Вишневская балерина – Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Светлана Захарова, Мария Александрова, Виктория Терёшкина.

Содержание

биография, национальность, личная жизнь, фото певицы :: SYL.ru

Когда речь заходит об опере, невольно вспоминается Вишневская Галина Павловна. Биография певицы настолько интересна, что по ней можно писать книги. Тяжелое детство, непростая юность, неожиданные карьерные повороты и вечная любовь – все это было в ее жизни.

Биография Галины Вишневской. Детство

В 1926 году на свет появилась великая и неповторимая Галина Павловна Вишневская. Местом ее рождения является Ленинград. Первой фамилией тогда еще неизвестной никому девушки была Иванова, узнавать же ее стали уже по имени Галина Вишневская. Биография ее юности связана с огромным количеством сложных периодов. Когда Галина была еще совсем маленькой девочкой, ее родители приняли решение оформить развод. В итоге воспитывать девочку пришлось бабушке.

По словам самой Галины Вишневской, биографию своих родителей она не знает, и знать не желает, так как для нее они — просто чужие люди. Все, что было известно актрисе, это то, что в годы войны отца репрессировали. Мать же, после тринадцати лет разлуки и вовсе не узнала свое дитя. Бабушка была главной опорой для будущей оперной дивы.

биография вишневская галина

Юность певицы

В шестнадцатилетнем возрасте биография Галины Вишневской (фото ее представлено) была полна потерь, неопределенности и сомнений. Ее бабушка, к сожалению, не смогла пережить блокаду, что очень сильно подкосило моральное состояние девушки.

Оставшись в абсолютном одиночестве, ей удалось попасть в одну из частей ПВО. Здесь у солдат появилась возможность наслаждаться голосом Галины Вишневской. Биография ее музыкального творчества получила первую свою волну как раз в части. На тот момент еще Иванову Галю зачастую приобщали к участию в подбадривающих концертных программах для военных. Ее голос звучал и в море, и на суше.

Спустя год службы девушку взяли на работу в Дом культуры Выборга. Здесь в биографию Галины Павловны Вишневской вписалась строка о работе в должности помощника осветителя. Война подходила к концу, и жизнь в городе вновь налаживалась. Одной из первых была восстановлена местная музыкальная школа. Тогда, не думая ни секунды, в эту школу на обучение направилась великая певица Галина Вишневская. Биография ее с этого момента открыла новую главу – работа в хоре Ленинградской оперетты. Спустя небольшое количество времени Галина с блеском исполняла сольные партии.

вишневская галина павловна биография

Музыка в жизни Вишневской

Краткую биографию Вишневской Галины Павловны невозможно описывать двумя словами. Особенно это касается ее музыкальной деятельности, переломным моментом в которой стал 1952 год. В этот период ей удается пройти кастинг в труппу Большого театра. То, что ее взяли на стажировку, было для певицы огромной удачей, ведь классического музыкального образования у нее не было. Ее талант сразу покорил руководство. И практически с первых дней ей представилась возможность исполнять партию Леоноры в опере «Фиделио».

Роскошные вокальные данные очень быстро превратили обычную девушку в приму Большого театра. На тот момент ей принадлежали пять главных партий в различных операх. До шестидесятых годов ее можно с уверенность назвать очень успешной певицей. В этот период оперную диву отправляли с гастролями за рубеж. Там она покорила множество американских городов, а также Милан и Париж.

В 1966-м в биографии Галины Вишневской появилась история работы в кино. Ей посчастливилось сыграть главную роль в произведении Шостаковича «Катерина Измайлова». В этом же году певица экстерном окончила московскую консерваторию.

Зарубежные скитания

Спад карьеры оперной певицы для Вишневской пришелся на 1960 год. Главной причиной этого стал тот факт, что Вишневская вместе со своим третьим мужем Ростроповичем всячески оказывали поддержку Солженицыну, исключенному в то время из Союза Писателей.

О Вишневской стали в негативном ключе писать в печатных СМИ, ей запрещали гастролировать и записывать новые пластинки. Последний свой шанс Вишневская видела в отъезде за границу. Первым на запад «на разведку» отправился супруг певицы. Затем под предлогом длительной поездки уехала и она сама. Дочери Галины Вишневской, биография которых затронута в разделе «Личная жизнь» отправились в путешествие вместе с родителями.

Первым местом дислокации этой семьи стала Франция. Затем они немного пожили в Америке и Англии. В итоге было принято решение приобрести собственное жилье на территории горячо любимой Франции. В связи с этим гражданство СССР было отобрано у семьи Галины Вишневской. В биографии национальность певицы указана, как русская, а вот гражданство в то время у нее стало французским. Вишневская не переживала по этому поводу. Во Франции она выступала на лучших сценах, здесь ее обожали и ценили. Завершив оперную карьеру, она стала заниматься постановкой спектаклей. Также важную роль в ее творчестве имело написание мемуаров, первый из которых был напечатан в Вашингтоне.

певица галина вишневская биография

Возвращение на родину

В 1990 году супруги решили вернуться к истокам. Когда они переехали в Россию, им хотели вернуть все звания и почести, а также забранное в семидесятых гражданство. Но от Ростроповича и Вишневской последовал отказ. Супруги не отказывались от своей родины и своего гражданства и возвращать его, по их мнению, им не нужно.

галина вишневская биография личная жизнь

Развитие карьеры в России

С 1993 года Вишневская приступила к работе в чеховском театре. Здесь ей досталось несколько главных ролей. Через девять лет ей представилась возможность вступить в должность руководителя Московского Центра Оперы. Для Вишневской это было главное дело всей жизни, она всегда мечтала заниматься именно этим и была счастлива, что достигла этой цели. В своем центре она преподавала пять дней в неделю. В выходные же проводила дополнительные мастер-классы. Билеты продавались на них быстро, люди скупали их в считанные минуты.

В 2007 году произошло еще одно важное событие в творческой жизни Вишневской – она снялась в главной роли в фильме «Александра».

вишневская галина павловна краткая биография

Личная жизнь

В биографию Галины Вишневской брак вписался в годы юности. Простой, но талантливой девушке тогда было 17 лет. Ее избранником стал моряк дальнего плавания по имени Георгий Вишневский. Брак оказался недолгим и продлился всего несколько месяцев, а вот фамилия первого супруга прошла с певицей весь жизненный путь.

Второй брак случился у Вишневской с Марком Рубиным. Муж был старше певицы более чем на двадцать лет. В браке у Галины Павловны родился сын Илья, ушедший из жизни, будучи еще совсем младенцем. С Рубиным она прожила десять лет и, возможно, жила бы и дальше, но на ее пути появился другой мужчина.

Знакомство с Мстиславом Ростроповичем на молодежном фестивале заставило Вишневскую полностью изменить свою жизнь. Она очень быстро вышла за него замуж и родила супругу двух дочерей. Вместе звездные супруги прожили больше пятидесяти лет. Жизнь их была долгой и поистине счастливой, так как они души не чаяли друг в друге. Узнать подробнее об их счастливой жизни можно из документального фильма «Двое в мире». Самые главные слова певицы о том, что несмотря на все гонения и сложности в их жизни, семейные отношения были у пары идеальными. Вишневская ни за что не хотела бы хоть что-нибудь поменять.

галина вишневская биография национальность

Уход из жизни

В конце 2012 года прогремела страшная новость – не стало великой певицы и актрисы Галины Павловны Вишневской. Ее смерть была естественной, у нее просто закончились жизненные силы. На момент смерти возраст актрисы составлял 87 лет. За пять лет до своего ухода она потеряла мужа. Поэтому ее жизнь уже не была такой счастливой. Отпевали Вишневскую в Храме Христа Спасителя. Похоронить певицу было решено на Новодевичьем кладбище.

Памятные места

Эпоха Галины Вишневской была полна ярких событий, невероятных ролей и завораживающих партий. Память о великой певице живет и по сей день. В ее честь названы следующие объекты:

  • Улица Вишневской – находится в Новокосино. Данное решение было принято в 2013 году правительством Москвы.
  • Лайнер «Г. Вишневская» — так именуется один из аэробусов компании «Аэрофлот».
  • Колледж Вишневской – находится он в Москве. Сфера деятельности музыка и театральное искусство.
  • Музыкальная школа Галины Вишневской – располагается в Кронштадте.
  • Малая планета – именем Галины Павловны Вишневской назван объект Солнечной системы под номером 4919.

Награды

Почетные звания и награды Вишневской очень сложно сосчитать.

Впервые певица получила звание Заслуженной артистки РСФСР в 1955 году. Затем ей дали звание Народной.

В ее копилке также находятся десять медалей разного уровня. В их числе медали «За оборону Ленинграда» и «Ветеран труда».

Также Галина Павловна пять раз была награждена орденами разной степени. Среди них орден Ленина и орден «За заслуги перед отечеством».

Во времена жизни во Франции певице были вручены самые разные награды. Среди них орден Почетного легиона и Алмазная медаль города Парижа.

дочери галины вишневской биография

Список самых ярких оперных партий в Большом Театре

Всего за время работы в Большом Театре Галина Павловна Вишневская исполнила более 20 партий. В ее исполнении зритель смог познакомиться со множеством самых разных персонажей. В их числе:

  1. Прекрасная Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин».
  2. Неповторимая Маргарита в произведении Гуно под названием «Фауст».
  3. Душевная Зинка в «Судьбе человека» Дзержинского.
  4. Чувственная Наташа Ростова в легендарной постановке Прокофьева по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
  5. Романтичная Франческа в опере «Франческа да Римини»

Помимо Большого Театра, певица выступала и в других. Ей доводилось выступать в роли таких персонажей, как Иоланта, Лиу, Дездемона, Леди Макбет. Что касается фильмографии Вишневской, то она снималась в 4 фильмах. Неоднократно она работала на озвучке. В числе ее работ такие оперные фильмы, как «Евгений Онегин», «Вольный ветер», «Борис Годунов».

Также на счету Вишневской многократное участие в документальных фильмах. В разное время ей удавалось сняться в таких картинах, как «Наш любимый юный дед», «Женское лицо войны», «Галина Вишневская. Роман со славой».

Подруга Романа Абрамовича балерина Диана Вишнева ждет ребенка

Одна из самых ярких звезд российского балета, прима Мариинского театра Диана Вишнева ждет первенца. 41-летняя артистка пока не комментирует свое интересное положение, однако свободные наряды, в которых балерина появляется на публике, говорят сами за себя. В эти дни в Москве и в Санкт-Петербурге проходит учрежденный Вишневой ежегодный фестиваль современной хореографии Context. Впервые за пять лет хозяйка фестиваля не танцует на сцене — врачи запретили Диане вставать на пуанты.

О том, почему зрители в этом году не увидят ее выступления, Диана рассказала в своем Инстаграме:

— Как вы знаете, настоящий артист выйдет на сцену в любом состоянии, даже полуживом, — написала Вишнева. — Его вряд ли сможет что-либо остановить. Но в этот раз мое сегодняшнее физическое состояние и, наконец, настоятельные рекомендации врачей, не позволяют мне выступить на фестивале в качестве артиста.

The most elegant partner of @context.diana_vishneva.

Тем не менее, Диана посетила первый день Context в Санкт-Петербурге: балерина вышла на сцену и сказала несколько приветственных слов участникам фестиваля. Свободное платье уже не скрывало заметно округлившийся животик Вишневой. Видео выступления звезды балета появилось в официальном Инстаграме фестиваля.

Первый день фестиваля Context. Diana Vishneva в Санкт-Петербурге закончился: Диана Вишнева @dianavishneva посмотрела постановки и поздравила участников Вечера молодых хореографов!

Диана Вишнева замужем за своим продюсером Константином Селиневичем: пара поженилась в 2013 году на Гавайских островах. Несколько лет назад ходили упорные слухи о романе замужней балерины с миллиардером Романом Абрамовичем. Олигарх тогда стал одним из спонсоров фестиваля Context и появлялся вместе с Дианой на фестивальных банкетах и ужинах, общаясь с артисткой тепло и по-дружески. При этом супруга Абрамовича Дарья Жукова, обычно трепетно относящаяся к культурной жизни обеих столиц, своим вниманием балетный фестиваль практически не удостаивала.

Когда летом этого года стало известно о разводе Абрамовича и Жуковой, именно Вишневу называли возможной причиной разрыва супругов. Историю о романе опровергали и пресс-секретарь Абрамовича, и отец Дианы. Сама балерина никогда на эту тему не высказывалась. Тем более, что нежные фотографии Дианы с мужем Константином Селиневичем, которые регулярно появляются в Инстаграме артистки, говорят сами за себя — у супругов все хорошо. В августе Константин отметил день рождения, и Диана опубликовала в своем микроблоге трогательное поздравление:

— Любимый мой и драгоценный мужчина! Мой герой и волшебник! С Днём твоего рождения! Люблю тебя и дарю тебе ещё океан любви! — написала артистка мужу.

Любимый мой и драгоценный мужчина! Мой герой и волшебник! С Днём твоего рождения!!! Люблю тебя и дарю тебе ещё океан любви!!! #happybirthdaymylove #myherohusband #greatman #worldoflove

Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Светлана Захарова, Мария Александрова, Виктория Терёшкина.

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны — Мариинском и Большом — в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка — Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие — лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она — идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь — это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского, «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»


Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый — урбанистический — образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри — главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра. А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»


Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова, «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа, реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов — с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии — балет Ла Скала — предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым — она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени».

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»


Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения — Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова — яркая, темпераментная, даже экзотичная — была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете — «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье — «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»


Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога — Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

Автор: Екатерина Беляева

Диана Вишнева. Биография Дианы Вишневой

Диана Вишнева — балерина. Биография ее как танцовщицы началась довольно рано – в шесть лет, когда родители отвели её на занятия в хореографической кружок в ленинградский Дворец пионеров. Ее семья, далекая от мира искусства (оба родителя по профессии инженеры-химики), всячески поддерживала стремления дочери, и сегодня Диана Вишнева прославилась на весь мир своим талантом.

Призвание

Диана Вишнева биография

В Ленинграде 13 июля 1976 года в семье химиков-инженеров родилась девочка, которой было написано на роду покорить в будущем мир танцевального искусства.

Ее мама – татарка, Гузель Фагимовна. Она приехала в Ленинград из Киргизии учиться. Отец — Виктор Геннадиевич, по образованию инженер-химик. Мама Дианы сама всегда мечтала стать балериной, но воплотила в жизнь это желание ее младшая дочь, которая стала одной из лучших балерин мира.

Когда девочку 6-ти лет, с очень худыми ногами и руками, мама за руку привела в танцевальный кружок при Дворце пионеров в Ленинграде, никто и не подозревал, какой лебедь вырастет из этого утенка. Как вспоминают хореографы, Диана была очень серьезной и вдумчивой девочкой, на репетициях не баловалась, а внимательно следила за движениями учителя, «ловя на лету» каждое новое па.

В 1987 году в 11 лет Вишнева с третьей попытки поступает в хореографическое училище имени Вагановой в Ленинграде (сегодня — Академия русского балета).

Первая серьезная победа

Дианы Вишневой биография

За год до окончания Академии, она в 1994 году одновременно получила Золотую медаль и Гран-при на Le Prix de Lausanne (международный балетный конкурс, проходящий ежегодно в Лозанне, Швейцария). Это была первая победа молодой Дианы Вишневой. Биография танцовщицы богата на победы в различных конкурсах, однако именно это престижнейшее соревнование дало невероятный толчок её будущей карьере.

Прима Мариинского театра

Через год после победы в конкурсе, еще будучи ученицей Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, Вишнева попала в Мариинской театр. Её карьера там началась с главной партии в «Золушке», партии Китри в «Дон Кихоте» и Маши в «Щелкунчике». Через год было объявлено, что новой солисткой известного на весь мир петербургского театра стала Диана Вишнева.

Дебют в Большом театре

Диана Вишнева балерина биография

Биография балерины в России не может считаться удачной, если она не выступила в Большом театре. Вишневой это удалось сделать всего лишь в 20 лет, когда в 1996 году она была приглашена выступать в спектакле «Дон Кихот». Дебют Вишневой в партии Китри на сцене Большого театра был отмечен призом «Бенуа танца», а позднее, за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор», она получила приз «Золотой софит».

Выход на международную арену

Диана Вишнева биография личная жизнь

Мастистые критики не жалели благосклонных рецензий для только недавно начавшей, но уже близкой к успеху Дианы Вишневой. Биография танцовщицы — это и призы самых авторитетных фестивалей, и одобрительные рецензии известнейших балетных деятелей, и участие в международных постановках. В 2001 году произвел фурор её международный дебют на сценах Баварского театра балета со спектаклем «Манон» и театра Ла Скала со «Спящей красавицей». Через год Вишневу пригласили солировать в Берлинском государственном театре (Staatsoper), где она танцевала главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка». В том же году она предстала перед зрителями на сцене Парижской опере в спектаклях «Дон Кихот», «Манон», «Лебединое озеро».

В 2003 году Вишнева приняла участие в некоторых постановках Американского театра балета. В США танцовщица стала известна задолго до этого: в 2002 году гастроли Мариинского театра в Вашингтоне открывал спектакль «Спящая красавица», где главную роль исполнила Диана Вишнева. Биография артистки имеет неочевидную связь с Новым светом, поскольку именно тут в 2005 году она получила статус примы-балерины. К тому времени Вишнева уже приобрела широкую международную известность, её называли лучшей танцовщицей Европы.

Мечта — «Лебединое озеро»

Диана Вишнева биография семья

в Америке она смогла исполнить свою давнюю мечту – станцевать главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда». В её родном театре считалось, что творческое амплуа Вишневой – страстная Кармен, что не могло не возмущать балерину, которая желала пробовать себя в разных ипостасях.

Однако вскоре, в десятилетний юбилей выхода Вишневой на сцену Мариинского театра, новый балетный сезон был открыт именно «Лебединым озером» с ней же в главной роли. В следующем году ей удалось станцевать в этой культовой постановке на двух величайших балетных сценах: на сцене Парижской оперы (в редакции Р. Нуриева) и Большого театра (редакция Ю. Григоровича). Сорвав аплодисменты в Москве, Диана подписала контракт с Большим театром и стала его приглашенной солисткой.

Народная артистка и первый самостоятельный проект

В 2007, в возрасте 30 лет, Диане Вишневой дали звание Народной артистки Российской федерации. Этот год стал знаменательным для балерины не только присуждением почетного звания, но и премьерой первого личного проекта «Silenzio. Диана Вишнева». Замысел Вишневой состоял в том, чтобы поместить любимые фрагменты классических балетов в новый драматический контекст. По сценарию действие спектакля происходит в голове балерины, а его герои – альтернативная личность Вишневой. Постановка на сцене родного Мариинского театра вызвала небывалый общественный резонанс.

Другие работы Дианы Вишневой

Диана Вишнева биография

Желая продолжить успех, Вишнева поставила такие балеты, как «Легенда о любви» (2007), «Парк» (2011), программы «Красота в движении» (2008), «Диана Вишнева: Диалоги» (2011), «Диана Вишнева: Грани» (2011). Венцом признания таланта балерины стало участие в Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи с «Танцем голубки мира».

Все ее постановки получили очень высокие оценки профессиональных критиков и признание со стороны любящей публики.

Работы на другом поприще

Сегодня весь мир знает, кто такая Диана Вишнева, биография которой, однако, не исчерпывается блестящими балетными постановками и каждодневными каторжными репетициями. Так, с 2007 году она представляет модный дом «Татьяна Парфенова». Известна она и общественной деятельностью: в 2010 балериной был создан Фонд Дианы Вишневой. Как говорит сама балерина, Фонд – благотворительная и культурная организация, направленная на популяризацию балетного искусства.

Диана Вишнева: биография, муж

Диана Вишнева биография муж

Вишнева – известный светский и медийный персонаж. Чем живет Диана Вишнева? Биография, семья известной балерины — всем этим живо интересуются ее поклонники. Утолить своё любопытство они смогли только недавно – когда стало известно, что в 2013 году на Гавайских островах балерина и её продюсер Константин Селиневич сыграли свадьбу. Пара познакомилась на олимпиаде в Пекине в 2008 году. Тогда Константин занимался хоккейным продюсированием, в частности представлял интересы хоккеиста Александра Овечкина в США. Публичность балерины ограничивается освещением ее профессиональной деятельности. Диана Вишнева, биография, личная жизнь которой скрывались за семью печатями, по слухам, еще в начале карьеры имела страстные романтические отношения с партнером по спектаклю «Дон Кихот» известным танцовщиком Фарухом Рузиматовым, однако оба артиста никогда не комментировали эту информацию.

В 2013 году ходили упорные слухи о связи Дианы Вишневой с миллиардером Романом Абрамовичем. Однако обе стороны упорно отрицали все сплетни.

Диана Вишнева сегодня

В нынешнее время Диана Вишнева заслуженно считается одной из величайших балерин современности. Критики называют ее универсальной балериной, сравнивая тело танцовщицы со скрипкой Страдивари. Ее амплуа невероятно разнообразно. Она с одинаковым успехом танцует страстную Кармен и погружается в лирический образ Жизель. Блестяще исполняя все роли, Диана уделяет внимание не только балетной технике — пируэтам и прыжкам, но и старается передать зрителю характер персонажа, постигнуть актерскую суть образа. За талант, трудолюбие, многогранность и проникновение в саму суть образа зритель и любит Диану.

Синьора Капулетти. Можно Ира — Вечерняя Москва

Я буду танцевать характерные партии, а работать в кордебалете не буду

ФОТО: Александр Казаков

— Для начала — сколько тебе лет и как давно ты вышла на профессиональную сцену?

— Мне 21. В театре я отработала два сезона. Скоро как раз стартует третий.

— Почему выбор пал именно на работу в Кремле?

— После учебы все артисты мечтают попасть, конечно же, в Большой. Туда меня пригласили работать, но только в миманс, но он задействован исключительно в операх. А мне хочется большего…

— Большего?

— Из академии меня выпускали с претензией на характерные партии, а не чтобы я в кордебалете танцевала.

— Вот как. А еще где пробовала свои силы?

— Год я жила в Праге, пытаясь найти свой театр. Но после Москвы Прага показалась мне скучным городом. Тогда я решила вернуться.

— В Кремле тебе доверили серьезную, ответственную партию?

— А как же! В первый сезон мне довелось танцевать Синьору Капулетти в балете «Ромео и Джульетта». Партия безумно интересная! Мама Джульетты вызывает отрицательные эмоции, но от этого не становится менее шикарной. Ее лицемерие перемешивается с интригами и рождает дьявольскую смесь.

— Что ты внесла в этот противоречивый образ?

— Я эту мадам вижу с двух сторон. Первая — забота о дочери. А вторая — вечные интриги, балы и пафос. Я старалась сделать ее стервозной. А в сцене плача по Тибальду я каждый раз совершенствую актерскую игру, танцую более эмоционально.

— Наверное, после такой работы важно менять виды деятельности?

— Безусловно. Я, например, шью обаятельных мишек и дарю их друзьям. В труппе много талантов: рисуют, готовят и даже заплетают косы. Многие путешествуют. А я еще люблю ходить на выставки. Они помогают отвлечься и познакомиться с интересными людьми. В свободное время люблю спокойный отдых. Я вообще за сохранение и приумножение энергии, а не за ее растрату. Многие называют это ленью, но, по мне, суета и стресс — главные враги человека.

— А помимо балета, что еще танцуешь?

— Современная хореография позволяет отойти от жестких рамок классики и исполнять самые разные танцы. А вот по заведениям, вроде клубов, где толпы людей толкаются, чтобы потанцевать, не хожу.

— Лето заканчивается, и на курортах начинается бархатный сезон. Поделишься секретами балетной стройности?

— Чтобы быть в отличной форме, могу посоветовать всем велопрогулки. Но самое главное для девушки — это добиться гармонии со своим внутренним миром. Тогда физическое тело само подстроится.

— В Государственном Кремлевском дворце близится новый сезон. Зрители увидят тебя?

— Разумеется. К началу нового сезона уже начинаешь скучать по балету, по нашему репертуару . Первый спектакль «Руслан и Людмила» состоится 3 сентября. Танцую партию одной из дев в садах главной героини Наины. Страсти будут кипеть нешуточные, поскольку мне с подругами предстоит выполнить ответственную миссию — соблазнить Ратмира. Так что, с нетерпением жду начало нового сезона — с гастролями, премьерами и новыми положительными эмоциями.

СПРАВКА

Ирина Вишневская родилась 7 марта 1995 года. В 2013 году окончила Московскую государственную академию хореографии. В настоящее время артистка театра «Кремлевский балет». С первого сезона задействована в ряде премьер.

Вот новое и блестящее поколение балета Мариинки — запомните эти имена!&nbsp

Петербург заждался новой прима-балерины. Кто ею станет? Три возможные претендентки — три разные обложки «Собака.ru», впервые в истории журнала! Балетный критик Анна Гордеева вангует будущую прима-балерину и пишет ЖЗЛ сверхновым звездам танца. «Сколько в Мариинском театре балерин? Полсотни? — задумается прохожий. — Сто?» В реальности — всего семь: Диана Вишнева, Екатерина Кондаурова, Ульяна Лопаткина (она числится в отпуске за свой счет, хотя на сцену возвращаться не собирается), Юлия Махалина, Оксана Скорик, Алина Сомова, Виктория Терешкина. Все. Просто дело в том, что балерина — это не любая девушка в пачке и пуантах, а только та, что добралась до самого верха карьерной лестницы. После школы «артистки балета» (так называется специальность в дипломе) поступают в кордебалет, затем становятся корифейками, потом вторыми солистками, первыми солистками и наконец — венец карьеры — балеринами. При этом можно запросто до этой вожделенной вершины не добраться — даже получая главные роли, оставаться солисткой. В Парижской опере эта самая верхняя ступень называется «этуаль» (то есть у артистки в трудовой книжке — окей, в контракте — прямо так и написано, что она звезда), в России издревле — просто балерина. До революции балерина в театре могла быть одна — ну или две. Сейчас в провинции бывает тоже две-три-четыре. В Большом театре их сейчас восемь (при этом заметим: ровно половина московских прима-балерин окончили Академию русского балета в Петербурге). В Мариинском — вот, семь.

В балерины не попадают просто так: недостаточно только таланта, только работоспособности, только здоровья. Нужно все вместе — и чтобы худрук тебя «видел», и травмы щадили, и чтобы способности позволяли включаться в самые разные стили хореографов (если в театре нет главного балетмейстера, утверждающего только свой стиль, — но такое теперь уже редкость). Назначение новой балерины всегда событие в балетном мире, его ждут с нетерпением, его обсуждают пристрастно. Последний раз изящный прыжок на верхнюю ступеньку карьерной лестницы был совершен четыре года назад — балериной стала Оксана Скорик. А до нее аж в 2008 году этот статус получила Алина Сомова. Подходит время новых триумфов. Погадаем, кто будет следующей?

В театрах мира случались стремительные карьеры, когда этуалью становились буквально вчерашние школьницы (ух, как вздрогнула Парижская опера, когда Рудольф Нуреев швырнул на самый верх Сильви Гиллем — той было девятнадцать). Если предполагать, что такое возможно и в Петербурге, то одна из самых очевидных кандидаток — Мария Хорева. Ученица Людмилы Ковалевой (что сотворила и Диану Вишневу, и московскую приму Ольгу Смирнову) окончила школу лишь в прошлом году — но уже стала первой солисткой, то есть до балеринского ранга ей остался всего один шаг. Запоминается танцовщица прежде всего выточенностью движений — безупречные пируэты, безупречные пор де бра. «Ах, фарфоровая статуэтка!» — вздыхают балетоманы. Но у «статуэтки» внутри — мощный двигатель, кидающий ее в прыжок. В этом прыжке нет ракетного ускорения, но есть стремительность тонкого лезвия. Есть ли угроза в партии Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот», в этом чистом празднике классического танца? Когда выходит Хорева — определенно есть. Дриады могут быть опасными, мы это сразу понимаем. В репертуаре Марии — главные партии в «Корсаре», «Щелкунчике», «Драгоценностях», «Пахите», «Аполлоне». Еще одна возможная претендентка на балетную корону — японка Мей Нагахиса. В биографии — оконченная два года назад Академия принцессы Грейс в Монте-Карло, сейчас статус второй солистки. Такие тихие девушки (она — Жизель, Сильфида или Бабочка в «Карнавале» Михаила Фокина, и пока что невозможно представить ее себе, скажем, Черным лебедем в «Лебедином озере») редко становятся балеринами, но, когда становятся, остаются в истории балета навсегда. Мей можно сравнить с легендарной парижанкой Лиан Дейде, семь десятилетий назад ставшей этуалью в девятнадцать: балет с такими артистками вспоминает о своем романтическом репертуаре, танцовщица скользит меж ветров, не сражаясь с гравитацией, а будто не замечая ее. Третья (last but not least) возможная балерина — Надежда Батоева. Самая опытная из претенденток (Академию русского балета, класс Людмилы Сафроновой, она окончила в 2009 году) иногда кажется совсем девчонкой — столько азарта она вкладывает в каждую роль. Для многих ее персонажей (даже для властной дочери раджи Гамзатти в «Баядерке») жизнь — приключение, ежедневные открытия, радостные сюрпризы. Принцесса Аврора в «Спящей красавице» и Китри в «Дон Кихоте», да даже Одиллия в «Лебедином» — кидаются в танец с чувством солнечного счастья. В Петербурге, где — особенно зимой — не хватает именно солнца, Батоевой судьбой вручена важная миссия поддержания жизнерадостности в горожанах. Миссия ей явно по плечу.

Мариинский дримтим в сборе: самые летучие лебеди и сильфиды и самые прыгучие принцы и петрушки фестиваля «Звезды белых ночей».

Ксандер Париш

Британец, девять лет назад оставивший родной остров и Королевский балет ради службы в Мариинском театре, где дослужился до ранга премьера, меняется со временем — все более осваивает петербургский стиль и в танце, и в игре, явно всматриваясь в окружающий мир и принимая его. Это не значит, что он отказывается от себя самого: английская школа с ее чуть отстраненной деликатностью видна в нем, особенно в дуэтах, — он берет своих партнерш за талию, будто птенца в руки, невероятно осторожно, словно боясь повредить. Конрад в «Корсаре» у него выходит каким-то нерешительным (ограбить гарем — ну, это как-то неудобно), зато в то, что в такого графа Альберта способна мгновенно влюбиться несчастная Жизель и что осторожный поцелуй такого принца Дезире способен разбудить спящую красавицу Аврору даже от столетнего сна, поверить можно запросто. Особенно интересен его Ромео — следить за тем, как сквозь хорошее воспитание героя прорывается-таки большое чувство.

Филипп Степин

Тот случай балетной карьеры, когда человек не берет вершины штурмом, а путешествует вверх вдумчиво, не торопясь, — зато каждая работа безупречна. Степин окончил Академию русского балета в 2005 году (класс Бориса Брегвадзе) и к настоящему времени превратился в одного из самых интересных солистов театра. Не только внятная техника — но отчетливый актерский дар, при этом дар благородный, без гримасничанья, без хлопотания лицом. Герои, родившиеся с серебряной ложкой во рту? Пожалуйста: принц Зигфрид в «Лебедином озере» и граф Альберт в «Жизели», Дезире в «Спящей» и Вацлав из «Бахчисарайского фонтана». Отчаянные игрушки судьбы, в жизни не бывавшие во дворцах, — без проблем: фантастический Петрушка, невероятный Юноша (ведущий диалог со Смертью в балете Ролана Пети). Из последних побед — главная партия в Push Comes to Shove, которую Степин танцует в очередь с Кимином Кимом. Партия, на минуточку, в свое время предназначенная лично Барышникову.

Виктор Кайшета

По статусу — еще танцовщик кордебалета, и, действительно, больших партий у него немного. Кайшету — бразильца, окончившего в 2017 году школу в Берлине, — можно увидеть в «Корсаре» (где он танцует Али) и в «Дон Кихоте» (уже Базиль, между прочим!). Кроме того — множество маленьких, но «афишных» (как это называется в театре, когда имя актера отдельно упоминается в программке) партий. Танцовщик юн, решителен, весел и виртуозен: в 2017 году на московском конкурсе поразил публику и жюри, скрутив в вариации десяток пируэтов. Претендент на все роли, где требуется бодрый темп аллегро.

Мария Буланова

Тоже еще кордебалет (выпуск АРБ 2018 года, одноклассница Хоревой — впрочем, в этом выдающемся классе Людмилы Ковалевой было создано еще несколько будущих звезд, тут же учились Дарья Ионова и Анастасия Нуйкина). Тот случай, когда на «девочку из корды» уже прицельно ходят — и даже приезжают из других городов — старые балетоманы. У юной танцовщицы есть значительный трагический дар — она умеет рассказывать про взаимоотношения своих героинь со смертью; повелительница вилис Мирта и готовая убивать из ревности Зарема долго не забываются после спектакля. Но проработаны и другие краски — в том числе ясно-баланчинские: Буланова отлично смотрится в «Рубинах». Трудно даже предположить ее следующую значимую роль — пока что кажется, что она справится абсолютно с любой техникой и любым стилем. Анастасия Лукина

Еще одна ученица Людмилы Ковалевой — но предыдущий выпуск, 2015 года. Сегодняшний статус — вторая солистка. Если нужно искать юную танцовщицу, которая олицетворяла бы понятие «мариинская классика», Лукина — одна из явных кандидаток. Танец ясный, теплый, при этом безупречный технически. Танцовщица излучает доверие к миру — недаром первой ее большой ролью стала Аврора. В баланчинских «Драгоценностях» она занята в самой как бы невыигрышной части — все отмечают парад «Бриллиантов», летучие хохмы «Рубинов», — а что такое «Изумруды»? Много сложностей, мало эффектов. Но «Изумруды» — это оммаж Баланчина Парижской опере, ее стилю. Лукина этот стиль чувствует и соединяет времена, связывает великие театры — без напряжения и вызова, все с той же легкой улыбкой.

Кимин Ким Ким — на сегодняшний день главный виртуоз театра — учился в Сеуле, но у наших людей, его класс вели Владимир Ким и Маргарита Куллик, звезды Мариинского театра в 1980-х. В Петербурге он уже семь лет, и четыре года — премьер. Как и Париш, Ким внимательно изучает местные сценические обычаи, не расставаясь при этом с собственным стилем — волевым, бойким и праздничным. Вертеться и летать, торжествовать и вызывать овации прямо посреди вариации, когда публика начинает восторженно кричать после одного исполненного элемента, — это все его. Во время «Звезд белых ночей» состоится его бенефис — программа еще не объявлена, а билетов дешевле 7000 уже нет. Скоро и оставшиеся расхватают. Александр Сергеев

Пятнадцать лет в театре, по статусу — первый солист, но это какое-то недоразумение: Сергееву давно надо быть мариинским премьером. Именно мариинским — потому что в его танце сочетается рыцарское служение балерине и неотказ от собственного «я», чем славились и славятся лучшие танцовщики театра. Александр умеет рассказывать на сцене истории — его героям веришь так, будто они о своей несчастной любви — любви счастливой — планировании какой-нибудь подлости говорят, держа тебя за руку. Кроме классики Сергеева необходимо смотреть в «Шурале» (ах, какая из него прекрасная нечистая сила!) и в «Парке» (потому что, когда он поднимает девушку для легендарного кружащегося поцелуя, видно, насколько это герою важно — вот так отправлять возлюбленную в воздух). Еще в последнее время танцовщик пробует себя как хореограф — и это у него неплохо получается.

Рената Шакирова

Окончила Академию русского балета четыре года назад (класс Татьяны Удаленковой), но говорить о ней балетоманы начали раньше: еще студенткой она станцевала на сцене Мариинского театра «Рубины» Джорджа Баланчина. Шакирова — безусловная «танцовщица аллегро»: темп, прыжок, открытый взгляд. Китри в «Дон Кихоте» и Гюльнара в «Бахчисарайском фонтане», самая бойкая Тень в «Баядерке», решительная Катерина в «Каменном цветке». Артистка пробует и другие роли — Кардуча в «Пахите», например (не только испанский темперамент, но и отчетливая хитрость героини), но пока лучшие ее партии остаются в рамках аллегро. Эти рамки, впрочем, нисколько не мешают ее Авроре в «Спящей» — героиня просто мчится к счастью быстрее, чем обычно.

Благодарим ООО «Астерия» и Ola ola store за помощь в организации съемки.

фото: Алиса Текстон (Мариинский театр) Данил Ярощук, Кристина Арден

текст: Алла Шарандина креативный директор: Ксения Гощицкая

хореограф: Максим Петров (Мариинский театр) креативный стилист: Елена Бессонова

продюсер: Ирэна Азаркевич

стилист: Эльмира Тулебаева, Екатерина Окриашвили

ассистент стилиста: Яна Панкратова, Елена Шмаргуненко

визаж: Ника Баева, Алена Кондратьева

прически: Роман Габриелян (Park by Osipchuk)

Вишневская, Галина Павловна — Википедия

Гали́на Па́вловна Вишне́вская (урождённая Иванова; 25 октября 1926, Ленинград — 11 декабря 2012, Москва) — советская[6][7][8]оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966)[9]. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Галина Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), но почти всё детство провела в Кронштадте, в семье Павла Андреевича Иванова (1904—1958) и Зинаиды Антоновны Ивановой (1906—1950).

Отец был репрессирован перед войной. Пережила блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

В 1943—1944 годах в течение полугода училась в Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И. С. Дид-Зурабова.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в хор Ленинградского областного театра оперетты, затем стала исполнять сольные партии. Была одной из первых солисток Новгородской филармонии. С 1947 года работала в Ленинградской филармонии. С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу ГАБТ, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста Мстислава Леопольдовича Ростроповича, в ансамбле с которым (Мстислав Леопольдович Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н. А. Булганин[10].

С 1955 года гастролировала за рубежом: Чехословакия, ГДР, Финляндия, Великобритания, Италия, Франция, Бельгия, США, Канада, Югославия, Австрия, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию, в этом же году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы — произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Г. фон Караяном, О. Клемперером, И. Б. Маркевичем, Г. Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнёршей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом — Д. Фишера-Дискау, П. Доминго, Н. Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку[11]. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 году была награждена Орденом Ленина. В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Леониду Ильичу Брежневу с просьбой о разрешении выезда за границу[12], которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР[13]. Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР»[14].

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён. В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ имени А. П. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки.

24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Последние годы жизни[править | править код]

Смерть мужа сильно подкосила здоровье Галины Павловны. Вишневская скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни у себя дома. Церемония прощания проходила 13 декабря 2012 года в Центре оперного пения, носящего ее имя, панихида — 14 декабря 2012 года в Храме Христа Спасителя. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы рядом с мужем, Мстиславом Ростроповичем.

Семья[править | править код]

Дома с мужем и дочерьми.
1959 год

  • первый муж (в браке несколько месяцев в 1944 году) — Георгий Вишневский, военный моряк.
  • второй муж (в браке с 1944 по 1955 год) — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты[15].
  • сын — Илья (умер во младенчестве в 1945 году).
    • старшая дочь — Ольга (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время — художественный руководитель Центра оперного пения.
    • младшая дочь — Елена (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.
      • внуки — Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.
  • Заслуженная артистка РСФСР (1955[16])
  • Народная артистка РСФСР (1961)
  • Народная артистка СССР (1966)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения[17]
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга (2008) — за исполнение главной роли в фильме «Александра»
  • Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность[18]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность[19]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства[20]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность[21]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (1 декабря 2012) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства[22]
  • Орден Ленина (1971)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
  • Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • Знак Губернатора Московской области «За полезное» (Московская область, 2011 год)[23]
  • Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2006)[24]
  • Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982)
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983)
  • Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2004)
  • Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2011) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения[25]
  • Алмазная медаль города Парижа (1977)
  • Орден Петра Великого I степени (Академия проблем безопасности обороны и правопорядка, 2004)
  • Знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз»)
  • Международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005)
  • Царскосельской художественной премии (2000)
  • Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» (Российская Академия бизнеса и предпринимательства, 2002[26] и 2007[27]
  • Международная премия имени Дж. Пуччини (2002)[28]
  • Национальная премия «Россиянин года» (2005) — за беззаветное и талантливое служение искусству, гражданское мужество, силу и щедрость человеческого духа[29]
  • Кинопремия «Белый слон» в номинации «Лучшая женская роль» (фильм «Александра», Гильдия киноведов и кинокритиков России, 2007)[30]
  • Премия «Хрустальный симург» лучшему исполнителю 26-го Международного кинофестиваля «Фаджр» (Тегеран, 2008)
  • Почётный доктор Российского химико-технологического университета (2006)[31]
  • Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (2007)
  • Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа, Нью-Хемпшир, США)
  • Почётная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа (Онтарио, Канада)
  • Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
  • Почётный профессор Московской консерватории
  • Почётный гражданин города Кронштадта (1996)
  • Почётный гражданин Нижегородской области (2002)[32]
Ленинградский областной театр оперетты

Оперные премьеры[править | править код]

Фильмография[править | править код]

Роли в кино
Озвучивание
Участие в фильмах
  • 1990 — Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
  • 1992 — Наш любимый юный дед (документальный)
  • 1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
  • 2006 — Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
  • 2008 — Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
  • 2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
  • 2010 — Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
  • 2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

Память[

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о