЕ 2019 ГОДА (шт.)

    ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА НОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ
    В НОЯБРЕ 2019 ГОДА (шт.)

    * Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.

    www.autostat.ru

    Российский рынок новых грузовых автомобилей в сентябре 2019 года

    9 октября 2019 года

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в сентябре 2019 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 6,1 тыс. единиц, что на 5,1% меньше, чем в сентябре 2018 года.

    Лидером российского рынка грузовиков традиционно остается KAMAZ, доля которого в первый месяц осени превысила 30% от общего объема. Результат лидера сократился на 5,3% по сравнению с сентябрем 2018 года и составил 1,9 тыс. единиц. С большим отставанием от него, на второй строчке, расположился другой отечественный бренд – GAZ, продажи которого составили 770 экземпляров. При этом он демонстрирует лучший рост в десятке лидеров – его реализация за отчетный период выросла на 28,1%.

    За ним следуют MAN (481 шт.; -9,6%) и Volvo (378 шт.; -0,8%). Пятое место принадлежит Mercedes-Benz с результатом в 352 реализованных грузовых автомобиля (-20,7%). Отметим, что всего два бренда из этой десятки показывают рост – уже упомянутый GAZ и замыкающий рейтинг DAF (+21,5%). А самое большое падение зафиксировано у Scania (-48,1%).

    Модельный рейтинг по итогам сентября возглавляет GAZ Gazon Next, который разошелся тиражом в 519 единиц (+23,6%). Места со второго по четвертое занимают три модели Камского автомобильного завода: KAMAZ 43118 (478 шт.; +9,9%), KAMAZ 5490 (430 шт.; +7,8%) и KAMAZ 65115 (341 шт.; -13%). За ними располагаются две иномарки, имеющие одинаковые рыночные объемы – Mercedes-Benz Actros (252 шт.; -34,7%) и Volvo FH (252 шт.; -20,5%).

    Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что по итогам 9 месяцев 2019 года объем рынка новых грузовых автомобилей в нашей стране составил почти 55 тыс. единиц, снизившись на 3,5%.

    ТОП-10 МАРОК РЫНКА НОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В СЕНТЯБРЕ 2019 ГОДА (штук)

    таблица-1-(ТОП-10-марок).png

    ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА НОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В СЕНТЯБРЕ 2019 ГОДА (штук)

    таблица-2 (ТОП-10 моделей).png

    * Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.

    www.autostat.ru

    Индекс фуры: рынок грузовиков покатился с горы | Статьи

    Рынок грузовых автомобилей в России снизился на 4% за 11 месяцев 2019 года, об этом свидетельствует статистика аналитического агентства «Автостат Инфо», предоставленная «Известиям». Отечественные компании, широко представленные в сегменте среднетоннажных грузовиков, пока что в плюсе, в то время как иностранные компании ушли в серьезное пике на 14%. Основное падение пришлось на сегмент магистральных грузовиков, а это говорит о падении коммерческих перевозок. Чем меньше по дорогам страны едет фур с товарами, тем сильнее падает экономика, говорят опрошенные «Известиями» эксперты.

    Рынок не обнадеживает

    С января по ноябрь 2019 года в России было продано 68,8 тыс. грузовых автомобилей, что на 3,8% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 71,5 тыс. машин. Продажи иностранных грузовиков за 11 месяцев составили 30,3 тыс. штук (-13,7%), отечественных — 38,5 тыс. грузовиков (+5,8%). Безусловный лидер грузового рынка КамАЗ за этот период реализовал 24,6 тыс. автомобилей (+8%), ГАЗ занимает вторую строчку с результатом 5,6 тыс. авто (+6%). На третьей ступеньке Scania, реализовавшая 4339 грузовиков, продажи шведского автопроизводителя упали сразу на 22,6% с начала года.

    Занимающая четвертое место компания Volvo смогла продать 4921 машину (-14%), замыкает пятерку лидеров грузового рынка Mercedes-Benz (3531 шт.; -14,3%). Далее в десятке популярных грузовых компаний в порядке убывания идут MAN (3941 шт.; -13,3%), Isuzu (2762 шт.; -24,1%), «Урал» (2290 шт.; -1,8%), DAF (2149 шт.; -13,5%), МАЗ (2580 шт.; -5%).

    Двигатель тягача на линии сборки грузового автомобиля «КамАЗ»

    Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

    Снижение продаж ведущих европейских производителей грузовиков обусловлено в первую очередь общей экономической ситуацией в России и лишь во вторую налоговыми маневрами и финансовым стимулированием со стороны государства, считает начальник отдела региональных продаж «Скания-Русь» Александр Бабушкин.

    «Это снижение было прогнозируемым, поскольку прошлый 2018 год был пиком непрерывного стремительного роста после разворота в 2016 году, за которым должно было последовать неизбежное циклическое снижение. Тем не менее Scania в России приближается к концу года в соответствии с намеченным планом. Сохранять позитив нам помогает долгосрочный характер взаимодействия с клиентами и фокус внимания на качество оказываемых услуг, а не на объемы продаж. Если же говорить о прогнозах на 2020 год, то при отсутствии существенного экономического роста транспортные компании в большинстве своем смогут обеспечивать лишь замещение старых автомобилей, но не расширение парка, что в основном они уже успели сделать на протяжении 2017–2018 годов. Поэтому мы прогнозируем дальнейшее снижение объемов продаж на рынке тяжелой грузовой техники», — отметил в разговоре с «Известиями» Бабушкин из Scania.

    Россияне в плюсе

    В свою очередь, на КамАЗе отмечают, что компания чувствует себя уверенно на падающем рынке за счет расширения модельной линейки.

    «КамАЗ чувствует себя лучше рынка по той простой причине, что мы еще несколько лет назад начали внедрять новый модельный ряд, который позволил нам занять те сегменты, в которых мы не были представлены ранее. У нас традиционно продажи были в основном в сегменте строительной техники, полноприводных грузовиках, но не в магистральных тягачах. За счет того, что мы вывели новые модели, в частности 5490 (5490 Neo), мы смогли сохранить и продажи на относительно высоком уровне, и долю рынка», — рассказал руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

    Линия сборки кабин грузового автомобиля «КамАЗ»

    Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

    Собеседник отметил, что в ближайшие два года КамАЗ намерен дополнительно увеличить свой модельный ряд за счет выхода на рынок легких коммерческих грузовиков. Последние традиционно были козырем ГАЗа, но не менее ощутимую помощь Горьковскому автозаводу в этом году оказали среднетоннажные грузовики. По прогнозу ГАЗа по итогу этого года объем рынка среднетоннажников останется на уровне прошлого года или покажет небольшой прирост — на 1–2%, при этом рост продаж среднетоннажиков ГАЗа составляет около 10%.

    «Объясняется это как в целом ростом продаж «ГАЗона Next», так и ростом спроса на «ГАЗон Next 10», который вышел на рынок в 2018 году. Также драйвером в продажах стал внедорожный грузовик «Садко Next». В следующем году мы ожидаем стагнацию рынка или падения примерно на 2–3%, что связано с отсутствием признаков оживления деловой активности и низкими темпами обновления парков в коммерческом секторе. Мы планируем укрепить свои позиции на рынке за счет расширения линейки грузовиков», — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Группы ГАЗ».

    Фура не заводит экономику

    Отрицательные результаты иностранных производителей связаны прежде всего со снижением продаж магистральных тягачей. Это немаловажный фактор, поскольку на долю автотранспорта приходится 80% всех перевозок грузов по России. Падение продаж грузовиков находится в корреляции с замедлением динамики розничной торговли в России. По данным Росстата, за три квартала 2019 года перевозки автомобильным транспортом увеличились на 3,1% (до 4,2 млн т).

    В целом по итогу года прогнозируется падение коммерческих перевозок автомобильным транспортом, затем будет небольшой прирост (около 2%), отмечает директор центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. По ее словам, снижение продаж грузовых автомобилей является опережающим экономическим индикатором, который говорит о событиях, которые еще только должны произойти.

    Новые грузовые тягачи КамАЗ-5490 NEO

    Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

    «В целом в грузоперевозках автомобильный транспорт занимает очень большую долю. Среднее расстояние, которое проходят автомобили, постоянно растет, сейчас в коммерческих перевозках оно составляет 85 км. В экономике страны коммерческий транспорт играет огромную роль. На покупке грузового автомобиля сказываются показатели экономического роста страны в целом, уверены ли перевозчики и компании, что смогут окупить эти автомобили. Сейчас крупный ритейл снижает активность из-за того, что доходы населения падают, а это непосредственно связано с розничным товарооборотом. Снижение грузоперевозок и продаж грузовиков — один из опережающих индикаторов, которые предсказывают нам, что будет с ВВП в будущем, по этим показателям очень часто прогнозируют состояние экономики», — заметила Кулакова.

    Падение продаж грузовиков — общее отражение состояния экономики страны, соглашается с Кулаковой советник при Минэкономразвития РФ по вопросам автомобильной отрасли Сергей Бургазлиев.

    «Грузоперевозки — это прежде всего товары народного потребления, строительные материалы, руды, сырье, наливные грузы и т.д. Падение продаж магистральных тягачей происходит потому, что закончилась господдержка по лизингу и прямые скидки на технику. Сложность еще в том, что у бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику», — заключил Бургазлиев.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    iz.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о