Самосвал четырехосный – Четырехосные самосвалы на российском рынке: обзор моделей, технические характеристики

Четырехосные самосвалы – Основные средства

С. Красовский, фото фирм-производителей

Чем больше везет самосвал, тем эффективнее перевозка и тем выше прибыль транспортной компании. Именно по этой причине перевозчики все чаще и чаще вместо трехосных машин приобретают четырехосные.

Большегрузные четырехосные самосвалы с кузовами объемом 18–20 и более кубических метров сегодня востребованы как никогда. Будь то строительство зданий с выемкой большого количества грунта под котлованы, отсыпка дорог, песчаные карьеры или складские площадки – везде, где требуется перевезти породу, грунт, строительные и прочие сыпучие материалы, можно встретить четырехосники. Помимо кузова большого объема, который может достигать 23 или даже 25 м3, машины привлекают равномерным распределением нагрузки на оси. А их на одну больше, чем у традиционных массовых трехосных машин. Дополнительная ось особенно актуальна, когда на маршруте грузовиков имеются мосты, эстакады или просто участки дорог с ограниченной несущей способностью – техника не будет разрушать дорожное полотно и наносить вред инженерным сооружениям. Четырехосной машине проще проходить проверку на пунктах весового контроля: чем больше осей, тем меньше нагрузка на каждую из них. Это значит, что перевозчик понесет меньшие издержки на уплату штрафов в случае, если автомобиль вышел на линию с небольшим перегрузом. Ведь не секрет, что даже опытный оператор экскаватора не может с высокой точностью (не превышая предельной массы) загрузить кузов самосвала. Даже если экскаваторщик будет ориентироваться по объему ковша, то учесть влажность породы и соответственно увеличение ее массы в том же самом объеме, увы, задача непростая даже для аса. А поскольку перевозчики предпочитают работать с максимальной загрузкой, то в большинстве случаев грузовики выходят в рейс с перегрузом. Благодаря двум управляемым (рулевым) осям четырехосники по маневренности практически не уступают своим трехосным конкурентам. Единственным их минусом, пожалуй, является некоторое ухудшение проходимости по сравнению с трехосными самосвалами. А значит, на объекте, где будут эксплуатироваться грузовики, придется более качественно обустраивать дороги и подъезды. В данном случае мы рассматриваем автомобили с ведущей задней тележкой и двумя блокировками дифференциалов (межосевой и межколесный).

Что касается технической стороны вопроса, то конструктивно четырехосные самосвалы от европейских автопроизводителей имеют примерно сопоставимые характеристики и несут в себе идентичные (схожие) технические решения. Это касается как основы машин – их рам, так и силовой линии (моторов, коробок передач и мостов). Объединяющей чертой практически всех работающих в России четырехосников является рессорная подвеска осей. Пневматические баллоны, пользующиеся спросом на Западе, в Америке или Канаде, у нас, похоже, не приживутся.

Важным элементом любого самосвала является его кузов. От его конструкции и применяемых при изготовлении материалов будет зависеть, как долго он прослужит (особенно если речь идет о перевозке крупнофракционной породы) и насколько эффективно будут прогреваться зоны, на которых наблюдается прилипание мокрого груза в зимний период эксплуатации грузовика. Практически все четырехосные самосвалы на российском рынке имеют обогреваемые выхлопными газами кузова, которые практически не нуждаются в дополнительных технических средствах, препятствующих налипанию перевозимой породы. Таковыми, например, являются вкладыши из особого армированного полимерного материала. Как показал опыт эксплуатирующих организаций, моторы экологического стандарта Euro 4 (на территории РФ действует с 2103 г.), несмотря на ряд мер, направленных на снижение токсичности выхлопных газов, обладают высокой температурой ОГ, достаточной для должного прогрева кузова. Но более важным является материал, из которого изготавливается кузов. Здесь важен сорт стали, и чем она прочнее, тем лучше. Например, пол кузова ряда европейских самосвалов может быть изготовлен из восьмимиллиметрового проката стали Hardox, а стенки – из Domex с толщиной листа 6 мм. Если производитель надстройки использует более простые и дешевые сорта стали, то и толщина листов, а следовательно, и конечный вес кузова увеличиваются. Почему изготовители самосвалов идут на такую экономию, зная, что она «съедает» грузоподъемность машины и, следовательно, уменьшает прибыль транспортной компании? Скорее всего, чтобы сделать стоимость нового грузовика более привлекательной и обеспечить высокий спрос на него.

Предложение рынка

Среди четырехосных самосвалов шведской компании Scania прежде всего стоит обратить внимание на модель P440 CB8x4EHZ с колесной формулой 8х4 и кузовом объемом 20 м3. Машина комплектуется короткой кабиной CP14, которая имеет четырехточечную подвеску. Среди приятных опций, облегчающих эксплуатацию самосвала в зимних условиях, стоит отметить кондиционер с электронной системой управления и зеркала с обогревом. Хорошая видимость и контроль окружающего пространства при маневрах на тесной строительной площадке или при перемещении по дороге в городской черте в прямом смысле слова дорогого стоят. Самосвал комплектуется двигателем экологического стандарта Euro 4 мощностью 440 л.с. (342 кВт), с максимальным крутящим моментом 2300 Н.м при частоте вращения коленчатого вала 1000–1300 об/ мин. Алюминиевый топливный бак объемом 500 л подвешен на раме с правой стороны по ходу движения. Дизель агрегатирован с механической 14-ступенчатой (12+2) коробкой передач модели GRS905. Для привода вспомогательных агрегатов применена коробка отбора мощности EG651 (крутящий момент – 700 Н.м). Главная передача RBP835/RP835 c планетарными колесными редукторами, блокировкой меж­осевых и межколесных дифференциалов. Передаточное соотношение – 4,38. Подвеска мостов рессорная. Спереди применены параболические рессоры 4х28, сзади – многолистовые рессоры 8х30. Максимальная нагрузка на передние оси – 2х9000 кг, на задние – 2х15 000 кг. Грузоподъемность самосвала составляет 33 т. Шины подобраны с учетом нагрузки. На передних осях монтируются покрышки размерностью 385/65 R22.5, на задней тележке – 315/80 R22.5. Также можно обратить внимание и на самосвал Scania P400 CB8x4EHZ c кузовом 20 м

3, который комплектуется менее мощным дизелем мощностью 400 л.с. (294 кВт), Euro 4, с крутящим моментом 2100 Н.м при 1000–1300 об/ мин. Силовой агрегат стыкуется с механической 9-ступенчатой (8+1) коробкой передач GR905. В остальном машины похожи.

Интересный вариант четырехосного самосвала есть у компании FAW. Грузовик FAW CA3310P66K24T4E4 с колесной формулой 8х4 с кабиной J6 комплектуется 11-литровым двигателем CA6DM2-39E4 экологического стандарта Euro 4, мощностью 390 л.с. Дизель агрегатирован с коробкой передач FAW CA12TAX190M, имеющей 12 ступеней переднего и 2 заднего хода. Объем кузова составляет 23 м3, что на два-три «куба» больше, чем у ряда машин известных европейских марок. Конструкция кузова – типа «сэндвич». Двухслойное дно изготовлено из стальных листов различной толщины. На низ идет прокат толщиной 6 мм, на верх – 8 мм. Борта кузова сварены из шестимиллиметрового листа. С целью повышения надежности своей машины инженеры FAW применили гидравлический механизм подъема кузова компании Hyva, которая является одним из лидеров данного сегмента специального оборудования. Кстати, именно комплекты этого производителя используют для своих самосвалов и европейские производители коммерческой техники. Изготовленная из прочной низколегированной стали рама усилена по принципу «лонжерон в лонжероне». Учитывая сложные условия работы грузовика, инженеры также дополнительно усилили и заднюю тележку. Топливный бак вмещает в себя 400 л дизельного топлива, что позволяет машине без дозаправки отработать даже длинную рабочую смену. Снаряженная масса шасси грузовика составляет 18 960 кг. Максимальная нагрузка на переднюю ось – 7500 кг, на зад­нюю тележку – 27 600 кг. Максимальная же разрешенная масса составляет 42 600 кг. Несмотря на достаточно большую колесную базу (2100+3600+1350 мм), самосвал имеет относительно небольшой радиус поворота, равный 21 м.

Четырехосные самосвалы Mercedes-Benz пользуются у российских перевозчиков устойчивым спросом. Как правило, объем их самосвального кузова составляет 20 м3. Если грузовики перевозят скальные породы, уголь и т. п., то их кузова могут иметь усиленную конструкцию. Производителями самосвальных надстроек, как правило, являются такие компании, как Meiller и российская «Бецема». Однако имеются и варианты машин, созданные совместно с фирмами Schmitz, «ИнтерПайпВан», НефАЗ. Одной из особенностей двигателей немецких самосвалов является система питания PLD с индивидуальными насосами и отдельными форсунками, которая, как показала практика, наименее требовательна к качеству топлива и обладает хорошей ремонтопригодностью. Например, в процессе ремонта в зависимости от того, какой узел вышел из строя, можно заменить как отдельные его детали, например распылители, так и агрегат целиком. За качество очистки попадающего во впускной трубопровод ДВС воздуха отвечает высоко расположенный воздушный фильтр с устройством центробежной очистки. Площадь фильтрующего элемента составляет 27,5 м

2. Это позволяет самосвалу надежно работать в заданном интервале ТО даже в условиях сильной запыленности воздуха. Благодаря применению отдельных головок блока цилиндров удается достичь снижения расходов на ремонт дизелей. Для того чтобы снизить нагрузку на рабочую тормозную систему, самосвалы имеют мощный двухступенчатый моторный тормоз. Трансмиссия грузовиков – 16-ступенчатые коробки передач с электронно-пневматической системой переключения Telligent. Благодаря электронике в трансмиссии всегда используется оптимальная для движения машины передача, а силовая линия защищена от работы в режиме пиковых нагрузок. Учитывая сложные условия эксплуатации машин, инженеры применили в их конструкции двухдисковое сцепление, способное передавать значительный по своим значениям крутящий момент. Балка передней оси прямая – типичное решение для машин строительного сегмента. Полная масса автомобилей достигает 48 т. С учетом максимальной полной массы были подобраны и шины 385/65R22.5, 12.00R24 или 325/95R24.

Основные модификации 4-осных самосвалов Mercedes-Benz
Мо­дель Ко­лес­ная фор­мула Ко­лес­ная база, мм Дви­га­тель, КП Мощ­ность, л.с. Полная масса, кг На­грузки на оси, кг Гру­зо­подъем­ность, т
Тип ку­зова
4141K 8×4 4500 V6, 12 л, 16-ст Telligent 408 48 000 9000
9000
16 000
16 000
30–32 С прямыми бортами, halfpipe, для скальных пород, для угля
4141K 8×4 4500 V6, 12 л, 16-ст Telligent 408 44 000 9000
9000
13 000
13 000
28–30 С прямыми бортами, halfpipe
4141AK 8×8 4800 V6, 12 л, 16-ст Telligent 408 48 000 9000
9000
16 000
16 000
30–32 С прямыми бортами, для скальных пород, для угля
4151AK 8×8 4800 V8, 16 л, 16-ст Telligent 510 48 000 9000
9000
16 000
16 000
30–32 С прямыми бортами, для скальных пород, для угля

Самым большим по грузоподъемности в продуктовой линейке ОАО «КАМАЗ» является самосвал КамАЗ-65201. Грузоподъемность четырехосного автомобиля достигает 25,5 т. Он предназначен для перевозки строительных и промышленных сыпучих грузов. Благодаря двигателю КамАЗ 740.73-400, агрегатированному с 16-ступенчатой коробкой передач ZF16S1825, грузовик обладает хорошими тягово-динамическими характеристиками и демонстрирует примерную топливную экономичность. Учитывая сложные условия эксплуатации самосвалов в рулевом управлении, в КамАЗ-65201 применили гидроусилитель фирмы ZF. Данный агрегат славится своей надежностью и обеспечивает легкость и точность управления автомобилем в любых дорожных условиях. Особое внимание конструкторы уделили условиям труда шофера. Так, автомобиль оснащается пневматической подвеской кабины и водительского сиденья. Данное техническое решение существенно снижает вибронагрузку и соответственно утомляемость водителя. Покупателям техники на выбор предлагаются самосвальные платформы овального или прямоугольного сечения объемом 16 или 20 м3. Выбор оптимального по объему кузова зависит от плотности перевозимой породы. В модельном ряде «КАМАЗа» существует еще один четырехосный самосвал КамАЗ-6540, который производится в Индии на совместном предприятии «КАМАЗ ВЕКТРА» для рынка этой страны.

Техническая характеристика самосвала КамАЗ-65201
Колесная формула 8×4
Полная масса, кг 41 000
Грузоподъемность, кг 25 500
Объем самосвальной платформы, м3 16 или 20
Двигатель КамАЗ 740.73-400 (Euro 4)
Мощность двигателя, л.с./ об/мин 400/ 1900
Крутящий момент, Н.м/ об/мин 1766/ 1300
Коробка передач ZF16S1825, 16-ступенчатая
Шины 315/80R22,5
Максимальная скорость, км/ч 90

На рынке хорошо продаются и четырехосные (колесная формула 8х4) самосвалы Foton. На площадках дилеров марки можно увидеть модели Foton BJ3313DMPKC-AA или Foton BJ3313DMPKF-AA. Грузовики имеют практически одинаковые габаритные размеры (ДхШхВ) 10 160/ 2495/ 3400 и 10 960/ 2495/ 3400 мм соответственно. Максимальная грузоподъемность самосвала составляет 25 т, полная масса – 41 т. При этом максимальная нагрузка на передние оси и заднюю тележку – 7500+7500 и 26 000 кг. Грузовики в зависимости от модификации могут комплектоваться дизелями Cummins ISM11E4 385 или WechaiPowerWP10.336 E40 и WechaiPowerWP12.375 E40 рабочим объемом 10,824; 9,726 и 11,596 л соответственно. Мощность, снимаемая с Cummins ISM11E4 385 и WP12.375 E40, примерно одинакова – 280 и 276 кВт. Самым слабым – 247 кВт – является дизель WP10.336 E40. Однако даже его мощности вполне достаточно для выполнения большинства транспортных задач. В зависимости от мощности и крутящего момента дизелей Cummins ISM11E4 385 или WechaiPower WP10.336 E40 и WechaiPower WP12.375 E40, который составляет 1825/ 1900, 1500/ 1600 и 1800/ 1600 (Н.м/мин-1), соответственно выбирается и передаточное отношение главного редуктора: 5.26; 5.92 и 6,73. Как показывает практика, доступные по стоимости китайские самосвалы при регулярном техническом обслуживании и применении оригинальных запасных частей и расходных материалов демонстрируют довольно высокий коэффициент выхода на линию. А это означает, что грузовики быстро окупаются и начинают приносить транспортной компании прибыль.

os1.ru

Конструктивные особенности четырёхосных самосвалов

Чем больше груза вмещает самосвал, тем выгоднее он для перевозчика. И это неоспоримый факт. Транспортные компании прекрасно это осознают и предпочитают приобретать для ведения своего бизнеса четырехосные самосвалы. Трехосные модели их гораздо меньше интересуют. Не зря четырёхосные самосвалы считают техникой «золотой середины». Они не дотягивают до категории универсальных грузовиков повышенной мощности с колёсной формулой 6х4, но имеют гораздо больше преимуществ перед пятиосными грузовыми автомобилями с колёсной формулой 10х2, 10х4, 10х8.

Какие они – четырехосники?

четыре оси самосвала MAN

Вместительные четырехосные грузовые машины, укомплектованные кузовами объемом в 18-20 кубов, пользуются просто бешеной популярностью у перевозчиков.  Они требуется везде: и на масштабных стройках, и для отсыпки дорог, для работы на карьерах и на складских площадках. Другими словами, они нужны во всех местах, где надо перевезти строительное и прочее сыпучее сырье. Но плюсом четырехосных моделей самосвалов считается не только их значимая вместительность.

В грузовых автомобилях такого типа нагрузка на оси распределяется равномерно. Дополнительная четвертая ось у этих самосвалов, отличающая их от традиционных трехосных машин, бывает весьма кстати при перевозке грузов через мосты или эстакады (что не редкость в практике водителей). Четырехосным моделям гораздо легче пройти проверку на пунктах контроля веса: ведь чем больше осей у автомобиля, тем меньше степень нагрузки на них. Это выгодно для транспортной компании, поскольку в таких случаях издержки на штрафы бывают меньше, чем при перевозке грузов на трехосных машинах. Тем более, что зачастую самосвалы бывают перегружены сыпучими материалами до краев кузова.

Следует отметить, что четырехосники не менее искусны в маневренности движений, нежели их трехосные аналоги. Правда, проходимость у первых немного хуже, нежели у самосвалов второго типа. Поэтому для привлечения к рабочему процессу четырехосных грузовиков на строительной площадке необходимы хороший подъезд и качественно подготовленные для езды дороги.

Большое значение имеют конструктивные особенности кузова самосвала. От того, из каких материалов он сделан, напрямую зависит срок его эксплуатации и степень прогрева тех зон, на которых наблюдается прилипание мокрого груза при транспортировке зимой. Подавляющее большинство четырехосных грузовых машин, представленных на российском рынке, укомплектованы обогреваемыми выхлопными газами кузовами. Им не требуется использование дополнительного оборудования для устранения мокрых налипаний. Что касается материала, из которого бывает выполнен кузов, то главным критерием является прочность стали.

Что нам может предложить рынок самосвалов?

Среди представленных на российском рынке зарубежных самосвалов популярностью пользуется линейка грузовых машин шведской марки Scania. Особый интерес может вызвать модель P440 CB8x4EHZ. Автомобиль имеет колесную формулу 8х4. Кузов этого самосвала вмещает до 20 кубических метров груза. Модель укомплектована рядом дополнительных устройств, рассчитанных на комфортное пользование данным транспортом. Так, в машине установлен кондиционер, а зеркала — с обогревом. Автомобиль оснащен мотором экологического стандарта, имеющего мощность 440 л.с. И все это лишь малая часть положительных характеристик данной модели.

Грузовой самосвал FAW

четырёхосные шасси самосвалов FAW

Производителем FAW также представлена миру не менее интересная модель грузового автомобиля. Его FAW CA3310P66K24T4E4 оснащен 11-литровым мотором CA6DM2-39E4 экостандарта, мощность которого равна 390 л.с. Кузов машины вмещает 23 кубических метра груза, что больше, чем у многих моделей других марок. Он выполнен по сэндвич-типу. Материалом для двойного дна послужила прочная сталь разной толщины (6 и 8 мм). Для бортовой части применены стальные листы в 6 мм.  В целях повышенной прочности и надежности автомобиля производитель использовал гидравлическую систему подъема кузова фирмы Hyva. Последняя как раз специализируется на производстве и выпуске такого рода оборудования.

Кстати, FAW – далеко не единственный производитель грузового транспорта, применяющий в своих моделях продукцию компании Hyva. В самосвале CA3310P66K24T4E4 усилена также рама. Она выполнена из низколегированной стали повышенной прочности. Инженеры компании FAW позаботились и об укреплении задней тележки автомобиля. Она прочно фиксируется, поэтому даже в сложных карьерных или дорожных условиях с ней ничего не случится. Бак для топлива в данной модели отличается достаточной вместительностью (400 л топлива). А это значит, что на таком самосвале можно работать без дополнительной заправки даже очень долгую по продолжительности смену. Что касается максимальной нагрузки на оси, то на переднюю придется 7500 кг, а на заднюю – 27600 кг.

Четырёхосный самосвал Mercedes-Benz

В большом почете у транспортных компаний находятся четырехосные грузовые автомобили марки Mercedes-Benz.  Они отличаются кузовами повышенной прочности. Выпуском и производством самосвальных надстроек активно занимаются Meiller и отечественная «Бецема». Но существуют модели грузовых автомобилей, в разработке и сборке которых участвовали такие компании, как Schmitz, «ИнтерПайпВан», НефАЗ. Следует отметить, что моторы немецких самосвалов отличает система питания, оснащенная индивидуальными насосами и форсунками. Такой механизм не требует высокого качества топлива и при этом легко ремонтируется в случае возникновения сбоев в работе.

Подобная система питания удобна еще и тем, что при неисправности одного узла можно сменить на новый лишь одну деталь (если не хочется обновлять агрегат полностью). Благодаря фильтру с устройством центробежной чистки воздуха машина может работать продолжительное время даже в сильно запыленных местностях. А оснащение двигателей четырехосных самосвалов отдельными головками блока цилиндров позволяет значительно снизить затраты на сервисное обслуживание дизелей. В целях сведения к минимуму нагрузки на тормозной механизм, грузовые машины данного типа укомплектовывают двухступенчатым моторным тормозом с высокой степенью мощности. А оснащенная электронной системой передач трансмиссия упрощает работу четырехосных самосвалов в любых, даже особо трудных, условиях.

Грузовик МАЗ

самосвалы МАЗ

Заслуживает отдельного внимания модель МАЗ-6516И9-480-000. Имея мощность в 412 л.с., грузовик достаточно динамичен, а полная масса его равна 41800 кг. Хотя четырехосный автомобиль укомплектован достаточно вместительным кузовом в 21 кубических метров, нельзя погружать в него груз весом более 26900 кг (максимально допустимая норма). В противном случае такие действия просто ускорят износ этой техники, несмотря на повышенную прочность ее конструкции и деталей.

Небольшой по вместительности бак для топлива может смутить покупателей этого самосвала. Емкость рассчитана лишь на 300 л. Можно, конечно, использовать дополнительный бак, но он займет немало места. Модель примечательна такими полезными устройствами, как фильтр для воздуха «Циклон» и кондиционер в кабине.  Однако при эксплуатации грузовой машины в холодной климатической зоне придется приобрести так называемый «сухой фен».

КАМАЗ-четырёхосник

Среди отечественных четырехосных самосвалов наибольшую грузоподъемность имеет модель Камаз – 65201. Он способен перевозить до 25,5 тонн груза. Его прямое целевое назначение – транспортировка строительного и промышленного сыпучего сырья. Данную модель отличает не только наличие четырех осей, но и мощный мотор. Самосвал с положительной стороны характеризуют его тягово-динамические показатели, а также малые расходы на потребляемое топливо.

Поскольку рулевое управление грузовых машин – задача не из легких, то производитель предусмотрел в модели КамАЗ-65201  оснащение гидроусилителем компании ZF. Аппарат давно зарекомендовал себя как долговечное и прочное устройство, способствующее легкому контролю и управлению грузовыми автомобилями даже в тяжелых для работы условиях. Позаботился отечественный производитель и о создании комфортных условий для водителей данной модели. Так, четырехосный самосвал укомплектован пневматической подвеской кабины и кресла для шофера. Таким образом существенно уменьшается степень вибронагрузки и, соответственно, водитель может работать дольше, не чувствуя усталости.

Технические особенности четырёхосных самосвалов

И российские, и зарубежные производители осознают всю тяжесть работы и функций, возлагаемых на четырехосные самосвалы. Поэтому с целью повышения их долговечности и надежности компании зачастую оснащают такие модели мощными  дизелями, монтируемыми под капотами автомобилей. Не нужно обладать гениальным мышлением для осознания того, что при больших нагрузках и работаться грузовой машине (даже четырехосной) будет тяжелее. А потому мощные дизели придутся как нельзя кстати в помощь самосвалу. Кстати, многие производители стараются укомплектовывать свои четырехосники  дизелями больших объемов (примерно 14 литров).

Такой важный элемент конструкции самосвала, как коробка передач, подбирается индивидуально под каждый отдельно взятый двигатель. Благодаря данной детали производитель получает необходимую динамику автомобиля и нужную тягу на колесах. Коробка передач также обеспечивает снижение расходов на топливо. В основном на четырехосных самосвалах бывают вмонтированы их варианты с 14 или 16 ступенями.

Этот момент требует подробного объяснения. Ситуация с производством отечественных самосвалов сегодня такова, что наши автомобильные предприятия еще не в состоянии финансово «осилить» закупку коробок с электронным управлением. Не хотят пока производители  платить и за трансмиссии автоматического типа, оснащенные гидротрансформаторами. Надо отметить, что в их действиях есть своя логика. Ведь куда лучше купить двигатели с большой мощностью и выпускать таким образом самосвалы с внушительными ресурсами, чем платить за комфорт шофера в процессе работы на грузовой машине.

Однако, если посмотреть на это с другой стороны, коробки передач с электронным управлением способствуют значительной экономии топлива и упрощают работу на четырехосном самосвале. А последнее означает, что выполнять функции водителя на такой машине сможет и менее опытный водитель. Коробка передач на электронике – это «умный» агрегат. Можно смело сказать, что она является отличным помощником шоферу в управлении четырехосником.

Еще одна особенность четырехосных самосвалов заключается в том, что такие модели бывают укомплектованы баками больших объемов. Это связано с тем, что грузовые машины этого типа расходуют больше топлива, нежели трехосные автомобили. Потому для четырехосных самосвалов требуются более вместительные баки.

Для примера возьмем модель Scania P440 CB8x4EHZ. Она оснащена баком, вмещающим 500л. Это больше на 100 л, чем у многих других представленных на рынке четырехосников. Зато это очень удобно, поскольку при наличии такой глубокой емкости грузовая машина может без лишних хлопот работать на «длинном плече». И водителю не придется то и дело загонять самосвал на заправочную станцию, уделяя этому время, которое, по идее, можно было бы посвятить непосредственно работе на этом автомобиле. Если же имеющегося объема бака для топлива все-таки маловато, можно дополнить его навеской с еще одной емкостью. Таким образом получается увеличить пробег четырехосника без необходимости его заправки.

Для компаний-грузоперевозчиков особенно удобно иметь в собственности АЗС на площадке автопарка. Говоря откровенно, персональная заправка выгодна не только для экономии затрат на топливо (ведь она приобретается в таких случаях по оптовым ценам), но и в плане долговечности самосвала. Когда автомобиль заправляется соляркой хорошего качества, топливная система работает куда исправнее и дольше. А если топливо приобретается крупными партиями, клиент получает вместе с товаром всю надлежащую документацию к горючему. Стоит отметить, что солярку в значительном объеме обычно закупают в хорошо зарекомендовавших себя компаниях по реализации топлива для автомобилей. Те, в свою очередь, доставляют заказ по месту назначения.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

perevozka24.ru

Трех- и четырехосные грузовики КАМАЗ-6580

На фоне успешных продаж в России седельных тягачей нового поколения КАМАЗ‑5490, а также модернизированных самосвалов КАМАЗ‑6520 и КАМАЗ‑65115 уже как-то остались на втором плане многоосные версии камских грузовиков с кабиной Mercedes-Benz Axor. А с учетом того, что в 2019 году планируется запустить в производство седельные тягачи КАМАЗ‑54901 пятого поколения (это является архиважной задачей для Камского автозавода), то эти самые трехосные и четырехосные грузовики поколения К4 вообще остаются в тени своих флагманских собратьев. Между тем без многоосных К4, только с двухосными седельными тягачами 4х2, семейство грузовиков четвертого поколения будет неполным. Кроме того, те успешные конструкторские и технологические наработки, которые сейчас применяются на четвертом поколении, обязательно будут использованы на КАМАЗах К5.

Не ошибитьсяс индексом

С появлением первых седельных тягачей КАМАЗ‑5490 уже было понятно, что фактически этот автомобиль – ​родоначальник целого поколения перспективных челнинских грузовиков. Когда-то таким лидером, ведущим за собой, был бортовой КАМАЗ‑5320, затем самосвал КАМАЗ‑6520… Напомним, лучший тогда бортовой КАМАЗ‑53212 6х4 был полной массой 18,5 тонны, грузоподъемностью 10 тонн, с развесовкой по осям ​4,5/7,0/7,0 тонны. То есть почти тот же ЗИЛ‑130, но с дополнительным мостом. На тонну полной массы приходилось около 11,4 лошадиные силы. Для 80-х годов «53212» – ​очень современный грузовик, однако сейчас его характеристики кажутся смешными. Это отлично понимали и в Набережных Челнах – ​машины пусть медленно, но все же модернизировали. Те, кто знает КАМАЗы, не дадут соврать – ​между «5320» и «6520» лежит глубочайшая пропасть, хотя у них и схожие кабины. Ныне действующие в России разрешенные нагрузки на ось увеличились до уровня европейских, соответственно изменялись и камские грузовики.
Недавно на КАМАЗе жестко структурировали всю гамму грузовиков, начиная с автомобилей 1976 года рождения и вплоть до самых современных моделей, которые мы пока видели только на подиумах выставок. Есть обозначения: К1, К2, К3, К4 и К5, где с первого по третий – ​это грузовики, как теперь можно сказать, с «классической» камазовской кабиной, вплоть до глубоко модернизированного и однозначно удачного семейства КАМАЗ‑6520. Семейство К4 – ​это то, что с кабиной Mercedes-Benz Axor, адаптированной для тягачей КАМАЗ‑5490 и строительных КАМАЗ‑6580, а К5 – ​с кабиной на основе каркаса Mercedes-Benz Actros четвертого поколения.
Кстати, в сравнении с семейством КАМАЗ‑5320, где были понятные цифровые индексы, действующие в СССР с конца 60-х годов, у новых КАМАЗов разобраться по индексу очень сложно. Вроде все те же цифры и на прежних местах, но машины с «6» – тяжелые грузовики полной массой от 20 до 40 тонн, «5» – ​самосвал, «20» – ​модель. По «табличной» логике КАМАЗ‑6520 должен быть тяжелым самосвалом, а КАМАЗ‑65201 – ​это одна из модификаций. Если по-другому, то это поколение К3. Однако КАМАЗ‑65201 «Люкс» является четырехосным 8х4 самосвалом с кабиной Mercedes-Benz Axor. То есть должен быть поколения К4. А КАМАЗ‑65806 6х4 по кабине относится к К4, но это не самосвал, а седельный тягач.
Между тем у «КАМАЗа» есть еще одна система индексации – ​по аналогии с германскими Daimler и MAN первые две цифры обозначают полную массу в тоннах, следующая пара – ​мощность двигателя в лошадиных силах без последней цифры. В маркировке есть и буквы – ​перед цифрами, означающие назначение грузовиков: М – ​магистральные, К – ​строительные и многоцелевые, туда же входит тяжелая или полноприводная техника. Буква Т – ​перспективные модели. То есть в этой маркировке не указывается тип надстройки. Но советская маркировка совместно с «германской» получаются достаточно информативными. Так что все эти индексы, если очень надо, придется просто зазубрить.
Казалось бы, следующей моделью за седельным тягачом «5490» 4х2 должна стать трехосная 6х2 – ​для тандемных автопоездов. Схема тягач 6х2 плюс прицеп с центральным расположением осей позволяет перевозить больший объем груза, в сравнении с обычным автопоездом с полуприцепом. В Европе для «паровоза» увеличен лимит длины сцепки – ​18,75, а не 16,5 метра, и при прочих равных условиях полезный объем сцепки может составлять около 120 м3. Понятно, что такая машина нужна нашим перевозчикам, и заводу сделать ее несложно: используются те же агрегаты и кабина, что на седельном тягаче, но оригинальный «ленивый» третий мост и его подвеска, особая длинная рама. Один из первых таких грузовиков носил индекс КАМАЗ‑65208-1001-87 (S 5) или Т 2640, то есть это машина полной массой 26 тонн с двигателем мощностью 400 л.с., ориентированная на установку изотермических фургонов или тентованных платформ. Более поздняя версия трехосника – ​это седельный тягач КАМАЗ‑65209-001-87 (S 5) 6х2. По нашим сведениям, все они выпускались малыми сериями, и такие машины на пробу закупали некоторые ритейлеры. Обратите внимание, грузовик и седельный тягач тоже носит самосвальный индекс «6520»!
Однако первым, официально показанным журналистам, с тест-драйвом, камским трехосником с кабиной Mercedes-Benz Axor, видимо, стал полноприводный самосвал КАМАЗ- 65802 6х6, он же К4140D. То есть здесь «советский» индекс, но уже действительно нового поколения – ​«6580», а по германскому индексу видно, что автомобиль имеет технически допустимую полную массу 41 тонну, а не 33 т, как обычный трехосник. Базовая модель для семейства «6580» – ​это самосвал 6х4 K4142D. Четырехосный КАМАЗ‑65801, он же K5042D, рассчитан на допустимую полную массу 50 тонн, а не в 41 тонну, как обычно. На основе трехосного шасси КАМАЗ‑6580 предлагается и седельный тягач КАМАЗ‑65806 или K3342D 6х4. Конечно же, несмотря на «самосвальную» индексацию эти грузовики предлагаются и в виде шасси под монтаж различных надстроек – как новых, так и давно освоенных на тяжелых грузовиках поколения К3. Возможно, позже появится и более приспособленная для бездорожья версия 8х8 или менее дорогая и сложная 8х6. Ясно, что не будет редкой даже и в Европе колесной формулы 8х2 – ​такая машина в России просто не нужна. Зато заводу есть смысл изучить возможный спрос на 4х4. Легко набирается с дюжину моделей, но какие у них будут индексы – ​можно только догадываться…
Семейство КАМАЗ‑6580 по своим характеристикам становится еще ближе к  грузовикам строительного назначения «Большой семерки». Но челнинские самосвалы должны стоить дешевле аналогичных европейских самосвалов и должны быть более выгодны в эксплуатации, чем иномарки.

reis.zr.ru

Четырехосные самосвалы – Основные средства

(Окончание. Начало см. в «ОС» № 2, 2014 г.)

Учитывая более тяжелые условия работы четырех­осных самосвалов и нагрузки, превышающие те, что характерны для трехосных машин, конструкторы в большинстве случаев устанавливают под капоты грузовиков дизели, имеющие настройку мощности, близкую к максимальной. При этом само «железо» обычно остается без изменений. Как правило, мощности около 400 л.с. для уверенного передвижения четырехосного самосвала с колесной формулой 8х4 вполне достаточно. Указанная мощность может сниматься как с 9-, так и 12-литрового мотора. В первом случае мощностная настройка будет практически максимальной, а во втором иметь некое среднее значение. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: чем сильнее нагружен мотор, тем сложнее ему работать и тем меньшим ресурсом он обладает. По этой причине в выборе четырехосной машины предпочтение стоит отдавать моделям с моторами объемом более 10 л.

Ряд производителей тяжелых самосвалов предпочитают устанавливать на свои машины дизели достаточно большого объема, скажем, литров под четырнадцать. При этом настройка мощности ДВС будет на уровне все тех же 400 л.с. В данном случае дефорсирование дизеля произведено исключительно с целью увеличения его ресурса.

Что касается коробки передач, то она, разумеется, подбирается под конкретный мотор, обеспечивая как требуемую динамику грузовика, так и приемлемую тягу на ведущих колесах, достойную топливную экономичность.

Возвращаясь к коробкам передач, скажем, что на большинстве самосвалов устанавливаются механические коробки передач с 12, 14 или 16 ступенями. При этом тяговое усилие и динамика разгона отчасти регулируются и грамотным подбором передаточного отношения редуктора главной пары. Акцент на механике мы сделали не случайно. Наши перевозчики пока не готовы платить за роботизированные (механические коробки с электронным управлением) или классические автоматические трансмиссии с гидротрансформаторами. С одной стороны, их можно понять. Лучше взять мощнее мотор и получить грузовик с большим ресурсом, нежели облегчить работу водителю. С другой стороны, именно автоматические трансмиссии позволяют разгрузить водителя. Это актуально, если машина делает не одну, а несколько ходок в день и рабочая смена, начавшись ранним утром, заканчивается далеко за полночь.

Кроме того, уже неоспоримым фактом является то, что электронно-управляемые коробки позволяют экономить топливо и нанимать на работу менее опытных шоферов. Дело в том, что электроника не просто выбирает оптимальную для конкретных условий движения передачу, оптимизируя тем самым нагрузку на силовой агрегат, но и благодаря электропневматическому приводу, обладающему высоким быстродействием, включает ее так же быстро и аккуратно, как это сделал бы шофер-профи на механической КП. При этом современные системы управления трансмиссией часто имеют функцию сбережения сцепления. Ее задача заключается в том, чтобы минимизировать проскальзывание (пробуксовку) диска в момент трогания груженого самосвала и соответственно снизить износ фрикционов. Иными словами, электроника не позволит малоопытному водителю «спалить» сцепление, которое на самосвалах можно смело отнести к расходным материалам. С другой стороны, те же самые электронно-управляемые коробки имеют и функции «помощи при старте». Их задача – обеспечить требуемый крутящий момент на колесах (задать нужные обороты дизеля) в момент трогания машины и при этом опять-таки не допустить пробуксовки сцепления.

Большинство «роботов» сегодня производится лидером отрасли – немецкой компанией ZF. Что касается классических ГМП, то здесь передовые позиции занимает компания Allison Transmission. В отличие от коробок прошлого поколения современные автоматы благодаря такой полезной опции, как блокировка гидротрансформатора на каждой из включенных передач, а не только на высших ступенях, позволяют обеспечивать топливную экономичность, близкую к той, что обеспечивают механические КП. Однако современный «автомат» обойдется значительно дороже чистой «механики» и электронно-управляемой трансмиссии. А именно большие первоначальные вложения в технику и отваживают клиентов от покупки.

Важной отличительной чертой четырехосных самосвалов являются топливные баки увеличенного объема. Поскольку у четырехосных машин расход топлива выше, чем у трехосных, емкость баков должна быть увеличенной. Например, у самосвала Scania P440 CB8x4EHZ, о котором мы говорили в прошлом материале, объем бака составляет 500 л. При этом у ряда конкурентов емкости вмещают на 100 л меньше. Баки большого объема особенно необходимы, когда самосвал работает на «длинном плече». В противном случае грузовики будут чаще заезжать на АЗС и терять драгоценное рабочее время. Если машины имеют бак небольшого объ­ема, то хорошим решением будет навеска дополнительной емкости, что увеличит пробег машины без дозаправки.

Такое решение также оптимально для транспортных компаний, которые имеют собственную АЗС на территории автопарка. Своя «заправка» – это не только экономия топлива, которое приобретается по оптовым ценам, но и экономия на ремонте. При заправке качественной соляркой обеспечивается надежная работа топливной аппаратуры. При закупке большой партии солярки на руки клиенту выдаются все сопроводительные документы к горючему, а сама закупка производится в крупной топливной компании, которая и доставляет заказ на АЗС клиента.

Рынок техники

Теперь, когда мы определили очередные технические моменты, на которые необходимо обращать внимание при покупке самосвала, продолжим обзор рынка техники. Рассмотрим мод. МАЗ-6516И9-480-000 с колесной формулой 8х4, дизельным двигателем ЯМЗ-651.10 мощностью 412 л.с., с крутящим моментом 1900 Н.м. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить приемлемую динамику грузовику, допустимая полная масса которого составляет 41 800 кг, а эксплуатационная масса – 14 825 кг.

Несмотря на достаточно большой объем кузова – 21 м3, хочется предостеречь тех, кто привык наваривать борта, дополнительно увеличивая полезную емкость. Допустимая грузоподъемность самосвала составляет 26 900 кг, и даже учитывая запас прочности конструкции, не стоит грузить машину сверх меры. Это приведет к ускоренному износу ее узлов и агрегатов, даже таких крепких, как 12-ступенчатая коробка передач 12JS200TA. Для того чтобы обеспечить требуемую тягу на колесах, конструкторы применили в ведущих мостах редукторы с передаточным отношением 5,33. Самосвал оснащен шинами распространенной размерности 315/80 R22,5.

А вот емкость топливного бака 300 л для четырех­осника может оказаться недостаточной. Поэтому, если есть возможность, стоит заказать машину с двумя баками или одним, но большей емкости. Правда, здесь возникает проблема размещения емкости: дополнительная ось «съедает» полезную длину рамы.

Из полезных опций прежде всего внимания заслуживает воздушный фильтр «Циклон», а также система кондиционирования в кабине. Если самосвал будет эксплуатироваться в холодном климате, то стоит разориться на «сухой фен». Хороший обзор и чистые от льда стекла – это не только безаварийная езда, но и более высокая скорость перевозки.

Самосвал Volvo FMX 8×4 Euro 4 оснащается кузовом объемом 20 м3. «Дневная» кабина с комфортным рабочим местом водителя и кондиционером, безусловно, оптимальный вариант для машин, работающих на «коротком плече». Силовой агрегат D13A мощностью 400 л.с., с крутящим моментом 2000 Н.м обеспечивает груженой машине приемлемую топливную экономичность и динамику.

Емкость стального топливного бака равна 405 л – существенно больше, чем у ряда конкурентов, для которых нормой является емкость объемом 300  л. Дизель агрегатируется с механической 14-ступенчатой КП V2214B. Передаточное число главной передачи ведущих мостов равно 4,12. Максимальная нагрузка на передние оси составляет 16 000, а на заднюю тележку – 32 000 кг.

Как и положено, грузовик строительного назначения комплектуется тормозными механизмами барабанного типа. Такие хорошо защищены от грязи, что очень важно для техники, работающей на строительных площадках и в карьерах. Антиблокировочная система (АБС) также есть. Шины имеют распространенную размерность 315/80R22.5.

Сиденье водителя типа Confort с пневмоподвеской и электроподогревом облегчает работу. Помимо этого грузовик оборудован электрообогреваемыми наружными зеркалами c широкоугольной секцией с обеих сторон и зеркалом ближнего обзора со стороны пассажира, имеет электрический привод стеклоподъемников дверей, люк в крыше кабины и конечно же розетку на 12 В на панели приборов, к которой можно подключить различные приборы.

На раме Renault Kerax с колесной формулой 8х4, изготовленной из лонжеронов 300x90x8 мм, которые ко всему прочему имеют 5-миллиметровые усилители, установлен самосвальный кузов Wielton емкостью 20 м3. Толщина стального листа пола составляет 8 мм, а для стенок использован 6-миллиметровый прокат. Конструкторы предусмотрели систему обогрева кузова выхлопными газами. Для предотвращения просыпания груза имеется тент с механизмом скручивания. Самосвал комплектуется современным дизельным двигателем DXI11 Euro 5 мощностью 430 л.с., с крутящим моментом 2040 Н.м. Автомобили имеют электронный ограничитель скорости, срабатывающий при значении 90 км/час. Самосвал комплектуется стальным топливным баком емкостью 365 л. Имеется топливный фильтр с сепаратором и подогревом. Пластиковый бак под раствор мочевины AdBlue имеет емкость 36  л. Инженеры применили двухдисковое сцепление и КП ZF 16 S 2530 TO с 16-ю синхронизированными передачами переднего хода и двумя заднего. Есть горный и моторный тормоза. Суммарная мощность вспомогательных тормозных механизмов – замедлителей при 2300 об/мин составляет 478 кВт. Отбор мощности для привода самосвальной установки осуществляется от КОМ, которая способна передавать крутящий момент 1000 Н.м.

Максимальная нагрузка на каждую переднюю управляемую ось составляет 8,0 т (итого 16 т), а максимальная нагрузка на зад­нюю тележку равна 32 т. Передняя подвеска на малолистовых параболических рессорах (2 листа), а задняя – на полуэллиптических. Имеются передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости. Тормозная система барабанного типа электропневматическая, с двумя независимыми контурами, управляется EBS. Среди полезных опций – АБС, управление работой дифференциала при скорости не более 10 км/ч (кроме тандема), системы помощи при экстренном торможении и трогании на подъеме.

Самосвалы комплектуются кабинами Global. Сиденье водителя Confort на пневмоподвеске, спинка и подушка сиденья с подогревом. Состоящий из трех частей стальной бампер, включающий убирающуюся ступеньку доступа к ветровому стеклу, в случае повреждения может быть отремонтирован с минимальными затратами.

Четырехосный самосвал DAF CF85 пользуется популярностью у транспортных компаний. У него кабина Day Cab с крепким стальным бампером, галогенные фары с двумя отражателями и ударопрочными линзами Lexan, система кондиционирования с ручным управлением и рециркуляцией. Имеются пылевой фильтр, цифровой тахограф VDO. Базовая настройка ограничителя скорости – 85 км/ч, однако допускается увеличение скорости до 89 км/ч. Подвеска передних осей, имеющих максимальную нагрузку 9 т каждая, на крепких параболических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Нагрузка на мосты задней тележки – 2×13,0 т. Предусмотрены блокировки меж­осевого и межколесного дифференциалов.

Дизельный двигатель Euro 5 объемом 12,9 л, мощностью 460 л.с. развивает крутящий момент 2300 Н.м; 16-ступенчатая КП, рама из лонжеронов высотой 310 и толщиной 8,5 мм с усилителями, алюминиевый топливный бак емкостью 330 л. Полная масса автомобиля составляет 44 000 кг. Кузов емкостью 20  м3 изготовлен из высокопрочной стали. На пол идет 8-миллиметровый лист стали Hardox 450, а стенки изготовлены из 6-миллиметрового проката Domex 700. Передняя стенка кузова вертикальная с козырьком, защищающим кабину. Задний борт с верхним шарниром открывается-закрывается автоматически во время разгрузки самосвала.

os1.ru

Четырехосный самосвал МАЗ-6516V8-520

С прицелом на Европу

Павел Гаманьков, фото автора

Когда речь заходит о четырехосных самосвалах из Белоруссии, первое, что приходит на ум, – тяжеловозы Минского завода колесных тягачей. В этой нише рынка машины МЗКТ безусловные лидеры белорусского автомобилестроения. Но руководство МАЗа явно не устраивает такая расстановка сил. Поэтому вслед за родоначальником семейства МАЗ-6516А8 публике был представлен новый четырехосный самосвал МАЗ-6516V8-520, который призван стать настоящим флагманом семейства тяжелых самосвалов МАЗ. И это не просто слова…

Новый минский самосвал уже успел засветиться на российских выставках. Но вопреки традициям Минский автозавод не ограничился «наступлением» на Россию и представил новинку на европейском рынке. Например, недавно МАЗ-6516V8-520 вернулся из Чехии, где его продемонстрировали эксплуатационникам. Взгляд в сторону Европы не случаен – четырехосный самосвал стал первым минским тяжеловозом, оснащенным силовым агрегатом экологического стандарта Euro 5. Кроме этого впервые на самосвал МАЗ 8х4 установлен кузов с полукруглым сечением. По ряду причин такие надстройки набирают все большую популярность в странах Западной, а теперь и Восточной Европы. Кузова U-образного сечения позволяют снизить собственную массу самосвала за счет меньшего веса самой надстройки. При этом вместимость самосвальной платформы не уменьшается. Кроме того, в Европе жестко контролируются нагрузки на оси грузовика. И малая собственная масса тяжеловоза позволяет увеличить грузоподъемность техники, не выходя за рамки допустимой нагрузки.

Новая надстройка является основным внешним отличием новинки от предыдущей модификации МАЗ-6516А8. Но есть и менее заметные изменения и доработки. Лестницу для доступа в кузов дооснастили дополнительными съемными секциями. Теперь забраться в кузов не составит проблемы даже водителю в возрасте.

Противооткатные башмаки «прижились» на новом месте под кузовом, между вторым и третьим мостом. Наличие задних и боковых противоподкатных упоров – обязательное условие для сертификации автомобиля в Европе. Ну и конечно, рядом с основным топливным баком разместили емкость для жидкости AdBlue. Сам же нейтрализатор установлен справа по ходу движения между передними осями. Так что при более внимательном изучении внешних различий между двумя четырехосными модификациями хоть отбавляй. Из недостатков отметим «наследственное» отсутствие защитных решеток на передней и задней оптике самосвала.

Почти новая

На МАЗ-6516V8-520 установлена низкая дневная кабина четвертого поколения. Для более удобного входа-выхода внизу кабины смонтирована дополнительная подвесная ступенька. Существенные изменения коснулись не только внешнего, но и внутреннего убранства. Новая передняя панель получила более сложную ломаную форму. Блок приборов с электронным дисплеем существенно отличается даже от аналогов, устанавливаемых в кабинах этого поколения. Обращает на себя внимание интересная находка конструкторов – при выключенном зажигании на дисплей выводится информация об уровне зарядки аккумуляторных батарей. Таким образом, перед запуском двигателя водитель может оценить состояние АКБ, что особенно удобно при холодном запуске двигателя зимой.

Вместо старомодных ползунков вентиляции установлен современный блок управления кондиционером. Единственное, что досталось в наследство от старой кабины, – ужасное качество пластика передней панели. Другие материалы отделки стали приятнее на ощупь. Двери и задняя стенка кабины обшиты мягкой тканью.

Еще одна немаловажная особенность короткой кабины самосвала – низкий уровень моторного тоннеля в салоне. И если раньше водительское и пассажирское кресла являлись двумя раздельными кокпитами, то теперь между ними свободное пространство, которое можно пройти пешком. Отчасти это стало возможно и за счет изменения алгоритма подъема самосвальной платформы. Если раньше массивный рычаг подъема кузова был размещен на моторном тоннеле, то теперь за эту функцию отвечает небольшой джойстик на передней панели.

Рулевое колесо получило более удобную и современную форму, но, откровенно говоря, даже до современных китайских аналогов ему еще очень далеко. Архаичные подрулевые переключатели, доставшиеся в наследство от предыдущих поколений машин, тоже не улучшают общего впечатления. Зато регулировка угла наклона и вылета рулевой колонки теперь не составит труда. Все перемещения выполняются легко и без видимых усилий.

Водительское и пассажирское кресла имеют спинки с развитой боковой поддержкой и подголовниками. Но посадка пилота осталась практически неизменной. Отметить можно лишь подрессоренную кабину, которая «съедает» неровности дорожного полотна и заметно улучшает комфорт водителя и пассажира. Высокая посадка и развитая система зеркал позволяют легко контролировать ситуацию вокруг четырехосного грузовика. Как и современные европейские аналоги, МАЗ-6516V8-520 оснащен основными и дополнительными сферическими зеркалами, а также боковым «бордюрным» и передним «подкатным» зеркалами.

Изменения коснулись и педального узла. Вместо привычной массивной напольной педали газа здесь применена электронная подвесная. Мне приходилось слышать, что электронные педали на МАЗах далеко не образец надежности. Но если учесть, что на нашем экземпляре установлен двигатель экостандарта Euro 5, выбора у конструкторов не было. Да и пользоваться новой педалью удобнее.

Европейское сердце

В индексе модификации МАЗ-6516V8-520 присутствуют литеры «V8», что наводит на мысль о применении на новом самосвале 8-цилиндрового V-образного силового агрегата. Но это не более чем домыслы, далекие от реальности. На деле белорусский тяжеловоз оснащен двигателем почти родной для МАЗа компании MAN Nutzfahrzeuge. Причем мотор с индексом D2066 LF41 имеет рядную конструкцию с применением системы Common Rail и шести цилиндров! Что же тогда скрывается за названием модификации? Невольно вспоминаются советский кинофильм «Операция «Ы» и крылатая фраза: «чтобы никто не догадался».

Но мы отвлеклись. Как уже говорилось, немецкий силовой агрегат соответствует экологическому стандарту Euro 5 и развивает мощность 400 л.с. Характерной особенностью моторов MAN является высокий крутящий момент (1900 Н.м) в большом диапазоне оборотов двигателя. Еще одна приятная «мелочь» – низкая вибронагруженность двигателя MAN D2066 LF41. Вибрации дизеля практически не передаются на органы управления, а неплохая шумоизоляция практически нивелирует характерный дизельный рокот в салоне. А вот от аэродинамических шумов конструкторам избавиться не удалось. Да и «песни» жесткого пластика не добавляют комфорта в салоне.

Немецкий двигатель сагрегатирован с 16-ступенчатой коробкой передач ZF16S2525 PTO. К ее работе претензий не возникло, что и неудивительно. Скорости переключаются без заметных усилий, ходы рычага КП умеренные, а включения предельно четкие. Идеальная работа «механики» показала, что даже длинным «мазовским» рычагом КП пользоваться вполне удобно. Оказалось, что проблемы с включениями передач на МАЗах возникают совсем не из-за архаичной «кочерги». Пенять стоит на качество ярославских и китайских коробок передач, применяемых на других грузовиках Минского автозавода.

Благодаря мощному гидроусилителю руля поворот двух передних управляемых мостов не потребует дополнительных усилий. Без особенных затруднений рулевое колесо можно вращать от отбоя до отбоя даже на стоящем самосвале. А вот угол поворота колес оставляет желать лучшего. Понятно, что такие показатели обусловлены техническими трудностями, связанными с установкой дополнительной поворотной оси. Но на грузовике общей длиной почти 9 метров, а уж тем более на самосвале, работающем в стесненных условиях стройплощадок, малый угол поворота колес может создать немало трудностей.

Из особенностей конструкции нового самосвала можно отметить наличие нового электронного блока управления двигателем. Естественно, что этот узел импортного производства заимствован у грузовиков MAN. А вот размещение блока управления и отсутствие защиты от грязи показалось нам не очень удачным решением. Для «чистой» Европы это не проблема, но при эксплуатации машины на просторах СНГ блок будет постоянно забиваться грязью, что вряд ли положительно скажется на его работоспособности.

На самосвале МАЗ-6516V8-520 применена новая система забора и фильтрации воздуха. Заборник размещен почти на уровне крыши, что защитит воздушный фильтр от излишней пыли. Кроме этого фильтр оснащен датчиком загрязнения, что облегчит обслуживание автомобиля. А вот масляный щуп не выведен под переднюю радиаторную решетку, и для контроля уровня масла придется поднимать кабину.

Возможность выбора

Новый четырехосный самосвал с двигателем Euro 5 стал новой вехой развития белорусской техники. Теперь европейским стандартам могут соответствовать не только автобусы и седельные тягачи из Белоруссии, но и специальная строительная техника. Другой вопрос в том, что новый самосвал вряд ли пойдет в серийное производство в ближайшие годы. Ведь на большие продажи в Европе рассчитывать не приходится. Российские эксплуатационники тоже не становятся в очередь за сложной современной техникой. Но это и не беда, ведь сам факт наличия в производственной линейке машин различного экологического стандарта с двигателями ЯМЗ, Mercedes-Benz и MAN дает потребителю возможность выбора. А значит, Минский автозавод движется в правильном направлении.

Автомобиль для теста предоставило ОАО «МАЗ»

Техническая характеристика самосвала МАЗ-6516V8-520
Полная масса, кг 41 800
Распределение полной массы
по осям, кг
7500/ 7500/ 13 400/ 13 400
Технически допустимая грузоподъемность, кг 26 900
Снаряженная масса, кг 14 825
Колесная формула 8х4
Объем кузова, м3 21
Двигатель:
  • мощность, л.с./ кВт
  • крутящий момент, Н.м
MAN D 2066 LF41
400/ 294
1900
Коробка передач:
  • число передач вперед/ назад
ZF 16S2525 PTO
16/ 2
Передаточное число ведущих мостов 4.59
Максимальная скорость с ограничителем, км/ч 85
Размер шин 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 300

www.gruzovikpress.ru

Почему строители предпочитают самосвалы четырехосники

Четырехосный самосвал для многих перевозчиков и строителей является самым эффективным транспортным средством. Сегодня такими машинами в Сибири никого не удивишь. Впрочем, эксперты отмечают усиливающийся рост спроса на эту технику. Почему происходит поляризация спроса в сегменте четырехосных самосвалов? Ответ на этот и другие вопросы искал наш корреспондент.

 

 Зарубежный формат

Весна предполагает оживление спроса на строительную технику. В частности, покупательский интерес к самосвалам возрастает уже в феврале-марте. На рынке грузовой и самосвальной техники, начиная с первого посткризисного года, значительную долю новых покупателей составляют частные лица и организации. Поэтому, если для кого-то из них трехосный самосвал является оптимальным, то для эксплуатации в условиях, имеющих иные производственные задачи, целесообразно использовать четырехосные самосвалы, поскольку чем больше груза перевозится за один раз, тем выгодней перевозки. А четырёхосный самосвал — это приемлемый вариант, чтобы обеспечить повышенную грузоподъёмность без увеличения нормируемой нагрузки на ось.

Заметим, на повестке дня уже не так остро стоит вопрос, где эффективнее использовать «четырехосники»?

Относительная популярность четырёхосных самосвалов объяснима и неуклонно растет после прошедшего кризиса. Бытует мнение, что самосвалы колесной формулой (8х4) относятся скорее к магистральному транспорту. Основные заказчики такой техники – автопарки добывающих карьеров стройматериалов, предприятий строительной индустрии, которым необходимы перевозки больших объемов инертных сыпучих грузов по относительно хорошим дорогам и, как правило, строительные компании, которым нужно быстро вывезти огромный объем грунта при землеройных работах нулевого цикла. На самом деле провести деление между заказчиками на трех- и четырехосную технику достаточно сложно. Олег Васильченко, PR менеджер ЗАО «Вольво Восток» отмечает:

«Это весьма условное деление. Выбор техники зависит от целей и задач грузоперевозчика. Выбор самосвалов колесной формулой 6х4 обусловлен более сложными условиями эксплуатации. Под большие объемы перевозок, как правило, останавливают выбор на самосвалах колесной формулой 8х4. Под магистральные перевозки, строго говоря, нужен тягач с полуприцепом. Но иногда как универсальное решение заказывают самосвал с прицепом».

С ним соглашается Виталий Березовский, директор компании ООО «Техно-Бизнес» (Новосибирск):

«3х­осная техника в основном используется на небольших локальных объектах городского хозяйства, строительных площадках. В свою очередь, четырехосные самосвалы используются там, где нужно вывезти больший объем, на крупных объектах, в том числе карьерах строительных материалов».

Иван Буторов, директор ООО «Коммерческий транспорт» из Красноярска, оценивает соотношение 3-х и 4-осных самосвалов в регионе как 5/1:

«Четырехосные самосвалы – машины многоцелевые, и их выбор зависит от объема и веса перевозимого груза. Они приобретаются для перевозок более объемных грузов, а 3-­осные самосвалы — для тяжелого грунта и скальных пород». 

На конкуренцию четырехосным самосвалам со стороны других транспортных средств обращает внимание Антон Бородулин, заместитель коммерческого директора компании «Сибирь-МАЗ-Сервис»:

«Как правило, четырехосные самосвалы используются в работе в черте города для перевозки инертных сыпучих грузов, а также снега. Четырехосные самосвалы берут не так часто, как трехосные. Это связано с тем, что стоимость такого автомобиля немногим ниже стоимости сцепки тягач + самосвальный полуприцеп (например,МАЗ­6422А8 и ТОНАР­9523). А сцепка хоть и дороже, но выигрывает и по объему перевозимого груза, и по грузоподъемности, и по универсальности процесса».

Еще несколько лет назад, опрошенные редакцией журнала эксперты оценивали соотношение продаж между 3-х-осными и четырехосными самосвалами как 95/5 либо 90/10. Сегодня эксперты оценивают рыночное соотношение несколько иначе, что обусловлено увеличивающимся интересом заказчиков к данной технике. 

«До 2012 года соотношение составляло 80% на 20%, в 2012 году оно составило уже 60% на 40% ­ выросла популярность четырехосных машин. Главными факторами такого роста стала повышенная грузоподъемность, надежность, мощность и экономичность двигателя, прочная рама и ходовая часть, возможность работы в условиях низких температур», ­ — отмечает Олег Васильченко из ЗАО «Вольво Восток».

Такое же рыночное соотношение отмечает и Виталий Березовский из новосибирской компании «Техно-Бизнес»:

«Соотношение продаж трех и четырехосных самосвалов из 10­ти ­ шесть приходится на обычный трехосник».

Как отмечают эксперты, посткризисный покупатель рассчитывает на более длительную и стабильную эксплуатацию техники. Поэтому сейчас критерии выбора марокнесколько изменились. Поднялась планка требований к технике – теперь уже редко встретишь тех, кто приобретает впрок, например, как некогда покупали китайские самосвалы с учетом так называемых «донорских» машин. Соответственно, резко выросло значение фактора обеспеченности техники запасными частями и качественного сервисного обслуживания, надежности техники. Грузоперевозчик и строитель не хотят мириться с простоями, чтобы в строительный сезон техника не простаивала по каким-либо причинам, в том числе из-за отсутствия запчастей.

Простои отрицательно влияют на экономику предприятия. Виталий Березовский отмечает:

«Простои, как правило, возникают из­за поломки техники. Самосвалы марки FAW уже доказали свою высокую надежность и ремонтопригодность. С запчастями не приходится тратить время на их идентификацию либо подбор по образцу или размеру, все запчасти имеют свои каталожные номера, что сокращает до минимума простои. К тому же их не придется ждать неделями. Все вышесказанное относится к сертифицированной, предназначенной на экспорт технике FAW, а не к аналогам, произведенным для внутреннего китайского рынка или для рынка развивающихся стран».

Олег Васильченко из «Вольво Восток» утверждает:

«Правильный подбор характеристик автомобиля для осуществления транспортировки позволяет избежать излишней нагрузки на узлы и агрегаты, и их преждевременный выход из строя. Важны не только надежность, но и своевременное обслуживание – планирование обслуживания (сервисные контракты)».

Иван Буторов из ООО «Коммерческий транспорт» говорит о повышении квалификации водителей и неукоснительном выполнении правил эксплуатации как рецепте от простоев техники:

«Необходимо повышение квалификации и профессионализма водительского состава, улучшение качества комплектующих и сборки, соблюдение правил эксплуатации в соответствиями с техническими параметрами автомобиля (грузоподъемность и т.д.)»

 

В середине прошлого десятилетия автомобильный рынок вышел на пик своего развития, а дефицит выпускаемой в стране техники привел к массовому завозу самосвалов из КНР. На строительный рынок региона самосвалы с колесной формулой (8х4) первыми привезли импортеры китайской техники. Фактически, они открыли строительному рынку Сибири этот сегмент. Четырёхосные самосвалы из Поднебесной пользовались весьма активным спросом у строительных компаний, предприятий стройиндустрии, карьеров строительных материалов и прочих грузоперевозчиков, даже вопреки непонятной ситуации с запчастями и сервисным обслуживанием. Приносимая прибыль от эксплуатации «четырехосников» покрывала все недостатки. Учитывая высокий спрос, тогда же четырехосными самосвалами стали заниматься отечественные машиностроители. Камский автозавод запустил в производство модель «6540». Однако, она обладала чересчур малой для «четырехосника» грузоподъемностью, поэтому не стала столь популярной у отечественных заказчиков. Доработанная «6540» и сейчас сходит с конвейера камского предприятия. Но в производственной программе сегодня упор сделан на более мощный «четырехосник» — модель «65201».

АЗ «Урал» выпускает модель «6563» колесной формулой 8х4, кузовом 16 куб.м и грузоподъемностью 25 т. Есть в модельной гамме и внедорожный вариант 8х8.

Не остался в стороне от рыночного тренда белорусский автопроизводитель – Минский автомобильный завод, который в 2008 году на строительной выставке в Москве представил модель четырехосного самосвала МАЗ-6516А8. Модель получила дальнейшее развитие.

«Наиболее востребованная модель четырехосных самосвалов в линейке МАЗа — 6516А9­321. Эта модель комплектуется двигателем ЯМЗ­650.10, собранным по лицензии Renault. Оснащается 12­ступенчатой коробкой передач Fast Gear. Имеет объем кузова 21 куб. м, г/п 25 т, ­ — отмечает Антон Бородулин из компании «Сибирь­МАЗ­Сервис». ­ — С 2013 года на рынок Российской Федерации Минский автозавод начал поставки четырехосных самосвалов, оснащенных двигателями экологического класса Euro­4. Это модель «6516В9­480­000», которая отличается наличием системы рециркуляции отработавших газов, и модель «6516W8», оснащаемая 400­сильным двигателем Cummins».

Среди конструктивных особенностей самосвалов марки МАЗ отметим наличие подогрева платформы, что немаловажно в условиях сибирского климата, а также наличие ЭПГВ (электро-пневмо-гидровыводов) для работы с самосвальными прицепами. Все автомобили комплектуются подогревателем двигателя и независимым воздушным отопителем кабины водителя (по желанию). Поскольку самосвалы сконструированы для решения конкретных задач эксплуатации в различных условиях, в том числе особо тяжелых дорожных условиях, они оснащены усиленной рамой (лонжерон в лонжероне), что делает самосвал «крепким» и надежным в работе.

 

Китайский рывок

В регионах СФО на дорогах до сих пор можно встретить уже изрядно поработавшие четырехосные самосвалы, ввезенные в страну еще в докризисный период. И хотя тогда в основном это была техники марки Howo, сегодня интерес заказчиков диверсифицирован. Центр тяжести спроса в связи с развитием сети официальных дилеров переместился на другие марки китайской грузовой техники: ShacmanFAWFotonJACDongFengCAMC.

Одна из интересных китайских четырехосных моделей самосвалов — FAW C3312P2K2LT4E (8х4). Традиционно автомобили производства КНР сложно индексируются. Но не это главное. Виталий Березовский из ООО «Техно-Бизнес» отмечает:

«Марка FAW значительно отличается от других китайских автопроизводителей. Самое главное отличие конструкции ­ это двойная рама, что обеспечивает большую надежность и большую нагрузку. Так же в самосвалах FAW использована тормозная система компании WABCO (США) и трансмиссия Fast Gear RT ­ 11509C, а это, как известно, мировые производители».

Самосвал имеет г/п 30 тонн, объем кузова 23,5 куб.м, мощность двигателя 350 л.с. Немаловажно, что гарантийный пробег составляет 65 000 км.

Иван Буторов добавляет:

«Машины многоцелевые, но все зависит от объема и веса перевозимого груза. Рама ­ лонжерон в лонжероне, передний подъёмник кузова, увеличенный объём топливного бака (до 400л), подогрев кузова, двигатель разработан инжиниринговой фирмой AVL LIST GMBH (г. Грац, Австрия). Для эксплуатации в условиях Сибири все резинотехнические изделия выполнены из материалов, устойчивых к воздействию низких температур, автомобиль оборудован предпусковым подогревателем двигателя, имеет утеплённую кабину».

 

Растущий класс

Однако, несмотря на популярность китайской техники, в этом сегменте закрепились и автопроизводители из «большой европейской семерки», которые предлагают выносливую, надежную и, что самое важное, экономичную технику. Несмотря на высокий ценник, в сравнении с отечественными аналогами, потребители, настроенные на долгосрочное ведение бизнеса, рассчитывают на получение всех выгод от эксплуатации таких самосвалов.

По словам Олега Васильченко, в модельном ряде шведского производителя Volvo на отечественном рынке представлен четырехосный самосвал FMX 8×4, двигатель D13F мощностью 400 л.с. Это специально разработанный для перевозок строительный самосвал, адаптированный для работы в сложных условиях стройплощадок, карьеров и т.д.

«Самое мощное шасси в классе, грузоподъемность до 30 тонн, необслуживаемая ходовая часть. Рулевое управление с двумя гидронасосами – основным на двигателе и дополнительным на коробке передач, который сохраняет возможность поворота колес даже при остановленном двигателе. Широкие возможность по адаптации шасси под запросы клиента: увеличение мощности двигателя, подготовка под прицеп, спальная кабина. Подогрев топливной системы (магистралей, фильтров), автономный отопитель», — ­ отмечает Олег Васильченко.

Машина была представлена в 2010 году на немецкой строительной выставке Bauma и отечественной Comtrans и стала тогда одним из самых громких дебютов. На кабине Volvo FMX бампер с защитной дугой, обеспечивающий увеличенный угол въезда. Силовой агрегат защищен снизу 4-мм стальной плитой, автомобиль получил не боящихся царапин зеркала, головные фары забраны решетками. Машина оборудована специальными датчиками, передающими информацию о загрузке кузова, благодаря чему обеспечивается плавный старт и переключение передаточных ступеней.

Самосвалы Renault до недавних пор были малоизвестны российским строителям, однако в последнее время продажи грузовиков строительной серии Kerax активизировались. Из четырехосников поставляется модель Renault Kerax 440.42 8х4 HD новой гаммы. На машине стоит новый 11-литровый 440-сильный мотор, устанавливаемый также на магистральные автомобили Премиум Восток, хорошо зарекомендовавший себя в России. Шасси автомобиля, изначально спроектированное для работы вне дорог, имеет усиленные лонжероны (300х90х8 мм) и специальную дополнительную усиливающую 5-миллиметровую вставку. Максимальная нагрузка на передние оси составляет 9 т, на заднюю тележку – 32 т.

Шведская Scania предлагает российским потребителям одну модель самосвала P380 CB8x4EHZ (8х4), оснащенную 380-сильным двигателем. Машина характеризуется повышенными осевыми нагрузками – 9 т на передние оси и 30 т на заднюю тележку.

automediapro.ru

Бортовой четырехосник КамАЗ-65201 (8х4) на самосвальном шасси

К. Ушанов, фото автора

Одному из лидеров российского автопрома ОАО «КАМАЗ» постоянно приходится подтверждать свое главенство в жесточайшей конкурентной борьбе. Утешением служит рост объемов производства: суммарная доля ОАО «КАМАЗ» выросла с 14,5% в 2004 году до 15,5% в 2005-м*, и тенденция наращивания производства сохраняется и в 2006 году.

В августе прошлого года Совет директоров Группы компаний «КАМАЗ» утвердил программу стратегического развития на период до 2010 года, по которой предполагается удвоить товарооборот и выйти на уровень $3 млрд. Одно из магистральных направлений этой программы – расширение модельного ряда грузовиков КамАЗ. Одним из ведущих направлений останутся самосвалы.

Всем давно известны самосвалы КамАЗ-55111(6х4) грузоподъемностью 13 т, КамАЗ-65115 (6х4) грузоподъемностью 15 т, гамма 20-тонных КамАЗ-6520 (6х4) и его модификации, четырехосный самосвал КамАЗ-6540 (8х4) грузоподъемностью 18,5 т и 19-тонный КамАЗ-6522 (6х6). Совсем недавно в самосвальной гамме челнинских автостроителей появился «легкий» самосвал КамАЗ-53605 (4х2) грузоподъемностью 11 т. Все эти модели и модификации самосвалов из Набережных Челнов прошли через руки наших редакционных испытателей**. Правда, завод выпускает шасси для этих самосвалов, а саму гидросистему и самосвальный кузов устанавливает ближайший партнер ОАО «НЕФАЗ». Самосвальные кузова изготовляют еще около 20 предприятий, но основными на рынке остаются нефтекамские самосвалы.

И вот наступил черед следующей самосвальной новинки – КамАЗ-65201 (8х4) грузоподъемностью 25,5 тонн. Однако самого самосвала как такового мы на Дмитровском автополигоне так и не увидели. Перед нами стоял бортовой челнинский четырехосник. Видя наше недоумение, представители ОАО «КАМАЗ» объяснили, что шасси КамАЗ-65201 действительно изготовлено под самосвальную установку, но поскольку автомобиль пришел на автополигон для испытаний тормозной системы, а не для сертификации и получения Одобрения типа, то руководство НТЦ ОАО «КАМАЗ» не сочло необходимым пригонять полноценный самосвал из Набережных Челнов. Методика тормозных испытаний позволяет установить на шасси любой кузов или специальную клеть для балласта и загрузить их до необходимого веса.

За этой крышкой находятся блоки предохранителей и реле

Загружать автомобиль ни песком, ни специальным балластом нам не пришлось, поскольку лабораторные работы, которые производили специалисты ОАО «КАМАЗ» и автополигона НИЦИАМТ, не требовали полной массы. Деваться некуда, и было решено откатать КамАЗ-65201 в снаряженном состоянии. Машина-то новая и не хотелось упускать представившуюся возможность с ней познакомиться.

Модернизацией силового агрегата ОАО «КАМАЗ» тоже занимается, создавая совместные предприятия по производству двигателей Cummins и КП ZF. В финансовой сфере развивается недавно созданная лизинговая компания. А работу PR-службы ОАО «КАМАЗ» видит весь мир на ралли-рейде «Париж–Дакар», где грузовикам КамАЗ нет равных. В общем, Группа компаний «КАМАЗ» не стоит на месте. Самое главное – продукция этого предприятия российского автопрома имеет неснижающийся спрос и расширение модельного ряда, к которому имеет прямое отношение КамАЗ-65201.

Мы испытывали продукцию ОАО «КАМАЗ» различных модификаций, но этот автомобиль нас немного удивил. Самосвальное шасси имело завидную динамику разгона. Какой грузовик может разгоняться до 60 км/ч за 15,6 с? Почти как легковой автомобиль. Это удалось реализовать не столько за счет 360-сильного дизеля КамАЗ-740.50360, но и благодаря механической 16-ступенчатой КП ZF 16S 151. Хорошая разгонная динамика зависит еще и от того, как быстро и точно включаются передачи КП. Проблем с задержкой включения передач или их неточного включения не возникало. КП работала четко и безо всяких усилий. Свою лепту вносила главная передача с передаточным отношением 5,11.

Обслужить ветровое стекло кабины водителю легко

Благодаря жестким ступеням и грамотно расположенным поручням в кабину садиться удобно, но не низко ли расположена первая жесткая ступень для самосвала?

Мы делаем акцент на передаточном отношении, так как передаточное отношение 5,11 является скоростным, а не тяговым. Хотя шасси, предназначенное для установки, например, 10-, 12-кубового бетоносмесителя или крановой установки, комплектуют главной передачей с передаточным отношением 6,33.

Из этого следует, что прямые дороги для самосвала КамАЗ-65201 будут более предпочтительны, чем разбитый проселок со сложным профилем пути.

К этому заключению нас подводит и колесная формула – 8х4. Специалисты НТЦ ОАО «КАМАЗ» утверждают, что внешний габаритный радиус поворота четырехосного самосвала – 11,5 метров. Для автомобиля длиной 9,3 метра это очень хороший показатель. Однако надо учитывать то обстоятельство, что четырьмя поворотными колесами гораздо тяжелее управлять, чем двумя, – увеличивается усилие на рулевом колесе. Несмотря на то что все автомобили КамАЗ комплектуют очень мощными гидроусилителями (на некоторых модификациях преимущественно ZF), управляемость четырехоски ниже трехосных автомобилей с двумя управляемыми колесами.

Техническая характеристика самосвала КамАЗ-65201
(данные завода-изготовителя)
Снаряженная масса, кг 15 350
Полная масса, кг 35 000 (41 000*)
Грузоподъемность, кг 19 500 (25 500*)
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объем, см3
  • мощность, кВт (л.с.)
  • крутящий момент, Н·м
КамАЗ 740.50-360 (Euro 2)
V-8, Дизель с ТНД
11 760
265 (360)
1450 при 1300…1500 мин–1
Коробка передач:
  • тип
  • число передач вперед/ назад
ZF 16S 151
Механическая
16/ 2
Главная передача 5,11
Размер шин 12/00 R20 (320 R508)
Вместимость топливного бака, л 400
Вместимость платформы, м3 16
Максимальная скорость, км/ч 90

Однако основное преимущество четырехосных самосвалов заключается в меньшей осевой нагрузке и улучшенном распределении массы по осям. Конечно, основную нагрузку несет задняя тележка, но нагрузка на вторую ось гораздо большая, чем передняя от мотора и кабины. Еще один положительный эффект четырехосных грузовиков – мягкость хода даже в снаряженном состоянии.

Результаты испытаний на топливную экономичность и скоростные свойства шасси самосвала КамАЗ-65201
Масса автомобиля при испытаниях, кг 15 350
Расход топлива (при заданных скоростях, км/ч), л/100 км:
19,0
23,7
27,9
31,3
35,0
39,5
44,4
45,1
Максимальная скорость, км/ч 111,5
Выбег со скорости 50 км/ч, м 773
Время разгона до 60 км/ч, с 15,6
Время разгона с места, с:
  • на пути 400 м
  • на пути 1000 м

29,6
52,9
Погодные условия при проведении испытаний
Температура, °С +17
Скорость ветра, м/с 3…6
Давление, гПа 987
Относительная влажность, % 43

Перед тем как взять на испытания КамАЗ-65201, среди сотрудников тест-группы возник спор: а надо ли проводить испытания челнинского грузовика? Ведь об этих автомобилях известно почти все. Самое главное – практически не меняется кабина КамАЗа и, как следствие, эргономика рабочего места водителя. На встречах с представителями ОАО «КАМАЗ» обязательно находится какой-нибудь журналист, задающий вопрос о модернизации кабины КамАЗ. И каждый раз руководители предприятия в общих чертах объясняют, что кабина самая затратная часть автомобиля и самая трудоемкая в производстве. Чтобы модернизировать кабину, необходимо модернизировать ходовую часть, силовой агрегат, трансмиссию. Расширить модельный ряд и вести правильную финансовую и маркетинговую политику предприятия – и вопрос переходит уже в иную плоскость. На пресс-конференции, состоявшейся во время ММАС-2006 в МВЦ Крокус Экспо, руководители Группы компаний «КАМАЗ» впервые озвучили идею приобретения лицензионной кабины для автомобилей КамАЗ.

В том, что челнинцы заинтересованы в расширении производственной линейки, мы убедились на примере самосвала КамАЗ-65201 и тестируемого тяжелого тягача КамАЗ-65226. Причем интересна сама тенденция его развития: от маленького КамАЗ-4307 и КамАЗ-4308 мощностью 170…180 л.с. до мускулистых КамАЗ-43118, КамАЗ-65226 мощностью 350…550 л.с.

www.gruzovikpress.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о