Заз 971 – 10 малоизвестных «Запорожцев» | Журнал Популярная Механика

10 малоизвестных «Запорожцев» | Журнал Популярная Механика

Все знают «Ушастого», «Горбатого», ну и ещё «Таврию». Тем не менее, у ЗАЗ был целый ряд интересных машин, практически неизвестных непрофессионалам — опытных моделей, прототипов, модификаций. О них и поговорим.

ЗАЗ-966 (1961). Модель ЗАЗ-966 («ушастый») попала в серию лишь в 1967 году, но первые её опытные образцы появились в 1961-м, вскоре после постановки на конвейер 965-го. На снимке — второй опытный образец. В задней части уже угадывается будущий серийный 966-й, дизайн же передней части отличается коренным образом.

Фото

ЗАЗ-970 (1962). В то же время разрабатывался лёгкий развозной грузовичок на базе опытного 966-го. Машина имела грузоподъёмность 350 кг.

Фото

ЗАЗ-970Б (1962). И вторая машина семейства — развозной фургон, от базовой модели 970 отличался только формой кузова. Автомобиль имел двигатель мощностью 27 л.с. Интересно, что не сохранилось ни одной фотографии вида 970Б сзади, и по этой причине все версии, изготовленные микромоделистами, являются «приблизительными», разработанными по виду сзади автомобиля ЗАЗ-970В (пассажирской версии фургона с остеклением боковых панелей).

Фото

ЗАЗ-970Г (1962). А это вариант пикапа — дальнейшее развитие как модели 970, так и модели 970Б. Считается, что было построено два экземпляра. Грузоподъёмность этой версии увеличена до 400 кг.

5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней

Фото

ЗАЗ-971 (1962). И, наконец, военизированная версия 970-го с тентованным верхом. Машина существовала в единственном экземпляре.

Фото

ЗАЗ-969 (1964). Узнаёте? Да, это «ЛуАЗ». Изначально разработанную на НАМИ машину сперва планировали производить в Запорожье и сделали первую пробную партию из 50 экземпляров, но затем по организационным причинам перевели производство в Луцк. Там автомобиль доработали и запустили в серию как ЛуАЗ-969.

Фото

ЗАЗ-1102 (1970). Самая первая «Таврия» (ещё не получившее это имя собственное) появилась в 1970 году, за 17 (!) лет до постановки на конвейер. На деле завод банально опережал ленивое руководство. Уже в начале 1970-х было понятно, что 965-й устарел и срочно требует замены, и завод по своей инициативе занялся разработкой таковой. Но задание партии появилось лишь в 1978 году, а дальнейшие бюрократические проволочки (и неоднократные смены задания с новыми требованиями) привели к тому, что только в 1987-м с конвейера сошло новое поколение. Ну как новое… морально оно устарело ещё до начала производства.

Фото

ЗАЗ-1102 «Купе» (1970). И ещё одна опытная версия раннего 1102, на этот раз в кузове купе.

Фото

ЗАЗ Такси (1970-е). Так и не реализованный в железе проект такси на агрегатах ещё не существующей на тот момент «Таврии». Подобная компоновка позволяла увеличить пространство салона и даже дать место для багажа.

Фото

ЗАЗ-2320. Тесные связи с Луцким заводом не рвались, и уже на грани развала СССР появилась разработка ЗАЗовцев на агрегатах ЛуАЗа-969, лёгкий грузопассажирский самосвал. Было изготовлено не менее 4-х образцов, и как минимум один ещё несколько лет назад существовал в исключительно плохом состоянии и продавался на каком-то автофоруме. Ныне судьба экземпляра неизвестна.

Фото

ЗАЗ-971 Б: история модели » Запорожец

ЗАЗ-971 Б: история модели

Запорожский Автомобильный завод — это украинское предприятие, которое насчитывает немалую историю. За время работы завода было выпущено множество легковых автомобилей различных модификаций и моделей. Среди них были и опытные образцы, которые так и не дошли до серийного производства. Их называли опытными моделями. Такой моделью и был ЗАЗ-971 Б, который оснащался полным приводом, а его модификация была выполнена в виде фургона. Но прежде чем разработать данную модель, производитель выпускал предшествующие ей автомобили. Как же начиналась история ЗАЗ-971 Б?

ЗАЗ-970

В 1962 году производитель представил целую линейку автомобилей ЗАЗ-970. Среди них был и легковой автомобиль модификации фургон, который к обозначению модели получил букву Б. Внешний вид всей линейки легковых автомобилей разрабатывался в заводском бюро архитектурного оформления. Известно даже, что руководил процессом ведущий конструктор Лев Мурашов, который прославился тем, что принимал участие в создании Москвич-444.

Итак, новая по тем временам линейки автомобилей получила двигателя форсированные мощностью до 27 лошадиных сил. И если сейчас эта цифра для современных автовладельцев является смешной, то тогда это была вполне нормальная мощность. Да и сейчас этот старые автомобили ЗАЗ можно еще встретить на наших дорогах, но их мало так как многие уже вышли их строя. Если и вы владелец такого раритетного авто, но он не на ходу, так как есть проблемы с двигателем, то советую обратится вот сюда http://www.bluesmobil-kazan.ru. Я здесь делал ремонт двигателя и все было сделано быстро и недорого. Но если Двигатель, как и полагается, был в задней части автомобиля. В паре к мотору шла совершенно стандартная коробка передач. Кстати, эта модель, в свою очередь, произошла от ЗАЗ-966, от которой он и унаследовал независимую подвеску всех колес.

А так как ЗАЗ-970 и ЗАЗ-970 Б были разработаны в качестве грузовых автомобилей, то здесь между салоном водителя и грузовым отсеком была специальная перегородка, а за один раз можно было перевезти до 2,5 кубических метров груза. При этом грузоподъемность авто была 350 килограмм.

ЗАЗ-971 — продолжение истории

Чуть позже завод выпускает автомобиль модели ЗАЗ-971, который получил уже тентованный верх. Автомобиль получил такой же силовой агрегат, расположенный в задней части, и коробку передач. Всего же был выпущен один единственный такой автомобиль с тентованным кузовом в качестве опытного. Еще немного позже завод решил подвергнуть модификации предыдущую 970 линейку автомобилей. Но и линейка ЗАЗ-971 получила несколько модификаций. ЗАЗ-971 Б — полноприводный фургон, являющийся модификацией ЗАЗ-970 Б. ЗАЗ-971 В — это полноприводный микроавтобус. ЗАЗ-971 Г — пикап, оснащенный полным приводом и являющийся модификацией ЗАЗ-970 Г.

ЗАЗ-971 Б

Это опытный легковой автомобиль, являющийся модификацией предыдущего семейства ЗАЗ-970 Б. На сегодняшний день нет не только данных о том, был ли вообще выпущен хотя бы единственный экземпляр этой модификации, но и даже фотографии не сохранилось ни одной. Поэтому скорее всего, что разработка данной модели просто осталась в качестве проекта, на бумаге разработчиков. Если и был построен хоть один образец для испытаний, то никаких данных об этом нет.

Несмотря на это, известные некоторые техническое данные, которые были бы у автомобиля, если бы он запустился в серийное производство. Так, автомобиль должен был быть оборудован независимым от двигателя отоплением, обогревом ветрового стекла и пусковым подогревателем. Подвеска — независимая, оснащенная продольными рычагами. Мощность силового агрегата составляет 27 лошадиных сил, где на максимуме 4000 оборотов в минуту. Самая большая скорость, с которой мог бы передвигаться ЗАЗ-97 Б — это всего 70 километров в час, чего, впрочем, было достаточно для тех целей, для которых и разрабатывался проект авто.

ЗАЗ-970/ЗАЗ-971

Статья опубликована 29.06.2014 06:49
Последняя правка произведена 29.06.2014 06:49

Пятьдесят лет назад, на запорожском автомобилестроительном заводе под названием «Коммунар», были разработаны уникальные коммерческие автомобили ЗАЗ-970/971. Они отличались от предшественников особыми техническими характеристиками, имели прекрасные рабочие показатели. Это изобретение не входило в планы министерства, являлось личной инициативой конструкторов дизайнеров, управления автозавода, в частности, его директора Юрия Сорочкина. Ведущим конструктором проекта стал один из разработчиков автомобиля «Москвич-444», Лев Мурашов.

ЗАЗ-970 «Точило» ЗАЗ-970 «Точило»

Бортовой ЗАЗ-970 – пробная модель, был построен в 1961 году, завоевал огромную популярность. А полукруглая форма кузова стала предпосылкой для получения соответствующего прозвища «Точило».

На следующий год, при активном участии дизайнера Юрия Данилова, появились машины вагонной компоновки, они отличались более современным дизайном, привлекательным в те времена. Автомобили семейства были базированы на агрегатах и деталях легкового предшественника «Запорожца».

В корме размещался двигатель, объемом 877 см. куб. и мощностью 27 л. с. Задние колеса были ведущими, подвеска – независимая. Спереди – торсионная, сзади – пружинная. При максимальной скорости 70 км/ч, расход топлива был 7,5л на 100 км.

ЗАЗ-970Б ЗАЗ-970Б

Семейство отличалось наличием множества моделей, к примеру, цельнометаллический фургон ЗАЗ-970Б с несущим кузовом, отличался грузоподъемностью 350 кг и полезным объемом кузова 2,5 м. куб. Доступ к грузовому отсеку осуществлялся через двухстворчатую погрузочную дверь. Был вариант автомобиля с двумя дверями, одностворчатыми.

ЗАЗ-971В ЗАЗ-971В

На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-970В, рассчитанный на 6-7 человек и ЗАЗ-970Г – бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин ЗАЗ-971.

В 1962 году автозавод получил важный заказ на доработку плавающего транспортера, созданного в НАМИ и уже в 1967 году машины ЗАЗ-967 и ЗАЗ-969 были переданы на ЛуАЗ для серийного производства. К огромному сожалению, на выпуск инициативных моделей не осталось ни денежных средств, ни времени.

ЗАЗ-971 Б: история модели » Запорожец

Запорожский Автомобильный завод — это украинское предприятие, которое насчитывает немалую историю. За время работы завода было выпущено множество легковых автомобилей различных модификаций и моделей. Среди них были и опытные образцы, которые так и не дошли до серийного производства. Их называли опытными моделями. Такой моделью и был ЗАЗ-971 Б, который оснащался полным приводом, а его модификация была выполнена в виде фургона. Но прежде чем разработать данную модель, производитель выпускал предшествующие ей автомобили. Как же начиналась история ЗАЗ-971 Б?

ЗАЗ-970

В 1962 году производитель представил целую линейку автомобилей ЗАЗ-970. Среди них был и легковой автомобиль модификации фургон, который к обозначению модели получил букву Б. Внешний вид всей линейки легковых автомобилей разрабатывался в заводском бюро архитектурного оформления. Известно даже, что руководил процессом ведущий конструктор Лев Мурашов, который прославился тем, что принимал участие в создании Москвич-444.

Итак, новая по тем временам линейки автомобилей получила двигателя форсированные мощностью до 27 лошадиных сил. И если сейчас эта цифра для современных автовладельцев является смешной, то тогда это была вполне нормальная мощность. Да и сейчас этот старые автомобили ЗАЗ можно еще встретить на наших дорогах, но их мало так как многие уже вышли их строя. Если и вы владелец такого раритетного авто, но он не на ходу, так как есть проблемы с двигателем, то советую обратится вот сюда http://www.bluesmobil-kazan.ru. Я здесь делал ремонт двигателя и все было сделано быстро и недорого. Но если Двигатель, как и полагается, был в задней части автомобиля. В паре к мотору шла совершенно стандартная коробка передач. Кстати, эта модель, в свою очередь, произошла от ЗАЗ-966, от которой он и унаследовал независимую подвеску всех колес.

А так как ЗАЗ-970 и ЗАЗ-970 Б были разработаны в качестве грузовых автомобилей, то здесь между салоном водителя и грузовым отсеком была специальная перегородка, а за один раз можно было перевезти до 2,5 кубических метров груза. При этом грузоподъемность авто была 350 килограмм.

ЗАЗ-971 — продолжение истории

Чуть позже завод выпускает автомобиль модели ЗАЗ-971, который получил уже тентованный верх. Автомобиль получил такой же силовой агрегат, расположенный в задней части, и коробку передач. Всего же был выпущен один единственный такой автомобиль с тентованным кузовом в качестве опытного. Еще немного позже завод решил подвергнуть модификации предыдущую 970 линейку автомобилей. Но и линейка ЗАЗ-971 получила несколько модификаций. ЗАЗ-971 Б — полноприводный фургон, являющийся модификацией ЗАЗ-970 Б. ЗАЗ-971 В — это полноприводный микроавтобус. ЗАЗ-971 Г — пикап, оснащенный полным приводом и являющийся модификацией ЗАЗ-970 Г.

ЗАЗ-971 Б

Это опытный легковой автомобиль, являющийся модификацией предыдущего семейства ЗАЗ-970 Б. На сегодняшний день нет не только данных о том, был ли вообще выпущен хотя бы единственный экземпляр этой модификации, но и даже фотографии не сохранилось ни одной. Поэтому скорее всего, что разработка данной модели просто осталась в качестве проекта, на бумаге разработчиков. Если и был построен хоть один образец для испытаний, то никаких данных об этом нет.

Несмотря на это, известные некоторые техническое данные, которые были бы у автомобиля, если бы он запустился в серийное производство. Так, автомобиль должен был быть оборудован независимым от двигателя отоплением, обогревом ветрового стекла и пусковым подогревателем. Подвеска — независимая, оснащенная продольными рычагами. Мощность силового агрегата составляет 27 лошадиных сил, где на максимуме 4000 оборотов в минуту. Самая большая скорость, с которой мог бы передвигаться ЗАЗ-97 Б — это всего 70 километров в час, чего, впрочем, было достаточно для тех целей, для которых и разрабатывался проект авто.

ЗАЗ-970/971: Уникальное семейство — Автоцентр.ua

Полвека назад на Запорожском автозаводе «Коммунар» было создано оригинальное семейство легких коммерческих автомобилей ЗАЗ-970/971.

Полвека назад на Запорожском автозаводе «Коммунар» было создано оригинальное семейство легких коммерческих автомобилей ЗАЗ-970/971.

Эти машины в министерских планах не значились – над ними работали, как тогда выражались, «в инициативном порядке». Идею горячо поддерживал директор завода Юрий Сорочкин. Ведущим конструктором стал Лев Мурашов, который раньше трудился на МЗМА и участвовал в создании автомобиля «Москвич-444» – прототипа «Запорожца» ЗАЗ-965.

Первая прикидка нового семейства – бортовой ЗАЗ-970 был построен в 1961 году. За характерную полукруглую форму передка он получил на заводе прозвище «Точило». Но уже на следующий год появились машины вагонной компоновки. Дизайнер Юрий Данилов сумел придать им выразительные, современные для тех лет формы.

Первая проба – бортовой ЗАЗ-970 по п­розвищу «Точило». Фургон ЗАЗ-970Б в варианте с двумя погрузочными дверями – слева и справа.

Первая проба – бортовой ЗАЗ-970 по п­розвищу «Точило».

Фургон ЗАЗ-970Б в варианте с двумя погрузочными дверями – слева и справа.

   
Полноприводный грузопассажирский ЗАЗ-971В.

Полноприводный грузопассажирский ЗАЗ-971В.

Семейство базировалось на узлах и агрегатах легкового «Запорожца». Двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-966 (877 см куб., 27 л. с.) размещался в корме. Ведущими колесами были задние. Подвеска – независимая: впереди – торсионная, на продольных рычагах; сзади – пружинная. Максимальная скорость составляла 70 км/ч. Средний расход топлива не превышал 7,5 л на 100 км.

Семейство включало ряд моделей. Цельнометаллический фургон с несущим кузовом – ЗАЗ-970Б имел грузоподъемность 350 кг и полезный объем 2,5 м куб. Грузовой отсек отделялся от кабины глухой перегородкой. Доступ туда осуществлялся через двустворчатую правую погрузочную дверь и через дополнительную заднюю – над выступавшим моторным отсеком. Существовал и вариант с двумя одностворчатыми дверями.

На базе фургона были созданы грузопассажирский ЗАЗ-970В на 6-7 человек и бортовой ЗАЗ-970Г на 400 кг грузаНа базе фургона были созданы грузопассажирский ЗАЗ-970В на 6-7 человек и бортовой ЗАЗ-970Г на 400 кг груза (на фото справа). Работали и над их полноприводными вариантами – семейством ЗАЗ-971.

Но в 1962 году завод получил важный военный заказ – доработку созданного в НАМИ плавающего транспортера переднего края (ТПК). В 1967-м эту машину – ЗАЗ-967 вместе с гражданским «собратом» ЗАЗ-969 передали для серийного производства на ЛуАЗ. А для выпуска незапланированных ЗАЗ-970/971, к сожалению, уже не нашлось ни производственных площадей, ни финансовых средств…

Леонид Гоголев
Фото из архива автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Леонид Гоголев Главный редактор журнала «Коммерческие автомобили»Автомобили любил с раннего детства. Но не меньше любил и литературу. После университета работал в издательстве, увы, не связанном с автомобилями. Но в свободное время писал о них статьи для журналов и даже книги. А в 1990 году стал сотрудником первого в независимой Украине автомобильного журнала «Сигнал». Так два моих хобби объединились в одно и стали профессией. Google+

Другие материалы автора :

Маленький автомобиль большой страны: Запорожец

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Неизвестный «Запорожец» — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Пятьдесят лет назад, на запорожском автомобилестроительном заводе под названием «Коммунар», были разработаны уникальные коммерческие автомобили ЗАЗ-970/971. Они отличались от предшественников особыми техническими характеристиками, имели прекрасные рабочие показатели. Это изобретение не входило в планы министерства, являлось личной инициативой конструкторов дизайнеров, управления автозавода, в частности, его директора Юрия Сорочкина. Ведущим конструктором проекта стал один из разработчиков автомобиля «Москвич-444», Лев Мурашов.

Но начиналось все как вы помните вот так: 18 июня 1959 года из экспериментального цеха вышел первый «Запорожец 965».

Весной 1961 года, почти сразу после запуска в серию модели ЗАЗ-965, завод приступил к разработке новой модели ЗАЗ-966 и уже в ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.

 

Прототип был построен в двух экземплярах. В машине располагалась справа от щитка прибора небольшой рычаг переключения передач. Однако впоследствии от такого размещения отказались, потому что удобства это, по сравнению с традиционным расположением, не добавляло, а конструкцию усложняло и удорожало.

 

 

Любимец народа с итальянскими корнями имел большую любовь. Последующая модель ЗАЗ-968 уже имела немецкие корни, но также была популярна и любима.

 

 

NSU Prinz 4 был в Германии очень популярным автомобилем, настолько популярным, что клубы любителей NSU Prinz существуют и сейчас.

 

 

Ассортимент серийных моделей «Запорожцев» был ограничен. Базовые модели были фактически одни и те же, с легкими изменениями они получали дополнительную букву. Были еще и ЗаЗовские вездеходы, но их производство было передано на Луцкий автомобильный завод.

Вездеход «Целина».

 

 

Уже во время подготовки к производству автомобиля ЗАЗ-965 возникла мысль о разработке на его базе легкого грузового микроавтомобиля. Эта задача была решена совместно инженерами завода «Коммунар» и НАМИ.

Грузовик на базе «Запорожца»? Да! И решение это было не случайным. Во-первых, стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины — лишь ЗМА в небольших количествах делал фургончики — «москвичи», а, во-вторых, конструкторы во всем мире продолжали в те годы бредить немецким «Фольксвагеном» T1.

 

 

 

Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали германский опыт.

 

Победное же шествие «Жука» продолжили удачные грузовички и микроавтобусы на его базе — «Транспортер-Т1″. Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.

 

Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль — теперь бы его назвали мини-вэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы.

Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание.

Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский — талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.

 

 

Предельно функциональный дизайн ЗАЗ-970 разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия «дизайн-центр» тогда еще не было) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов. Еще работая на ЗМА, он участвовал в создании «Москвича-444″ — прототипа ЗАЗ-965.

Двигатель и коробка передач на ЗАЗ-970 стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу, с учетом скоростей того времени, этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965.

И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.

 

 

 

Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.

В 1962 году был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации — минивэн) ЗАЗ-970В. Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским — при сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175кг груза, а при сложенных двух рядах сидений — 350кг груза.

 

 

Как и у фургона ЗАЗ-970Б, двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга — между ниим располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна — по правому борту.

Был создан и грузовой вариант с тентованным кузовом.

 

Фургон для мелких грузов в торговле ЗАЗ-970 Ф, (август, 1964 год).

Бортовой вариант.

 

На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-970В, рассчитанный на 6-7 человек и ЗАЗ-970Г – бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин ЗАЗ-971.

 

 

С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и мини-вэны. С появлением на дорогах СССР грузовых польских «Жук» и «Ниса», работы по минигрузовичкам  в стране практически прекратились. О «970-м» постепенно забыли.

Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной. Что было дальше, вы уже знаете…

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=39446

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о