Система стабилизации это – Система динамической стабилизации автомобиля — ESP. Система курсовой устойчивости Что такое ESP и для чего применяется? Системы безопасности автомобиля.

Содержание

Электронная система контроля устойчивости автомобиля — Википедия

Электронный контроль устойчивости (англ. Electronic Stability Control, ESC; ЭКУ) или динамическая система стабилизации автомобиля — активная система безопасности автомобиля, позволяющая предотвратить занос посредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Является вспомогательной системой автомобиля.

Систему ЭКУ можно рассматривать как расширенный вариант антиблокировочной системы тормозов (АБС). Многие узлы объединены с системой АБС, но вдобавок ЭКУ требует наличия таких компонентов, как датчик положения руля и МЭМС гироскоп, следящий за реальным поворотом автомобиля. При несоответствии показаний гироскопа показаниям датчика поворота руля, система применяет торможение одного (или нескольких) из колёс машины для того, чтобы предотвратить начинающийся занос.

Срабатывает ESC в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. Путём притормаживания отдельных колес система стабилизирует движение. Она вступает в работу, когда на большой скорости при прохождении поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, то есть по радиусу большему, чем радиус поворота. ESC в этом случае притормаживает заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его в поворот. Одновременно с притормаживанием колес ESC снижает обороты двигателя.

Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, ESC активизирует тормоз переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Таким образом, появляется момент противовращения, исключающий боковой занос. Когда скользят все четыре колеса, ESC самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу. Время реакции ESC — 20 миллисекунд. Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения.

Данная система пока является наиболее эффективной системой безопасности. Она способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян, однако её возможности ограничены: если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает допустимые границы, никакая программа стабилизации не поможет.

Впервые системы электронного контроля устойчивости, схожие по принципу действия с современными автомобильными, появились в 1960-х годах в авиации, где обеспечивали устойчивость самолета при пробеге по взлетно-посадочной полосе при посадке или прерванном взлете. Одним из первых такую систему получил англо-французский сверхзвуковой лайнер Concorde по причине высокой посадочной скорости и высокого положения центра масс.

В 1987 году Mercedes-Benz и BMW представили первые системы контроля тяги (противобуксовочные системы).

В 1990 году Mitsubishi выпустила в Японии автомобиль марки Diamante (Sigma), оснащенный новой активной электронной системой контроля тяги и курсовой устойчивости, где впервые эти две системы были интегрированы в одну (названная TCL).

BMW совместно с Robert Bosch GmbH и Continental Automotive Systems разработали систему, уменьшающую крутящий момент, передаваемый двигателем колесу, для предотвращения заноса и применили её в модельном ряду BMW 1992 года. С 1987 по 1992 года, Mercedes-Benz and Robert Bosch GmbH совместно разрабатывали систему электронного контроля устойчивости автомобиля и назвали её «Elektronisches Stabilitätsprogramm» (ESP).

История Mercedes-Benz А-класса[править | править код]

Система ESC была создана в 1995 году, но заявить о себе ей удалось только через два года, когда дебютировал первый компактный Mercedes-Benz А-класса. При его проектировании были допущены серьёзные ошибки, которые привели к тому, что новая модель имела склонность к опрокидыванию даже на не очень высокой скорости при выполнении маневров типа «переставка» («лосиный» тест, объезд препятствия).

В Европе разразился скандал; продажи автомобилей Mercedes-Benz А-класса были приостановлены, уже проданные машины — отозваны для устранения недостатков. Перед инженерами компании встала задача: как, не перепроектируя заново автомобиль и сохранив его потребительские качества, решить проблему повышения устойчивости. Эта задача была решена в значительной степени за счет установки с февраля 1998 года соответствующим образом настроенной системы ESC.

Главный контроллер ESC — это два микропроцессора, каждый из которых имеет по 56 КБ памяти. Система позволяет считывать и обрабатывать значения, выдаваемые датчиками скорости вращения колес с 20-миллисекундным интервалом. Помимо А-класса, система ESP является стандартным оборудованием для Mercedes S-класса, E-класса и других. На автомобилях фирмы Daimler-Chrysler применяются системы ESC от лидера в данной области — фирмы Bosch. Системы ESC производства Bosch используют также фирмы Alfa-Romeo, BMW, Volkswagen, Audi, Porsche и другие.

Фактически именно случай с Mercedes-Benz A-класса проторил дорогу повсеместному внедрению электронного контроля устойчивости на европейских автомобилях.

Пока Швеция проводит кампании по информированию общественности и продвижению использования систем ЭКУ, другие страны законодательно утверждают необходимость их использования.

Обязательное оснащение автомобилей электронной системой устойчивости вводится, с:

  • 1 января 2010 года в Израиле уже стала обязательной.[1]
  • 1 сентября 2011 года в Канаде, для всех новых пассажирских автомобилей.
  • 1 ноября 2011 года в Австралии, для всех пассажирских автомобилей.
  • с ноября 2011 года в Евросоюзе, для всех продаваемых автомобилей.
  • c 2011 года в США, для всех пассажирских автомобилей, весом менее 4536 кг (10 000 фунтов).

Эксперты называют систему ЭКУ самым важным изобретением в сфере автомобильной безопасности после ремней безопасности. Она обеспечивает водителю лучший контроль над поведением автомобиля, следя за тем, чтобы он перемещался в том направлении, куда указывает поворот руля. По данным американского Страхового института дорожной безопасности (IIHS) и Национального управления безопасностью движения на трассах NHTSA (США), примерно одна треть смертельных аварий могла бы быть предотвращена системой ЭКУ, если бы ей были оснащены все автомобили[2].

Системы электронного контроля устойчивости производятся:

Названия[править | править код]

  • ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE), используется в автомобилях: Mitsubishi,BMW
  • AdvanceTrac, используется в автомобилях: Lincoln, Mercury.
  • CST (Controllo Stabilità), используется в автомобилях: Ferrari.
  • DSC (Dynamic Stability Control), используется в автомобилях: BMW, Ford (только в Австралии), Jaguar, Land Rover, Mazda, MINI.
  • DSTC (Dynamic Stability and Traction Control), используется в автомобилях: Volvo.
  • ESC (Electronic Stability Control), используется в автомобилях: Chevrolet, Hyundai, Kia, ŠKODA, LADA
  • ESP (Elektronisches Stabilitätsprogramm), Chery, Chrysler, Citroën, Dodge, Daimler, Fiat, Holden, Hyundai, Jeep, Kia, Mercedes Benz, Opel, Peugeot, Proton, Nissan, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki,SsangYong, Vauxhall, Jaguar, Land Rover, Уаз
  • ESP (Electronic Stability Program) используется в автомобилях: Audi, Bentley, Bugatti, Ford, Lamborghini, SEAT, ŠKODA, Volkswagen.
  • IVD (Interactive Vehicle Dynamics), используется в автомобилях: Ford.
  • MSP (Maserati Stability Program), используется в автомобилях: Maserati.
  • PCS (Precision Control System), используется в автомобилях: Oldsmobile (производство которых прекращено в 2004 году).
  • PSM (Porsche Stability Management), используется в автомобилях: Porsche.
  • RSC (AdvanceTrac with Roll Stability Control), используется в автомобилях: Ford.
  • StabiliTrak, используется в автомобилях: Buick, Cadillac, Chevrolet (на Corvette называется Active Handling), GMC Truck, Hummer, Pontiac, Saab, Saturn.
  • VDC (Vehicle Dynamic Control), используется в автомобилях: Alfa Romeo, Fiat, Infiniti, Nissan, Subaru.
  • VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management) с VSC (англ. Vehicle Stability Control), используется в автомобилях: Toyota, Lexus.
  • VSA
    (Vehicle Stability Assist), используется в автомобилях: Acura, Honda, Hyundai.

Как работает система стабилизации? — журнал За рулем

Вообще-то у нее множество имен: ESP, ESC, DSC, VSA, ASTC, VDS и прочая-прочая… За каждой из мудреных аббревиатур скрывается по сути одно и то же, а именно электронная система, призванная оставить автомобиль на траектории, предотвратить занос или скольжение даже в критических ситуациях, когда водитель из-за недостатка времени или опыта не может выполнить нужный маневр самостоятельно.

Систему динамической стабилизации мы называем ESP. Ведь “Электроник стабилити программ” — зарегистрированная торговая марка фирмы “Бош”, чьи инженеры запатентовали ее еще в 1959 году. Кстати, именно поэтому собственные разработки подобных технологий автомобильным фирмам приходится называть другими именами. Система включает датчики в колесах, тормозах, рулевом управлении, так называемый G-сенсор, отслеживающий угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси, а также датчики боковых ускорений.

esp

Водитель превысил допустимую скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте. В обычной ситуации это привело бы к заносу автомобиля и РАЗВОРОТУ НА ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ. Но ESP выровняла траекторию движения, притормозив колеса, идущие по внешнему радиусу поворота

Водитель превысил допустимую скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте. В обычной ситуации это привело бы к заносу автомобиля и РАЗВОРОТУ НА ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ. Но ESP выровняла траекторию движения, притормозив колеса, идущие по внешнему радиусу поворота

Все это электронное воинство по 25 раз в секунду снимает показания и передает их в блок управления. И если, сопоставляя полученную информацию, “в центре” вдруг понимают, что реальное движение автомобиля никак не соответствует положению рулевого колеса и желанию водителя, меры принимаются незамедлительно. Блок управления отдает команду исполнительным модулям в тормозах и в двигателе, чтобы те замедлили вращение того или иного колеса или колес, а также уменьшили подачу топлива в камеру сгорания. Более того, некоторые системы стабилизации на машинах с АКП умеют даже переключаться на пониженную. От водителя требуется только работа рулем.

Водитель не рассчитал скорость или попал на скользкий участок дороги, и автомобиль под воздействием силы инерции должен был ЗАСКОЛЬЗИТЬ НА ОБОЧИНУ. Но ESP, замедлив вращение колес внутренней части поворота, уменьшила радиус движения, позволив благополучно вписаться в вираж

Водитель не рассчитал скорость или попал на скользкий участок дороги, и автомобиль под воздействием силы инерции должен был ЗАСКОЛЬЗИТЬ НА ОБОЧИНУ. Но ESP, замедлив вращение колес внутренней части поворота, уменьшила радиус движения, позволив благополучно вписаться в вираж

Водитель не рассчитал скорость или попал на скользкий участок дороги, и автомобиль под воздействием силы инерции должен был ЗАСКОЛЬЗИТЬ НА ОБОЧИНУ. Но ESP, замедлив вращение колес внутренней части поворота, уменьшила радиус движения, позволив благополучно вписаться в вираж

Поскольк

Система курсовой стабилизации — описание и принцип работы

В большинстве стран, система курсовой стабилизации ESP стала обязательным компонентом пассажирских автомобилей. Исходя из этого, можно говорить, что ESP является важной частью систем обеспечивающих безопасность на дороге. Давайте посмотрим, чем хороша система динамической стабилизации и вкратце разберем, как она работает.

Оглавление:


Зачем это нужно?

Для ответа на вопрос, зачем нужна динамическая стабилизация, давайте сначала выясним, каким образом автомобиль уходит в занос.

Поворот это довольно опасный участок дороги, на котором могут произойти всякие неприятности. Особенно если это закрытый поворот, и вы не видите, кто движется вам на встречу. Но сейчас речь не о том.

Зачем нужна машине курсовая устойчивость

Для успешного прохождения поворота вы, в качестве водителя, немного снижаете скорость, поворачиваете руль и машина начинает движение в соответствии с углом на который вы повернули рулевое колесо.

Пока что всё идёт нормально. Но что случится, если вы не снизите скорость? Или более того, увеличите её при входе в поворот.

При движении по кривой, на автомобиль действует, кроме прочих, центробежная сила. И в тот момент, когда эта сила станет больше чем все остальные силы, в том числе сила трения колес с дорогой, автомобиль начинает заносить.

Немного простой физики: центробежная сила это сила, которая действует от центра окружности, наружу (Очень приблизительная формулировка, так как суть статьи не в этом).

 

Так вот, система курсовой устойчивости ESP создана для того что бы ни допустить ситуации, когда ваша машина уходит в занос, а значит становится практически не управляемой, что может привести к самым тяжёлым последствиям.

Как это работает?

Принцип работы системы динамической стабилизации ESP основан на постоянном наблюдении за информацией, получаемой с датчиков скорости, разнице между углом отклонения автомобиля и поворотом руля, а также прочих показателях. На основе получаемой информации, компьютер, который является основой управления курсовой устойчивостью, решает всё ли хорошо, или уже надо вмешаться и исправлять ситуацию.

Короткое видео о том, как работает система курсовой устойчивости

 

Динамическая стабилизация ESP работает вместе с антиблокировочной системой ABS, о которой мы рассказывали ранее. ESP использует датчики скорости, которыми пользуется АБС, а также, возможности системы торможения для быстрой реакции на изменяющуюся обстановку.

Основной причиной вымешивания системы курсовой устойчивости ESP в управление автомобилем, является разница между углом поворота руля и углом отклонения машины. Этот показатель, говорит о том, произошёл занос или нет.

Как же динамическая стабилизация исправляет ситуацию? Это происходит путём уменьшения скорости вращения определённых колёс, в зависимости от того как и в какую сторону заносит ваш автомобиль. Кроме того уменьшается общая скорость транспортного средства. Таким образом, машина возвращается к первоначальной траектории движения и все остаются целыми, невредимыми и с уравновешенной нервной системой.

Чаще всего водитель даже не замечает того что его машина должна была сорваться в занос, потому как система курсовой устойчивости ESP очень быстро реагирует на ситуацию. Считывание информации со всех датчиков происходит 50 раз в секунду, так что реакция на изменение действительно очень быстрая.

Названий много – суть одна

Траектория движения машины с ESP и без

Основной и самый значительный производитель аппаратуры для курсовой стабилизации — компания Bosch, и как раз их продукт называется ESC – electronic stability control. Но в нашем мире не бывает бесконкурентного производства, и потому существует ещё несколько компаний производящих такое же оборудование, но под другими названиями.

Так же и автопроизводители различных марок машин устанавливают эти механизмы, давая им разные названия. Ниже мы предоставим вам таблицу, кратко сопоставляющую автомобили и названия, установленных в них систем курсовой стабилизации.

У всех них один и тот же принцип работы, и таблица поможет вам не путаться в обилии слов означающих одно и то же.

Имя системы курсовой устойчивости Марки автомобилей
ESP Audi, Bentley, Bugatti, Chery, Chrysler, Citroen, Dodge, Diamler, Fiat, Holden, Hyundai, Jeep, Kia, Seat, Skoda, Mercedes Benz, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki, Vauxhall, Volkswagen
ASC, ASTC Mitsubishi, BMW
ESC Chevrolet, Hyundai, Kia Skoda, Lada
VDC Alfa Romeo, Fiat, Subaru, Nissan
VSA Acura, Hyundai, Honda
MSP Maserati
CST Ferrari
DSTC Volvo
PSM Porsche
VDIM, VSC Toyota, Lexus
RSC Ford
DSC BMW, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mini, Ford – только для австралийского рынка

 

Это относительно краткий перечень, на самом деле разновидностей названий систем обеспечивающих курсовую устойчивость, гораздо больше. Но в главном они пересекаются — это работа для того что бы избежать критических ситуаций и сохранить безопасность водителя и пассажиров в неприкосновенности.

Бойся опытного водителя

В обычных режимах вождения, ESP работает постоянно, не имеет значения, на какой скорости и, по какой дороге вы едите.

Отключение ESP может привести к неуправляемому заносу

Однако для любителей дорожного экстрима существует кнопка отключения стабилизации вашей машины. Правда, такую функцию производители добавляют не во всех моделях. Например, в машинах бизнес класса, чаще всего динамическая стабилизация не отключается.

Смысл отключения курсовой устойчивости в том, что опытный водитель может, для собственного удовольствия, создать контролируемый занос авто или при выходе из поворота дать газу, что приведёт к небольшому заносу задних колёс.

При включённой системе курсовой устойчивости, сделать такое не представляется возможным, так как электроника пресечёт эти попытки на самой первоначальной стадии.

Но все мы люди и все могут ошибаться, и потому отключая курсовую устойчивость, вы берёте на себя всю ответственность за риск. Причём это не только риск для вас, но и опасность для других участников движения.

Опубликовано: Июль 2, 2014

LADA.Система курсовой устойчивости ESC

Система электронного контроля устойчивости (ESC):

Не оставляет заносу ни единого шанса

Потеря контроля при прохождении поворота

Водитель превысил скорость, из-за чего ему пришлось резко тормозить в крутом повороте.

В обычной ситуации, автомобиль под воздействием силы инерции должен был бы заскользить на обочину.

Система ESC притормаживает заднее колесо, движущееся по внутреннему радиусу поворота, уменьшив радиус движения и позволив автомобилю благополучно вписаться в вираж.

Внезапно появившееся препятствие

При внезапном возникновении препятствия, экстренного торможения может оказаться недостаточно. Для предотвращения столкновения водителю нужно тормозить и выполнять маневр уклонения одновременно.

Поскольку  колеса автомобиля без ESC блокируются, то машина перестает реагировать на повороты руля и уклониться от столкновения с препятствием становится невозможным и автомобиль срывается в занос.

 

Система ESC притормаживает переднее колесо, движущееся по внешнему радиусу поворота  и автомобиль уверенно объезжает препятствие.

 

Юбилей безопасности

BOSCH отмечает очередной юбилей. В 2015 году исполняется 20 лет с момента разработки и внедрения программы электронной стабилизации автомобиля ESP®.

 

История успеха компании началась в 1978 г., когда она первой в мире создала и запустила в серийное производство ABS – антиблокировочную систему с электронным управлением, которая стала основой для всех следующих систем активной безопасности.

 

В 1986 г. за ней последовала противобуксовочная система ASR/TCS,

а в 1995 г. – программа электронной стабилизации ESP® / ESC.

 

Уже с 2009 года BOSCH совместно с АВТОВАЗом реализует в нашей стране программу популяризации систем активной безопасности автомобиля среди российских автомобилистов.

 

 

 

Сегодня производятся модели LADA Granta и LADA Kalina, которые оснащены системой электронного контроля устойчивости (ESC).

Для LADA Vesta система ESC будет входить

во все базовые комплектации.

Система ESC активна постоянно. Сигналы датчиков обрабатываются микрокомпьютером, который с частотой 25 раз в секунду проверяет, соответствуют ли управляющие усилия водителя фактическому направлению движения. Если автомобиль движется в другом направлении, то система распознает критическую ситуацию и немедленно реагирует на нее – независимо от водителя.

 

Для возвращения автомобиля на заданную траекторию здесь используется тормозная система. Благодаря выборочному притормаживанию отдельных колес, система создает нужную противодействующую силу, и машина ведет себя так, как того хотел водитель.

Система ESC не только инициирует вмешательство тормозной системы, но может также заставить двигатель ускорить ведущие колеса. Таким образом, в пределах законов физики, автомобиль надежно удерживается на заданной траектории.

Система ESC включает в себя функции Антиблокировочной системы (ABS) и  Противобуксовочной системы (TCS), но при этом имеет несколько конструктивных отличий. В то время как ABS и TCS служат для корректировки продольной динамики автомобиля, ESС дополнительно улучшает поперечную динамику, обеспечивая устойчивое движение во всех направлениях.

ABS (Anti-lock Braking System) — Антиблокировочная система

 

Система предотвращает блокирование одного или нескольких колес при торможении, сохраняя управляемость автомобиля и возможность быстрой и безопасной остановки.

Датчики скорости измеряют скорость вращения колес и передают электрические сигналы на блок управления. На основе этих сигналов вычисляется степень пробуксовки между колесами и дорожным покрытием. При склонности одного или нескольких колес к блокировке молниеносно включается ABS и поддерживает тормозное давление постоянным или уменьшает его. Таким образом, предотвращается блокирование колес, и автомобиль реагирует на управляющие команды водителя.

TCS (Traction Control System) — Противобуксовочная система

 

Система предотвращает пробуксовку колес при трогании с места или ускорении, обеспечивая оптимальную тягу автомобиля. Система уменьшает передаваемый двигателем крутящий момент и при необходимости притормаживает отдельные колеса, чтобы быстро привести сцепление ведущих колес к оптимальному уровню.

Если при разгоне колесо начинает вращаться слишком быстро, то средства контроля предпринимают корректирующие действия, за счет притормаживания колеса, так и в снижении передаваемого крутящего момента. Противобуксовочная система обеспечивает уверенный разгон автомобиля и надежное сцепление колес с дорожным покрытием.

Единственное, что ESC сделать не в состоянии – это выбрать за водителя верную траекторию движения.

 

 Тем не менее она исправляет большинство водительских ошибок,

сокращая шансы аварийных ситуаций.

 

Зачем нужна система курсовой стабилизации (ESP) в автомобиле?

Конкуренция между производителями вынуждает их заниматься усовершенствованием своих автомобилей, делать их более безопасными, внедрять новые системы. Это привлекает потребителей к продвинутым моделям, повышается спрос на них. Одним из подобных внедрений стала Electronic Stability Program, система динамической стабилизации. Рассмотрим, что такое ESP.

Это продукт разработки известного немецкого концерна Daimler-Benz. Патент на нее был получен в 1959 году, но из-за технического несовершенства ее внедрение в серийное производство было отложено до 1995 года. Первым полигоном для испытания ESP стало элитное купе «Mercedes» 600 CL.

Читайте также: Подушки безопасности (Airbag) — особенности, принцип работы и назначение

Причиной для установки этой системы стали большие размеры этого «мерса» по высоте. На поворотах при высокой скорости движения у машины возрастала вероятность попадания в занос. Использование системы динамической стабилизации позволило добиться желаемого результата: безопасность движения существенно улучшилась.

Что это – ESP?

Появление системы обусловлено развитием электронной промышленности, так как ее работа основана на управлении курсовой устойчивости авто подобным блоком. Сейчас прогресс дошел до такого уровня, что установка ESP считается обычным делом для всех автомобилей, в том числе и машин бюджетного сегмента. В первое же время ею могли похвастаться только авто премиального класса.

В разных марках она может называться по-разному: VSC, DSC, ESC и т. д. Каждый завод-изготовитель по-своему трактует название.

Расскажем на примере популярных брендов, как может быть зашифрована система:

  • DTSC – в автомобилях «Volvo»;
  • ESC – известных азиатских марках «Kia», «Huyndai», «Honda»;
  • VSA – японской «Acura»;
  • DSC – «BMW», «Jaguar», «Land Rover»;
  • VSC – «Toyota»;
  • VDC – «Nissan», «Infiniti», «Subaru».

Вне зависимости от аббревиатуры суть ее не меняется. Она следит за выбранным курсом движения автомобиля и предотвращает возможные негативные явления.

Во время движения по дороге возникают факторы, которые могут изменить курс машины. Это:

– перестройка между рядами;

– обгон;

– прохождение поворотов;

– возникновение экстремальных ситуаций.

В этих случаях возрастает вероятность, особенно на мокрой или скользкой дороге, попадания в занос. Это чревато созданием аварийной ситуации, получением травм водителем и пассажирами, серьезными повреждениями машины.

Электронные «мозги» автомобиля при помощи датчиков внимательно следят за изменением направления движения и влияния поперечных сил на транспортное средство. При получении информации, что машина выходит за рамки дозволенных параметров, ЭБУ дает команду на механизмы трансмиссии, которая выравнивает колеса в нужном положении.

Устройство и принцип работы ESP

Система динамической стабилизации или, как ее еще называют, курсовой устойчивости, состоит из электронного блока управления и датчиков. Последних – несколько.

Они установлены на передней и задней оси автомобиля:

  1. G-сенсор (поперечного ускорения).
  2. Угловой скорости.
  3. Скорости вращения колес (входят в систему ABS).
  4. Давления жидкости в системе торможения.
  5. Расположения руля.

Помимо антиблокировочной системы колес (ABS), ESP активно взаимодействует с противопробуксовочным блоком (ASR), устройствами распределения тормозных усилий (EBD) и блокировки дифференциала (EDS). Все они являются частями единой системы активной безопасности автомобиля.

Получив тревожную информацию от датчиков, ЭБУ раздает команды для приведения в работу вспомогательных устройств. ESP выполняет крайне важную работу, о которой водитель порой не догадывается: автомобиль сохраняет курсовую устойчивость, продолжает нормальное движение.

Механизм исполнения

Вопрос: зачем нужна эта система – сейчас не стоит даже у скептиков. Своей работой она доказала свою эффективность. ESP самостоятельно определяет: работу какого из колес машины нужно стабилизировать. Это может быть левое или правое, переднее или заднее, одно или несколько колес.

Рассмотрим ситуацию. При прохождении правого поворота из-за большой скорости передние колеса попали в занос. Чтобы выровнять положение, умное устройство притормаживает заднее, ближнее к повороту, колесо, добиваясь попадания в поворотный радиус колес передней оси. В это же время подается команда на снижение оборотов мотора. Если в занос на подобном повороте попала задняя ось авто, то аналогичные действия происходят с передним левым колесом.

Противозаносная система, народное название технического термина, обладает следующим алгоритмом работы:

  1. Датчики передают информацию о критическом изменении параметров в электронный блок управления.
  2. ЭБУ отправляет команду на то колесо, которое необходимо притормозить.
  3. Гидроблок ABS повышает давление жидкости в этой части тормозной системы.
  4. Одновременно передается сигнал о снижении подачи горючего, тем самым замедляя движение автомобиля и уменьшая скорость вращения колес.

Комплекс этих мер безопасности позволяет выправить ситуацию, предотвратить занос. Система курсовой устойчивости эффективно работает как с механической КПП, так и «автоматом». В последнем случае оно изменяет режим движения, «заставляет» переключаться АКПП на низшую передачу.

ESP действует в любой фазе движения. Это может быть: торможение, движение накатом, старт и т. д. Ее реакция на появление нестандартной ситуации мгновенная – 20 мс. Система успевает сработать на различной скорости движения автомобиля при любой передаче.

Рекомендации по работе с ESP

Не следует думать, что применение подобной системы дает возможность водителю менее внимательно относиться к управлению машиной. Возможности «умного» устройства не безграничны.

Оно не сможет принести помощь, а автомобиль избежать печальных последствий при:

  • движении в гололед;
  • эксплуатации машины с «лысой» резиной;
  • вхождении в поворот с малым радиусом на высокой скорости.

Для обеспечения эффективной работы ESP шины должны быть накачаны по нормативам. Их типоразмер обязан соответствовать требованиям производителя для конкретной модели. Система не будет правильно работать при размещении на колесах цепей противоскольжения, дефектах механизмов двигателя, трансмиссии.

На некоторых автомобилях установлена кнопка отключения работы ESP. Это дает возможность водителям со стажем самостоятельно выходить из затруднительной ситуации, применяя на практике свои знания. Совмещать в таком случае работу системы и свои попытки решения выравнивания курса авто, не рекомендуется.

Например, опытный автолюбитель, пытаясь выйти из заноса, нажимает педаль газа. В этот же момент ЭБУ устройства дает обратную команду на снижение оборотов. Возникают противоречия в работе, что существенно влияет на безопасность движения.

Отключать ESP рекомендуется при поездках по сыпучей поверхности, допустим, пескам, где ее работа становится неэффективной.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Изучаем систему стабилизации: порог нестабильности — журнал За рулем

При всем разнообразии аббревиатур (ESP, DSC, TCS, ASR) системы активной безопасности имеют общего предка в лице АБС.

1

Появление антиблокировочной системы (AБС) дало возможность оптимизировать торможение, что существенно повысило безопасность автомобиля. Расширение влияния электроники на процессы управления оказалось вопросом времени.

ПЕДАЛЬ В ПОЛ

Первой ступенью эволюции стала противобуксовочная система (ASR, TCS, TRC). Ее задача — контроль тягового усилия на ведущих колесах и поддержание курсовой устойчивости. В различных режимах движения колёса то и дело проскальзывают, то есть возникает расхождение между действительной скоростью и окружной скоростью колес. Особенно сильно это проявляется при ускорении (пробуксовка) и замедлении (блокировка). Величина проскальзывания напрямую влияет на сцепление с покрытием и передачу усилий ускорения, замедления и поворота. В условиях замедления при превышении определенного порога AБС начинает контролировать проскальзывание, а при ускорении на помощь приходит противобуксовочная система (ПБС).

Современные ПБС могут воздействовать на пробуксовку ведущих колес двумя способами: уменьшением крутящего момента двигателя и/или подтормаживанием проскальзывающего колеса. Для «удушения» двигателя есть несколько способов: уменьшение подачи топлива, изменение угла опережения зажигания, прикрытие дроссельной заслонки (при наличии электронного дросселя). ПБС только ставит задачу модулю управления двигателем — воздействие на тормозную систему осуществляется ресурсами AБС.

Конструктивно ПБС не что иное, как модернизированная AБС. Тормозные системы современных автомобилей построены по двухконтурной диагональной схеме. К антиблокировочной системе с восемью клапанами (по два на каждое колесо) добавлены два клапана управления тяговым усилием (по одному в каждом контуре). Скорость колес отслеживается датчиками AБС. При необходимости задействовать тормоза ПБС работает в тех же трех режимах, что и AБС: повышение, удержание и снижение давления. Контуры работают сходным образом.

1 no copyright

Все схемы открываются в полный размер по клику мышки.

Приведем пример действия системы при пробуксовке переднего правого колеса. С помощью насоса и клапанов давление повышается только в контуре буксующего колеса. Дополнительный клапан ПБС изолирует контур переднего правого и заднего левого колес от главного тормозного цилиндра, иначе рабочаяжидкость уходила бы в цилиндр. Далее клапаны AБС разделяют контуры. При уменьшении пробуксовки изолируется суппорт, а насос отключается. Если проскальзывание продолжает уменьшаться, давление снижается с помощью насоса и клапанов. При необходимости цикл повторяется. У полноприводного автомобиля ПБС работает таким же образом, но дополнительно может отправлять запрос в блок управления полным приводом на перераспределение крутящего момента по осям, чтобы уравнять проскальзывание всех колес.

Пробуксовка ведущих колес опасна во многих ситуациях, особенно зимой. Все видели заднеприводные автомобили, которые поднимаются в горку чуть не боком. А при обычном движении в повороте они могут сорваться в занос. Не лучше обстоят дела и с передним приводом. Для таких машин характерен снос при резком старте или прохождении поворота «на грани». Движение по прямой тоже способно подкинуть сюрприз, если одна сторона машины окажется на льду. Страшно не само попадание на такой участок, а съезд с него: когда проскальзывающее колесо вновь обретет хорошее сцепление, машину может кинуть в сторону. Во всех подобных ситуациях ПБС регулирует проскальзывание ведущих колес.

ИДЕМ ПОД РУКУ

Следующей ступенью эволюции стала система курсовой устойчивости, или система динамической стабилизации (ESP, DSC, VSC). Этот помощник способен поддерживать заданное водителем направление движения в различных условиях. Там, где пасует ПБС, теми же средствами воздействия справится ESP.

2 no copyright

При сносе или заносе ESP воздействует на тормоза и/или крутящий момент двигателя в зависимости от ситуации. Если автомобиль не вписывается в левый поворот, ESP подтормозит заднее левое колесо, создав дополнительный момент вращения. В случае возникновения заноса в этом же поворот

Что такое система ESP Electronic Stability Program

С каждым годом на дорогах мира появляется все больше транспорта. И за рулем далеко не всегда оказываются опытные и законопослушные водители. Разгоняясь до высоких скоростей, осуществляя опасные маневры и обгоны, зачастую они не в состоянии справиться с автомобилем в экстремальных дорожных ситуациях.

Впрочем, и искушенные автовладельцы не застрахованы от нестандартных обстоятельств, с которыми человеческая реакция и физические возможности справиться не могут.

Именно для этих целей (помощи водителю в предотвращении ДТП) в современные автомобили внедрены так называемые системы активной безопасности. Их предназначение – гораздо раньше человека с помощью электроники отслеживать характер движения автомобиля и в случае наступ­ления угрожающих ситуаций помогать водителю безопасно из них «вырулить».

Читайте также:

По мнению экспертов в области автомобилестроения, система стабилизации курсовой устойчивости (ESP и аналоги) является вторым после ремня безопасности значимым изобретением в сфере автомобильной безопасности. Согласно расчетам специалистов, если бы сегодня все автомобили были оснащены системой ESP, смертность от ДТП была бы втрое меньшей.

Система ESP

Читайте также:

Что такое ESP

В переводе с английского ESP (Electronic Stability Program) означает «электронная программа стабилизации» курсовой устойчивости, а ее главной функцией является автоматическое предотвращение заноса-сноса автомобиля в случае необходимости объезда внезапно возникшего на дороге препятствия.

Модуль ESP – технологичный узел с очень тонкими каналами и сверхточной подгонкой деталей, поэтому грязая тормозная жидкость может очень легко нарушеть его работу.

У автомобилистов возникновение на пути следования внезапного препятствия принято называть «появлением лося». Раньше, до изобретения системы ESP, такие ситуации часто заканчивались тяжелыми авариями.

В странах Северной Европы тяжелые ДТП с переворачиванием автомобиля ассоциировались со встречей с лосем. Крупные животные, чей вес порой достигает 900 кг, неожиданно выскакивали на дороги, и встреча с ними не сулила ничего хорошего водителю и пассажирам.

Читайте также:

В 1987 году по заказу немецкого автопроизводителя Mercedes-Benz компания Robert Bosch GmbH занялась разработкой системы, которая позволяла бы машине в случае “появления лося” совершить безопасный объезд препятствия и удержаться на дороге.
На разработку системы ESP, известной сегодня, ушло около 20 лет. Начиная с 2011 года, во многих странах мира она стала обязательной к установке на все новые модели автомобилей, запускаемые в производство. Причиной тому – сравнение статистических данных последствий ДТП машин, оборудованных ESP и без нее.

Читайте также:

Система курсовой устойчивости Electronic Stability Program

Читайте также:

Как работает ESP

На сегодня системой стабилизации курсовой устойчивости оснащают уже множество автомобилей разных классов, вплоть до бюджетных. При этом стоит понимать, что ESP – это модернизированная антиблокировочная система тормозов (ABS), в которую добавлены датчики поворота руля, бокового ускорения и поворота автомобиля вокруг вертикальной оси.

Система курсовой устойчивости ESP

Если компьютер замечает, что заданная траектория движения (по информации с датчиков о повороте руля, вращения вокруг вертикальной оси и поперечном ускорении) не совпадает с реальной траекторией движения, система снижает обороты двигателя и через гидромодуль активизирует тормозные механизмы одного или двух колес таким образом, чтобы на вертикальную ось автомобиля подействовал момент противовращения, который, собственно, и стабилизирует автомобиль.

Как работает ESP

Таким образом исключается занос и сохраняется курсовая устойчивость машины. То есть система стабилизации курсовой устойчивости с помощью электроники корректирует положение автомобиля, позволяя объехать препятствие.

Скорость реакции ESP – 20 миллисекунд, что существенно превосходит человеческие параметры. Система срабатывает молниеносно еще тогда, когда машина только начинает терять управление, а водитель даже не успел понять, что началось боковое скольжение.

Читайте также:

Cостояние тормозов и ESP

Многие автовладельцы знают, насколько быстро происходит ускорение их транспортного средства, но далеко не все понимают, какое время требуется машине, чтобы затормозить на той или иной скорости.

 ESP

Специалисты утверждают: система, которая позволяет остановить автомобиль, должна быть минимум в три раза эффективнее системы разгона. Если, к примеру, ваша машина в состоянии разгоняться до 100 км/ч за 10 с, то ее тормозная система обязана срабатывать не дольше 3,5-4 с. И чтобы соответствовать таким параметрам, она обязательно должна быть исправной, ведь системы и ESP, и ABS – это «умная электроника», «прикрученная» к тормозам.

Поэтому именно от состояния последних, в первую очередь, зависит длина тормозного пути, радиус заноса автомобиля и эффективность срабатывания системы курсовой устойчивости.

ESP когда мешает

Когда ESP мешает

На сегодняшний день ESP считают одной из самых эффективных систем активной безопасности, ведь, по сути, она существенно компенсирует ошибки управления, сводя к минимуму занос автомобиля.

Однако, увы, ее возможности ограничены, а некоторые специалисты по контраварийному вождению утверждают, что, пусть и в редких случаях, но она может даже навредить.

Эксперты и автопроизводители утверждают, что система ESP неэффективна, мешает, а иногда и вредна в таких случаях:

  • если радиус поворота слишком мал, программа стабилизации не сможет помочь;
  • при движении по песку и сыпучему грунту она зачастую будет мешать;
  • нередко она становится помехой при низких температурах и при езде по снегу и льду;
  • когда автомобиль застрял в грязи, программа стабилизации может стать помехой, чтобы вытащить машину.

В целом же можно сказать, что система стабилизации курсовой устойчивости хотя и очень полезна, но: не является панацеей, не решает всех проблем водителя, а лишь помогает ему. Оказавшись в сложной дорожной ситуации, человек должен сам не терять присутствия духа, пытаться выйти из положения. А система ESP «подставит механическое плечо», добавив силы, ловкости и сноровки.

ESP Electronic Stability Program как работает

Полезные советы

Слушайте тормоза. Появление скрежещущих и свистящих звуков говорит об их значительном износе. Согласно предписаниям автопроизводителей, износ тормозного диска на 2-3 мм считается уже критичным.

Залогом надежной работы тормозной системы является равномерный износ рабочей плоскости тормозного диска и тормозных колодок. Поэтому многие эксперты рекомендуют устанавливать на автомобиль колодки и тормозной диск одного производителя.

  • Размышляя над тем, какие колодки лучше выбрать (дешевые или более дорогие), знайте, что одной из важнейших характеристик тормозных колодок является твердость. Колодка не должна быть чрезмерно твердой, чтобы не слишком бысто износить диск, мягкая же колодка сама износится быстро. Применение очень твердых или мягких тормозных колодок снижает эффективность работы тормозной системы. И помните: критичная остаточная толщина фрикционного слоя на тормозных колодках составляет 2-4 мм.

ESP Electronic Stability Program как работает

  • По времени эксплуатации следует придерживаться правила: на срок службы одного диска нужно расходовать два комплекта колодок.
  • При обслуживании тормозных механизмов используйте специальную смазку, не содержащую примесей металлов (алюминия, меди). Это важно для предотвращения образования химической реакции между компонентами смазки и солями, которыми посыпают наши дороги.
  • Своевременно меняйте тормозную жидкость и периодически проверяйте степень ее увлажненности.

Важное о тормозной жидкости

Автомобили с системой ESP предъявляют серьезные требования к используемой тормозной жидкости, ведь во время активации клапан блока управления срабатывает до 60 раз в секунду. Чем гуще тормозная жидкость, тем грубее реакция системы. А это увеличивает срок ее срабатывания и, значит, снижает безопасность.

Сейчас в линейке продукции Bosch появилась тормозная жидкость ENV4 и ENV6. Если ENV4 обладает повышенными физическими параметрами и может быть залита в бачок с любой ранее примененной жидкостью стандарта DOT4, то ENV6 – это жидкость нового поколения, которая обладает уникальным сочетанием низкой вязкости и высокой температуры кипения (по сравнению с любыми аналогичными продуктами стандарта DOT) и может стать заменой любого стандарта DOT: 3,4,5.1, кроме силиконовой 5.0.

ESP Electronic Stability Program как работает

Bosch ENV6 была создана для самых современных и будущих систем безопасности автомобилей, производители которых требуют долгосрочной сверхнадежной работы всех компонентов, контактирующих с тормозной жидкостью, что обеспечивают также высокие смазывающие характеристики.

Благодаря ENV6 увеличивается период замены на 50% от привычного для автовладельца, то есть повышается его безопасность и снижаются затраты на ремонт гидравлических компонентов тормозной системы.

Зачем нужна качественная смазка

Одним из важных факторов эффективной работы тормозной системы, а значит, и систем ABS и ESP, является использование качественной смазки, не содержащей кислот и металлов. Это важно для предотвращения химической реакции металлических компонентов смазки и дорожных реагентов (солей), влияющих на искажение электрического сигнала к блоку управления от датчиков, располагающихся близко к колесам.

При антишумовом и антикоррозионном обслуживании тормозов автомобилей с ABS и ESP эксперты фирмы Bosch рекомендуют применять специализированный продукт Bosch Superfit, который не только защитит компоненты суппортов и колодок, но и сохранит эффективную работу систем безопасности ABS и ESP.

Читайте также:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о