Зил 111 фото – 111 — автолегенда СССР, технические характеристики автомобиля, двигатель и салон, преимущества и недостатки, особенности конструкции и сравнение с Чайкой

Содержание

ЗИЛ-111 история советского лимузина характеристики фотографии

Легендарный лимузин 1959 г.
История, характеристики, фотографии.

Середина 50-х время смены авторитарного режима на период «советской демократии», «хрущёвской оттепели» не могли не сказаться людях, их взглядах. Не только политика государства имела значение, но и то как она представлена. В те годы флагманом Советского автопрома был ЗИС-110. Кремлёвские функционеры не были исключением и гараж №1 требовал обновления. Начинается проектирование нового правительственного автомобиля для кортежа «ЗИЛ-111».

эскиз ЗИЛ-111

Эскиз ЗИЛ-111

Эскизы будущего легендарного автомобиля готовы в 1955 году, а первый опытный образец под названием «Москва» в 1956 году экспонируется на ВСХВ. Новые методы в кузовостроении, новые тенденции в проектировании автомобиля привели к созданию абсолютно нового для СССР типа первого авто. Влияние североамериканского стиля автостроения привело к внешнему сходству с Packard Patrician 1953 года.

фото Packard Patrician

фотография Packard Patrician

Но на самом деле было несколько закупленных в США в качестве аналогов автомобилей. Cadillac Fleetwood-75, Chrysler Imperial Crown, Packard Executive Patrician и наш ЗИЛ не был скопирован с этих автомобилей.

Работе над созданием ЗИЛ-111 предшествовал довольно длительный поисковый период. Были найдены оригинальные решения внешнего стилистического оформления машины. Но ни одно из них не было использовано при разработке окончательного образца.

Первый прототип ЗИЛ-111 «Москва»

фото прототип ЗИЛ-111 Москва

фотография прототип ЗИЛ-111 Москва

Конструкция ЗИЛ-111

ЗИЛ-111 имел все обычные атрибуты представительских американских дорогих автомобилей середины 50-х: рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, V-образную восьмерку, автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, антенны, мягкого верха и кондиционер. Различные дополнительные осветительные приборы, обивка салона кожей и сукном, а снаружи — изобилие и многообразие хромированных декоративных деталей.

фото салон ЗИЛ-111

фотография салон ЗИЛ-111


фото приборы ЗИЛ-111

фотография органы управления ЗИЛ-111

Ходовая часть ЗИЛ-111

Автомобиль ЗИЛ-111 имеет раму, которая состоит из штампованных деталей, соединенных между собой на заклепках и путем сварки. Рама снабжена Х-образной поперечной балкой и имеет лонжероны замкнутого коробчатого сечения. Подвеска передних колес независимая, с качанием в поперечной плоскости. Ось качания расположена под углом к продольной оси автомобиля.

    Стойка подвески верхним концом соединена при помощи пальца с рычагом амортизатора, закрепленного на поперечной балке рамы. По бокам втулки в головке рычага амортизатора установлены шайбы с эксцентрично расположенными отверстиями. Угол развала колес регулируют с помощью шайб.
    Нижний конец стойки соединен с поперечным рычагом подвески при помощи пальца на двух игольчатых подшипниках. На пальце с внутренней стороны установлен упорный шарикоподшипник, воспринимающий осевые нагрузки. Внутренний конец рычага соединен с кронштейном поперечной балки рамы при помощи пальца, имеющего резиновые втулки. Между рычагом и поперечной балкой рамы установлена на резиновых прокладках спиральная пружина 11 подвески. Внутри пружины поставлены резиновый упор и металлический ограничитель сжатия пружины.

К кронштейну стойки при помощи шкворня присоединен поворотный кулак с цапфой. Между кронштейном стойки и нижним выступом кулака установлен упорный шарикоподшипник.

    На цапфе стойки подвески на двух конических роликоподшипниках установлена ступица с колесом и закреплена регулировочной гайкой со шплинтом. С внутренней стороны в ступице установлен сальник. Амортизаторы передней подвески гидравлические, поршневые, двустороннего действия.
    Для уменьшения угла поперечного наклона кузова при поворотах в передней подвеске поставлен стабилизатор поперечной устойчивости. Он представляет собой изогнутый стержень, закрепленный поперек рамы в опорах на резиновых втулках. Концы стержня при помощи стоек с резиновыми подушками соединены с рычагами подвески. При перекосах передней части автомобиля стержень скручивается и препятствует наклонам кузова.

Задний мост ЗИЛ-111

Задний мост подвешен к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах. Передний конец каждой рессоры прикреплен к раме при помощи пальца, а задний — при помощи серьги, подвешенной к упругому кронштехшу рамы. Все пальцы подвески имеют резиновые втулки. У коренного листа рессоры по концам сделаны ушки. Концы остальных листов оттянуты, и между листами поставлены пластмассовые прокладки. Рессора прикреплена стремянками снизу к полуосевым рукавам.

    В заднюю подвеску включены два гидравлических телескопических амортизатора. Ушки каждого амортизатора соединены с кронштейнами рессоры и рамой автомобиля пальцами с резиновыми втулками. Для ограничения прогиба рессоры на раме и рессоре имеются резиновые упоры.
    К ступицам колес с помощью шпилек прикреплены диски колес с глубоким несимметричным ободом. В дисках имеются отверстия для циркуляции воздуха. Колесо снаружи закрывается хромированным колпаком большого диаметра. Вентиляционные лопатки на колпаке обеспечивают циркуляцию воздуха через зазоры между колпаком и диском и через отверстия в диске. Это способствует лучшему охлаждению тормозов и шин. Шины бескамерные. Запасное колесо установлено в багажнике кузова.

Двигатель ЗИЛ-111

Силовой агpегат (двигатель, гидpотpансфоpматоp, гидpопеpедача) укpеплен на pаме в тpех точках с помощью упpугих опоp: две впеpеди на блоке цилиндpов, одна сзади на заднем каpтеpе гидpопеpедачи.
    Блок цилиндpов чугунный, с легкосъемными вставными мокpыми гильзами. В веpхнюю часть гильзы запpессована вставка из кислотоупоpного чугуна, веpхний буpт гильзы зажат между блоком и головкой блока. В нижней части установлены тpи pезиновых уплотнительных кольца. Нижний тоpец блока цилиндpов pасположен на 66 мм ниже оси коленчатого вала.
     Две головки цилиндpов из алюминиевого сплава, с полностью обpаботанными клиновыми камеpами сгоpания, со вставными седлами. Каждая головка цилиндpов пpикpеплена к блоку 10 шпильками (по четыpе шпильки на каждый цилиндp). Между блоком и головками установлены пpокладки из асбостального полотна. Штампованная кpышка головки цилиндpов пpикpеплена к фланцу головки цилиндpов гайками, pавномеpно pасположенными по ее пеpифеpии.

    Поpшни изготовлены из алюминиевого сплава и покpыты оловом; днище поpшня плоское. Фоpма юбки овальная. Длина поpшня 102 мм. Поpшневые кольца: два чугунных компpессионных (веpхнее — хpомиpованное) и одно маслосъемное, стальное, составное, хpомиpованное. Палец поpшня — сталь 15Х, диаметp 28 мм, пустотелый, плавающего типа, кpепится в поpшне двумя пpужинными кольцами.
    Шатуны стальные (40ХНМА), двутавpового сечения, теpмообpаботанные. В нижней головке шатуна пpосвеpлено калибpованное отвеpстие для подачи смазочного матеpиала на стенку цилиндpа. В веpхнюю головку шатуна запpессована бpонзовая втулка. Длина шатуна (между головками) 175 мм.
    Вкладыши шатунных и коpенных подшипников тонкостенные, взаимозаменяемые, тpиметаллические (лента — сталь, подслой — медь—никель; сплав СОС-6-6). Коленчатый вал четыpехколенный, пятиопоpный, литой, стальной (сталь 45ЛК), с закаленными шейками, с каналами для смазывания и центpобежными ловушками для очистки масла; пpотивовесы пpедставляют собой одно целое с валом.
    Коленчатый вал сбалансиpован динамически в сбоpе с гидpотpансфоpматоpом. Диск кpепления гидpотpансфоpматоpа стальной, с напpессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя пpи помощи стаpтеpа. Диаметp пpоточки маховика под венец 362 мм. Для пpедотвpащения утечки масла на пеpеднем конце коленчатого вала установлен pезиновый каpкасный сальник, а на заднем конце имеются сальник из асбестовой набивки, маслоотгонные спиpальные канавки (шнек), маслосбpасывающий диск и pезиновые уплотнители под кpышкой пятого коpенного подшипника. Осевой зазоp коленчатого вала (0,075—0,285 мм) огpаничивается двумя сталебаббитовыми упоpными шайбами, установленными на пеpедней коpенной шейке в пpоточке блока цилиндpов.
    Pаспpеделительный вал литой чугунный, с закаленными кулачками, pазмещен на пяти опоpах (котоpые пpедставляют собой втулки, залитые баббитом) в блоке цилиндpов, пpиводится во вpащение от шестеpни на коленчатом валу пpи помощи пластинчатой бесшумной цепи Моpзе. Диаметp шеек pаспpеделительного вала уменьшается от пеpедней шейки к задней ступенями чеpез 0,5 мм. Осевое пеpемещение pаспpеделительного вала огpаничивается фланцем между шестеpней и пеpедним тоpцом пеpвой шейки. Фланец пpикpеплен к пеpеднему тоpцу блока двумя болтами. Шестеpня пpивода пpеpывателя-pаспpеделителя и масляного насоса стальная (сталь 45), напpессована на задний тоpец кулачкового вала и закpеплена штифтом.

фото ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111


фото ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111


фото ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111

прокат машин в сочи

ЗИЛ-111 — Википедия

ЗИЛ-111 — советский автомобиль высшего класса с кузовами «длиннобазный седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1958 по 1967 год.

Всего было выпущено 112 экземпляров всех модификаций.

Начальный период, ходовые прототипы, постановка в производство[править | править код]

Уже к рубежу сороковых и пятидесятых годов «главный» автомобиль Советского государства — ЗИС-110 — существенно устарел как внешне, так и технически — стало очевидно, что в ближайшее время он не сможет полноценно выполнять представительские функции, не соответствуя имиджу СССР как мировой сверхдержавы.

В 1948 году был построен автомобиль ЗИС-110М с шасси № 5, представлявший собой шасси серийного ЗИС-110, на которое был установлен кузов, выполненный в том же стиле, что и серийная модель, но более современных форм — с понтонной боковиной, стилистически похожий на увеличенную «Победу» или «Packard» модели 1948 года. Это был просто опытный образец. На заводе его неофициально иногда называли ЗИС-111, но официально он под этим наименованием нигде не значился.

В начале-середине 1950-х годов по проекту дизайнера ЗИСа (с 1956 года — ЗИЛ) Валентина Росткова был построен следующий образец, уже на новом шасси, разработанным группой конструкторов ЗИЛа во главе с А. Н. Островцевым (который также был и главным конструктором ЗИС-110), и обозначавшийся как ЗИС-111 «Москва» (по другой информации, первые экземпляры сохраняли шасси модели ЗИС−110).

Он имел более современный кузов, стилистически представлявший собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — главным образом марок Cadillac, Packard и Buick. Автомобиль имел обобщённые формы и выглядел достаточно невыразительно, без «изюминки». Было построено, по различным данным, 2 или 3 экземпляра, готовилось серийное производство. В 1956 году автомобиль выставлялся на ВДНХ (тогда Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка — ВСХВ), особого интереса у публики не вызвав. Тем более, к этому времени он уже отставал от новых американских моделей, которые к 1955 модельному году резко сменили внешнее оформление.

Понимая это, руководство завода поставило работу над автомобилем на конкурсную основу. Предложений поступило множество, наиболее примечательны были два из них — почти готовая к серийному выпуску «Москва» Росткова и проект стороннего дизайнера — Льва Еремеева с ГАЗа, ранее работавшего над ЗИМом, а параллельно — над «Волгой» ГАЗ-21 и проектом ЗИМ-13, который позднее стал «Чайкой». Проект Еремеева был признан более перспективным, и в 1956 году был готов натурный макет из пластилина. Конкурент Еремеева — Ростков — завод к этому времени покинул, не сумев смириться со своим поражением.

Сравнение с иностранными аналогами[править | править код]

ЗИЛ постоянно закупал для изучения образцы иностранных, преимущественно — североамериканских, автомобилей среднего-высшего класса. Так, только в период, соответствующий по времени разработке моделей ЗИЛ-111 и 111Г, были закуплены и изучены Buick Roadmaster 1950 года, Lincoln Cosmopolitan (англ.)русск. 1950 года (в кузовах «купе» и «кабриолет»), Buick Special (англ.)русск. 1953 года, Cadillac Fleetwood 75 1953 года, Lincoln Cosmopolitan (англ.)русск. 1953 года, Chrysler Imperial Crown Limousine 1953 года, Packard Caribbean Convertible 1956 года, Packard Patrician 400 (англ.)русск. 1956 года, Cadillac Fleetwood 75 1956 года, Chrysler Imperial Crown Limousine 1956 года, Cadillac Fleetwood 75 1960 года, Mercury Montclair (англ.)русск. 1960 года, Chrysler Imperial Crown Limousine 1960 года, Cadillac Fleetwood 75 1961 года. Впоследствии большинство из них было передано для дальнейшего изучения в НАМИ. Эта практика позволяла коллективу завода постоянно быть в курсе последних тенденций американского дизайна и технической мысли.

Обратной стороной такой осведомлённости было подчас прямое следование иностранным аналогам в выборе технических и стилистических решений собственной продукции. Как результат — при совершенно отличных габаритах и пропорциях кузова, конструкции шасси и технической «начинки» вообще, внешнее оформление еремеевского ЗИЛ-111 во многих чертах представляло собой развитие стилистической темы моделей американской фирмы Packard 1955-56 годов, хотя и в объёме, позволяющем говорить скорее о стилизации под иностранную модель, чем о её копировании. По сравнению с моделями Packard ЗИЛ был крупнее по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными образующими линиями и более сложным и детализированным декором. Стоит отметить, что сами модели Packard 1955-56 годов, в свою очередь, оформлением передка кузова во многом повторяли представленный публике за пару лет до того «дрим-кар» Ford X-100.

В то время в СССР, по возникшей ещё в годы становления советского автомобилестроения традиции, сходство с иностранной моделью воспринималось в качестве своего рода «знака качества»; кроме того, из всех американских автомобилей тех лет Packard объективно выглядел наиболее строго и, для своего класса, пожалуй, наиболее современно — в отличие от временно «донашивавших» в 1955 модельном году модернизированные кузова разработки начала десятилетия Lincoln и Cadillac, или даже вновь разработанного Imperial — топ-модели корпорации Chrysler.

Впоследствии на основе схожей стилистической схемы плавникового дизайна, с «козырьками» над фарами и задними фонарями и другими отличительными особенностями, тем же Львом Еремеевым будет создан и облик «Чайки» ГАЗ-13 (1958), которая внешне уже весьма дистанцировалась от «Паккардов». Ранние разработки имели иное оформление, но впоследствии оно было изменено для большего соответствия 111-му ЗИЛу — флагману советской автомобильной промышленности.

Между тем, «наверху» такое сходство моделей большого и высшего класса было воспринято как своего рода нарушение установившегося к тому времени типажа представительских автомобилей. Если ЗИМ по габаритам, числу цилиндров, внешней солидности и роскоши отделки весьма явно уступал ЗИСу, то «Чайка» и внешне, и по характеристикам опасно приближалась к ЗИЛ-111. Поэтому в 1962 году на свет появилась модификация ЗИЛ-111Г с измененным оформлением передка, который (по одной из версий — по пожеланиям Хрущёва) фактически имитировал последние модели фирмы Cadillac, и невыразительной хвостовой частью с четырьмя круглыми фонарями. Аналогичная же модернизация «Чайки» так и не была одобрена.

В целом, стилистическая схема «Паккардов» тех лет особо широкого распространения не получила даже в рамках американского автопрома (сама фирма «Паккард» вскоре слилась со «Студебекером», какое-то время выпускала его модели со своим шильдиком, а в 1958 году полностью свернула производство), что только лишний раз подчеркнуло сходство с ними советских автомобилей, хотя впоследствии подобное или схожее оформление имели в течение нескольких модельных годов «Меркьюри», «Линкольны», и «Плимуты», а также ряд европейских моделей, например, Ford Taunus 17M.

Конструктивные особенности проекта[править | править код]

Конструкция ЗИЛ-111 имела все обычные атрибуты американских автомобилей среднего-высшего класса середины 1950-х годов: большие панорамные стёкла, рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колёс и рессорной зависимой задних, V-образный восьмицилиндровый двигатель (его дефорсированная версия устанавливалась на ЗИЛ-130, 131) большого рабочего объёма — почти 6 литров, автоматическую коробку передач с гидротрансформатором (за образец при проектировании была взята АКПП PowerFlite фирмы Imperial), гидроусилитель руля, многоконтурную систему барабанных тормозов с усилителями каскадной схемы, автоматический (электрический) привод стеклоподъёмников, и так далее.

В 1959 году в серию пошла модификация ЗИЛ-111А, оборудованная советской установкой кондиционирования воздуха. Внешне от базового ЗИЛ-111 он отличался задним стеклом значительно меньшего размера.

В 1960 году мелкими сериями началось изготовление фаэтона ЗИЛ-111В. Большой семиместный автомобиль имел тент с автоматическим гидравлическим приводом и четыре боковых подъёмных окна в хромированных рамах, полностью убирающихся в двери. Тент, как и у фаэтона ЗИС-110Б и кабриолета ЗИС-110В, в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом. Два фаэтона ЗИЛ-111В на 2015 г. использовались в качестве парадных автомобилей в Бишкеке (Киргизия).

ЗИЛ-111Г: вид спереди ЗИЛ-111Г: вид сзади

Ориентирование на переменчивую американскую автомобильную моду пятидесятых годов, которая характеризовалась вызывающими размерами, обилием хромированного декора, многоцветной окраской, мощными двигателями и очень быстрым (раз в два-три года) обновлением модельного ряда, сделало ЗИЛ-111 морально устаревшим уже к началу шестидесятых годов, что обусловило насущную необходимость спешной модернизации автомобиля, бывшего «лицом» отрасли и государства.

Результатом модернизации стал ЗИЛ-111Г. Он имел впервые применённую на советском автомобиле четырёхфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Кондиционер стал стандартным оборудованием на всех автомобилях. Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг.

На базе ЗИЛ-111Г было также построено несколько открытых парадных фаэтонов, получивших индекс ЗИЛ-111Д. Первый экземпляр был собран в начале 1963 года, за ним последовала небольшая серия, четыре автомобиля из которой предназначались для первомайских и октябрьских торжеств. По данным музея АМО ЗИЛ, общее количество построенных парадных фаэтонов ЗИЛ-111Д составило восемь штук.

К этому времени в заводском КБ уже полным ходом шли работы по созданию принципиально нового семейства — ЗИЛ-114 / ЗИЛ-117, внешность которых, при сохранении «проамериканской» ориентации, уже не была напрямую связана с каким-либо иностранным аналогом.

Всего с 1958 по 1967 годы было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ-111 — почти в 19 раз меньше, чем его предшественника ЗИС-110.

В рамках журнальной серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини» выходили модели: ЗиЛ-111Г (29-м выпуском в марте 2010), ЗиЛ-111 (49-м выпуском в декабре 2010), ЗиЛ-111Д чёрный (193-м выпуском в июле 2016), ЗиЛ-111В серо-голубой (236-м выпуском в июле 2018). В рамках журнальной серии «Легендарные советские автомобили» (1:24) выходили модели ЗиЛ-111Д серо-голубой (10-м выпуском в мае 2018) и ЗиЛ-111Г (25-м выпуском в декабре 2018). Также фирмой «Херсон-Моделс» выпускались модели ЗиЛ-111А, ЗиЛ-111В и ЗиЛ-111Г, плюс фирмой «Norev» — модели ЗиЛ-111А и ЗиЛ-111В.

ЗИЛ-111: фото, технические характеристики

Советский автомобиль ЗИЛ-111 относится к элитному классу. Выпускался он с 1958 по 1967 гг. на заводе имени Лихачева в Москве. В масштабную серию машина не пошла, всего было собрано чуть более 110 экземпляров. Основное предназначение транспортного средства – обслуживание глав советского государства. Эта модель пришла на замену устаревшему ЗИС-110. Согласно директиве правительства, конструкторское бюро должно было в течение трех месяцев разработать более совершенную машину. Новый проект частично был скопирован с модификаций американской автомобильной промышленности. Рассмотрим особенности этого элитного лимузина.

Представительское авто ЗИЛ-111

История создания

ЗИЛ-11 от предшественника отличался более современными обводами, кузовная часть скопирована с нескольких зарубежных модификаций (здесь прослеживаются элементы от «Бьюика», «Кадиллака», Паккарда»). В целом экстерьер модели получился не совсем презентабельным, без особенностей, которые бы делали авто представительской категории эффектным и стильным.

В итоге объявили конкурс на лучший дизайнерский проект. Было предложено несколько решений, большинство из которых основывалось на американских автомобилях 50-х годов. В копировании зарубежных модификаций не было ничего зазорного, однако, нужно было знать меру, иначе могли возникнуть споры о лицензировании.

Итоговый вариант ЗИЛа-111 утвердили и начали собирать в отдельном экспериментальном цеху. Сначала создали несколько прототипов, после испытания которых, решили выпустить ограниченную серию. Основная проблема возникла со штамповкой оперения, так как габариты крыльев обновленного автомобиля выходили за стандартные рамки. Выход нашли путем создания эксклюзивной оснастки, на которой делали элементы внешнего оформления.

Технические характеристики ЗИЛа-111

Ниже приведены основные параметры габаритно-весового плана:

  • Длина/ ширина/ высота – 6,14/ 2,04/ 1,64 м.
  • Колея передняя/ задняя – 1,57/ 1,65 м.
  • База колес – 3,76 м.
  • Просвет дорожный – 21 см.
  • Вес снаряженного авто – 2,6 т.
  • Объем резервуара для горючего – 120 л.
Характеристики авто ЗИЛ-111

Ходовые и скоростные характеристики автомобиля ЗИЛ-111 отвечали стандартам, принятым для классификации транспортных средств, обслуживающих правительственные структуры. В экстерьере машины определенно узнавался почерк американских модификаций средней категории, включая большие стекла, задние крылья наподобие плавников, заниженную посадку и легкую непропорциональность между шириной и высотой авто. Основа рамного типа позволяла выдерживать удлиненное шасси. Несущий кузов такой прочности не имел.

Двигатель ЗИЛа-111

Силовой агрегат рассматриваемого автомобиля представляет собой атмосферный карбюраторный мотор, потребляющий бензин типа АИ-93.

Основные параметры двигателя:

  • Объем рабочий – 5 969 куб. см.
  • Число цилиндров – 8 штук.
  • Расположение – V-образное.
  • Количество клапанов – 16 шт.
  • Рабочий механизм – версия OHV.
  • Компрессия – 9.
  • Размер цилиндра в диаметре – 100 мм.
  • Перемещения поршня – 95 мм.
  • Питание – карбюраторная четырехкамерная система типа К-85.
  • Показатель мощности – 200 сил лошадиных.
  • Головка блока цилиндров – из алюминиевого сплава.
  • Материал корпуса узла – чугун. двигатель ЗИЛ-111

Ходовая часть

ЗИЛ-111 ориентирован на малые скорости. Основное предназначение машины – перевозка глав и членов правительства в составе кортежа, выезд на парады и встреча высокопоставленных гостей в аэропорту. В принципе, на этом функционал автомобиля заканчивается.

При этом ходовая часть транспортного средства обладает значительным запасом прочности. Такая подстраховка нужна для того, чтобы машина не подвела в самый ответственный момент. Усиленное шасси рамного типа несет на себе фронтальную подвеску. В ее конструкцию входит независимый многорычажный узел, торсион поперечной устойчивости, пружины из стали и усиленные гидравлические амортизаторы.

Задний аналог – зависимого типа, оснащен рессорами-полуэллипсами, гидравликой, планетарным механизмом с дифференциалом. Конструкция блока – неразрезная, агрегирует с трансмиссией через двухсекционный карданный вал. Гипоидное зацепление в виде редукторной пары обеспечивает бесшумную работу узла. Небольшой шум наблюдался только при движении назад.

Трансмиссионная система

Что касается трансмиссии, то автомобиль ЗИЛ-111 оборудован двухступенчатой коробкой передач автоматического типа с гидравлическим трансформатором и планетарными шестернями. Скорости переключаются при помощи кнопок, которые расположены слева от рулевой колонки. Передаточные числа:(3,54/ 1, 72/ 1, 0/ 2,39) — главная/ передняя/ вторая/ задняя скорости.

Фото автомобиля ЗИЛ-111

Модификации

В 1959 году штатная модель ЗИЛ-111, фото которой представлено выше, прошла первый этап модернизации, получила наименование 111А. Автомобиль оборудовали первым в Союзе специальным кондиционером, а также существенно уменьшили заднее стекло. Такое решение позволило усилить меры безопасности и повысить комфорт передвижения.

В 1960 году небольшой серией выпускался фаэтон 111В. Он представлял собой огромный автомобиль на семь посадочных мест, оснащался тентом, который складывался и раскладывался при помощи гидравлики. По конструкции крыша напоминала аналоги, используемые на ЗИСах.

Модифицированная версия 111Г стала самой значимой в направлении кардинальных внедрений и преобразований. Авто получило двойные фронтальные фары, хромированные стреловидные молдинги по боками и обновленную никелированную решетку радиатора. ЗИЛ-111 (фото салона ниже) был внутри отделан совсем по-другому, появился новый кондиционер полускрытого типа. В итоге транспортное средство стало массивнее на 200 килограмм и длиннее на 50 миллиметров.

Кабриолет ЗИЛ-111

Позже на основе модели 111Г были сконструированы парадные фаэтоны (ЗИЛ-111Д). Первый экземпляр сошел с конвейера в 1963 году. Подобных машин было выпущено всего семь единиц. Общее число лимузинов открытого типа на базе рассматриваемой техники составило около 120 штук. Таким образом, была решена проблема с отечественными автомобилями представительского класса.

Интересные факты

Касательно фаэтона ЗИЛ-11Д, можно отметить, что три машины были выполнены строго в черном колере. Один экземпляр отправили в ГДР, дальнейшая его судьба неизвестна. Остальные два лимузина долгое время простояли в стенах комбината. У серо-голубых аналогов история повеселее, они периодически появлялись на парадах длительное время.

Впервые на Красную площадь фаэтон выехал в 1967 году (парад, посвященный пятидесятилетию Октябрьской революции). К этой дате было подготовлено несколько авто под индексом 114, но на мероприятие эти правительственные лимузины не попали.

Описание авто ЗИЛ-111

Руководитель СССР Никита Хрущев от чистого сердца подарил один фаэтон команданте Фиделю Кастро. Правитель Кубы вернулся домой на самолете, а презент еще долгое время добирался до места назначения по морю. По прибытии на остров, ЗИЛ-111 был торжественно передан в пользование Фиделю, а мероприятием от Союза руководил посол Алексеев.

ЗИЛ-111В советский парадный фаэтон, характеристики фотографии

Парадный фаэтон ЗИЛ-111В 1960-1962 гг.

ЗИЛ-111 — советский автомобиль высшего класса с кузовами «длиннобазный седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1958 по 1967 год.

эскиз ЗИЛ-111

Эскиз ЗИЛ-111 лимузин

Лимузин был построен по чертежам и технической документации американского Packard Caribbean, выпускавшийся с 1953 по 1955 год. Инженеры ЗиЛа внести и внедрили множество новых элементов. Советский проект автомобиля внес кардинальные изменения: лимузин стал не двухдверным, а четырёхдверным, а комфортабельный салон стал более вместительным — в нём могло располагаться 7 пассажиров.

фото Packard Patrician

фотография Packard Patrician

Представительские ЗИЛ-111В предназначались для самого высшего руководства СССР, членов Политбюро КПСС — отчего в народе их прозвали «членовозами». Мероприятия и ритуалы на высшем уровня не обходились без присутствия автомобилей гаража №1. На них принимали парады на Красной площади, именно в кабриолете ЗИЛ-111В предстал перед ликующей Москвой первый космонавт Юрий Гагарин. Автомобиль с открытым кузовом «фаэтон» был создан на основе ЗиЛ 111. Изготавливался мелкими сериями. Большой 7-и местный ЗиЛ-111В имел брезентовый тент и 4 боковых подъемных окна в хромированных рамах. Подъём этих окон, как и подъём тента, осуществлялся посредством гидравлического привода. Тент в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом.

фото ЗИЛ-111В

фотография ЗИЛ-111В парадный фаэтон

При плохих погодных условиях салон автомобиля накрывался легкой матерчатой крышей..Механизм поднятия крыши приводился в действие с помощью электрогидравлического подъёмного устройства. Для поднятия верха достаточно было нажать на расположенную под приборным щитком кнопку. У каждого из парадных экземпляров имелась антенна. Располагалась такая антенна на заднем крыле. Её назначение было больше декоративным, чем функциональным. Наличие такого атрибута добавляло солидности.

В начале 1962 года была проведена модернизация модели, в результате которой совершенно изменился дизайн машины. Лимузин получил индекс ЗИЛ-111Г, а парадный фаэтон — ЗИЛ-111Д.

фото салон ЗИЛ-111Д

фотография ЗИЛ-111Д


фото салон ЗИЛ-111Д

фотография ЗИЛ-111Д открытый тент


Фотографии ЗИЛ-111В

фото салон ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111В


фото салон ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111В


фото приборы ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111В первый космонавт Юрий Гагарин

фото ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111В салон


фото ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111В салон


фото ЗИЛ-111

фотография ЗИЛ-111В


фото ЗИЛ-111 двигатель

фотография ЗИЛ-111В двигатель

аренда авто без ограничения пробега

легендарный советский автомобиль, технические характеристики (ТТХ), история создания, модификации

Завод имени Лихачева все годы своего существования осуществлял закупки иностранных автомобилей, которые всесторонне анализировались конструкторами. Особое предпочтение отдавалось американским машинам, поэтому в конструкции легковых ЗиЛ и ЗиС всегда прослеживались черты заокеанских собратьев.

Не стал исключением и автомобиль ЗиЛ-111, который широко использовался в 60-е годы. Именно эта машина везла космонавта Ю.А. Гагарина из аэропорта в Кремль после выполнения первого в мире космического полета.

История создания

В середине 50-х годов представительский лимузин ЗиС-110, созданный с оглядкой на американские автомобили Packard, выглядел откровенно архаичным. Поскольку к этому времени гонка СССР и США начала набирать обороты, то новый автомобиль для первых лиц страны должен был быть не хуже, чем у иностранцев.

ЗИЛ 111 и девушка

Первые попытки обновить облик лимузина относятся к 1948 году, когда свет увидел опытный образец 110М, оснащенный видоизмененным кузовом, перекликающимся с обликом уже послевоенных моделей Packard. Но дальше опытного образца, судьба которого осталась неизвестной, работы не продвинулись. На заводе машину называли ЗиС-111, но официально такое обозначение не применялось.

Следующий прототип автомобиля появился уже в начале 50-х годов, машина оснащалась оригинальным шасси, но по ряду источников в основе лимузина лежала доработанная платформа ЗиС-110. Опытный образец получил обозначение ЗиС-111 «Москва», внешний облик был создан дизайнером В. Ростковым на основе американских автомобилей Cadillac и Packard, представленных в середине 50-х годов.

Всего было построено несколько предсерийных экземпляров, которые показывались на ВДНХ в 1956 году.

К этому времени дизайн заокеанских образцов претерпел значительные изменения, поэтому высоких оценок от посетителей проект не получил.

Руководство завода ЗиЛ (переименован в 1956 году в рамках борьбы с культом личности И.В. Сталина) решило объявить конкурс на создание нового представительского лимузина. Свои проекты представил несколько десятков авторов, из которых к финалу дошли машины В. Росткова и Л. Еремеева. В итоге предпочтение было отдано разработке Еремеева, который впоследствии создаст дизайн автомобиля ГАЗ-13.

ЗиЛ-11 в музее

Огорченный поражением В.Н. Ростков покинул ЗиЛ и перешел во ВНИИТМаш, впоследствии он разработал несколько десятков проектов внешнего облика кораблей.

Серийный выпуск классических автомобилей ЗиЛ-111 начался в 1958 году и продолжался всего три года.

Кроме базовых седанов выпускалась версия с кондиционером ЗиЛ-111А и фаэтон ЗиЛ-111В. Кабриолеты оснащались стеклами дверей в специальных хромированных рамках, которые в опущенном состоянии полностью уходили в проем. Верх изготовлен из мягкого материала, устанавливался и снимался вручную.

В 1962 году базовая машина была доработана. На новой версии автомобиля появились 4 фары в стиле последних моделей Cadillac и Chrysler, а также видоизмененная кормовая часть с круглой оптикой, идентичной примененной на перспективном автобусе ЗиЛ-118. Машины получили обозначение ЗиЛ-111Г, в таком виде продержались в производстве до 1967 года.

Параллельно малыми сериями выпускался кабриолет ЗиЛ-111Д, собранный в количестве 8 экземпляров. Часть машин использовалась во время регулярных военных парадов, проводимых на Красной площади. Автомобили отличались установкой поручня в салоне и точками крепления для флагов. Общий тираж автомобилей ЗиЛ-111 за годы выпуска составил всего 112 машин.

Описание конструкции

В основе конструкции автомобиля ЗиЛ-111 лежит рама, собранная из штампованных элементов сваркой или на заклепках. В центре размещен Х-образный усилитель, фронтальные лонжероны имеют коробчатую конструкцию. Передние колеса лимузина установлены на независимой рычажной подвеске с амортизаторами 2-строннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Балка заднего моста установлена на полуэллиптических листовых рессорах с дополнительными амортизаторами.

Рулевое управление автомобиля ЗиЛ-111 оборудовано гидравлическим усилителем, золотник управления силовым цилиндром установлен в редукторе.

Тормозные механизмы всех колес лимузина барабанного типа с вакуумным усилителем в приводе. Стояночный тормоз с механическим приводом.

ЗиЛ-111 конструкция

Лимузин ЗиЛ-111 имеет закрытый 4-дверный кузов, внутри которого установлены 7 мест для пассажиров и водителя. Средний ряд, рассчитанный на 2 человек, может складываться, увеличивая свободное пространство для ног людей, находящихся на заднем диване. Передний ряд сидений лимузина отделяется от остального салона прозрачной перегородкой с возможностью опускания вниз. Кузов автомобиля установлен на раме при помощи большого количества болтов и резиновых подушек.

Лобовое и заднее стекла лимузина ЗиЛ-111 выполнены панорамными, в дверях использованы электрические приводы стеклоподъемников. Дополнительная вентиляция салона автомобиля ЗиЛ-111 осуществляется через поворотные форточки передних дверей и сдвижные стекла, расположенные в задних стойках крыши.

Для обеспечения комфорта используется климатическая установка с кондиционером воздуха (модель ЗиЛ-111А).

В состав системы отопления автомобиля входят два независимых радиатора, подключенных к системе охлаждения двигателя. Кондиционер, заправленный фреоном, размещается в багажном отделении. Установка оснащается индивидуальным вентилятором, нагнетание охлажденного воздуха в салон осуществляется по каналам, размещенным в углах задней верхней части кузова.

Автомобиль ЗиЛ-111 оснащался 8-ми цилиндровым 4-х тактным карбюраторным двигателем с чугунным блок-картером, объемом почти 6 литров, если быть совершенно точным – 5,969л. Два ряда цилиндров расположены V-образно под углом 90⁰. Штампованный поддон крепится к плоскости, расположенной ниже оси коленчатого вала, что обеспечило увеличение жесткости конструкции.

Головки блоков изготовлены из алюминия, каждый цилиндр имеет по 2 клапана со штанговым приводом от общего распределительного вала, установленного в развале рядов цилиндров. Поршни отлиты из алюминиевого сплава, имеют специальное покрытие.

Силовой агрегат автомобиля ЗиЛ-111 развивает мощность 200 л.с. (в некоторых источниках – 220 л.с.) при 4200 об/мин, повышенная до 9,0 степень сжатия требовала использования бензина с октановым числом не менее 92.

Расход – 29/100. Запас топлива размещается в баке вместимостью 120 л, который установлен в задней части кузова лимузина ЗиЛ-111. Для подачи топливной смеси используется 4-камерный карбюратор К-85, оснащенный автоматическим температурным регулятором на основе биметаллической пружины.

Регулировка состава смеси автоматическая, для пуска холодного двигателя надо просто повернуть ключ в замке зажигания. Выпуск отработавших газов ведется через два трубопровода с индивидуальными глушителями.

ЗИЛ 111 Москва

Радиатор системы охлаждения автомобиля ЗиЛ-111 оснащен дополнительными лентами из красной меди, размещенными в зоне обдува вентилятором. Для усиления потока воздуха, проходящего через соты, используется стальной диффузор. Перед радиатором лимузина установлены жалюзи с автоматическим управлением от отдельного термостата. На корпусе помпы расположен дополнительный радиатор, служащий для охлаждения масла автоматической трансмиссии. В конструкции автомобиля ЗиЛ-111 предусмотрен отдельный радиатор для охлаждения масла.

Для изменения крутящего момента используется автоматическая коробка передач, состоящая из 1-скоростного гидравлического трансформатора и планетарных передач, обеспечивающих 2-е скорости переднего хода и реверс. Переключение ступеней выполняется фрикционными механизмами с электрогидравлическим приводом.

Выбор режима движения осуществляется кнопочным переключателем, установленным на панели приборов.

Выходной вал коробки передач автомобиля ЗиЛ-111 и фланец заднего ведущего моста соединены 2-мя карданными валами с дополнительной опорой. Концевая часть переднего вала имеет скользящее шлицевое соединение. Главная пара гипоидного типа и 2-х сателлитный дифференциал расположены внутри стальной балки моста. Колеса автомобиля ЗиЛ-111 оснащены декоративным хромированным колпаком с вентиляционными лопатками, которые улучшают охлаждение тормозов и бескамерных шин размера 8,90*15.

Применение

Лимузины ЗиЛ-111 использовались как правительственные автомобили для перевозки первых лиц СССР и высокопоставленных иностранных делегаций. Кабриолеты применялись в ходе парадов, а также в ходе различных торжественных событий. Так, открытый автомобиль ЗиЛ-111В являлся транспортом для первого космонавта Ю.А. Гагарина – на этой машине он был доставлен из аэропорта в Кремль.

ЗИЛ-111 фото

Часть машин передавалась союзникам СССР, так у кубинского лидера Ф. Кастро был кабриолет ЗиЛ-111В, подаренный тогдашним руководителем страны Н.С. Хрущевым. Как минимум одна машина имелась в ГДР и обслуживала главу ГДР Эриха Хонеккера. Списанные лимузины поставлялись во дворцы бракосочетаний, где применялись еще в начале 80-х годов.

С лимузином ЗиЛ-111 тесно связан микроавтобус ЗиЛ-118, который стал попыткой сделать производство правительственных машин рентабельным.

На автобусе использовался силовой агрегат и трансмиссия от легкового автомобиля, кузов имел полностью оригинальную конструкцию. В серию машина так и не попала, а строилась в единичных экземплярах вплоть до начала 90-х годов.

Еще одной оригинальной разработкой на узлах лимузина ЗиЛ-111 стал спортивный 2-х местный автомобиль ЗиЛ-112С, собранный в 1962 году. Первый вариант оснащался стеклопластиковым кузовом и бензиновым двигателем с увеличенной мощностью (за счет степени сжатия).

ЗИЛ 112 спортЗИЛ 112 спорт

Впоследствии кузов сменили на алюминиевую конструкцию, которая изначально устанавливалась на втором прототипе. Машины использовались на соревнованиях союзного уровня вплоть до начала 70-х годов. До наших дней дожил один экземпляр гоночного автомобиля ЗиЛ-112С, который находится в Риге.

Сравнение с аналогами

Ближайшими конкурентами советскому лимузину ЗиЛ-111 были американские машины. Так, длиннобазный Cadillac Series 75 1959-60 модельного года оснащался 6,4-литровым 8-цилиндровым бензиновым двигателем и 4-х скоростной гидравлической трансмиссией. Преимуществом американской техники было ежегодное обновление дизайна и силового агрегата, советское автомобилестроение такой роскоши позволить себе не могло.

 ЗиЛ-111Cadillac 75Chrysler Imperial
Колесная база, мм376038053277
Длина, мм614062185768
Ширина, мм204020292035
Высота, мм164015061440
Снаряженный вес, кг245026002500
Максимальная скорость, км/ч170Н.д.Н.д.

Представленная в 1956 году 2-я генерация машин Chrysler Imperial оснащалась 2-х и 4-х дверными кузовами седан или хардтоп. В качестве силовых агрегатов использовались классические американские «биг-блоки» объемом от 6,4 до 7,5 л. На «империалах» устанавливалась 3-скоростная трансмиссия, конструктивно близкая к примененной на ЗиЛ-111. В целом, продукция Chrysler является бюджетной по сравнению с Cadillac. При этом внешний облик Imperial менялся каждый год.

Автомобиль ЗиЛ-111

Автомобиль ЗиЛ-111 стал первым мелкосерийным представительским лимузином завода имени Лихачева. Предыдущие машины ЗиС-101 и 110 строились тысячами, а новая техника строилась вручную в единичных экземплярах. При этом конструкция лимузина не предусматривала никаких «гражданских» версий, тот же ЗиС-110 поставлялся для нужд таксопарков и станций «Скорой помощи».

До наших дней сохранилось немало экземпляров ЗиЛ-111, в том числе и два парадных кабриолета 111В, которые использовались по прямому назначению в Киргизии еще в 2015 году.

Многие технические решения, заложенные в конструкцию лимузина, использовались при создании следующего поколения ЗиЛ-114, которое не имела внешнего сходства ни с одним иностранным прототипом.

Видео

ЗиЛ-111А/В: diecast_43 — LiveJournal

Собирателям членовозов опять фартит. В последнее время лимузины первых лиц государства и авто сопровождения сыпятся как из рога изобилия. Не успела осесть пыль за «Чёрным доктором», как из-за поворота выскочили две модификации ЗиЛ-111. Уже знакомый нам по гагаринскому старту ЗиЛ-111В на этот раз предстал в классическом чёрном смокинге.


1. ЗиЛ-111В 1959г.

2.

3. Вторая модель — лимузин ЗиЛ-111А 1957г., классический перевозчик первых лиц страны советов.

4.

5.

6. Обе модели произведены фирмой Norev по заказу VVM. Качество традиционно не вызывает нареканий.

7. Так же приятно, что, опять-таки традиционно, модели имеют номерную привязку к реально существовавшим прототипам. На фото ЗиЛ-111А гос. номер МА 02-12 на Большом каменном мосту.

8. ЗиЛ-111В гос. номер МА 02-16 на ВДНХ у павильона «Космос».
 

9.

10.

Автолегенды СССР: выпуск номер 29 — ЗиЛ-111Г

Ни история появления, ни особенности конструкции или дизайна, ни быль о покушении не делает для меня этот членовоз легендой. Промелькнув в кадрах кинохроники времён хрущёвской оттепели, этот автомобиль практически не оставил следов в воспоминаниях. Неплохо исполненное советскими инженерами подражание американскому автомобильному дизайну начала 60-х годов, ещё один чёрный лимузин на полке —  ЗиЛ-111Г не вызывает практически никаких эмоций, лишь дополняя ряд ЗиЛовских представительских автомобилей. Очередная китайская ложка дёгтя — уже привычные по многим предыдущим моделям слишком маленькие колёса, а резина, в отличие от ЗиС-110, лишилась белых боковин — облик модели утратил монументальность оригинала. Пластмассовая крыша моего экземпляра имеет дефекты окраски, а слишком толсто нанесённая серебрянка, имитирующая хром по периметру окон, смотрится грубовато. Впрочем, фотографии прототипа этой модели на обложке предыщего выпуска журнала готовили к худшему, реальность оказалась вполне приличной.

Модели двух автомобилей ЗиЛ-118 и ЗиЛ-111Г, в реальной жизни унифицированных по множеству деталей, в масштабе 1:43 получили колёса и резину разного диаметра, и сильно отличающиеся по размеру задние фонари. Впрочем, модели Москвичей 408 и 2140 тоже имеют мало общего. Уже традиция.

Групповое фото династии членовозов. Роль ЗиЛ-111 исполняет ГАЗ-13 «Чайка».


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о