Военный машина – Боевые Машины и Техника России, США и Армий Мира, Современные Бронеавтомобили и Новые БТР, БМП, БМД, БРДМ и Броневики РФ

Содержание

8 лучших военных автомобилей

Ksunxen 8 лучших военных автомобилей Автор:
17 августа 2015 12:24

Наиболее мощные, динамичные и технологически продвинутые транспортные средства сегодня числятся в рядах военной техники. И хотя лишь немногие люди удостаиваются проехаться на таких автомобилях — это того стоит.

1. «Ченоут»

1. "Ченоут"

Источник:

Патрульный автомобиль для условий пустыни, «Ченоут» особенно «любим» в ближневосточных вылазках.

2. «Даймлер Феррет»

2. "Даймлер Феррет"

Источник:

После Второй мировой войны британцы создали «Феррет» — «Динго» нового поколения. Сложно встретить его на улицах, и тем не менее это удобная и маневренная машина именно для города, которая также с лёгкостью преодолевает пересечённую местность — леса и горы.

3. NSU Kettenkrad

3. NSU Kettenkrad

Источник:

У «Кеттенкрада» массивные гусеницы, с которыми он способен преодолевать даже самые трудные участки. Даже несмотря на то, что он был разработан нацистами, он получил заслуженное признание в нашем ряду.

4. Power Wagon

4. Power Wagon

Источник:

Dodge Power Wagon времён Второй мировой войны — «символ» американского военного присутствия в Европе.

5. Rheinmetall Transportpanzer

5. Rheinmetall Transportpanzer

Источник:

Эта немецкая боевая колёсная и плавающая бронемашина может достигать скорости более чем в 100 км/ч на земле.

6. Tatra 813

6. Tatra 813

Источник:

Грузовой автомобиль военного назначения «Татра» отлично справляется с бездорожьем. Он выпускался в Чехословакии, и сейчас его увидеть трудно, но знающие люди говорят, что модификация 8х8 — достойная модель.

7. Мерседес-Бенц Унимог

7. Мерседес-Бенц Унимог

Источник:

Этот массивный военный грузовик способен выдержать даже самый сильный огонь. Им также достаточно просто управлять — с ним может справиться практически любой водитель.

8. Volvo TP21 Sugga

8. Volvo TP21 Sugga

Источник:

Возможно, на вид этот автомобиль не очень привлекателен, но с его мощью тягаться не стоит. Многим в Европе нравится этот монстр шведского производства; на таких машинах ездят некоторые любители военного автопрома или представители некоторых компаний, использующие автомобиль в рекламных целях.

Источник:  — переведено специально для fishki.net

Ссылки по теме:

8. Volvo TP21 Sugga

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

Боевые Машины и Техника России, США и Армий Мира, Современные Бронеавтомобили и Новые БТР, БМП, БМД, БРДМ и Броневики РФ

Полноприводный грузовик для бездорожья Урал-4320 Полноприводный грузовик для бездорожья Урал-4320
460 просмотров

Полноприводный грузовик для бездорожья Урал-4320, модификации автомашины, устройство и конструкция, история создания модели, особенности его эксплуатации, боевого применения.

Боевая машина поддержки танков «Терминатор» 484 просмотра Боевая машина поддержки танков «Терминатор»

03.12.2019

Боевая машина поддержки танков «Терминатор»: история разработки, особенности конструкции, вооружение. Технические характеристики БМПТ, применение, преимущества и недостатки.

Колёсный вездеход «Шерп»: история разработки, характеристики, достоинства и недостатки 396 просмотров Колёсный вездеход «Шерп»: история разработки, характеристики, достоинства и недостатки

03.12.2019

Снегоболотоход Sherp обладает уникальными характеристиками проходимости. Это стало возможным за счёт применения комплекса оригинальных технических решений, не имеющих аналогов в мире.

САУ «Коалиция-СВ» 2с35: технические характеристики, история создания 759 просмотров САУ «Коалиция-СВ» 2с35: технические характеристики, история создания

02.12.2019

САУ «Коалиция-СВ»: история создания самоходной артиллерии, описание конструкции, вооружение. Технические характеристики, испытания и модификации, преимущества и недостатки самоходки.

Российский бронеавтомобиль Т-98 «Комбат»: история создания, особенности конструкции, технические характеристики 366 просмотров Российский бронеавтомобиль Т-98 «Комбат»: история создания, особенности конструкции, технические характеристики

29.11.2019

Описание бронеавтомобиля «Комбат Т-98», особенностей его конструкции, технических характеристик, истории создания и производства, а также результатов тест-драйва и возможностей приобретения.

Бронетранспортер БТР-МД «Ракушка» 759 просмотров Бронетранспортер БТР-МД «Ракушка»

28.11.2019

Бронетранспортер БТР-МД «Ракушка»: история создания, цели и задачи по применению. Особенности конструкции, компоновка, вооружение. Технические характеристики, преимущества и недостатки.

ГАЗ-66: самый массовый армейский внедорожник 630 просмотров ГАЗ-66: самый массовый армейский внедорожник

27.11.2019

Полноприводный бескапотный грузовик для Советской Армии (легендарная «шишига») остался в памяти миллионов водителей своей потрясающей проходимостью, надёжностью и оригинальностью конструкции.

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» 677 просмотров Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд»

26.11.2019

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» — история создания, особенности конструкции, технические характеристики. Боевое назначение, применение во Второй Мировой войне, преимущества и недостатки.

Броневик «Фалькатус» 1268 просмотров Броневик «Фалькатус»

23.11.2019

Броневик «Фалькатус»: история разработки, разновидности, внешний вид и описание конструкции. Назначение, кем применяются, технические характеристики, преимущества и недостатки автомобилей.

ГАЗ-33081 «Садко» и «Егерь» 569 просмотров ГАЗ-33081 «Садко» и «Егерь»

21.11.2019

ГАЗ-33081 «Садко» и «Егерь»: история разработки, назначение и применение, конструктивные особенности моделей. Технические характеристики машины, преимущества и недостатки, участие в боевых действиях.

ЗиЛ-41047: лимузин для советского правительства
560 просмотров ЗиЛ-41047: лимузин для советского правительства

18.11.2019

Легковой автомобиль представительского класса ЗиЛ-41047 выпускался с 1986 года, став завершающей модификацией в семействе ЗиЛ-4104. Считался одним из самых защищенных автомобилей в мире. История создания, описание конструкции, плюсы и минусы.

КамАЗ-65225 мощный седельный тягач 6х6 338 просмотров КамАЗ-65225 мощный седельный тягач 6х6

13.10.2019

Рассмотрим историю появления, особенности и применение КамАЗа-65225. Основное внимание уделим его характеристикам и возможностям.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-157 735 просмотров Грузовой автомобиль ЗИЛ-157

11.10.2019

Грузовой автомобиль ЗИЛ-157: история разработки, описание конструкции, технические характеристики. Военное применение и модификации на базе основной модели.

Универсальный грузовик ЗиЛ-164 774 просмотра Универсальный грузовик ЗиЛ-164

10.10.2019

Описание советского грузового автомобиля ЗиЛ-164, истории его создания, основных элементов конструкции, практического применения, преимуществ и недостатков.

Военный тягач МАЗ-537 1025 просмотров Военный тягач МАЗ-537

10.10.2019

Описание военного тягача МАЗ-537, истории его разработки, основных элементов конструкции, модификаций, тактико-технических характеристик и инструкции по эксплуатации машины.

Грузовой автомобиль Урал-375 1020 просмотров Грузовой автомобиль Урал-375

08.10.2019

Грузовой автомобиль Урал-375: история создания, конструкция, габариты и технические характеристики. Применение грузовиков, модификации, преимущества и недостатки.

КамАЗ-5350 794 просмотра КамАЗ-5350

08.10.2019

Грузовые автомобили КамАЗ 5350: история создания, назначение, применение. Технические характеристики, преимущества и недостатки, описание конструкции.

В этом разделе собрана информация о различных видах боевых машин как отечественного производства, так и зарубежных. Любая современная армия имеет на своем вооружении большое количество боевой техники, которая выполняет самые разные функции. Мы собрали информацию как о существующей военной боевой технике, так и перспективных боевых машинах мира.

К современной боевой технике относятся не только танки. Все большую роль в ходе военных конфликтов играет легкобронированная техника: боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры (БТР). Боевые машины пехоты имеют более серьезную броневую защиту и служат не только для транспортировки бойцов, но и для их поддержки в бою. Основной функцией бронетранспортеров является доставка солдат к месту боя, их огневая мощь и броня слабее, чем у БМП.

Обычно БМП – это гусеничные машины, а бронетранспортеры – колесные. Масса боевой машины пехоты больше, чем у бронетранспортера, а стоимость – выше. Современные БМП оборудованы совершенными прицельными приспособлениями, системами стабилизации вооружения, противотанковыми средствами.

В этом разделе вы сможете ознакомиться с материалами об последних тенденциях развития подобной техники в других странах. Также вы найдете информацию о существующих БТР России и о новых БТР, над которыми только работает отечественный ВПК. Много материалов посвящено боевым машинам пехоты, современным БМП России и интересным зарубежным машинам.

Еще одним распространенным видом военной техники являются бронеавтомобили. Изначально они предназначались для поражения противника и не имели десантного отсека. Впервые эти машины появились на поле боя еще в начале прошлого века. С тех пор задачи, которые они выполняют, были значительно расширены. Современные бронеавтомобили могут использоваться и в качестве бронетранспортеров, и для непосредственной боевой поддержки или выполнения разведывательных и полицейских миссий.

Бронеавтомобили обычно создаются на базе серийных гражданских машин как легковых, так и грузовых. Новые бронеавтомобили, которые в больших количествах появились в разных странах в последние годы, имеют хорошую броневую защиту и мощное вооружение. Они отличаются высокой маневренностью и имеют противоминную защиту.

В последние годы запущены в серийное производство несколько интересных российских бронеавтомобилей, о них вы сможете узнать в этом разделе. Бронеавтомобили России соответствуют всем современным стандартам, существующим для этого вида боевой техники, в будущем они, без сомнения, серьезно усилят сухопутные части российской армии.

На сайте есть материалы и по другим видам боевой техники: самоходным артиллерийским установкам, разведывательным машинам, специальной боевой технике для десантных частей.

Мы уделили много внимания легендарным машинам прошлого, особенно военной технике периода Второй мировой войны.

Много материалов посвящено автомобильному транспорту, который используется для армейских нужд. Любая военная операция – это, прежде всего, логистическая задача, которая во многом решается с помощью автотранспорта.

Кроме машин, которые непосредственно участвуют в боевых действиях, существует еще множество видов специальной техники, выполняющей особые функции. Подобные машины известны гораздо меньше, чем танки и БТР, но их значимость нельзя недооценивать. Они выполняют инженерные функции, занимаются химической и радиационной разведкой, эвакуируют поврежденную боевую технику, обеспечивают связь и выполняют другие функции.

Вероятный противник: военные автомобили Соединенных Штатов

 Если и случиться когда-нибудь вооруженному конфликту России с США, то это будет ядерная война, а не наземная операция. Но в период обострения отношений вдвойне любопытно посмотреть, какими автомобилями сейчас располагает американская армия.

Мы уже довольно давно ведем военную рубрику и успели изучить старую и новую российскую технику, иномарки на службе в РФ, украинские военные автомобили, а также европейские армейские грузовики. Теперь мы обращаем взор за океан и снова хотим подчеркнуть, что наши публикации не несут никакой политической подоплеки.

Также перед тем, как мы расскажем о ряде выдающихся американских военных авто, стоит отметить, что военная индустрия США развита невероятно хорошо и на рынке царит конкуренция частных компаний, которые предлагают десятки разных автомобилей.

Мы рассмотрим лишь малую часть из них, и в этом списке будут как передовые, так и весьма архаичные конструкции.


HMMWV

Длина: 4,6 метра. Двигатель: турбодизель V8 объемом 6.5 литра. Отдача: 190 л.с. и 380 Нм. Трансмиссия: 3-ступенчатая АКПП, привод 4х4. Снаряженная масса: 2 676 кг. Максимальная скорость: 88 км/ч. Дорожный просвет: 410 мм. Когда мы говорим «американский военный автомобиль», то первым делом вспоминаем его, родимого. И пусть «старину Хамви» уже достаточно массово списывают, он в строю уже почти 30 лет и заслуживает отдельного абзаца в этом материале. Вначале немного о названии. HMMWV — это ни что иное, как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство». Американцы любят прозвища, поэтому скоро «навороченная» аббревиатура превратилась в созвучное Humvee.


Многие ошибочно думают, будто бы Humvee — детище General Motors, но это не так. На самом деле, модель придумала в конце 70-х и выпускает ее по сей день компания AM General, которая никакого отношения не имеет к GM, несмотря на похожие названия. Эта оборонная фирма когда-то была частью корпорации Kaiser-Jeep, так что можно сказать, что Humvee в какой-то мере является наследником легендарного «Виллиса» времен Второй мировой. В начале 90-х концерн GM просто купил права на выпуск гражданской версии HMMWV под созвучным и более брутальным именем Hummer («молоток»), тем более что изначально именно General Motors был поставщиком моторов для автомобилей модели. После «заморозки» этого проекта выпуск военной модификации продолжился.


Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle

Длина: 4,57 метра. Двигатель: турбодизель объемом 1.9 литра. Отдача: 150 л.с. и 350 Нм. Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП, привод 4х4. Снаряженная масса: 2 041 кг. Максимальная скорость: 136 км/ч. Дорожный просвет: 350 мм. Военные автомобили необязательно должны быть большими и страшными. Руководствуясь таким соображением, американцы в конце 70-х озаботились созданием легкого и быстрого транспорта для патрулирования пустыни. Исполнителем заказа стала небольшая фирма Chenowth Racing Products из Калифорнии. Тот автомобиль назывался DPV, что буквально расшифровывается как «транспорт для патрулирования пустыни», и больше напоминал багги. Он мог быстро перемещаться по песку и нести на себе пулеметы. Такие штуковины пригодились американским военным в ходе операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе. В 90-е им на смену пришли похожие конструктивно LSV — «легкий ударный транспорт».


Сейчас для армии закупаются уже «продвинутые», то есть Advanced LSV, получившие имя собственное — Flyer («летун»). Они производятся калифорнийским, опять-таки, оборонным концерном Marvin Group. Эти машины уже гораздо меньше похожи на багги, хотя их коньком остается быстрота на пересеченной местности. Если верить паспортным характеристикам, то углы въезда и съезда составляют 59 и 50 градусов соответственно. Есть варианты для перевозки грузов и транспортировки раненых, а также версии, оснащенные пулеметами и даже броней, для участия непосредственно в боевых операциях. Машины относительно компактны, и их можно перевозить вертолетами как снаружи, так и внутри.

1flyer-rocks-gunner.jpg

Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle фото: gd-ots.com


International MaxxPro

Длина: 6,5–7,2 метра. Двигатель: турбодизель Navistar DT объемом 9.3 литра. Отдача: 330–375 л.с. Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 4х4. Снаряженная масса: 12 700 – 14 500 кг. Дорожный просвет: 350 мм. Этого монстра, как и другие грузовики под брендом International, производит корпорация Navistar. Его называют преемником Humvee, но это не вполне так. Отчасти функции «Хамви» выполняет упомянутый выше Flyer, а MaxxPro — не просто автомобиль, а тяжелый MRAP — Mine Protected Ambush Resisted, то есть транспорт, защищенный от мин и засад.


Выполнять эти функции ему помогает V-образное днище, которое рассеивает ударную волну. Похожую конструкцию имеют российские «Тайфун-М» и «Тайфун-К», о которых мы уже писали в обзоре о перспективном российском вооружении. Много споров идет вокруг боеспособности MaxxPro. В частности, военные эксперты (в том числе и американские) говорят о том, что четыре колеса — маловато для бронеавтомобиля, ведь после взрыва мины он, оставшись без одного или двух колес, не сможет двигаться дальше. Тем не менее в США построено уже более 9 000 экземпляров нескольких модификаций и множество их отправлено на экспорт, в армии европейских стран. Стоит отметить, что, помимо упомянутого в этой статье MaxxPro, в распоряжении американской армии есть еще несколько модификаций MRAP, в том числе трехосные Buffalo и Caiman.


Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter

Длина: 15,8 метра. Двигатель: Detroit Diesel Series 92 8V92. Отдача: 500 л.с. Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 8×8. Снаряженная масса: 19 500 кг. Американцы долго не думали над названием, поэтому автомобиль именуется «Транспортер для тяжелого оборудования». И действительно, могучая конструкция способна возить до 64 тонн, хотя и очень медленно — максимальная скорость составляет 72 км/ч.


Нынешняя версия тяжелого грузовика выпускается с 1993 года, а собирает его один из старейших производителей специальной и военной техники — корпорация Oshkosh из Висконсина. В основном М1070 используют для перевозки танков и прочей гусеничной техники. Помимо армии США, они являются основным тяжелым транспортом британцев — ради поставок в Старый Свет американцы умудрились адаптировать свой древний V-образный детройтский дизель до нормы «Евро-3».


Dragon Runner

Длина: 38 см. Снаряженная масса: 4 кг. Чтобы уменьшить человеческие потери в бою, американцы активно внедряют беспилотную технику. «Дракон-бегун» — один из доброго десятка серийных передвижных роботов, и мы выбрали его в основном потому, что он по своему виду ближе других к автомобилям. Остальные, как правило, на гусеницах или с «ногами». Предполагается, что этого малыша солдат может унести в рюкзаке и при необходимости выбросить на разведку. Выбросить — в прямом смысле слова, ибо Dragon Runner выдерживает падение на твердый грунт из движущегося на скорости до 70 км/ч транспорта. Колеса у него больше корпуса, так что без разницы, на какую сторону падать. Из «вооружения» у Dragon Runner — только камера, микрофон да датчик движения, плюс передатчик для отправки информации на «базу». Роботов собирают в Пенсильвании, на производстве компании Automatika. С 2010 года они работают в Афганистане для исследования опасных территорий и поиска мин.


Читайте также:


<a href=»http://polldaddy.com/poll/8477286/»>Впечатлила ли вас американская техника?</a>

Колеса войны. На каких автомобилях сейчас ездит российская армия

 Огромные, устрашающие, поражающие проходимостью и… безнадежно устаревшие? Изучаем автопарк Вооруженных сил РФ и выясняем, какие модели стоят на вооружении с 60-х годов, а какие — относительно недавно.

УАЗ-3151

Длина: 4 022 мм. Дорожный просвет: 300 мм. Двигатель: бензиновый рядный объемом 2.4 литра, карбюраторный. Мощность: 75 л.с. при 4 000 об/мин. Крутящий момент: 166 Нм при 2 000 – 2 500 об/мин. Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Жестко подключаемый полный привод. Расход топлива: 15,6 л на 100 км. На вооружении: с 1971 года.

Последние 43 года открытый УАЗ с брезентовым верхом, именуемый в народе «бобиком», является основным командирским автомобилем российской армии. На них возят офицерский состав, а также буксируют небольшие прицепы с грузами и малую артиллерию.

Изначально армейский автомобиль назывался УАЗ-469, и только после серьезной модернизации 1985 года получил индекс 3151, который сохранил по сей день. В 2011 году в Минобороны заявили о том, что к 2015-му полностью откажутся от использования УАЗ-3151 в войсках. Вероятно, преемником станет все тот же «бобик», но уже под «охотничьим» названием на языке вероятного противника.

Длина: 5 655 мм. Дорожный просвет: 315 мм. Двигатель: бензиновый V8 объемом 4.3 литра, карбюраторный. Мощность: 120 л.с. при 3 200 об/мин. Крутящий момент: 285 Нм при 2 000 об/мин. Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой раздаткой. Жестко подключаемый полный привод с самоблокирующимися межколесными дифференциалами. Грузоподъемность: 2 тонны. Расход топлива: 33,5 л на 100 км. На вооружении: с 1964 года. Этот первый советский бескапотный армейский автомобиль грузовиком назвать было бы некорректно: его разрабатывали специально для перевозки людей. В первую очередь для воздушно-десантных войск. В качестве грузового транспорта его использовать сложно из-за короткой грузовой платформы. При проектировании за основу взяли немецкий Mercedes Unimog, однако технически ГАЗ-66 — полностью советская разработка. В народе автомобиль, знаменитый благодаря способности ездить при полном отсутствии дорог, за индекс 66 прозвали ее «Шишигой». Армейские водители недолюбливают машину за неудобную посадку с рычагом КПП за спиной (да-да). С 1964 по 1999 год собрали почти миллион автомобилей, однако в Вооруженных силах их почти не осталось. ГАЗ-66 очень опасен для личного состава при подрыве на минах, что стало понятно еще в ходе войны в Афганистане. Впрочем, автомобиль до сих пор используется в качестве штабного.


Длина: 6 347 мм. Дорожный просвет: 335 мм. Двигатель: дизельный рядный объемом 4.75 литра, карбюраторным пусковым мотором Мощность: 119 л.с. Крутящий момент: 420 Нм. Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой раздаткой. Жестко подключаемый полный привод с самоблокирующимися межколесными дифференциалами. Расход топлива: 16 л на 100 км. Грузоподъемность: 2 тонны. На вооружении: с 1997 года. Еще в 1980 году началась разработка армейского вездехода на замену ГАЗ-66, однако в связи с распадом СССР в массовое производство модель не пошла. ГАЗ-3308 «Садко» — это продукт компромиссный. Трансмиссия и база практически полностью перекочевали с «Шишиги», а кабина и оперение — от гражданского «Газона», то есть ГАЗ-3307. В целях экономии топлива бензиновый V8 сменили на белорусский тракторный дизель. В итоге получился продукт, который можно поставлять и в армию, и для использования в качестве грузовика повышенной проходимости, благо платформа стала значительно длиннее. Сейчас это основной транспорт для перевозки личного состава, хотя проблема с уязвимостью для мин осталась нерешенной.


GAZ_truck_in_Azerbaijan.jpg

Длина: 7 850 мм. Дорожный просвет: 385 мм. Двигатель: дизельный V8 объемом 10,9 литра. Мощность: 240 л.с. при 2 200 об/мин. Крутящий момент: 912 Нм при 1 100 – 1 500 об/мин. Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Постоянный полный привод. Расход топлива: 25 л на 100 км. Грузоподъемность: 4 тонны. На вооружении: с 1995 года. Армии был необходим современный маневренный бескапотный грузовик средней грузоподъемности, который бы занял нишу между среднетоннажниками ГАЗ и тяжелыми «Уралами». Разработку доверили Камскому автозаводу. Из-за печально известного пожара на предприятии и развала СССР процесс растянулся на 10 лет и был закончен только в 1995-м, когда появились первые серийные машины. КамАЗ выигрывает благодаря лучшей управляемости и плавности хода, чем у его капотных собратьев. Помимо четырехосника, КамАЗ также поставляет в Вооруженные силы трехосную модель 5350 и четырехосную 6350.


КАМАЗ-4350_и_КАМАЗ-4326.jpg

Длина: 7 588 мм. Дорожный просвет: 400 мм. Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра. Мощность: 240 л.с. при 2 100 об/мин. Крутящий момент: 883 Нм при 1 250 – 1 450 об/мин Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Постоянный полный привод на шесть колес. Расход топлива: 32 л на 100 км. Грузоподъемность: 7 тонн. На вооружении: с 1977 года. Принципиальная конструкция этого грузовика была разработана еще в конце 50-х годов. Стране, вступившей в холодную войну, остро был необходим сверхпроходимый тяжелый автомобиль. Среднетоннажный «Урал» ЗИС-355, который тогда стоял на вооружении, этим требованиям не отвечал, и разработку начали с чистого листа. Первая модификация нового «Урала» имела индекс 375 и впервые была показана на параде 7 ноября 1960 года. Грузовик обладал фантастической проходимостью и выносливостью, но бензиновый зиловский V8 потреблял 50-70 литров топлива, что затрудняло эксплуатацию в отдаленных районах. Появившийся спустя 17 лет «Урал»-4320 отличается от предшественника наличием менее прожорливого дизельного двигателя ЯМЗ. Автомобиль выпускается по сей день на заводе в Миассе и используется для перевозки личного состава, грузов, а также в качестве шасси для орудий. Есть бронированная версия – «Урал»-4320-30 для работы в зоне боевых действий.


Длина: 8 600 мм. Дорожный просвет: 410 мм. Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра с турбонаддувом. Мощность: 300 л.с. при 2 000 об/мин. Крутящий момент: 1180 Нм при 1 200 – 1 400 об/мин. Трансмиссия: 8-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Постоянный полный привод на восемь колес. Расход топлива: 40 л на 100 км. Грузоподъемность: 10 тонн. На вооружении: с 1989 года. История сверхтяжелого четырехосного автомобиля была долгой и трудной. Разработка началась в 60-х годах, в 80-х появились первые опытные образцы. Затем была неудачная попытка частичной унификации с КамАЗом и более удачные договоренности с Ярославским моторным заводом на поставку турбированных дизелей и компанией Iveco на поставку кабин. Только в конце 90-х годов «Урал»-5323 принял современный вид. В войсках его используют в основном как шасси для зенитных орудий и гаубиц, но также и для перевозки людей и грузов. С 2000 года выпускается бронированная модификация «Урал»-5323-23.


Ural-5323.jpg

Читайте также:


Автомобили в погонах: какие машины перевозят военных

О самых популярных военных автомобилях российской армии – в материале ТАСС

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов.

По данным из открытых источников, в последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.

Новейшие бронеавтомобили «Тайфун» – семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в г. Бронницы в 2011 году.

Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «легких» бригад Сухопутных войск.

Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.

В данный момент «Тайфуны» находятся в войсках на опытной эксплуатации.

Бронеавтомобиль «Тайфун-К»


Автомобиль «Тайфун-К» (КАМАЗ-63968)
Источник: Ростех

Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.

Максимальная скорость – 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).

«Тайфун-К» предназначен для армии и ВМФ, имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.

Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.

Бронеавтомобиль «Тайфун-У»


Бронеавтомобиль «Тайфун-У на параде Победы 9 мая
Источник: Сергей Фадеичев/ТАСС

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.

«Тайфун-У» бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму – стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если «Урал» наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

Коробка передач – гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска – гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»


Боевая пограничная машина БПМ-97 (объект «Выстрел») КамАЗ-43269

Источник: http://forum.vif2ne.ru:2003/

Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.

Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту «Выстрела» может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.

16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.

Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях «Запад».

По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»


Специальный бронированный автомобиль (СБА) «Булат», оснащенный боевым дистанционно управляемым модулем (ДУМ) производства завода им. В.А. Дегтярева.
Источник: ru.autowp.ru

Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.

Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.

Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части – две распашные двери, а в крыше – шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.

Вместимость – 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.

Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от -45 до +50 °С.

Автомобиль ГАЗ-66


Группа военнослужащих покидает автомобиль ГАЗ-66 на госгранице СССР, 1984 год
Источник: Евгений Шлей/Фотохроника ТАСС

Советский и российский грузовой автомобиль с колесной формулой 4 × 4, грузоподъемностью 2 т и кабиной над двигателем. Что известно о машине:

  • Являлся наиболее массовым полноприводным двухосным грузовиком в Вооруженных силах СССР и России в 1960-1990 гг.
  • В народе получил прозвание «Шишига» по созвучию с номером 66.
  • Первые опытные образцы появились в 1962 г., серийное производство развернуто с 1964 г.
  • Всего до 1999 г. выпустили 965 941 экземпляр. Экспортировался во все страны социалистического лагеря.
  • В 1967 г. удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге.
  • В 1969 г. первым из советских автомобилей получил Государственный знак качества.
  • После распада СССР ГАЗ-66 стали использовать в основном в ВДВ и пограничных войсках.

Автомобиль «Урал-4320»


Грузовой автомобиль «Урал-4320»
Источник: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).

Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.

Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.

На сегодняшний день серия «Урал-4320» производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230-312 л. с. экологического класса «Евро-4».

Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 г. и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 г. автомобиль «Урал-4320ВВ» с усиленной бронезащитой был представлен на выставке «Оборонэкспо».

Защищенный модульный автомобиль ВПК-3927 «Волк»


Защищенный модульный автомобиль ВПК-3927 «Волк»
Источник: Сергей Суворов/пресс-служба ООО ВПК/ТАСС

Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.

Автомобили предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость – 120 км/ч.

Автомобили «Волк» не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.

Круговая бронезащита обеспечивается навесной броней, обеспечивающей защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.

Одна из особенностей машины – возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.

Семейство автомобилей предназначено для оснащения воинских формирований и спецподразделений.

Бронеавтомобиль «Рысь»


Броневик «Рысь» на военном параде на Красной площади в Москве
Источник: Александр Мудрац/ТАСС

«Рысь» – совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины «Iveco LMV M65».

Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.

Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.

По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве «Рысей» в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.

В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже тогда стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить «Рыси» с аналогичными машинами российской разработки, например «Тигром».

Многоцелевой армейский автомобиль «Водник»


Многоцелевой армейский автомобиль «Водник»
Источник: Валерий Гашеев/ТАСС

ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 г. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения – 1994».

Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-миллиметрового миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.

Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.

Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.

Бронеавтомобиль «Тигр»


Бронеавтомобили ГАЗ-233014 «Тигр»
Источник: Виталий Кузьмин

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах. Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.

«Тигр» – многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. «Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.

Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках «Тигра» имеются бойницы, в крыше – два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.

На «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.

Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.

Бронеавтомобиль «Скорпион»


Бронеавтомобиль «Скорпион»
Источник: Сергей Бобылев/ТАСС

Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.

Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.

На «Скорпионы» можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы «Корд», КПВТ, гранатомет «Пламя». Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД). Также имеет днище V-образной формы, выдерживает подрыв на минах и фугасах до 6 кг в тротиловом эквиваленте.

Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»


Кузов-фургон К6350-11У.100
Источник: www.shumerkaf.ru

Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.

Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от -45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.

Основные отличия машины – увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.

На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.

Автомобиль «Гусар»


Боевой автомобиль «Гусар»
Источник: Валерий Матыцин/ТАСС

Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей. На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.

Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины – 1 т.

Военные машины — новости военного автотранспорта, краткая история развития боевых авто

{{if wg_link }} {{/if}} {{if notify_title }} {{if notify_message }}

${notify_title}

{{html notify_message}}

{{/if}} {{/if}} {{if validate_url }} {{/if}} {{if date }}

{{html date}}

{{/if}}

{{html announce}}

Военные машины

Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, родившийся в конце XIX столетия, к Первой мировой войне превратился из забавной игрушки для состоятельных господ, фото которой способно сейчас лишь вызвать улыбку, во вполне надёжный транспорт, выпускавшийся серийно десятками тысяч экземпляров. Сначала он использовался лишь для быстрой перевозки живой силы и различного рода грузов, но вскоре на свет появилась и первая сугубо военная машина – обшитый железом и сталью, вооружённый одним или несколькими пулемётами, автомобиль превратился в броневик. Пожалуй, наиболее известным случаем применения автомобилей в Первой мировой войне стала история «марнского такси», когда в сентябре 1914 года экстренно мобилизованные для нужд армии 600 парижских авто фирмы «Рено» в несколько рейсов перебросили на фронт свежие подкрепления и фактически спасли французскую столицу от захвата наступающими немцами.

С тех пор военное применение автотранспорта неуклонно возрастало. Вторая мировая война справедливо получила наименование «войны моторов»: автомашина постепенно вытеснила гужевой транспорт сначала на вторые роли, а затем и вовсе отправила лошадей в запас. Пехота перестала совершать изнурительные многокилометровые пешие переходы и пересела сначала на грузовики, а затем на специально спроектированные бронетранспортёры, способные доставить подкрепление под вражеским огнём прямо на поле боя. Боевое применение автомобилей становилось все более масштабным – на колёсном шасси выпускалась боевая и вспомогательная техника: самоходные артиллерийские установки и тягачи, танковые трейлеры и передвижные командные пункты, радарные станции и передвижные хирургические операционные, ремонтные летучки и агитационные установки с громкоговорителями. Именно сотни тысяч легковых и грузовых автомобилей, а также мотоциклов, поставленных в Советский Союз из США, составляли важнейшую, но зачастую незаслуженно забытую компоненту поставок по ленд-лизу – благодаря многочисленным «Студебеккерам», «Доджам», «Харлеям» и «Виллисам» Красная Армия перестала проигрывать вермахту в мобильности. Советские дивизии сначала стали успевать парировать удары противника, а потом и сами появляться там, где их не ждали.
Обо всём этом можно прочесть в статьях, публикуемых на портале Warspot. Кроме того, как в современных армиях уделяется огромное внимание проектированию специализированной военной автотехники, так и на портале регулярно публикуются новости, видео- и фотоматериалы по данной тематике.

Колёса Красной Армии. Военные автомобили АМО

Историю становления советской автомобильной промышленности начинали писать хрупкие, маломощные и ныне забытые грузовики Московского автозавода АМО, предшественника ЗИСа и ЗИЛа, признанные сегодня полностью утерянными «архи-раритетами». Несмотря на то, что простые и непритязательные машины АМО являлись точными копиями случайных и не самых лучших иностранных аналогов и не отличались высокими эксплуатационными качествами, почти все они поступали в Красную армию. В условиях острой нехватки транспортных средств в РККА эти грузовики вынесли не только невзгоды военной службы, но и послужили первой базой для достаточно совершенной армейской автотехники и первых полностью отечественных бронемашин.

Первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15 образца 1924 года

АМО-Ф-15 (1924–1931 гг.)

В предыдущей статье мы упоминали, что в первые годы после Октябрьской революции завод АМО собирал 1,5-тонные грузовички FIAT-15 Ter из привезенных из Италии сборочных комплектов, но их запасы быстро иссякли. Освоив собственное изготовление большинства агрегатов, в конце 1924 года завод представил первые советские грузовики АМО-Ф-15 с правосторонним расположением органов управления. Официально сообщалось, что они полностью собраны из отечественных узлов, и потому их выпуск считался важнейшей победой молодой Республики Советов в деле создания отечественной автомобильной индустрии. На самом деле к советским деталям можно было отнести лишь округлый капот, увеличенный радиатор, открытую кабину с цельным лобовым стеклом да заграничный карбюратор.

Поздний вариант автомобиля АМО-Ф-15 с жестким верхом кабины. 1928 год

Серийное производство АМО-Ф-15 развернулось в марте 1925-го, и затем автомобили прошли несколько стадий модернизации. К концу года капот стал более низким и плоским, затем появились закрытая кабина с жесткой крышей и упрощенный деревянный кузов, электрический стартер, а рулевое колесо переместилось на левую сторону. До 1931 года было собрано около семи тысяч машин.

Грузовики АМО-Ф-15 разных лет выпуска на военных маневрах. 1928 год

вернуться к меню ↑

Варианты и военные исполнения АМО-Ф-15

В первый же год производства 1,5-тонный АМО-Ф-15 был принят на вооружение РККА и сразу стал основным отечественным легким многоцелевым военным грузовиком. Он выполнял практически все функции от доставки в кузове 12 человек личного состава, боеприпасов, продовольствия, минометов и легких пушек до работы в качестве штабных машин, легкого артиллерийского тягача или шасси для спецкузовов, надстроек и вооружения.

Бортовой АМО-Ф-15 при перевозке личного состава (кинокадр)
Автомобили АМО-Ф-15 на военном параде на Красной площади (кинокадр)

 

На долю АМО-Ф-15 пришлось создание практически всех принципиально новых видов специальных машин военного назначения, которых в вооруженных силах СССР до тех пор не существовало.

Одной из первых специальных армейских машин в 1926 году стал штабной автомобиль АМО-Ф-15Ш с открытым четырехдверным кузовом с задним багажником и глухим брезентовым тентом с целлулоидными стеклами. В его кузове размещались откидной столик и карманы для карт, под основными электрическими фарами устанавливали две дополнительные небольшого размера. Скорость автомобиля в загруженном состоянии не превышала 42 км/ч.

Шестиместный штабной АМО-Ф-15Ш с задними двускатными колесами

На стандартном шасси АМО-Ф-15 различные предприятия небольшими партиями выпускали первые советские санитарные машины, поступавшие для пробной эксплуатации в медицинские подразделения Красной армии. Они оказались слишком неудобными, а жесткая подвеска обычного грузовика совершенно не отвечала требованиям по перевозке больных и раненых.

Автомобильный завод № 6 Автопромторга, известный как Миусский завод пожарных машин, с 1927 года на базе АМО-Ф-15 собирал простые пожарные линейки с водяными насосами, лестницами и рукавными катушками, служившие в военизированных противопожарных командах крупных объектов и городов СССР. Аналогичные машины собирал ленинградский завод «Промет».

Линейка на шасси АМО-Ф-15 для военизированных пожарных команд

На автомобилях АМО-Ф-15 размещались аэродромные стартеры, осветительные и радиовещательные установки. В специальных фургонах монтировали оснащение первых советских полевых мастерских-летучек для мелкого ремонта автобронетанковой техники, полевых радиостанций, генераторных установок, автокухонь. Автобусы на этом шасси служили для транспортировки военнослужащих и переоборудования салона под мобильную радиостанцию.

Аэродромный стартер для заводки двигателей легких самолетов
Полевая радиовещательная станция с автономным силовым агрегатом

Возимая бензоэлектрическая установка в кузове грузовика АМО-Ф-15
Войсковой автобус на базе АМО-Ф-15 для перевозки военнослужащих

На парадах 1928–1930 годов впервые были представлены грузовики АМО-Ф-15 с одиночными и спаренными пулеметными установками Maxim, минометами и зенитными прожекторами.

АМО-Ф-15 с пулеметными системами на параде в Москве. 1929 год
Спаренная зенитная пулеметная установка в кузове АМО-Ф-15 (кинокадр)

 

В 1929 году на Красной площади появились первые опытные звукоулавливающие установки с четырьмя рупорами, позволявшие обнаруживать самолет противника на расстоянии до 25 километров, но пока не способные определять направление их перемещения.

Звукоулавливающие станции для обнаружения самолетов противника

В 1928 году в Красную армию стали поступать первые советские легкие бронеавтомобили БА-27, созданные на специальном усиленном и доработанном шасси АМО-Ф-15СП, сменившие ранее состоявшую на вооружении РККА колесную бронетехнику иностранного и дореволюционного производства.

Прототип бронеавтомобиля БА-27 на специальном шасси АМО-Ф-15СП

Серийный БА-27 снабжался клепаным бронекорпусом Ижорского завода с шестигранной башней и скорострельной пушкой от легкого танка МС-1 и 7,62-мм пулеметом конструкции В. А. Дегтярева. Первые партии снабжались вторым постом управления. Боевая масса бронеавтомобиля составляла 4,4 тонны, максимальная скорость по ровной дороге — 45 км/ч. Таких броневиков собрали 215 штук.

Первая советская башенная бронемашина БА-27 с 37-мм пушкой
Войска специального назначения ОГПУ на бронеавтомобилях БА-27

 

Эти бронеавтомобили сыграли важную роль в оснащении Красной армии новой бронетехникой, участвовали в боях с басмачами в Средней Азии, принимали участие в разрешении военного конфликта на КВЖД в Китае.

Уже к середине 1920-х годов стало ясно, что устаревший «советский ФИАТ» не сможет решить всех транспортных и войсковых проблем СССР. Для поиска прототипа нового более солидного грузовика летом 1928 года в США выехала советская делегация, которая выбрала простой и надежный 2,5-тонный автомобиль Autocar SA с 60-сильным двигателем Hercules, собиравшийся из узлов и деталей производства различных американских фирм. Одним из его конкурентов был немецкий Mercedes-Benz. И если бы выбрали его, то вся история советского грузового автомобилестроения пошла бы по-другому…

К началу 1930-х относится бурная деятельность по внедрению на заводе АМО не лучшего, но дешевого американского грузовика. Его первым и прямым наследником стал автомобиль АМО-2. Несмотря на короткий период сборки, он послужил базой различных автоцистерн, авторазливочной станции для проведения химической очистки оружия и боевой техники, пожарных машин и первых отечественных зенитных прожекторов.

Первая прожекторная станция на длиннобазном шасси АМО-2

Вскоре его сменил «целиком и полностью советский» вариант АМО-3, собранный из узлов и деталей отечественного производства и впоследствии ставший прототипом легендарной трехтонки ЗИС-5.

вернуться к меню ↑

АМО-3 (1931–1934 гг.)

Новый 2,5-тонный грузовик АМО-3 получил советский шестицилиндровый мотор в 60 сил, сухое двухдисковое сцепление, четырехступенчатую коробку передач, деревянную кабину с металлической обшивкой и даже компрессор для подкачки шин. Его производство продолжалось в течение четырех лет, в течение которых на его шасси создали десятки новых видов специальной военной техники.

вернуться к меню ↑

Варианты и военные исполнения АМО-3

Стандартный бортовой автомобиль АМО-3 был принят на вооружение РККА в 1932 году и на короткое время стал основным средним грузовиком вооруженных сил СССР.

Грузовики АМО-3 на военном параде на Красной площади. 1933 год (кинокадр)
грузовики AMO-3 на параде Советских войск в Монголии в 1933 году

 

Он послужил основой простых полевых мастерских, инженерных машин и топливных автоцистерн с ручными перекачивающими насосами для заправки автобронетанковой техники в полевых условиях. На базе АМО-3 были созданы модернизированные авторазливочные станции, автодегазатор горячим воздухом для термической чистки обмундирования и снаряжения, первые советские душевые установки, водогрейные котлы, а также прототип боевой химической машины для заражения и дегазации местности.

Армейская полевая мастерская в кузове автомобиля АМО-3 с тентом
Авторазливочная машина АРС-3, на заднем плане — бронемашина БА-27
Автодегазатор АГВ для термической очистки войсковой одежды и обуви

На безбортовом грузовике АМО-3 размешался оригинальный механический укладчик двухколейной деревометаллической ленты дорожного полотна для преодоления обычными автомобилями труднопроходимых участков местности. Для ее установки в передней части машины и над кабиной была смонтирована пространственная трубчатая конструкция с роликами, по которым дорожная лента при медленном передвижении укладчика вперед продвигалась с кузова под его колеса и укладывалась на песчаную или болотистую поверхность.

Механический укладчик ленты дорожного полотна на грузовике АМО-3

В 1932-м в Военно-транспортной академии РККА на АМО-3 разработали первый советский армейский полноповоротный автокран с пространственной решетчатой стрелой. Его оборудовали самым совершенным для своего времени электрическим приводом рабочих органов от собственного электрогенератора, приводившегося от трансмиссии автомобиля, открытым постом управления и четырьмя откидными опорами.

Опытный 2,5-тонный армейский автокран на базе АМО-3. 1933 год

В том же 1932 году началось изготовление длиннобазного автобусного шасси АМО-4, которое в РККА пригодилось для перевозки и монтажа крупногабаритного военного оснащения или вооружения. Для этого служили специальные низкобортные деревянные кузова, в которых размещались полевые мастерские, авторазливочные станции, опытные спаренные 25-мм зенитные пушки и первые образцы звукоулавливателей и зенитных прожекторов.

Прожекторные установки З-5-14 на параде в монгольских степях. 1933 год

Это же шасси послужило базой открытых линеек «Пожарный автодоровец» двойного назначения, ставших предшественниками известной пожарной машины ПМЗ-1. Их оборудовали продольными скамьями на 12 человек, центробежным насосом, цистерной на 360 литров воды, задней и боковыми рукавными катушками.

Восстановленный пожарный автомобиль на удлиненном шасси АМО-4 (фото автора)

В 1933-м в рамках проекта тяжелого четырехтонного автомобиля на базе серийного грузовика АМО-3 были построены две опытные трехосные машины АМО-6 с разными системами привода двух задних ведущих мостов. Специально для них был разработан пушечный бронеавтомобиль, но воплощение этой идеи в металле состоялось, когда АМО-6 превратился в известную трехоску ЗИС-6.

Опытный трехосный грузовик АМО-6 с червячными главными передачами (из архива НАМИ)

Одной из самых необычных машин на шасси АМО стал прототип одного из первых советских полугусеничных военных тягачей, воплощавших передовые иностранные достижения. Для этого в 1930 году во Франции закупили два артиллерийских тягача фирмы SOMUA (в СССР их называли «Сомуа») с передней ведущей звездочкой гусеничного движителя. Один из них, перевернув задом наперед, установили на укороченное шасси АМО-2, создав отечественный вариант АМО-Сомуа с задними ведущими зубчатыми колесами.

Испытания полугусеничного артиллерийского тягача «АМО-Сомуа»

Обе машины, французская и советская, прошли сравнительные испытания. Лучшей оказалась заграничная версия, а наш тягач признали непригодным к боевому применению. Через некоторое время его доработанная версия получила обозначение «ЗИС-Сомуа».


Источник — https://www.kolesa.ru/article/ckopirovannye-no-sovetskie-redchajshie-voennye-avtomobili-amo

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о