Рысь ивеко: Iveco lmv — Википедия – 403 — Доступ запрещён

От «Ивеко» к «Рыси»

От "Ивеко" к "Рыси"

Автомобиль защищенный «Рысь» (IVECO 65E19WM).
Автомобиль предназначен для использования в качестве средств обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур, а также в качестве транспортной базы носителя легких систем вооружения, связи и военной техники.

От "Ивеко" к "Рыси"

2.

В 2008 году была достигнута договоренность между Министерством обороны Российской Федерации, ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В период с 2009 по 2011 год с целью оценки соответствия основных тактико-технических характеристик опытных образцов полноприводных бронированных автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям Министерства обороны Российской Федерации были проведены испытания двух автомобилей, полученных из Италии.

От "Ивеко" к "Рыси"

3.

В процессе испытаний проведен комплекс лабораторных, лабораторно-дорожных работ и пробеговых испытаний в соответствии с утвержденной в установленном порядке программой.
Испытания проводились на базе научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» и ФГУ «21 НИИИ МО РФ» г. Бронницы. По требованию Министерства обороны РФ автомобиль IVECO 65E19WM (LMV) получил название «Рысь».
Нашумевший видеоролик, где IVECO в заезде по снежной целине отстает от российских бронеавтомобилей, объясняется просто. Первоначально были закуплены автомобили, не приспособленные для эксплуатации в Российской Федерации, с широким передним бампером, в комплектацию которых не входили защита от снега и цепи на колеса, которые имеются на аналогичных машинах армий Норвегии и Австрии. Широкий бампер при езде по глубокому снегу создавал эффект отвала, толкающего впереди IVECO снежный сугроб, что приводило к существенному замедлению хода. Автомобиль не завяз, но шел тяжело, рывками.

Сегодня для заснеженных районов, в т.ч. и для России, автомобили комплектуются специальной защитой поддона двигателя, выполняющей одновременно функции рассекателя снега, конструкция бампера изменена.

По результатам проведенных испытаний сделаны заключения с выдачей рекомендаций о проведении дополнительных специальных испытаний по определению защитных свойств при воздействии поражающих факторов современного оружия.
Также по требованию МО РФ итальянской стороной были сделаны следующие доработки:
— применен 1 генератор переменного тока на 240A при 28В вместо 2 генераторов переменного тока на 110 А при 28В;
— установлено 24-вольтовое электрооборудование с преобразователями DC/DC (постоянного тока) на 12 В;
— установлена защита аккумуляторов от попадания камней;

— установлен дополнительный комбинированный отопитель для подогрева двигателя в холодное время года с номинальной тепловой мощностью ≥8кВт, применимый также для отопления кабины;
— для улучшения климатических условий в кабине, добавлен дополнительный дизельный отопитель с номинальной тепловой мощностью в ≥2кВт, предназначенный для обогрева кабины и установленный в задней части кузова;
— на капот установлены два дополнительных кронштейна для антенны;
— установлен укороченный бампер с противотуманными фарами в верхней части и треугольным буксирным прибором в качестве переднего бампера;
— установлена защита от снега в передней нижней части;
— применено буксирное устройство в задней части с увеличенным углом буксировки;
— установлена дополнительная розетка для подключения электрооборудования при буксировки автомобиля;
— увеличена ширина подножек до 180мм;
— увеличена максимальная нагрузка на кольцевую опору в люке (на крыше) до 200 кг;
— увеличена максимальная предельная нагрузка на крышу до 300кг.;
— изменена конструкция сидений в части замены материала обшивки;
— установлен блок распределения электроэнергии в кабине с ответвленными разъемами (12/24 В) для подключения потребителей;
— установлены плафоны для освещения ступенек и лампы освещения командира для работы в светомаскировочном режиме;
— установлен кронштейн для многоэлементной антенны (в виде спойлера) в задней части грузового отсека;
— в состав автомобиля включены элементы (воздухоприемник и элемент выхлопной трубы) для преодоления брода;
— внешняя окраска автомобиля зеленая по RAL 6014;
Дополнительно включены в состав автомобилей следующие детали:
— углекислотный огнетушитель
— треугольное буксирное приспособление
— лебедки с электрическим приводом
— запасное колесо
— цепи противоскольжения
— набор инструмента и съемников
— руководство по эксплуатации
— сервисная книжка
— руководство по техническому обслуживанию и ремонту.

Российские испытатели IVECO отмечают очень удобное автоматическое устройство регулирования давления в шинах, которое можно изменять простым нажатием кнопок в соответствии с дорожными условиями, не выходя из кабины. Сиденья машины весьма комфортабельны для экипажа, например, в них есть специальные выемки под бронежилет, которые принимают на себя вес брони и разгружают плечи солдат. Защита головы от тряски при езде и воздействия ударного импульса при подрыве надежно обеспечивается специальным подголовником. Установленные сидения снабжены пятиточечными ремнями безопасности с замком быстрой расцепки. Кроме того конструкция сидений, подвешенных к внутреннему каркасу, а также специальных поддонов под ступнями экипажа значительно снижают действие динамических нагрузок при подрыве на мине.

От "Ивеко" к "Рыси"

4.

От "Ивеко" к "Рыси"

5.

Фирма IVECO регулярно подтверждает высокий класс защиты своего автомобиля. За 10 лет эксплуатации было проведено 28 демонстрационных подрывов на полигонах и около 10 машин были подорваны противником в условиях боевых действий. Единственный случай, когда погибли люди, был зафиксирован 26 июня 2011 года, когда бронеавтомобиль испанской армии был подорван боевиками в Афганистане. Несмотря на то, что мощность бокового взрыва измерялась 120 кг в тротиловом эквиваленте (что в десятки раз превышает заявленную стойкость при подрыве) погибли только два человека из экипажа, а еще трое получили ранения, но остались живы.

Автомобиль специально сконструирован так, чтобы при подрыве машина ни при каких обстоятельствах не перевернулась и не опрокинулась, что достигается специальной формой днища.
В колесах IVECO имеются специальные противоминные вставки и вещество, затягивающее пробоины, что позволяет сохранить машине подвижность при подрыве на легких противопехотных минах и обстреле из стрелкового оружия.

В период с 07 по 12 марта 2011 года совместно со специалистами Минобороны РФ и ОАО «КАМАЗ» на полигонах Германии в г. Ульме (баллистические испытания) и г. Шробенхаузене (испытания на подрыв) проведены специальные испытания по определению защитных свойств при воздействии поражающих факторов современного оружия.
На испытаниях присутствовали начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ», главный конструктор ОАО «КАМАЗ» и другие представители оборонного ведомства и военной промышленности.

Два дня российские специалисты проводили специализированные обстрелы IVECO бронебойно-зажигательными пулями Б-32 с использованием баллистического ствола калибра 7,62х54. Именно от такого боеприпаса производитель гарантировал полную защиту по третьему уровню STANAG 4569 (он соответствует российскому 6а классу баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96). Обстрел велся с разных дистанций во всевозможные места автомобиля: стыки бронепанелей, кромки стекла, с целью найти уязвимости. В первый день было произведено 150 выстрелов, во второй – порядка 60. Ни одного пробития достигнуто не было.
Затем было произведено два подрыва автомобиля IVECO: под передним левым колесом и под днищем.
В качестве взрывного устройства в первый день было использовано 6.4 кг ТНТ. Процесс подрыва снимался с разных ракурсов несколькими видеокамерами, которые были установлены в том числе и внутри автомобиля. На водительском сидении располагался специальный манекен, полностью имитирующий человеческое тело.
Мне были продемонстрированы несколько видеозаписей, одну из которых разрешили выложить в интернет.

Взрыв разрушает переднюю ходовую часть, сильно повреждает двигатель, но бронекапсула цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.
Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Датчики фиксируют, что превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.

От "Ивеко" к "Рыси"

6.

Во второй день были произведены два подрыва оболочного взрывного устройства под пассажирским сидением справа от места водителя и под задним правым сиденьем. Взрыв разрушил подвешенную на сайлентблоках V-образную стальную противоминную защиту, но днище бронекапсулы лишь немного вздулось. Пробития не произошло.

Как же итальянский производитель добился такого результата? Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас.

От "Ивеко" к "Рыси"

7.
• Красный – баллистическая защита
• Серый – бронированные стекла
• Зеленый – стандартные панели
• Голубой – металлический каркас

От "Ивеко" к "Рыси"

8.

Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.

От "Ивеко" к "Рыси"

9.

Проведенные испытания подтвердили соответствие автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям, установленным Минобороны Российской Федерации по защитным свойствам при воздействии поражающих факторов современного оружия.

После устранения недостатков и проведения специальной экспертизы Министерством обороны принято Решение о подготовке приказа МО РФ «О принятии автомобиля IVECO 65E19WM (LMV) на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации» и закупки опытно-промышленной партии автомобилей для проведения войсковых испытаний в частях ВС МО РФ.
В апреле 2011 года первая партия из 10 машин IVECO в виде сборочных комплектов (задний отсек, подножки, отопитель, капот, лебедка, запасное колесо, комплект для преодоления брода — отдельно от автомобиля) прибыла с завода-изготовителя (Больцано, Италия) в Научно-технический центр ОАО «КАМАЗ», где была произведена их сборка. Комплектация была следующей:
— четыре автомобиля с лебедкой, с установленным запасным колесом и комплектом цепей против скольжения, устанавливаемых на колеса при движении по снежной целине.

От "Ивеко" к "Рыси"

10.

От "Ивеко" к "Рыси"

11.

От "Ивеко" к "Рыси"

12.

— шесть автомобилей без лебедки, без цепей против скольжения и с технологической установкой запасного колеса

От "Ивеко" к "Рыси"

13.

От "Ивеко" к "Рыси"

14.

В настоящее время партия автомобилей «Рысь» (IVECO 65E19WM (LMV)) проходит эксплуатационные (войсковые) испытания в подразделениях Сухопутных войск России.
По требованию ГАБТУ МО РФ в ОАО «КАМАЗ» разработана разборная конструкция защиты стрелка в виде поворотной вращающейся турели, которая устанавливается на крыше и может поставляться, как с автомобилями Рысь, так и к другим изделиям.

От "Ивеко" к "Рыси"

15.

От "Ивеко" к "Рыси"

16.

Кроме пятиместного варианта машины есть и шестиместная. В стандартном мотострелковом отделении семь человек (командир, наводчик башенного вооружения, пулеметчик, стрелок, гранатометчик, стрелок-помощник гранатометчика, водитель), но учитывая, что на «Рыси» не нужен наводчик башенного вооружения (его функции будет исполнять пулеметчик), то штат отделения на данном бронеавтомобиле вполне будет соответствовать численности мест в машине.

От "Ивеко" к "Рыси"

17.

От "Ивеко" к "Рыси"

18.

От "Ивеко" к "Рыси"

Дальнейшее продолжение сотрудничества Минобороны России с компанией IVECO будет зависеть от результатов войсковых испытаний и от отзывов эксплуатирующих автомобили подразделений.
В перспективе, на стадии проведения правительственных переговоров, рассматривается вопрос производства автомобилей «Рысь» на территории Российской Федерации с частичной локализацией производства комплектующих изделий. ОАО «КАМАЗ» будет оказывать помощь той структуре, которая будет производить автомобиль «Рысь» в России, но само предприятие не заинтересовано в производстве данной машины. Окончательное решение о предприятии-сборщике будет принято Государственной корпорацией «Ростехнологии».

Бронеавтомобиль Рысь. Подробности эксплуатации (89 фото)

В 10-й бригаде специального назначения (Молькино, Краснодарский край) с ноября 2011 года проходят эксплуатацию два бронеавтомобиля «Рысь». Впечатления от этой машины от военнослужащих бригады и мои лично смотрите ниже.Предыстория. В бригаде известно, что в 2011 году машины порядка месяца эксплуатировались на полигоне Чебаркуль (Челябинская область), после чего были направлены на хранение на склад автомобильной техники во Фрязино. Склад в это время проходил процедуру расформирования и две машины из восьми передали 10-й бригаде специального назначения. Можно предположить, что это машины из первой партии, которая поставлена на КАМАЗ в виде машинокомплектов в апреле 2011 года.


Машины приписаны к роте специального вооружения, но штатно в ней не числятся и соответственно в боевом расписании никак не учитываются. Автомобиль изредка используется для поездок по специальным распоряжениям командования, в частности, этой зимой привлекался к сопровождению колонн с боеприпасами на полигоне «Прудбой» (Волгоградская область). Каждый месяц отчеты об эксплуатации отсылаются в ГАБТУ МО РФ



Основной пробег автомобилем получен все на том же «Прудбое», где машина передвигалась практически только по трассам, при перегоне из Фрязино в Молькино и участии в параде 9 мая в Ростове-на-Дону



Как таковая серьезная проверка ходовых качеств на бездорожье не проводилась, насколько я понял, было лишь несколько пробных поездок. По их итогам мнение о машине плохое: — медленно разгоняется, что критично при эвакуации групп спецназа — протекторы названы малоподходящими для бездорожья. Резина мягкая, быстро изнашивается





— при движении по грязи машину постоянно стягивает в колею, если она глубокая, то автомобиль садится на днище. Если сели на днище, то пытаться самостоятельно выбраться бесполезно, т.к. «Рысь» увязает еще сильнее да и автоматическую коробку передач можно просто вывести из строя. Говорят, что лучше сразу цеплять лебедку и вытягивать. На работу лебедки никаких претензий нет, надежная и прочная, что выгодно отличает ее от таковой на СТС «Тигр». В технической документации обозначено, что «Рысь» можно буксировать «безболезненно» для нее на расстояние не более 50 км на скорости не выше 45 км/ч


Когда заговорили про грязь, то сразу же офицер вспомнил, что и СТС «Тигр» при посадке на днище в грязь самостоятельно выбраться не может и привел историю, где пришлось зарывшийся по капот «Тигр» извлекать, поставив в упряжку друг за другом три таких же машины, которые с трудом вытянули собрата.»Рысь» в бригаде не проверялась в езде по снегу и в преодолении в брод водных препятствий, поэтому впечатлений об этом, к сожалению, не будет.Из плюсов ходовой отмечена мягкая подвеска, которая хорошо амортизирует все ухабы и неровности дороги.Через некоторое время ожидается переоснащение роты специального вооружения бригады с СТС «Тигр» на «Рысь», и вот тогда машина будет эксплуатироваться в полную силу и о ней можно будет составить полное мнение.


Подготовка водителей на «Рысь» проводится в течение двух недель на специальных курсах в Подмосковье, где учат вождению автомобиля с АКПП, показывают как устранить мелкие поломки, разъясняют правила буксировки и т.п. Офицеры считают, что для военнослужащего по призыву машина будет сложновата. Ремонт должны производить представители завода-изготовителя, но до сих пор серьезных поломок не было. Из мелкого ремонта приходилось прикручивать, оторвавшиеся из-за вибрации клеммы аккумулятора, во время эксплуатации на «Прудбое». Офицеры связывают ее с неправильной эксплуатацией водителем машины. На недавних съемках программы «Полигон» телевизионщики погнули одну из подножек во время езды по бездорожью на пригорке



Дальше будет много фотографий снаружи и изнутри с пояснениями. Мне очень хотелось посмотреть каким образом размещается экипаж в машине, поэтому командование выделило 5 солдат для фотосессии





Сиденье водителя единственное, движущееся вперед-назад, остальные жестко фиксированы (на фото оно примерно в среднем положении)



Место десантника сразу за водителем





Место командира



Место десантника сразу за командиром



Рост солдата, сидящего посередине, два метра



Теперь подробнее остановимся на каждом месте. Дверь водителя (все двери в машине идентичны)



Регулировка зеркал



Широкие подножки на автомобиле, видимо, из тех улучшений, что появились на «Рыси» по итогам эксплуатации первых двух машин в России. Крепеж самой ступеньки сделан совершенно неудачно, в движении из-за вибрации болты раскручиваются, в результате чего ступеньки при перегоне из Москвы пришлось просто снимать, чтобы не потерять их по дороге. Родные, узкие ступеньки, которые есть в комплекте, гораздо удобнее и надежнее



Место водителя



















Плафон освещения



Снимал днем, поэтому проверить достаточно ли яркости не мог



Обзор с места водителя нормальный





Пойдем к командирскому месту



Как уже и говорил, сиденья командира и экипажа закреплены неподвижно, вперед-назад не двигаются, спинка не отклоняется. Офицер, перегонявший машину из Москвы, сказал, что через 2.5-3 часа у него появились некомфортные ощущения от сидения в одной позе, пришлось останавливаться, чтобы размяться. Это, конечно, зависит от индивидуальной физиологии, но места для того, чтобы сесть по иному в машине нет, мешает очень плотная компоновка



Мой рост 181 см, на командирском сидении колени в пластик впереди не упирались, но развалиться с удобством совсем не получится



Пятиточечные ремни безопасности. Замок быстрой расцепки очень удобен, позволяет избавиться от ремней очень быстро



Сиденья десантников. Ноги вытянуть совсем некуда





Кондиционер в машине очень хорош, к работе никаких нареканий нет, прохладу держит замечательно. А вот по отопителю услышал два разных мнения, один человек сказал, что тепло, другой, что при перегоне из Москвы при температуре -15 -20 градусов в машине было некомфортно. Может, конечно, что-то неправильно отрегулировали, но негативное высказывание наличествует. При этом отмечено, что машина исправно заводится при -30



В салоне на перегородке установлен блок распределения электроэнергии в кабине с ответвленными разъемами (12/24 В) для подключения потребителей



Однако связист не смог подключить к нему ни одну радиостанцию. То ли локализовать разъемы забыли, то ли связист не копенгаген



Подголовники на всех сидениях съемные, крепятся на замки типа фастекс



Кресло со снятым подголовником



Эм, не знаю, как правильно их назвать, но накладки на кресло и подставка под бронежилет тоже съемные. В центре кресло со снятыми накладками. Без них удобно сидеть будет людям маленького роста





Все сиденья сзади подымаются, поэтому пулеметчику не придется топтаться по своему сиденью



По бокам каждого кресла находятся фиксаторы, которые удерживают сиденье в сложенном состоянии



Сиденья в сложенном виде на двух креслах. Вместе с накладками крайнее сиденье никак не складывалось (может, что неправильно делал), поэтому пришлось их снять. Сиденье по центру пулеметчик поднимал вместе с накладкой



Специальные поддоны, которые должны снизить динамические нагрузки на ноги при подрыве машины



Люк пулеметчика



Стоять парню, приходиться на достаточно узкой платформочке посередке, крутиться будет явно неудобно



Стоять парню, приходиться на достаточно узкой платформочке посередке, крутиться будет явно неудобно



Вертлюг для пулемета отсутствует (то ли забыли поставить при передаче машины в бригаду, то ли турель была произведена без него, что вообще странно)





Вот так крепятся бронещитки. Посередине в круге — фиксатор вращения погона



Люк в открытом положении фиксируется после оттяжки флажка



Вывод воздухоприемника на крыше



Кронштейн для многоэлементной антенны



Перейдем к грузовому отсеку в корме машины. Открыть его можно с трех сторон, но сзади это возможно только при снятии запасного колеса. Опускать колесо можно только вручную, приспособлений для спуска нет



Дверца грузового отсека с левой стороны машины







Канистра идет в комплекте, но на фото вроде бы не родная



ЗИП для буксировки, который также хранится в грузовом отсеке



В отсек помещается вся амуниция и рейдовые рюкзаки десантников, но не остается места для боеприпасов. В салон из боеприпасов можно взять только то, что будет в разгрузочном жилете непосредственно на бойце. Ящики с патронами ставить просто некуда. Единственно, если в пачках распихивать по дверным нишам, но туда много не поместится


Подставок под оружие в машине нет, его приходится держать в руках, с пулеметом или гранатометом уже очень трудно повернуться. О том, чтобы взять АГС или крупнокалиберную винтовку даже речи не идет. Чрезвычайно интересно, какой выход из этой ситуации нашли военнослужащие тех стран, где эксплуатируется Ивеко.


По технической документации капот открывают два человека, которые открыв защелки, приподымают его с обеих сторон. Можно это сделать и одному, спереди, но это требует немалых усилий, капот хоть и пластиковый, но достаточно увесистый















Пройдемся вокруг, посмотрим различные мелочи, не вошедшие в основной рассказ. Та самая защита от снега, установленная на «Рысь» по итогам первых пробных испытаний в России







Днище двухслойное







Труба выведена наверх на случай преодоления водной преграды вброд



Зазор между бронекапсулой и грузовым отсеком







Смазку петель дверей производить достаточно просто







Маркировка на бронестеклах







За время эксплуатации повредили подфарник и треснул пластиковый капот




Спросил про необходимость бойниц на «Рыси». Сказали, что бойницы пригодились бы при езде в колонне, когда начнется обстрел, но прямо таки жизненной необходимости в них не видят. Сделают — хорошо, не сделают — и ладно.Подведу итог. В бригаду поступили, как эксперимент, два бронеавтомобиля «Рысь», которые достаточно редко эксплуатируются. Вне дорог их практически не используют. Основные впечатления от эксплуатации появятся после того, как автомобили станут штатными единицами. Это не означает, что машина не испытывалась вообще (что-то ж она в спецназе в Солнечногорске с 2011 года делает, да и на Чебаркуль ее ж тоже зачем-то гоняли), но в 10-й бригаде спецназа на износ с ней не работали.Общее мнение о машине офицеров весьма посредственное, в первую очередь из-за ходовых качеств. Все хотят убрать АКПП. На втором месте по пожеланиям — увеличение объема перевозимого полезного груза. На третьем — больше места для удобства экипажа и десантников. В плюсах отмечается противоминная защита, мягкая езда по трассе, кондиционер.Офицеры считают, что машина неплоха была бы для конвоев, каких-нибудь полицейских операций, как командирский или связной автомобиль. Замена же СТС «Тигр» на «Рысь» в спецназе вызывает недоумение, т.к. пусть «Тигр» не имеет противоминной защиты, кондиционера, но он лучше с точки зрения внедорожных качеств и имеет больший внутренний объем салона.Мои впечатления. Давно уже хотел пощупать автомобиль лично и услышать мнения о нем не ангажированных журналистов, а военных, непосредственно эксплуатирующих данную машину. Поскольку по бездорожью на «Рыси» проехать не пришлось, то основные впечатления были от удобства машины. Плотная внутренняя компоновка — следствие повышенной бронезащиты — конечно, удручает. Если машину эксплуатировать, как ту же командирскую, то никаких трудностей не возникает, много амуниции и боеприпасов возить не надо. Но если ее использовать, как единственное транспортное средство отделения/группы, то вопрос малого полезного объема становится ключевым. Разве что на крыше какой-нибудь багажник городить.Надо бы Минобороны уже раскрывать карты для чего закупается данный бронеавтомобиль (налаживание сотрудничества с западными странами, скупка технологий или что там еще), а то вопросов у общественности слишком много.


Источник: twower.livejournal.com

Окончание истории с Iveco LMV или Рысь которая убежала

Почему теперь окончился удивительный военный мега-проект по покупке итальянских тяжелых бронеавтомобилей Iveco LMV, они же известные у нас в России как Рысь, для отечественных вооруженных сил?» — совсем недавно интересовался один из автожурналистов. И однако мы не раз рассказывали об этих интересных машинах, возвращаемся к теме — поскольку, несмотря на отставку инициатора проекта, бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, Министерство обороны России все же решило дособрать 2000 штук Рысей на заводе КАМАЗ.

 

А мы тем временем узнали кое-что любопытное об их конструкции. Незадолго до Нового года я побывал на телевидении — участвовал в прямом эфире, посвященном армейским бронеавтомобилям. Там среди телезрителей был проведен опрос: нужны ли Российской армии иностранные броневики? Восемьдесят девять процентов зрителей ответили однозначно: «Нет».

А меня ведущий программы спросил: «Прекратятся ли закупки Iveco после отставки Сердюкова и начала уголовных расследований по делу фирмы Оборонсервис?» (Как раз она занималась сборкой Рысей на авторемонтном заводе Минобороны в Воронеже.) Я осторожно ответил, что вопрос не ко мне.

Но не прошло и двух недель, как высшие военные чины заявили, что испытания Рысей проведены некорректно (кто бы сомневался!) и их дальнейшие закупки отменяются, а оставшиеся экземпляры из первой партии в 358 машин соберет уже не Оборонсервис, а КАМАЗ — точнее, камазовский завод Ремдизель. Это понятно: камазовцы вместе с Минобороны были инициаторами проекта и сделали первые десять автомобилей. А Оборонсервис успел собрать 57 машин — если сборкой можно назвать привинчивание капотов и лебедок.

Но еще через месяц число «оставшихся» Рысей, подлежащих сборке, внезапно увеличилось раз этак в пять: Минобороны заявило, что ограничится скромной партией аж в 1775 машин на общую сумму в 1,5 млрд долларов — иначе последуют штрафные санкции. «Это было затеяно при прежнем руководстве, и мы, чтобы держать марку хорошего заказчика, выполняем условия договора», — оправдывался перед журналистами главнокомандующий сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин. Правда, еще 1275 Рысей, предусмотренные первоначальным проектом, закуплены не будут. Но и без того Россия станет обладателем самого крупного парка LMV в мире…

Если разделить упомянутые 1,5 млрд долларов на 1775 заказанных машин, получится, что цена Рыси — 845 тысяч долларов США, или же 633 тысячи евро. Сумма не просто бешеная, а запредельная: вместо одной Рыси можно купить четыре.

Почему машины подорожали в два с лишним раза? Или мы что-то не понимаем, или прокуратуре пора проверить счета на покупку Рысей!

Правда, нам докопаться до истины не удалось: в открытых таможенных данных закупок LMV за прошлый год (их предоставила аналитическая компания VVS) — только одна машина 2009 года выпуска, купленная КАМАЗом за 60 тысяч евро, видимо, как б/у. Значит, военные добились того, чего хотели, — ввоза Рысей по засекреченной таможенной позиции ТН ВЭД «Танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства…». Раз позиция засекречена, то никто и не узнает, за сколько машины покупали.

Но это финансовая сторона вопроса, а вот и техническая. Недавно я был в итальянском Турине на презентации гражданских тягачей Iveco. Брожу по выставочному залу и вдруг вижу в дальнем углу Iveco LMV — конечно, итальянской сборки. Только нацелил фотоаппарат, как подбегает ивековский представитель: «Ноу, ноу, снимать нельзя! Секретная продукция!»

Но пару снимков я сделать успел. А вернувшись в Москву, побывал в гостях у знакомого специалиста, чья фирма производит бронеавтомобили для горячих точек по заказу МВД. Тот взглянул на снимки и говорит: Да ты же сфотографировал новейший вариант с третьей петлей!

Что за петля? — удивился я. И узнал вот что. Как известно, у большинства машин двери крепятся на двух петлях, верхней и нижней. Так было и у Iveco LMV, но не так давно броневик модернизировали, поставив на каждую дверь третью петлю — накладную и очень мощную. Она призвана ликвидировать смертельно опасный просчет в конструкции!

Задача жилого отсека бронеавтомобиля при подрыве на мине или фугасе — оставаться герметичным, чтобы внутрь не попала ударная волна. А у Iveco при взрыве отгибало верхнюю часть дверей или вовсе срывало двери с петель: ударная волна «затекала» в салон и наносила экипажу тяжелейшие баротравмы. Неудивительно: держать двери при взрыве должны мощные задвижки-ригели, а здесь они хлипкие даже с виду — тонкие легкосплавные стержни с пластиковыми наконечниками.

В итоге страны НАТО получают Iveco с третьими петлями, а Россия — без них. Прямо как в истории с нестреляющими кремневыми ружьями, которые колонизаторы продавали доверчивым туземцам.

Но, может быть, третья петля появилась уже после того, как Минобороны РФ начало закупки? Я отправил запрос в Австрию, на фирму EMPL (там собирают LMV для местной армии): «Пришлите, пожалуйста, снимки вашей продукции». Те честно прислали — и на снимке австрийского Iveco, датированном 2010 годом, отлично видна третья петля, а у российских Рысей и 2011, и 2012, и 2013 года ее нет и в помине. Вот теперь все ясно: Италия продала России, как это обычно и бывает, устаревшую модификацию. Когда речь идет о гражданском автомобиле — не смертельно. А если дело касается жизней солдат?

Но и это еще не все. В конце марта мировую прессу облетела новость: «Lince («Рысь» по-итальянски — Ф. А.) опасна на высокой скорости». Оказывается, еще 23 февраля 2011 года (в российский День защитника Отечества!) LMV итальянской армии перевернулась на итальянском шоссе при обгоне на скорости, не превышающей 65 км/ч. Один боец погиб, остальные четыре человека получили тяжелые травмы. И что бы вы думали? Суд обвинил не водителя («Обгонял, подрезал…»), а сразу шестерых высокопоставленных военных во главе с генеральным директором по вооружениям, генерал-лейтенантом Антонио Гвиччардино, который подписал сертификат на поставку LMV в войска. Итальянская прокуратура предполагает, что обвиняемые скрыли недостаточную динамическую устойчивость автомобиля!

Знаете, что это напомнило? Нашумевшую американскую книгу шестидесятых «Опасен на любой скорости» о седане Chevrolet Corvair, склонном к опрокидыванию из-за конструктивного просчета.

А на снимке 2010 года, который мы публикуем, — такой же опрокинувшийся LMV испанских войск. Обратите внимание на бойца, который пытается открыть дверь: водитель не может выбраться ни через противоположную, ни через задние двери!

По словам отечественных специалистов, в нашей стране армейские бронеавтомобили всегда проектируют так, чтобы пространство в салоне было «открытым» и один член экипажа мог заменить другого в случае его ранения или гибели, не выходя из машины. В LMV бойцы сидят, как в обычном внедорожнике, причем очень тесно, а водитель окружен передней панелью, аппаратурой и огорожен сзади толстой трубой. Убили водителя, машина встала — можно расстреливать экипаж, как куропаток — вздыхают российские бронировщики.

Но что толку махать кулаками после драки? Окончательное решение принято, и почти две тысячи Рысей отправятся в российские войска. А лет через десять—пятнадцать их благополучно спишут и забудут. Вместе с полутора миллиардами долларов, которые, не считая стоимости будущих запчастей, бесследно утекут из бюджета страны.

Сборку Рысей перенесли из Воронежа на камазовский завод Ремдизель.

На снимке салона отлично видно, что передние седоки не могут выбраться через задние двери, и наоборот. Потому-то солдат испанской армии и пытается открыть дверь перевернутого LMV.

Замерзшие Кентавры. В прошлом году, «на волне» закупки Рысей в Россию пришли для испытаний четыре тяжелые итальянские бронемашины, разработанные при участии Iveco, — по два «колесных танка» Centauro (Кентавр) и БТР Freccia. Такой выбор весьма удивил отечественных специалистов: моделям уже сто лет в обед. Centauro появился на свет в 1991 году, и ещё в 2002 году авторитетный справочник Jane’s указывал, что его «производство завершено»!

Однако не успел вступить в должность новый министр обороны РФ Сергей Шойгу, как правительственная Российская газета сообщила о том, что броневики с треском провалили зимние испытания. Как сообщалось в газете, их не удалось завести при температуре -10°С, а эксплуатационные жидкости, залитые в гидросистемы, замерзли. Когда машины отогрели в боксах и вывели на трассу испытаний, при выстреле пушки Centauro снежная пыль залепила смотровые триплексы и приборы. Очистить их не удалось, поскольку омывайка превратилась в желе и замерзла. Последним ударом (в прямом смысле) стал наезд днищем на препятствие, после чего «потек моторно-трансмиссионный отсек».

Конечно, кое-что в этой истории выглядит притянутым за уши: скажем, почему в гидросистемы и омыватель не залили незамерзающие жидкости?

Да и столь подробный отчет об испытаниях в официальном печатном органе — явно спланированная «утечка информации». Но теперь точно ясно: итальянские БТР не придут в российские войска.

Судя по этому, не будет у нас и финских бронетранспортеров: прошлым летом начальник Генштаба РФ Николай Макаров направил письмо в Финляндию с просьбой рассмотреть возможность закупки сразу пятисот БТР Patria.

Заинтересовавшись проектом, мы запросили у компании Patria доступ к техническим данным и фотографиям БТР, которые находятся в закрытом интернет- разделе компании. Финны настороженно попросили сообщить причину интереса, но, едва узнав о возможных российских закупках, дали «зеленый свет»!

Patria AMV (Armoured Modular Vehicle, «модульный бронеавтомобиль») выпускается в разных вариантах: с пулеметным и пушечным вооружением (даже с башней от нашей БМП-3), техпомощь, санитарный автомобиль. Наиболее необычные варианты оснащены 120-мм минометом Nemo с трехметровым стволом и даже аналогичной 120-мм «двустволкой» Amos. Орудия готовятся к бою меньше чем за полминуты и делают до 16 выстрелов в минуту (у «двустволки»), дальность стрельбы — более десяти километров.

А еще AMV по заказу оснащают новейшей защитой немецкой фирмы Deisenroth — «пассивной» от фугасов и «активной» от гранатометов. Жаль, что пара AMV Patria не успела прийти в нашу страну для изучения: наверняка российским создателям бронетранспортеров есть чему поучиться у финнов! Patria AMV с минометом Nemo.

2010 год, Iveco LMV для армии Австрии, собранный на фирме EMPL. Третьи петли на дверях есть. 2013 год, Iveco LMV (Рысь) для армии России, собранный на КАМАЗе. Третьих петель нет!

Появились фото подорванной российской «Рыси» в Сирии в 2016 году

Бронированный автомобиль IVECO LMV, в российской армии получивший название «Рысь», много лет являлся символом неоднозначной политики бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Машину не критиковал только ленивый, однако много лет подряд эта машина спасает жизни российских солдат.

В сети появились фотографии бронеавтомобиля «Рысь», подорвавшегося в 2016 на мине в Сирии. Сообщается, что подрыв стал результатом ошибки сирийских саперов, установивших мины ТМ-62М, и не предупредивших об этом коллег из воинского контингента РФ.

IVECO LMV – бронеавтомобиль, равных которому в российской армии (в своем классе, естественно) на данный момент нет. Тихо и незаметно, но уже много лет подряд IVECO 65E19WM, носящая в российской армии наименование «Рысь», спасает жизни военнослужащих Российской Федерации.



Особенно эффективно бронеавтомобиль показал себя в Сирии, откуда приходили фотографии подрыва «Рыси». Машина на фото выглядит полностью разрушенной, при этом, по сообщениям с мест, экипаж IVECO LMV не пострадал.

На 2017 год в ВС Российской Федерации находились 67 бронеавтомобилей этой модели. Вообще данные о количестве машин, состоящих на балансе вооруженных сил, крайне противоречивые. В 2013 году упоминалось, что машину собираются приобрести в количестве 358 штук, затем упоминалась закупка 1725 «Рысей» — столько нет ни у одной страны мира. Точно известно о том, что Оборонсервису удалось собрать 57 машин – это подтверждают данные разных источников.

Многие подразделения не торопились принимать «Рысь» на свой баланс: несмотря на ее высокую защищенность, стоимость машины, а также возможные проблемы с запасными частями вызывали в войсках заметные опасения.

В итоге машины осели в военной полиции и у десантников, а вскоре грянула сирийская кампания, где IVECO LMV показала себя с самой лучшей стороны. В частности, бронеавтомобиль активно использовался МПМЦ ВС РФ в ходе разминирования освобожденных районов Сирии.

На текущий момент аналогов этой машины в российских войсках нет. Это в первую очередь относится к классу (полная масса машины до 7-7,5 тонн), а также баллистической и противоминной защите.

Почему важен класс машины? В первую очередь это относится к такому вопросу как стоимость эксплуатации. БТР намного дороже в этом плане. Кроме того, машины более легкие имеют лучшую проходимость по грунтовым дорогам. Минозащищенность машины – натовский стандарт STANAG 4569. Она держит 6 кг тротилового эквивалента под колесом. Ближайший аналог «Рыси» российского производства, Тигр-М СпН, держал лишь 600 г.

Стоит отметить, что российская промышленность не стоит на месте. На последнем форуме «Армия-2019» была представлена новая версия «Тигра» — АМН-2 «Атлет». По своим характеристикам она близка к IVECO LMV, и, по идее, должна заполнить столь необходимую вооруженным силам нашей страны нишу. А пока этот бронеавтомобиль проходит долгий путь военной приемки, защищать российских военнослужащих в зонах военных конфликтов низкой интенсивности будет уже доказавшая свою надежность столь нелюбимая многими «Рысь».

От «Ивеко» к «Рыси» — Денис Мокрушин — ЖЖ

Автомобиль защищенный «Рысь» (IVECO 65E19WM).
Автомобиль предназначен для использования в качестве средств обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур, а также в качестве транспортной базы носителя легких систем вооружения, связи и военной техники.


2.

В 2008 году была достигнута договоренность между Министерством обороны Российской Федерации, ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В период с 2009 по 2011 год с целью оценки соответствия основных тактико-технических характеристик опытных образцов полноприводных бронированных автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям Министерства обороны Российской Федерации были проведены испытания двух автомобилей, полученных из Италии.
3.

В процессе испытаний проведен комплекс лабораторных, лабораторно-дорожных работ и пробеговых испытаний в соответствии с утвержденной в установленном порядке программой.
Испытания проводились на базе научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» и ФГУ «21 НИИИ МО РФ» г. Бронницы. По требованию Министерства обороны РФ автомобиль IVECO 65E19WM (LMV) получил название «Рысь».
Нашумевший видеоролик, где IVECO в заезде по снежной целине отстает от российских бронеавтомобилей, объясняется просто. Первоначально были закуплены автомобили, не приспособленные для эксплуатации в Российской Федерации, с широким передним бампером, в комплектацию которых не входили защита от снега и цепи на колеса, которые имеются на аналогичных машинах армий Норвегии и Австрии. Широкий бампер при езде по глубокому снегу создавал эффект отвала, толкающего впереди IVECO снежный сугроб, что приводило к существенному замедлению хода. Автомобиль не завяз, но шел тяжело, рывками.
Сегодня для заснеженных районов, в т.ч. и для России, автомобили комплектуются специальной защитой поддона двигателя, выполняющей одновременно функции рассекателя снега, конструкция бампера изменена.

По результатам проведенных испытаний сделаны заключения с выдачей рекомендаций о проведении дополнительных специальных испытаний по определению защитных свойств при воздействии поражающих факторов современного оружия.
Также по требованию МО РФ итальянской стороной были сделаны следующие доработки:
— применен 1 генератор переменного тока на 240A при 28В вместо 2 генераторов переменного тока на 110 А при 28В;
— установлено 24-вольтовое электрооборудование с преобразователями DC/DC (постоянного тока) на 12 В;
— установлена защита аккумуляторов от попадания камней;
— установлен дополнительный комбинированный отопитель для подогрева двигателя в холодное время года с номинальной тепловой мощностью ≥8кВт, применимый также для отопления кабины;
— для улучшения климатических условий в кабине, добавлен дополнительный дизельный отопитель с номинальной тепловой мощностью в ≥2кВт, предназначенный для обогрева кабины и установленный в задней части кузова;
— на капот установлены два дополнительных кронштейна для антенны;
— установлен укороченный бампер с противотуманными фарами в верхней части и треугольным буксирным прибором в качестве переднего бампера;
— установлена защита от снега в передней нижней части;
— применено буксирное устройство в задней части с увеличенным углом буксировки;
— установлена дополнительная розетка для подключения электрооборудования при буксировки автомобиля;
— увеличена ширина подножек до 180мм;
— увеличена максимальная нагрузка на кольцевую опору в люке (на крыше) до 200 кг;
— увеличена максимальная предельная нагрузка на крышу до 300кг.;
— изменена конструкция сидений в части замены материала обшивки;
— установлен блок распределения электроэнергии в кабине с ответвленными разъемами (12/24 В) для подключения потребителей;
— установлены плафоны для освещения ступенек и лампы освещения командира для работы в светомаскировочном режиме;
— установлен кронштейн для многоэлементной антенны (в виде спойлера) в задней части грузового отсека;
— в состав автомобиля включены элементы (воздухоприемник и элемент выхлопной трубы) для преодоления брода;
— внешняя окраска автомобиля зеленая по RAL 6014;
Дополнительно включены в состав автомобилей следующие детали:
— углекислотный огнетушитель
— треугольное буксирное приспособление
— лебедки с электрическим приводом
— запасное колесо
— цепи противоскольжения
— набор инструмента и съемников
— руководство по эксплуатации
— сервисная книжка
— руководство по техническому обслуживанию и ремонту.

Российские испытатели IVECO отмечают очень удобное автоматическое устройство регулирования давления в шинах, которое можно изменять простым нажатием кнопок в соответствии с дорожными условиями, не выходя из кабины. Сиденья машины весьма комфортабельны для экипажа, например, в них есть специальные выемки под бронежилет, которые принимают на себя вес брони и разгружают плечи солдат. Защита головы от тряски при езде и воздействия ударного импульса при подрыве надежно обеспечивается специальным подголовником. Установленные сидения снабжены пятиточечными ремнями безопасности с замком быстрой расцепки. Кроме того конструкция сидений, подвешенных к внутреннему каркасу, а также специальных поддонов под ступнями экипажа значительно снижают действие динамических нагрузок при подрыве на мине.
4.

5.

Автомобиль специально сконструирован так, чтобы при подрыве машина ни при каких обстоятельствах не перевернулась и не опрокинулась, что достигается специальной формой днища.
В колесах IVECO имеются специальные противоминные вставки и вещество, затягивающее пробоины, что позволяет сохранить машине подвижность при подрыве на легких противопехотных минах и обстреле из стрелкового оружия.

В период с 07 по 12 марта 2011 года совместно со специалистами Минобороны РФ и ОАО «КАМАЗ» на полигонах Германии в г. Ульме (баллистические испытания) и г. Шробенхаузене (испытания на подрыв) проведены специальные испытания по определению защитных свойств при воздействии поражающих факторов современного оружия.
На испытаниях присутствовали начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ», главный конструктор ОАО «КАМАЗ» и другие представители оборонного ведомства и военной промышленности.
Два дня российские специалисты проводили специализированные обстрелы IVECO бронебойно-зажигательными пулями Б-32 с использованием баллистического ствола калибра 7,62х54. Именно от такого боеприпаса производитель гарантировал полную защиту по третьему уровню STANAG 4569 (он соответствует российскому 6а классу баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96). Обстрел велся с разных дистанций во всевозможные места автомобиля: стыки бронепанелей, кромки стекла, с целью найти уязвимости. В первый день было произведено 150 выстрелов, во второй – порядка 60. Ни одного пробития достигнуто не было.
Затем было произведено два подрыва автомобиля IVECO: под передним левым колесом и под днищем.
В качестве взрывного устройства в первый день было использовано 6.14 кг ТНТ (уточненные данные). Процесс подрыва снимался с разных ракурсов несколькими видеокамерами, которые были установлены в том числе и внутри автомобиля. На водительском сидении располагался специальный манекен, полностью имитирующий человеческое тело.
Мне были продемонстрированы несколько видеозаписей, одну из которых разрешили выложить в интернет http://www.youtube.com/watch?v=rJcEia1CM1E.

Взрыв разрушает переднюю ходовую часть, сильно повреждает двигатель, но бронекапсула цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.
Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Датчики фиксируют, что превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.
6.

Во второй день были произведены два подрыва оболочного взрывного устройства под пассажирским сидением справа от места водителя и под задним правым сиденьем. Взрыв разрушил подвешенную на сайлентблоках V-образную стальную противоминную защиту, но днище бронекапсулы лишь немного вздулось. Пробития не произошло.

Как же итальянский производитель добился такого результата? Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас.
7.
• Красный – баллистическая защита
• Серый – бронированные стекла
• Зеленый – стандартные панели
• Голубой – металлический каркас

8.

Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.
9.

Проведенные испытания подтвердили соответствие автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям, установленным Минобороны Российской Федерации по защитным свойствам при воздействии поражающих факторов современного оружия.
После устранения недостатков и проведения специальной экспертизы Министерством обороны принято Решение о подготовке приказа МО РФ «О принятии автомобиля IVECO 65E19WM (LMV) на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации» и закупки опытно-промышленной партии автомобилей для проведения войсковых испытаний в частях ВС МО РФ.
В апреле 2011 года первая партия из 10 машин IVECO в виде сборочных комплектов (задний отсек, подножки, отопитель, капот, лебедка, запасное колесо, комплект для преодоления брода — отдельно от автомобиля) прибыла с завода-изготовителя (Больцано, Италия) в Научно-технический центр ОАО «КАМАЗ», где была произведена их сборка. Комплектация была следующей:
— четыре автомобиля с лебедкой, с установленным запасным колесом и комплектом цепей против скольжения, устанавливаемых на колеса при движении по снежной целине.
10.

11.

12.

— шесть автомобилей без лебедки, без цепей против скольжения и с технологической установкой запасного колеса
13.

14.

В настоящее время партия автомобилей «Рысь» (IVECO 65E19WM (LMV)) проходит эксплуатационные (войсковые) испытания в подразделениях Сухопутных войск России.
По требованию ГАБТУ МО РФ в ОАО «КАМАЗ» разработана разборная конструкция защиты стрелка в виде поворотной вращающейся турели, которая устанавливается на крыше и может поставляться, как с автомобилями Рысь, так и к другим изделиям.
15.

16.

Кроме пятиместного варианта машины есть и шестиместная. В стандартном мотострелковом отделении семь человек (командир, наводчик башенного вооружения, пулеметчик, стрелок, гранатометчик, стрелок-помощник гранатометчика, водитель), но учитывая, что на «Рыси» не нужен наводчик башенного вооружения (его функции будет исполнять пулеметчик), то штат отделения на данном бронеавтомобиле вполне будет соответствовать численности мест в машине.
17.

18.

Дальнейшее продолжение сотрудничества Минобороны России с компанией IVECO будет зависеть от результатов войсковых испытаний и от отзывов эксплуатирующих автомобили подразделений.
В перспективе, на стадии проведения правительственных переговоров, рассматривается вопрос производства автомобилей «Рысь» на территории Российской Федерации с частичной локализацией производства комплектующих изделий. ОАО «КАМАЗ» будет оказывать помощь той структуре, которая будет производить автомобиль «Рысь» в России, но само предприятие не заинтересовано в производстве данной машины. Окончательное решение о предприятии-сборщике будет принято Государственной корпорацией «Ростехнологии».


День инноваций ЮВО. Бронеавтомобиль «Рысь»

Несколько лет назад одной из главных тем споров была закупка бронеавтомобилей Iveco LMV итальянской разработки. Несмотря на отсутствие единого мнения среди специалистов и общественности, военное ведомство все же подписало контракт на поставку такой техники. Броневики LMV в течение некоторого времени собирались на российском предприятии и поставлялись в войска. Техника для российских вооруженных сил получила новое название – «Рысь». С момента начала поставок броневики «Рысь» неоднократно демонстрировались публике. К примеру, 5 и 6 октября такая машина «работала» экспонатом выставки «День инноваций Южного военного округа» в Ростове-на-Дону.

Бронеавтомобиль LMV был разработан итальянской компанией Iveco и вышел на испытания еще в начале прошлого десятилетия. В дальнейшем эта машина успешно прошла все проверки и была принята на вооружение итальянской армии. Кроме того, этой техникой заинтересовались военные других стран, результатом чего стало появление нескольких экспортных контрактов. По понятным причинам самым известным в нашей стране стал контракт на поставку машин российским вооруженным силам.

Броневик LMV/«Рысь» представляет собой специальное защищенное транспортное средство, предназначенное для решения широкого круга задач, в первую очередь связанных с транспортировкой личного состава и небольших грузов. Кроме того, подобная техника может использоваться для патрулирования заданных районов, для сопровождения автоколонн, в разведывательных и т.п. операциях. Круг выполняемых задач заметно расширяет возможность установки на машинах специального оборудования или вооружения различных типов.

Машина имеет комплекс баллистической и противоминной защиты. С учетом особенностей военных конфликтов последних десятилетий «Рысь» оснащается броней, защищающей от стрелкового оружия различных типов, а также имеет ряд особенностей, направленных на защиту от взрывных устройств. В частности, используется специальный каркас корпуса и сиденья экипажа, поглощающие часть энергии взрыва. В конструкции броневика предусматривается возможность установки модулей дополнительной защиты.

Броневик оснащается дизельным двигателем Iveco F1 C итальянского производства, развивающим мощность до 190 л.с. С двигателем связана автоматическая коробка передач. При полной массе на уровне 7 т такая силовая установка позволяет машине развивать скорость до 130 км/ч. Броневик способен перевозить пять человек, включая водителя или 2,3 т различных грузов. Вес буксируемого прицепа превышает 4 т. Для перевозки грузов в задней части корпуса предусмотрен специальный отсек с доступом через собственные задние и бортовые двери.

Экипаж и десант размещаются в общей кабине на специальных «противоминных» креслах. Сиденья экипажа имеют специальную конструкцию, поглощающую часть энергии взрывной волны при наезде на взрывное устройство. Кроме того, сиденья оснащены пятиточечными ремнями с замками быстрой расцепки. Интересной особенностью кресел является специфическая форма спинки, при помощи которой вес снаряжения бойца передается на сиденье, снижая нагрузку.

Броневик «Рысь» может оснащаться различным вооружением и специальным оборудованием. Для установки вооружения предлагается использовать люк в крыше, над задними сиденьями. Подобной возможностью активно пользуются зарубежные эксплуатанты броневиков итальянского производства.

Первые сведения о возможных закупках броневиков Iveco LMV для вооруженных сил России появились в 2009 году. Тогда несколько таких машин были приобретены для испытаний на российских полигонах. В 2010-м были закуплены еще две готовые машины, а также несколько сборочных комплектов. Сборка этих броневиков производилась на заводе «КамАЗ». В середине того же года бронеавтомобиль «Рысь» был принят на вооружение российской армии, после чего стартовало производство этой техники.

Изначально планировалось, что к 2016 году вооруженные силы получат 1775 броневиков. Позже упоминалось, что армии нужно около 3 тыс. таких машин. В конце 2011 года появился договор о производстве броневиков на совместном предприятии в Воронеже. Со временем планировалось увеличить локализацию производства – около половины комплектующих должно было производиться в России.

В январе 2013 года руководство вооруженных сил сообщило, что в дальнейшем сборка и закупка «Рысей» будет прекращена. Войска продолжат эксплуатацию полученных машин, однако дополнительные контракты на поставку техники подписываться не будут. От дальнейшего производства лицензионных броневиков решили отказаться в пользу строительства техники собственной разработки.

Бронеавтомобили типа LMV/«Рысь» поступили на вооружение различных подразделений всех военных округов. Одна из машин, эксплуатирующихся в Южном военном округе, недавно прибыла на выставку «День инноваций ЮВО», где стала одним из экспонатов, доступных для осмотра.


Броневик имеет узнаваемый внешний вид и характерную решетку радиатора с рельефным названием
Перед решеткой располагается лебедка
Крупное лобовое стекло обеспечивает неплохой обзор
Машина имеет две пары бортовых дверей для посадки и высадки
Ручки дверей имеют необычную конструкцию
Несмотря на небольшую высоту броневика, под дверями предусмотрены подножки
Позади дверей имеются люки для доступа в грузовой отсек
В крыше имеется люк для установки вооружения


Задняя часть корпуса с разных ракурсов
Дверь водителя

Рабочее место водителя

Перегородка салона с креплениями для установки оборудования
Броневик «Рысь» может иметь различное вооружение, однако выставочный образец был оснащен только пулеметом «Печенег», просто поставленным на крыше

Элементы ходовой части

Броневики IVECO «Рысь» у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?

Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?

В 2015 году многие уже стали забывать недавнюю эпопею с принятием на вооружение бронеавтомобилей IVECO LMV M65, которые получили российское обозначение «Рысь».Минувшим летом эта машина была продемонстрирована на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Показ «Рыси» тогда многими был воспринят как «прощальные гастроли» детища итальянской оборонки. Но в конце сентября появились сообщения, что Россия поставила эти самые бронеавтомобили в Сирию. Появились предположения, что таким образом мы избавляемся от не нужной нашей армии машины.

Оказалось, все гораздо интереснее: «Рысями» стали пользоваться российские военнослужащие, задействованные в обороне базы Хмеймим, откуда уходит на задания наша боевая авиация. Этим машинам даже доверили такую ответственную миссию как сопровождение прибывших в Сирию комплексов С-400. Кадры колонны с машинами ПВО и техникой IVECO обошли все телеканалы мира.

Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?

«Рысям» доверили сопровождать С-400. Фото: Фото МО РФ


Такое «возвращение» «Рысей» вызвало неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. Появились мнения, что, дескать, прав был Анатолий Сердюков, закупивший партию этих бронемашин, что аналогов LMV M65 по защищенности у Российской армии нет, поэтому в горячую точку были направлены эти броневички. Оппоненты уверены, что с задачами, которые ставят перед иномарками, легко бы справились «Тигры» последних версий.

В беседе с одним из военных экспертов на эту тему прозвучала еще одна идея — отправить туда находящиеся сейчас в войсках на испытаниях «Тайфуны» производства «Камаза» и «Урала» — лучше полигона не найти.

Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?

Гигантский потенциал отечественных «Тигров» в настоящее время реализуется на полях учений. Фото: МО РФ


«Кроме военных и политических целей, операция в Сирии, должна стать своеобразным триумфом русского оружия, — отметил собеседник «Вестника Мордовии», — а тут мы, по сути, бесплатно рекламируем натовскую технику. Зачем нам это надо?»Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?

Пулеметчик на «Тигре» расположен тоже не лучшим образом. Фото: МО РФ


Еще военные специалисты отмечают, что отправленные для выполнения этой ответственной миссии M65 почему-то не оборудованы защищенной броней турельной пулеметной установкой, как, например, на российском же «Скорпион ЛША-Б».Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?

«Скорпион ЛША-Б».
Или это мог бы быть дистанционно-управляемый боевой модуль на крыше, все чаще и чаще демонстрируемый на выставках вооружений.

Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?Броневики IVECO "Рысь" у Российской армии в Сирии: Анатолий Сердюков был прав?

Дистанционно управляемые модули на российской бронетехнике регулярно демонстрируются на выставках вооружений. Фото: Отвага2004


Но опять боец в этой машине открыт всем снайперам, пулям и осколкам, и сколько еще можно наступать на одни и те же грабли?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о